Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси
Оценка 4.8

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
история +1
Взрослым
13.05.2018
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси
План реферата 1. Предыстория противостояния Новгорода и Киева 2. Становление государства 3. Об источниках древней истории 4. Вещий Олег Заключение 1. Предыстория противостояния Новгорода и Киева Древнее Русское государство, оформившееся во второй половине IХ в. на территории Восточной Европы, имело характер многоэтнический. И, прежде чем говорить о первом подлинном строителе Русской державы князе Олеге, следует хотя бы кратко рассказать о племенах, которые были объединены под властью Киевского князя (поскольку наше первое Древнерусское государство образовалось не на пустом месте). Если группировать древние племена по их географическим областям, то мы увидим, что в каждой из них проживали определенные местные, славянские (которые позднее соотнесут с русскими) племена. Так, юго- западную область (правобережная Украина без Волыни и Галиции и Бессарабия) населяли поляне, улигчи, тиверцы. Юго-восточная область (территория к югу от реки Угры и ее продолжения, реки Оки, ограниченная на западе течением Днепра, на востоке - течением Дона и на юге - Черным морем; сюда же входит территория Азовского региона и дельта Кубани) принадлежала северянам, радимичам и вятичам.
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси.doc
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси План реферата 1. Предыстория противостояния Новгорода и Киева 2. Становление государства 3. Об источниках древней истории 4. Вещий Олег Заключение 1. Предыстория противостояния Новгорода и Киева Древнее   Русское   государство,   оформившееся   во   второй   половине  IХ   в.   на территории Восточной Европы, имело характер многоэтнический. И, прежде чем говорить о первом подлинном строителе Русской державы князе Олеге, следует хотя бы кратко рассказать о племенах, которые были объединены под властью Киевского князя (поскольку наше первое Древнерусское государство образовалось не на пустом месте). Если группировать древние племена по их географическим областям, то мы увидим, что в каждой из них проживали определенные местные, славянские (которые позднее соотнесут с русскими) племена. Так, юго­ западную область (правобережная   Украина   без   Волыни   и   Галиции   и   Бессарабия)   населяли поляне, улигчи, тиверцы. Юго­восточная область (территория к югу от реки Угры и ее продолжения, реки Оки, ограниченная на западе течением Днепра, на   востоке   ­   течением   Дона   и   на   юге   ­   Черным   морем;   сюда   же   входит территория   Азовского   региона   и   дельта   Кубани)   принадлежала   северянам, радимичам и вятичам. Западные   земли   (т.   е.   земли   Западной   Волыни   и   Галиции)   были   местом проживания дулебов и хорватов. В лесном районе Припяти жили дреговичи (к северу от реки) и древляне (к югу от Припяти). Северные и северо­западные земли были заселены двумя главными племенами ­ кривичами и словенами. Эти северные земли имеют особенное значение для развития будущей государственности Русской державы, поэтому о них нужно сказать   несколько   больше,   чем   о   других   географических   территориях Восточной Европы. Племя кривичей заселяло верховья Днепра, Западную Двину и Волгу и таким образом контролировало важное пересечение речных путей. Двигаясь на север от среднего Днепра, словене достигли берегов озера Ильмень не позднее VI в. Историк Вернадский Г. В.* высказал предположение, что город Новгород в шестом веке уже существовал. Анализ археологических свидетельств, обращение к византийским хроникам и русским   летописям   позволило   Вернадскому   сделать   некоторые   выводы относительно   колонизации   северных   территорий.   Он   (Вернадский)   выделил общее направление миграции южнорусских племен: улучи, поляне, северяне, радимичи   и   вятичи   двигались   с   юга   на   север.   Это   было   отступлением, вызванным   натиском   мадьяр   и   кочевых   народов.   Для   миграции   северных племен (начиная с VII в.) было характерно движение в направлении с запада на восток, и это было не отступление, а наступательная экспансия. Это было движение   от   новгородских   и   смоленских   земель   к   русскому   междуречью (между   верхней   Волгой   и   Окой).   Кривичи­переселенцы   достигли   верхней Волги. Словенские переселенцы поднимались по реке Мсте, затем, используя волок, двигались к верхней Мологе; оттуда добирались до Сити и Кашинки. Первоначально   территория   Ростово­Суздальского   региона   была   заселена финноугорскими племенами. Но слияние в Ростово­Суздальском регионе двух потоков   колонизации  ­   словенского   и   кривичского   ­   обернулось   созданием здесь многочисленных славянских поселений. Раскопки курганов в этом регионе, произведенные графом А. С. Уваровым и П.   С.   Савельевым   в   середине   ХIХ   в.,   позволили   обнаружить   смешанную финно­славянскую   культуру;   во   многих   курганах   были   найдены   предметы скандинавского происхождения. Вернадский   Г.   В.   полагал,   что   скандинавы   «шли   по   пятам   славянской колонизации, которая проторила им дорожку».* * Вернадский Г. В. История России. Кн. 1­я. Древняя Русь, М., 2000. С. 329. В течение тридцати лет (с 1972 г.) в Ленинградской области производились раскопки в районе Старой Ладоги. Здесь   работала   (и   продолжает   работать!)   Староладожская   археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Российской академии наук под руководством док­ра исторических наук А. Кирпичникова. Многочисленные и разнообразные скандинавские вещи, а также обнаружение во время раскопок целого Дании, а позднее Норвегии), не только еще раз подтвердили «норманнскую теорию» о происхождении Древнерусского государства, но и позволили точно расшифровать: Ладога была первой государственной столицей Руси, а датский выходец,   приглашенный   на   княжение   объединившимися   славянскими   и финскими   племенами   (северных   территорий),   положил   начало   династии Рюриковичей, которые правили на Руси до конца ХVI в. 2. Становление государства Многоэтническая держава с центром в Киеве не была создана выходцами из Скандинавии   в   одночасье.   Все   необходимые   к   этому   предпосылки государственного   образования   в   славянском   обществе   уже   сложились: племена проживали на определенных территориях; важные вопросы решались на коллективных собраниях племени (или племен) ­ вече было своеобразным предшественником   институтов   власти;   славянские   племена   имели представление   о   дани­налоге:   на   дань   всегда   претендовало   более   сильное племя;   были   племенные   объединения;   существовали   в   отдельных   случаях военные организации горожан; наконец, были князья ­ вожди племен ­ и князья с дружинами (представляли собой военную демократию). Исторически   сформировались   два   центра   государственности:   Новгород   и Киев. К середине IХ в. южная часть будущего Древнерусского государства (вместе   с   Киевом)   платила   дань   хазарам.   Северная   Русь   контролировалась варягами. А год 862­й и вообще вошел в русскую историю как год призвания варягов   на   княжение:   для   государственных   объединений   приглашение иноземцев на «роли» первых правителей было явлением характерным. Поскольку предпосылки образования государства в славянском обществе уже сложились,   Рюрику   надлежало   лишь   сделать   завершающий   шаг   ­   наладить новый   механизм   властвования.   И   Рюрик,   бывший   датский   феодал (скандинавом датского происхождения Рюрика считал и Вернадский Г. В.), сделал это. Вообще можно отметить, что выбор Рюрика в качестве князя в военном и организаторском отношении себя оправдал. «Основатель династии и   его   продолжатель   (имеется   в   виду   князь   Олег),   ­   считает   доктор исторических наук А. Кирпичников, ­ придя к управлению в чужой стране, поняли,   что   следует   сохранить   и   расширить   доступ   Руси   к   Балтике   и осуществить   внутренние   задачи   молодого   Русского   государства».   Что касается организации внутреннего обустройства Северной Руси, то, «проведя большую   часть   своей   жизни   на   западе,   Рюрик,   должно   быть,   хорошо   был знаком   с   зарождающейся   феодальной   системой   и,   видимо,   был   готов приложить ее принципы к своим новым владениям на Руси».* * Вернадский Г. В. Древняя Русь. Тверь. М., 2000. С. 343. О том, как была организована Северная Русь под властью Рюрика, сказано в резюме Татищева (по материалам Иоакимовой летописи): «Рюрик насадил во всех городах князей либо варяжского, либо славянского происхождения, а сам был известен как князь великий...» То есть в других городах в качестве своих наместников или вассалов он (Рюрик) посадил кого­то из своих родственников или последователей (сторонников). Заслуга Рюрика видится и в том, что «вплоть до конца Х в. скандинавы не нападали на области Ладоги и Новгорода, предпочитая торгово­транспортные и межгосударственные связи».* * Кирпичников А. Рюрик с Ладоги //Родина. 2001. №№ 1­2. С. 36. 3. Об источниках древней истории Чтобы подойти к вопросу о том, как новгородский центр государственности одержал победу над центром киевским, обратимся к концу VIII­началу IХ вв., т. е. к тому времени, когда эти два центра сформировались. Ранее,   чем   у   других   племенных   союзов,   признаки   государственности обнаружились   у   племени   полян.   Это   было   результатом   наиболее   быстрого экономического, политического и социального развития восточнославянских земель. Развитие ремесел, земледелия, торговли, прекрасное лесное укрытие от степей с кочевыми народами, контроль над всей днепровской магистралью ­ все вместе это способствовало тому, что в Поднепровье создаются важные предпосылки государственности, складывается княжеская власть (заменившая власть   племенных   вождей   и   старейшин).   При   поддержке   дружин   киевские князья   уже   могли   определиться   с   основными   военно­   стратегическими интересами,   связанными   с   интересами   торговыми,   а   также   с   защитой освобожденных от хазарского влияния земель. Поселения северо­западного района, группировавшиеся вокруг озера Ильмень с   центром   в   Новгороде,   являли   собой   второй   центр   государственности. Общность экономических интересов, сходство поверий, поклонение одним и тем   же   языческим   богам,   развитие   торговых   связей,   необходимость скоординировать   военные   усилия,   чтобы   противостоять   внешним   врагам, объединило племена ильменских словен, финноугорских народов и всех тех, кто нашел свою родину в северо­западных землях Восточной Европы. Уж так устроен человеческий разум, что разгадку всего он ищет в мифах, различных   преданиях   старины.   И   чем   невероятнее   легенда   о   некогда происходивших событиях, тем более она притягательна для потомков. Те, кто всерьез интересуется историей родного отечества, не однажды обратится к русским  летописям.  А  летописи,  как  известно,  включали  в  себя  не  только точную запись событий по годам ­ «из лета в лето», ­ одновременно в них записывались   различные   авторские   замечания.   Это   могли   быть   вставки переписчика летописи; например, целые куски текста иногда являются не чем иным, как нравоучительными сентенциями, которыми монах­переписчик счел необходимым дополнить переписываемую летопись. Подобные вставки, равно как   и   умалчивание   летописей   о   событиях,   которые   происходили   в действительности, только затемняют настоящую картину прошлого. Правильная   картина   складывается   из   сличения   разных   летописных документов,   из   археологических   свидетельств   и   из   знакомства   с историческими   трудами   ученых   ­   И.   Беллярминова,   Соловьева,   Г. Вернадского, А. Кирпичникова, В. Демина (а также с книгами наиболее ярких противников «норманнской теории», например Д. Иловайского и других). В «Повести временных лет», написанной Нестором в ХII в., рассказывается о призвании   варягов.   Летописец   сообщил   об   этом   примерно   так:   случились между новгородцами однажды раздоры:  все хотели  повелевать,  и  никто  не желал   повиноваться.   Чтобы   прекратить   беспорядки,   они   решили   выбрать князя,   который   владел   бы   ими   и   судил   по   праву.   Выбор   пал   на   варягов (норманнов), живших на Скандинавском полуострове и известных в VIII­ IХ вв. всей Европе опустошительными набегами. Неустрашимые мореплаватели и отважные воины, норманны являли собой образец воинского братства. Хорошо вооруженные, с четкой военной организацией, варяги на судах вторгались по рекам внутрь европейских государств и брали города. Бывало так, что варяги (норманны)   угрожали   и   Константинополю,   в   который   они   ходили   через славянские земли водными путями (Финский залив, Нева, Волхов, Ильмень, Ловать и Днепр). Вот среди этих варягов новгородцы решили найти себе князя. Новгородская летопись сообщает, что инициатором приглашения Рюрика был новгородский старейшина Гостомысл. Отправленные в Скандинавию послы сказали варягам: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; идите княжить и владеть нами». И пришел Рюрик с родственниками и дружиной и «срубил Ладогу», сделав ее своей столицей. Из Ладоги Рюрик перебрался в Новгород, и, как сказано   выше,   началось   удачное   правление,   правление,   которое   полностью себя оправдало в организационном и военном отношении. Племя варяжское называлось русью, и это название позднее переходит и на его (Рюрика) владения. Варяги из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, пошли на Византию. Идя вниз по Днепру, они овладели Киевом и стали владеть полянами. В поход на греков Аскольд и Дир отправились в 866 г. Они совершили набег на Царьград: войдя в Константинопольскую   гавань,   варяги   перебили   много   христиан   и   на   200 кораблях   обступили   город.   Император   и   патриарх   всю   ночь   молились   в церкви,  где  хранилась  риза  Богородицы. На   следующий  день  вынесли  ризу Богородицы из храма и погрузили ее в море. Рассказывали, что поднялась в то же мгновение сильная буря, встали волны и разбили   варяжские   лодки.   И   только   очень   немногие   варяги   смогли возвратиться в Киев. Рюрик продолжал править в Новгороде, и в 879 г. он умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. 4. Вещий Олег Поскольку   Игорь   был   слишком   мал,   чтобы   заниматься   делами государственного управления, все дела в Новгороде взял в свои руки князь Олег, родственник Рюрика. Во все времена ­ и в этом нет разночтения исторических событий прошлого ­ князя Олега признавали первым подлинным строителем Русского государства. Как   верховный   правитель   и   предводитель   дружины,   князь   Олег   расширил пределы   Русской   державы.   Отстояв   легитимность   Рюрикова престолонаследника, он утвердил власть новой династии в Киеве. Произошло это так: князь Олег собрал большое войско и отправился в поход на Смоленск, город кривичей. Овладев Смоленском, взяв Любеч, он отправился по Днепру на юг. Подплыв к Киевским горам, князь Олег скрыл часть своего войска в лодках, а сам с несколькими воинами высадился на берег. Он велел сказать Аскольду и Диру, что идущие от Олега и Игоря варяжские купцы (по пути в Грецию) желают увидеться со своими земляками. Когда же Аскольд и Дир пришли, Олег, взяв Игоря на руки, сказал: «Вы не князья и не княжеского рода, а вот ваш князь!» Воины князя Олега убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли там. Киев очень понравился князю Олегу, поэтому он определил его местом своего пребывания и назвал «матерью Как только князь Олег утвердился в Киеве, он занялся установлением дани с подвластных ему племен. Соседние славянские племена, жившие на западе и на   востоке   от   Днепра,   он   покорил,   находясь   уже   в   Киеве.   Как   сообщают летописи,   «некоторые   платили   мехами   с   дыма,   или   обитаемого   жилища, некоторые   по   шлягу   от   рала».   Шляг   ­   это,   видимо,   иноземные,   главным образом арабские, металлические монеты, которые были тогда в обращении на Руси. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он   покорил   древлян   и   наложил   такую   дань:   по   черной   кунице   с   жилья. Покорив в следующем году днепровских северян, Олег потребовал с них дань легкую. Этим поступком своим он преследовал далеко идущие политические цели.   Северяне,   платившие   ранее   дань   хазарам,   не   оказали   сильного сопротивления дружине князя Олега. Тяжесть нового обложения (Олегом) для северян оказалась легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, которые жили на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали платить   дань   киевскому   князю.   Ответным   действием   князя   стала   его обязанность   защищать   радимичей   от   хазар.   Нужно   заметить,   что   хазарам радимичи платили по два шляга от рала, а теперь стали платить (князю Олегу) по одному. Население   Новгорода   было   обязано   ежегодно   платить   князю   300   гривен (гривной   на   Руси   назывался   слиток   серебра   различной   формы,   обычно продолговатой, который служил самым крупным меновым знаком до ХIV в.). Это был так называемый целевой сбор на содержание наемной дружины для защиты северных границ. Дань   при   князе   Олеге   взималась   двумя   способами:   повозом,   когда   она привозилась в Киев, и полюдьем (просуществовала до ХIII в.), когда князь или княжеские дружины сами ездили за нею. Кроме   установления   дани   ­   этого   систематического   прямого   налога, являющегося одной из наиболее важных черт государственности, князь Олег строил   города   и   крепости.  Одна   из   таких   крепостей   обнаружена   во   время раскопок   в   Старой   Ладоге.   Ученые   полагают,   что   найденное   крепостное укрепление   относится   к  882  г.  и   что   строилось   это   укрепление   при   князе Олеге.   И   в   этом   же   882   г.   Киев   становится   столицей   Древнерусского государства (поскольку князь Олег сделал Киев своей резиденцией). Князь Олег ­ один из самых блистательных и подлинных строителей Русского государства. При нем Новгородский север победил Киевский юг. Именно в период   его   правления   был   нанесен   первый   ощутимый   удар   по   всевластию Хазарского   каганата.   Хазары   не   только   собирали   дань   с   соседних   им славянских племен, они, кроме того, пытались навязать им, славянам, свою идеологию ­ привить язычникам иудаизм. Князь Олег вошел в историю как человек необыкновенно предприимчивый, политически дальновидный, решительный и хитрый военачальник, а также как человек необычайной удачи, за которую народ прозвал его вещим. Народная   память   запечатлела   образ   Олега   Вещего   в   былинах,   балладах   и различных преданиях (в сказках ­ тоже). Память о блистательном князе хранят иностранные источники: в византийских хрониках   сохранена   запись   заключенного   Олегом   знаменитого   договора   с греками.   О   нем   рассказывают   Иоакимовская,   Типографская   (летопись Синодальной   типографии),   Новгородская   летописи.   Есть   исследование Татищева. В то же время в «Повести временных лет», главной летописи, на которую опирается (более всего) отечественная история, период правления одного из выдающихся русских князей не освещен как должно. Один из самых больших   пробелов,   которые   есть   в   «Повести   временных   лет»,   падает   на княжение Олега. С   885   года   (покорение   радимичей   и   начало   похода   против   хазар,   о   чем первоначального   текста   не   сохранилось)   и   по   907   г.   (первый   поход   на Константинополь)   в   летописи   зафиксированы   только   3   события,   которые относятся к истории Руси. Остальное в летописи ­ либо «пустые лета», либо два эпизода, которые были заимствованы из византийских хроник (касающиеся правления константинопольских императоров). Из чисто русских реалий ­ упоминание в летописи за 898 г. прохождения мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая реалия ­ знакомство Игоря со своей   будущей   женой   ­   псковитянкой   Ольгой.   Нестор   повествует,   что произошло   это   в   903   г.   И   третье   событие   ­   эпохальное   ­   появление письменности на Руси. Нестор упоминает двух братьев ­ Кирилла и Мефодия ­ и связывает их имена с 898 г. (на самом деле распространение письменности началось гораздо раньше и не без волевого решения князя Олега! ­ об этом будет сказано ниже). Историк   Данилевский   высказал   мнение,   что   у   христианина   Нестора двойственное отношение к князю  Олегу: с одной стороны, он восхищается подвигами, храбростью Олега, с другой ­ он (Нестор) понимает, что победа князя Олега ­ это победа язычника над греками­христианами, и это не может вполне   нравиться   Олегу.*   *   Данилевский   И.   Древняя   Русь   глазами современников и потомков. 2001. Демин В. считает, что вымарывание отдельных мест летописи, касающихся княжения Олега, ненужные нравоучительные сентенции и просто пробелы (в 21 год!) ­ все это было сделано Нестором­монахом, во­первых, потому, что он был   христианином,   а   во­вторых,   потому,   что   это,   видимо,   нужно   было последующим правителям Руси.* * Демин В. Русь летописная. М.: Вече, 2002. Итак,  каким   видится  Олег­правитель   и  Олег­собиратель  Русской   державы? Филологи установили, что прозвище Олега ­ «вещий» ­ во времена Нестора (ХI­ХII   вв.)   не   означало   «мудрый»;   слово   «вещий»   в   те   древние   времена означало способность (склонность!) человека к ведовству, к волхованию.* * Демин В. Русь летописная. М.: Вече, 2002. С. 249. Будучи   одновременно   правителем   государства   и   предводителем   (воеводой) дружины, князь взял на себя и еще одну важную обязанность. Обладая редким даром   предвидения   (не   в   этом   ли   секрет   его   удачливости?!),   князь   Олег выполнял   обязанности   жреца,   волхва,   кудесника   и   чародея.   Образ   именно такого Вещего Олега воплотился в былине о таинственном богатыре Вольге (имена (В)ольга и Олег фактически совпадают). Необыкновенно смышленный ребенок   в   детстве,   Вольга,   становясь   старше,   научается   превращениям:   он может превратиться и в сокола, и в серого волка. Уже по этому чудесному дару оборотничества, которым обладал былинный Вольга,   можно   судить,   какие   удивительные   способности   приписывались историческому   Олегу!   В   некоторых   вариантах   былины   богатырь   Вольга именуется волхвом, и это полностью соотносится с точным смыслом прозвища Олега ­ Вещего. Если   следовать   христианскому   учению,   то   князя   Олега  нужно   порицать   за язычество   и   ведовство.   Возможно,   именно   это   и   явилось   причиной нестеровского   умолчания   о   блистательном,   полном   героических   подвигов княжении одного из русских князей! Он был сильный вождь, за которым шла дружина; ему сопутствовал военный успех. В 907 г. огромное русское войско во главе с князем Олегом двинулось на Царьград (Константинополь). Войско состояло из варягов и славян. Греки   имели   флот,   состоявший   из   кораблей,   которые   были   похожи   на подвижные крепости. Но даже такой сильный флот не удержал Олега, и он подошел к Царьграду. Вытащив на берег лодки, варяги и славяне стали жечь загородные дома и церкви; пленных бросали в море. Греки запросили мира и послали Олегу разного кушанья и питья. Олег на мир согласился, но пищи не принял: он понимал, что она может быть отравлена. Взяв с греков 300 пудов серебра, он прибил свой щит к воротам Царьграда и возвратился назад, в Киев. По   мирному   договору   с   византийцами   Русь   не   только   получила   крупную контрибуцию; Древнерусскому государству была предоставлена возможность беспошлинно  торговать  на  византийских   рынках,  а  русские  послы   и купцы получили   право   на   определенное   продовольственное   содержание   в   течение всего времени, пока они находятся в Византии. В год своей смерти князь Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. Это был первый в истории Восточной Европы подробный письменный договор между Византией и Русью. Стороны договорились по всем интересующим их экономическим, политическим, военным и юридическим вопросам. Византийские   хроники   уважительно   называли   князя   Олега   «сиятельным князем». Особо   следует   подчеркнуть,   что   в   период   правления   Олега   на   Руси распространяется славянская письменность. Удивительно,   а   может   быть,   и   закономерно,   но   создание   славянской письменности   совпало   с   появлением   на   Ладоге   и   в   Новгороде   Рюрика   с дружиной. Византийский грек Кирилл (в миру ­ Константин) начал свою миссионерскую деятельность   на   юге.   В   начале   60­х   гг.   IХ   столетия   он   отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого, как уже сказано выше, в то время находилось большинство славянских племен. Окончив свою миссию,   Кирилл   удалился   в   малоазийский   монастырь,   где   разработал славянскую азбуку. В   862   году   создатели   славянской   письменности   ­   Кирилл   и   Мефодий   ­ отправились в Моравию. На руках они уже имели в это время разработанную азбуку. Затем   в   течение   четверти   века   происходит   распространение   славянской письменности: она утверждается в Болгарии, в Сербии и в Русской земле. каким   было   создание   письменности, Великие дела не должны пускаться на «самотек». Великое создание, великое творение,   чтобы   широко распространиться,   должно   получить   поддержку   правителя.   А   для   такого эпохального   события   требовалась   не   просто   поддержка:   нужны   были государственное решение и воля авторитетного правителя. И теперь мы это знаем: на Руси был такой волевой правитель. Таким образом, князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета восточнославянского государства, но и величайшим деянием ­ утверждением грамотности  на Руси,  реформой  письменности,  принятием   новой  азбуки  на основе кириллического алфавита, которым мы пользуемся по сей день. Героическая   жизнь   князя   Олега   окутана   легендами,   смерть   же   покрыта непроницаемой тайной. Легенда о «гробовой змее» есть только часть загадки. Раскрыть тайну смерти князя попытался В. Н. Демин в своей книге «Русь летописная» (2002 г.) он путем логических умозаключений подводит нас к мысли, что князь Олег умер вовсе не от укуса змеи: он был отравлен. Чтобы человек умер, гадюка  должна укусить по меньшей мере в шею или прямо в сонную артерию. В   Новгородской   первой   летописи   младшего   извода   история   смерти   князя Олега   излагается   иначе,   чем   в   «Повести   временных   лет».   Если   следовать Новгородской   летописи,   то   князь   умер   в   Ладоге,   по   дороге   в   Новгород. Старая   Ладога,   как   уже   сказано,   ­   столица   Рюриковичей.   И   именно   здесь похоронили   князя   Олега,   коему   Рюриковичи   обязаны   были   укреплением собственной власти и распространением ее на другие русские земли. Здесь   же,   в   Старой   Ладоге,   находится   могила   князя   Олега,   которую любознательным туристам показывают местные экскурсоводы. Не отрицая факта смерти князя от укуса змеи, новгородский летописец, тем не   менее,   делает   очень   важное   уточнение,   которого   нет   в   нестеровской летописи: змея укусила Олега не на днепровском или волховском берегу, а «за морем». Змея князя Олега укусила не за Балтийским и не за Белым морем. В Новгородской   летописи   говорится,   что   после   укуса   змеи   князь   Олег «разболелся».   Если   совместить   Новгородскую   летопись   с   «Повестью временных   лет»,   то   напрашивается   вывод:   князя   привезли   из­за   моря смертельно   больным,   и   он   пожелал   умереть   на   родине   (есть   такое предположение,   что   княгиня   Ольга   ­   внучка   новгородского   старейшины Гостомысла и дочь Олега Вещего). «За каким таким далеким и теплым морем пребывал князь Олег и что он там вообще делал?» ­ задается вопросом автор книги «Русь летописная». И сам же отвечает, что гадать на сей счет не приходится: путь «из варяг в греки» был проложен давно, и шел он через Черное море в Византию. Не однажды князь Олег осаждал Царьград, здесь, над воротами, был прибит щит князя, и здесь же он подписал развернутый письменный договор с греками (подписал в год своей смерти). «Так не подпустили ли русскому князю хитроумные потомки Одиссея аспида вместе   с   текстом   договора?»   (Демин   В.   Н.)   Здесь   нужно   заметить,   что излюбленным орудием убийства у византийцев был яд. Его насыпали в пищу или   накапывали   в   вино,   и   так   расправлялись   с   неугодными.   Ну   а   потом списывали на аспида. Может быть, и нельзя со стопроцентной долей вероятности утверждать, что это было именно так, но все же данная версия гибели князя Олега выглядит достаточно убедительно. Заключение Дела   Олега   Вещего   как   верховного   правителя   созданной   им   державы   есть череда   героических   подвигов,   которая   увенчалась   великими   событиями   в истории   Руси.   Во­первых,   в   период   княжения   Олега   Русь   объединила   все восточнославянские   племена.   Причем   это   объединение   носило   по преимуществу   мирный   характер.   Например,   взаимоотношения   славян   с финнами   очень   показательны   в   этом   смысле:   миролюбивое   настроение   по отношению   друг   к   другу   объяснялось   известной   общностью   их   (славян   и финнов) экономических интересов, включенностью в единую систему торгово­ промысловой   экономики,   все   участки   которой   находились   в   определенной зависимости друг от друга. Покоренные и объединенные под властью киевского князя племена, казалось, понимали, что основные военные конфликты разворачиваются не между ними, а между конкурирующими группами «данников» (например, между сильными межплеменными группировками Новгорода и Киева или, после образования единого   государства   с   центром   в   Киеве,   между   Киевом   и   Хазарским каганатом).  Для   объединенных   в   одно   государство   народов   было   особенно важно   чувствовать   себя   в   безопасности,   а   власть   киевского   князя предоставляла   такую   возможность,   поскольку   стремилась   обеспечить безопасность объединенных племен перед лицом внешнего врага. Первое   Русское   государство,   управляемое   Олегом,   стремилось   обеспечить безопасность   торговых   путей   на   Восток   и   на   Балканский   полуостров.   И именно при князе Олеге эта безопасность стала вполне реальной, поскольку варяги и славяне теперь выступают в одном войске (были заодно), а Хазарский каганат,   получивший   ощутимый   удар,   «поставлен   на   место»,   и   на   воротах поверженного   Царьграда   прибит   щит   победителя:   с   хитроумными   греками Русь заключила знаменитый письменный договор. Во­вторых,  княжение   Олега увенчалось  беспримерным  событием  в истории Руси: народ получил славянскую письменность и русскую азбуку. Объединенные в восточнославянское государство, земли славян явили собой новый тип многоэтнического образования. В этом новом государстве народы обрели   государственный   порядок   и   встали   на   путь   поступательно­ прогрессивного движения. После   смерти   князя   Олега   процесс   формирования   державы   Рюриковичей сделался   уже   необратимым.   В   том,   что   княжеская   власть   приобрела невиданный   никогда   прежде   авторитет   и   международный   престиж,   есть великая   заслуга   князя   Олега. «Мудростью   правителя, ­  сказал  Карамзин, ­ цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие   Империи   и   служит   им   надежною   опорою   в   их   опасной   новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее Русской ­ Вещего Олега. Князь­язычник   и   воитель­жрец,   он   сумел   подняться   над   собственной религиозно­идеологической ограниченностью во имя просвещения и культуры, во   имя   великого   будущего   народов   Русского   государства,   которое   стало возможным   после   обретения   ими   великого   достояния   ­   славянской письменности и русской азбуки. Он был великим вожатым, сумевшим воодушевить доверившиеся ему народы на великие подвиги во имя зарождающегося нового великого государства с названием Русь. Список литературы 1.   Беллярминов   И.   Элементарный   курс   всеобщей   и   русской   истории.   М.: Просвещение, 1993 (из серии «Учебники дореволюционной истории»). 2. Вернадский Г. История России. Кн. 1. Древняя Русь. М., 2000. 3. Данилевский И. Древняя Русь глазами современников и потомков. 2001. 4. Демин В. Русь летописная. М.: Вече, 2002. 5. Кирпичников А. Рюрик с Ладоги // М.: Родина. 2001. №№ 1­2. 6. Макаров Н. К Дышащему морю //Родина. 2001. №№ 1­2. С 37. 7. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХVII века. М.: Просвещение, 1999. 8. Соловьев С. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. 9. Фроянов И. Начала русской истории. «Петербург», 2001. 10. Черник Дм. Налоги в старину //Былое, 1996. № 7. статья).

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018