Борьба Руси с западными завоевателями
Цель урока: раскрыть тему борьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского.
Задачи урока:
• Обучающие: изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификация Александра Невского.
• Развивающие: развивать умение приводить оценки значения Ледового побоища, деятельности Александра Невского; соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков
• Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за судьбу своей страны
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (мультимедиа-презентации в программе Power Point, видеофильма)
Оборудование:
• ПК с акустическими колонками;
• мультимедиапроектор.
Борьба Руси с западными завоевателями
Цель урока: раскрыть тему борьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов;
оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского.
Задачи урока:
Обучающие: изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового
побоища, персонификация Александра Невского.
Развивающие: развивать умение приводить оценки значения Ледового побоища, деятельности
Александра Невского; соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против
захватчиков
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за
судьбу своей страны
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (мультимедиапрезентации в программе
Power Point, видеофильма)
Оборудование:
ПК с акустическими колонками;
мультимедиапроектор.
Основные и дополнительные источники: CDROM «Энциклопедия «История России. 8621917»,
ресурсы сети Интернет.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Игра «КрестикиНолики»
Учащимся предлагается 9 вопросов по ранее изученному материалу.
Раздать учащимся начерченную схему – лист ответа (Приложение 1) Если ученики дают
утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный –
ставят нолик. Подобную схему с правильными ответами учитель размещает на слайде презентации и в
конце игры использует для проверки правильности выполнения задания учащимися.
Вопросы для игры:
1. В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского
государства и принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да)
2. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир? (Да)
3. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали
победу над монголотатарами? (Нет)
4. Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней, Рязань была
взята? (Да)
5. Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет)
6. Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные
запасы? (Да)
7. Чингизхан назвал Козельск "злым городом”? (Нет)
8. Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет)
9. Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить
задачу покорения всей Европы? (Да)
Проверка выполненного задания.
– Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
3. Изучение новой темы. Демонстрация Презентации, слайд 2
Нашествие Батыя не затронуло северозападные районы Руси – Новгородскую и Псковскую земли. Но
и здесь сложилась крайне опасная обстановка.
В Прибалтике обосновались немецкие рыцари – крестоносцы члены духовнорыцарских орденов.
Демонстрация слайда 3
– Кто такие крестоносцы, и каковы их цели?
– Что такое рыцарский орден?Выступление ученика с сообщением по теме: «Крестоносцы. Рыцарские ордена».
Предполагалось, что шведы и немецкие рыцарские ордена объединенными усилиями совершат
крестовый поход на Русь. Но одновременного выступления не получилось. Первыми начали военные
действия против Руси шведы (карта в учебнике стр.101) Демонстрация слайда 4
В июле 1240 г. шведские суда вошли в устье Невы. Возглавил шведов ярл Биргер. Всем участникам
похода он обещал большую добычу. По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро и отсюда уже
идти к Новгороду. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла
оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов послал сказать
новгородскому князю Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю
твою землю". Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А у Александра Ярославича была
небольшая дружина, новгородские ополченцы и отряды из Ладоги. «Нас не много, а враг силен, но Бог
не в силе, а в правде» – сказал Александр (было ему тогда 19 лет).
Шведы высадились на левом берегу в том месте, где Ижора впадает в Неву. Александр напал
стремительно и неожиданно. Сражение началось около 6 часов утра 15 июля 1240 г. Конная
княжеская дружина громила центр лагеря шведов, ополченцы отрезали отход к кораблям.
Мужественно сражались русские воины во главе с Александром (стр.113114 читать отрывок из
«Документа» и выделить имена героев битвы).
Демонстрация слайдов с 5 по 8.
В итоге битвы на Неве шведы были разгромлены, оставшиеся в живых бежали на кораблях прочь.
Русские потери были совсем не велики. Александр возвращался в Новгород с великой победой. С той
поры князь навеки получил прозвище Невский.
Закрепление пройденного материала. Демонстрация слайда 9
1. Какое событие произошло 15 июля 1240 года? (Ответ записать в тетрадь, в контурной карте
стр.4 отметить место сражения)
2. Как можно охарактеризовать действия Александра во время битвы?
Разгром шведов не остановил немецких крестоносцев. Александр принял решение бой дать на льду
Чудского озера.
– Объясните почему? (На карта в учебнике найти Чудское озеро. Текст в учебнике стр.111
прочитать самостоятельно и ответить на вопрос).
Демонстрация видеофильма «Ледовое побоище».
Закрепление пройденного материала (К.Симонов «Ледовое побоище»).
В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты.
– 5 апреля кого года описывается в поэме? (записать в тетрадь дату) Кто шел с войной на Русь?
Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.
И оглянулся. Гдето сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди, по звонким льдинам
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой.– Где проходила эта битва?
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.
И князь, едва остыв от свалки,
Изпод руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К ливонским землям уходил
– Каков итог сражения?
Вывод по теме урока:
– Почему русские войска смогли одержать победу над шведами и немецкими рыцарями?
– В чем состоит историческое значение этой победы?
4. Домашнее задание: параграф №13, вопросы №15,