Борьба за существование. Естественный отбор.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. Триединой целью такого урока является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Все же другие этапы сокращены во времени и объеме, иногда (особенно в старших классах) вообще отсутствуют. Задача остальных этапов заключается в том, чтобы «обслуживать» процесс усвоения новых знаний учащимися как главную часть учебного занятия. Основным назначением этого урока является формирование знаний учеников. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информационная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.
Иконка файла материала 46_urok..docx
46. Разработать   фрагмент   урока   изучение   нового   материала   «Борьба   за  существование. Естественный отбор». Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными:   лекция,   объяснение   учителя   с   привлечением   учащихся   к   обсуждению   отдельных   вопросов,   положений,   эвристическая   беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. Триединой целью такого урока является учебно­воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Все же другие этапы сокращены во времени и объеме, иногда (особенно в старших классах) вообще отсутствуют. Задача остальных этапов заключается в том, чтобы «обслуживать» процесс усвоения новых знаний учащимися как главную часть учебного занятия. Основным назначением этого урока является формирование знаний учеников. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информационная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может. Задачи урока:    обучающая – продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции; определить роль борьбы за существование в  эволюционном процессе; познакомиться с формами естественного отбора и определить его направляющую роль в эволюции. воспитательная – расширить научные представления о факторах эволюции; продолжить формирование наблюдательности,  самостоятельности, умения общаться: слушать других, отстаивать свою точку зрения в процессе диалога; работать в группе; развивающая – развивать трудолюбие, познавательные способности и интерес к дисциплине логическое мышление, умение  анализировать, сравнивать, делать выводы; формировать навыки самостоятельного мышления и поведения; развивать культуру речи;  Тип урока: комбинированный  Вид урока: урок изучения нового материала Методы и приемы обучения: частично ­ поисковый, объяснительно ­ иллюстративный, проблемный.  Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска; мультимедийная презентация; тесты План урока Деятельность учителя Организационный момент I. Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверка знаний: II. Понятийная разминка: эволюция, эволюционное учение, изменчивость, ненаследственная изменчивость, наследственная изменчивость,  генотип, фенотип, генофонд, популяция, вид. III. Изучение нового материала Эволюция   в   природе,   по   Ч.   Дарвину,   обуславливается   факторами, которые определяют эволюцию культурных форм. Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиям среды. Одним   из   главнейших   условий   естественного   отбора   в   природной среде Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения.   Как вы думаете, что такое борьба за существование? Используя текст учебника, заполните таблицу  «Борьба за существование» Формы борьбы за существование. Деятельность учащихся Приветствуют учителя, готовятся к уроку. Учащиеся проговаривают определения терминов разминки. Слушают учителя.3. Изучение нового материала. Эволюция в природе, по Ч. Дарвину, обуславливается факторами,  которые определяют эволюцию культурных форм.  Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора,  который производился не человеком, а условиям среды. Одним из главнейших условий естественного отбора в  природной среде Ч. Дарвин считал возможное перенаселение  видов, возникающее как следствие геометрической  прогрессии размножения.  ­ Ребята, как вы  думаете, что такое «Борьба за существование»?  Задание: Используя текст учебника, заполните таблицу  «Борьба за существование» Форма борьбы Внутривидовая  Межвидовая  Борьба с неблагоприятными условиями среды Формы борьбы за существование. Определение Причины  Результат борьбы Примеры Борьба   за   существование  –   сложные   и   многообразные внутривидовые   и   межвидовые   отношения,   а   также взаимоотношения организмов с факторами среды. Заполняют предложенную учителем таблицу. Форма борьбы Определени Причины  Внутривидовая  Межвидовая  е  Борьба между особями одного вида Борьбы между особями разных видов Избыточная численность Ограниченность природных ресурсов Результат борьбы Сохранение популяции и вида за счет гибели слабых Использование одного вида другим в качестве пищи, расселение на новой территории Примеры Чайки в колонии, одновозрастны е ели в лесу Вытеснение европейской пчелой местной австралийской; борьба за пищу между серой и черной крысами;Борьба с неблагоприятным и условиями среды Борьба между организмам и и средой Неблагоприятны е условия среды Выживание в крайних или изменившихся условиях наиболее приспособленны х организмов сорные растения угнетают культурные растения Зимой животные меняют окраску, густоту шерсти, впадают в спячку; редукция листьев и образование длинных корней у растений пустыни Учащиеся   смотрят   видеофильм,   проверяют   правильность таблицы, дополняют материалом из фильма. Видеофильм «Борьба за существование. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/00000460­1000­4ddd­5937­ 3c0046bc4318/040.swf Далее рассмотрим естественный отбор. Естественный   отбор   –  процесс   дифференцированного (неслучайного,   избирательного)   выживания   и   воспроизведения организмов в ходе эволюции.Что же такое естественный отбор? http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/00000466­1000­4ddd­e86e­ 580046bc4319/038.swf Естественный   отбор   реализуется   через   действие   естественных факторов среды (температура, влажность, свет, паразиты, конкуренты, враги,   трудности   добывания   пищи),   а   также   через   сохранение   и накопление мелких наследственных изменений. Естественный   отбор   Дарвин   считал   главной   движущей   силой эволюции. Результатом действия этой силы являются такие феномены: 1) Постепенное   усложнение   и   повышение   уровня   организации живых существ; 2) Приспособленность организмов к условиям окружающей среды 3) Многообразие видов. Наиболее значимыми в эволюционном процессе являются  стабилизирующий и движущий отбор. Давайте рассмотрим формы естественного отбора. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/a011139f­4765­467e­8661­ 7d3d7e2cdd15/%5BBIO10_04­30%5D_%5BIM_05%5D.swf Решение тестового задания. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/a3ab931c­d4ea­43e8­0f7d­ 518336926be1/00120075659435587.htm IV. Закрепление знаний. «Найди лишнее». Борьба за существование. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/00000461­1000­ 4ddd­b8a8­320046bc4319/041.swf Тест «Формы естественного отбора». Учащиеся зарисовывают схему «Формы естественного отбора». В тетради записывают вопрос и верный ответ тестового задания.http://testedu.ru/test/biologiya/11­klass/formyi­estestvennogo­ otbora.html V. Итог урока.    Домашнее задание VI. Написать естественному отбору.     5 обстоятельств,   благоприятствующих Подводят итог по теме урока, проговаривают основные термины и определения урока.Учащиеся высказывают наиболее понравившиеся фрагменты урока. - многочисленность особей и их разнообразие, повышающее вероятность проявления полезных изменений; - достаточно высокая частота проявления неопределенных наследственных изменений; - интенсивность размножения и скорость смены поколений; - неродственное скрещивание, увеличивающее размах изменчивости в потомстве. Дарвин отмечает, что перекрестное опыление встречается изредка даже среди растений-самоопылителей; - изоляция группы особей, препятствующая их скрещиванию с остальной массой организмов данной популяции;