"Борьба Рима с Карфагеном". Урок в 5-м классе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Борьба Рима с Карфагеном". Урок в 5-м классе Цель урока: 1. Изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. 2. Развивать у учащихся аналитические умения и навыки (умение работать с картографическим материалом, текстом, картиной, умение решать задачи). 3. Воспитывать терпимость и коммуникативные качества личности. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: игра – практикум. Оборудование урока: • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Просвещение. 2005, параграф 47; • «Римская республика в 5-1вв. до нашей эры» – настенная карта; • раздаточный материал; • проверочные тесты • картина; • картосхема битвы при Каннах.
Иконка файла материала Борьба Рима с Карфагеном.doc
"Борьба Рима с Карфагеном". Урок в 5­м классе Цель урока: 1. Изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. 2. Развивать у учащихся аналитические умения и навыки (умение работать с картографическим  материалом, текстом, картиной, умение решать задачи). 3. Воспитывать терпимость и коммуникативные качества личности. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: игра – практикум. Оборудование урока:  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Просвещение. 2005,  параграф 47; «Римская республика в 5­1вв. до нашей эры» – настенная карта; раздаточный материал; проверочные тесты картина; картосхема битвы при Каннах.      1. Организационный момент. Приветствие, деление класса на команды, объяснение правил игры. 2. Вступительная беседа. Ход урока 1. Вспомните, как назывался отряд римских воинов? 2. Какие виды войск были у римлян? 3. С кем римляне воевали, чтобы завоевать Италию? 4. Покажите на карте территорию Рима в середине 3 века до н.э. 5. Назовите острова около берегов Италии. 6. Как, по­вашему, почему Рим хотел овладеть Сицилией? 7. Кому принадлежала западная часть Сицилии? 8. Где находится Карфаген? Покажите на карте. Итак, между Римом и Карфагеном началась борьба за господство в Западном Средиземноморье. Это и стало причиной войны, которая получила название пунической. Римляне называли карфагенян  пунами. Отсюда такое название. Запишите в тетрадях годы этой войны. Сегодня на уроке мы узнаем,  как проходила эта война и чем она завершилась. В тетради делается запись о теме урока. 3. Домашнее задание. Учитель объясняет детям домашнее задание: пересказ параграфа 47, выучить даты событий. Они  записывают его в дневники. 4. Причины войны и ее характер. Беседа с учащимися:  Каковы были причины войны?  Какой была эта война по своему характеру для Рима, для Карфагена? Запись в тетрадях о причинах и характере войны: «Причины войны – борьба за господство в Западном Средиземноморье.   Характер войны – захватнический для обоих государств». 5. Карфагенское войско и его полководец Ганнибал. Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты. После выполнения задания проверяются (сначала отвечают картографы, затем историки, стратеги и  политики). Делается вывод о силе и слабости наемного войска, о характере Ганнибала, о замыслах римлян. На  доске отмечаются баллы, заработанные командами. Полный ответ оценивается в 2 балла, неполный –  1 балл. 6. Поход Ганнибала в Италию.Учитель: Ганнибал решил обмануть римлян и сам отправился в Италию. Что случилось дальше, вы  узнаете, выполнив задания . Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты. Задание проверяется сначала у картографов, политиков, стратегов, затем у историков. Делается вывод о трудностях похода, отношении галлов к карфагенянам, первых победах Ганнибала,  подводятся итоги командной борьбы. 7. Битва при Каннах. Учитель: Следующее сражение произошло при Каннах. Сейчас мы его рассмотрим. Ученики делают запись даты события в тетради. Учащимся раздаются задание, дается 2 минуты на выполнение, затем проверяется. Первыми отвечают  политики, историки, картографы, а затем стратеги. Делается вывод о полководческом таланте Ганнибала, выставляются баллы командам. 8. Окончание войны. Причины поражения Карфагена. Учитель: Несмотря на победы Карфаген проиграл. Давайте посмотрим, как же это произошло. Группам раздается задание, на выполнение которого дается 2 минуты. Затем задания проверяются у  стратегов, политиков, историков, затем у картографов. Причины поражения Карфагена (задание  историков) записываются в тетради: 1. Стойкость и решимость римлян. 2. Жители Италии не помогли Ганнибалу. 3. Купцы Карфагена не дали Ганнибалу войско. Баллы, набранные командами, отмечаются на доске и подсчитываются. Объявляется победитель. 9. Закрепление материала. Учитель: Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, вам предлагается прочесть 5  предложений и поставить слово «Да», если предложение верно, слово «Нет», если утверждение  неверно. Учащиеся выполняют задание Учитель: Обменяйтесь карточками, ваши товарищи проверят  правильность выполнения задания. На доске правильные ответы. Проставьте друг другу отметки: 5  правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных ответа – «3». Оценивание работы учащихся. Подведение итогов урока. Учитель: К оценке, полученной вами за выполнение теста, я прибавлю баллы, набранные вами в ходе  работы на уроке. Давайте сделаем вывод. Что мы узнали сегодня на уроке? Что вам было интересно? Что вы хотели бы  еще узнать? Окончание урока.