Борьба Руси с западными завоевателями

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Борьба Руси с западными завоевателями Цель урока: раскрыть тему борьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского. Задачи урока: • Обучающие: изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификация Александра Невского. • Развивающие: развивать умение приводить оценки значения Ледового побоища, деятельности Александра Невского; соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за судьбу своей страны Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (мультимедиа-презентации в программе Power Point, видеофильма) Оборудование: • ПК с акустическими колонками; • мультимедиапроектор.
Иконка файла материала Борьба Руси с западными завоевателями.doc
Борьба Руси с западными завоевателями Цель урока: раскрыть тему борьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов;  оценить деятельность и  полководческий талант Александра Невского. Задачи урока:  Обучающие: изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового  побоища, персонификация Александра Невского.  Развивающие: развивать умение приводить оценки значения Ледового побоища, деятельности  Александра Невского; соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против  захватчиков  Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за  судьбу своей страны Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (мультимедиа­презентации в программе  Power Point,  видеофильма) Оборудование:  ПК с акустическими колонками;  мультимедиапроектор. Основные и дополнительные источники: CD­ROM «Энциклопедия «История России. 862­1917»,  ресурсы сети Интернет. ХОД УРОКА 1.  Организационный момент 2. Проверка домашнего задания Игра «Крестики­Нолики» Учащимся предлагается  9 вопросов по ранее изученному материалу. Раздать учащимся начерченную схему – лист ответа (Приложение 1) Если ученики дают  утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный –  ставят нолик. Подобную схему с правильными ответами учитель размещает на слайде презентации и в  конце игры использует для проверки правильности выполнения задания учащимися. Вопросы для игры: 1. В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского  государства и принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да) 2. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир? (Да) 3. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали  победу над монголо­татарами? (Нет) 4. Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней, Рязань была  взята? (Да) 5. Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет) 6. Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные  запасы? (Да) 7. Чингизхан назвал Козельск "злым городом”? (Нет) 8. Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет) 9. Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить  задачу покорения всей Европы? (Да) Проверка выполненного задания. – Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? 3. Изучение новой темы.  Демонстрация Презентации, слайд 2 Нашествие Батыя не затронуло северо­западные районы Руси – Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка.  В Прибалтике обосновались немецкие рыцари – крестоносцы члены духовно­рыцарских орденов.  Демонстрация слайда 3 – Кто такие крестоносцы, и каковы их цели? – Что такое рыцарский орден?Выступление ученика с сообщением по теме: «Крестоносцы. Рыцарские ордена». Предполагалось, что шведы и немецкие рыцарские ордена объединенными усилиями совершат  крестовый поход на Русь. Но одновременного выступления не получилось. Первыми начали военные  действия против Руси шведы (карта в учебнике стр.101) Демонстрация слайда 4 В июле 1240 г. шведские суда вошли в устье Невы. Возглавил шведов ярл Биргер. Всем участникам  похода он обещал большую добычу. По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро и отсюда уже   идти к Новгороду. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла  оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов послал сказать  новгородскому князю Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю  твою землю". Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А у Александра Ярославича была  небольшая дружина, новгородские ополченцы и отряды из Ладоги. «Нас не много, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде» – сказал Александр (было ему тогда 19 лет). Шведы высадились на левом берегу в том месте, где Ижора впадает в Неву. Александр напал  стремительно и неожиданно. Сражение началось около 6 часов утра 15 июля 1240 г. Конная  княжеская дружина громила центр лагеря шведов, ополченцы отрезали отход к кораблям.  Мужественно сражались русские воины во главе с Александром (стр.113­114 читать отрывок из  «Документа» и выделить имена героев битвы). Демонстрация слайдов  с  5 по 8. В итоге битвы на Неве шведы были разгромлены, оставшиеся в живых бежали на кораблях прочь.  Русские потери были совсем не велики. Александр возвращался в Новгород с великой победой. С той  поры князь навеки получил прозвище Невский. Закрепление пройденного материала. Демонстрация слайда 9 1. Какое событие произошло 15 июля 1240 года? (Ответ записать в тетрадь, в контурной карте  стр.4 отметить место сражения)  2. Как можно охарактеризовать действия Александра во время битвы? Разгром шведов не остановил немецких крестоносцев. Александр принял решение бой дать на льду  Чудского озера. – Объясните почему? (На карта в учебнике найти Чудское озеро. Текст в учебнике стр.111  прочитать самостоятельно и ответить на вопрос). Демонстрация видеофильма «Ледовое  побоище». Закрепление пройденного материала (К.Симонов «Ледовое побоище»). В субботу, пятого апреля, Сырой рассветной порой Передовые рассмотрели Идущих немцев темный строй. На шапках перья птиц веселых, На шлемах конские хвосты. Над ними на древках тяжелых Качались черные кресты. – 5 апреля кого года описывается в поэме? (записать в тетрадь дату) Кто шел с войной на Русь? Князь поскакал к прибрежным скалам, На них вскарабкавшись с трудом, Высокий выступ отыскал он, Откуда видно все кругом. И оглянулся. Где­то сзади, Среди деревьев и камней, Его полки стоят в засаде, Держа на привязи коней. А впереди, по звонким льдинам Гремя тяжелой чешуей, Ливонцы едут грозным клином – Свиной железной головой.– Где проходила эта битва? Под ними лошади тонули, Под ними дыбом лед вставал, Их стремена на дно тянули, Им панцирь выплыть не давал. И князь, едва остыв от свалки, Из­под руки уже следил, Как беглецов остаток жалкий К ливонским землям уходил – Каков итог сражения? Вывод по теме урока: – Почему русские войска смогли одержать победу над шведами и немецкими рыцарями? – В чем состоит историческое значение этой победы? 4. Домашнее задание: параграф №13, вопросы №1­5,