БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Оценка 4.8

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
10 кл—11 кл +1
10.02.2017
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Научно-исследовательская работа, которая дает представлении о стадиях развития семейных отношений в эпоху Нового времени! В работе представлены следующие категории семей: королевская, дворянская семьи, семья крестьян, рабочих и цеховых мастеров! В работе представлены особенности заключения браков в разных категориях семей. Акцент делается на различие в уровне воспитания детей и положение женщины в семье и обществе периода Нового времени!Работа применяется во внеурочной деятельности по предмету!
БРАК И СЕМЬЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.docx
МОУ «ПЕРШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТЕМА: «БРАК И СЕМЬЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ»                                                                        ВЫОЛНИЛА:                                НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:  ИВАНОВА УЛЬЯНА ШАБАЕВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА ВЕЛИКОЛУКСКИЙ РАЙОН, 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………...С.3­9. Глава 1. Роль женщины в семье и браке с конца ХVII – по конец    ХVIII вв…………………………………………………………….......................С. 8­10 Глава 2. Феминистическое движение. Его влияние на положение    женщины в семье…………………………………………………...........С. 11­12 Заключение………………………………………………………………С.13­14 Список источников и литературы…………………………………....С.15­16 Введение.                  Положение женщин разных социальных категорий всегда вызывало интерес у исследователей, так же как и роль женщины в обществе и семье. Если   первоначально     доминировал   в   семейно­брачных   отношениях патриархальный уклад, то со временем модель семьи трансформировалась и сейчас соответственно, мы можем наблюдать равноправное положение между мужчиной и женщиной в европейской семье.  С развитием общества женщина сумела   занять   видное   положение   в   сфере   интересов   ранее   считавшихся исключительно «мужскими».1 Тема нашего исследования: «Брак и семья в европейском обществе нового   времени»   выбрана   не   случайно,   так   как   она   не   перестает   терять актуальность   и в наше время, когда постоянно происходит противостояние мужского и женского, и где женщины по­прежнему должны вступать в борьбу, чтобы   получить   своё   место   «под   солнцем».   К   тому   же   данная   тема   по­ прежнему предоставляет простор для исследователей, так как большинство работ касающихся социальной истории, посвящены другим аспектам.  1 Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого.//  Хрестоматия. – М., 2002. С. 32. В   результате   же   демократизации   общества   были   открыты   новые возможности   для   изучения:   появилось   большое   количество   работ посвященных, в том числе вопросам феминизма, в которых освящена борьба женщин   за   свои   права   в   экономической,   политической   и   других   сферах человеческого общества.  Предметом  данного   исследования   является   положение   женщин   в Западной   Европе   в   период   нового   времени,   а  объектом  исследования является   повседневная   жизнь   женщины,   начиная   от   аристократки   и заканчивая простолюдинкой. Для изучения данной проблемы мы обращаемся, к  ведущим европейским державам, в  частности, Англии  и Франции,  и  пытаемся выделить  общие и особенные в положении женщин с ХVII по ХIХ век. Хронологические рамки работы охватывают историю ХVII ­ ХIХ веков. В   общепринятой   периодизации   принято   относить   эти   века   к   новому времени,   которое   является   не   простым   для   Европы.   В   нем   наблюдается настоящий   прогресс   в   жизни   и   развитии   всего   человеческого   общества. Данный период характеризуется так же формированием особых нравственных и моральных принципов. Целью  данного   исследования   является   изучение   положения   и   роли женщины в браке и обществе в  западноевропейских странах ХVII­ХIХ веков. Постановка цели определяет следующие задачи: 1.  Рассмотреть   особенности   заключения   брака   в   новое   время   и   роль женщины в семье. 2. Выявить   специфику   отношения   к   детям   в   семьях   в   различных социальных слоях. 3. Определить значение  женского образования  для  дальнейшей ее роли в обществе. 4. Проанализировать  особенности борьбы женщин за свои права, историю феминизма. В настоящее время обобщающего труда по данной теме нет. Есть ряд работ,   посвященных   экономической,   политической   и   культурной   жизни женщины Европы в отдельности. Источниками  для рассмотрения данной темы послужили наставления по   воспитанию     юных   английских   леди   маркиза   Галифакса   «Новогодний подарок для леди, или Наставления дочери», сочинения   Вирджинии Вулф (1882 ­ 1941) в ее эссе поднимается гендерная проблема на стыке веков и   Вульф место   аристократки   в   обуржуазившемся   мире.   Кроме   В.   использовались   в   качестве   источников   эссе   других   феминисток, опубликованные в сборнике «Феминизм: проза, мемуары, письма»: Абигайль Адамс, Маргарет Фуллер, а так же  мужчин отстаивавших равные права для женщин в обществе Джон Стюарт Миль, Август Бейбель и т. д.  Еще   одной   знаменитой   женщиной  XIX  века,   оставившей   после   себя мемуары, была французская актриса Сара Бернар (1844 – 1923). Благодаря ей мы имеем возможность сравнить и сопоставить уровень жизни в зажиточных семьях и в трудящихся семьях со  средним или низким уровнем жизни.  Важным источником являются художественные произведения той эпохи, среди которых нами используются  романы знаменитой писательницы Джейн Остин   (1775   ­   1817).   Особое  значение   для   создания   образа   повседневной жизни и сравнения лондонской аристократии с поместной являются романы «Гордость   и   предубеждение»,  «Разум   и   чувства».   В   них   прослеживается тенденция вступления в брак среди аристократических слоев общества.  Жорж Санд в своих многочисленных романах одна из первых указала на не   равноправное   положение   женщин   в   обществе.   Исходя   из   данного источника,   мы   можем   проследить   мотивы   вступления   в   брак   среди   семей разного уровня жизни. Источником   является   так   же   сочинение   Жоржа   Мишле   «Женщина». Женщина  в его произведениях – жертва общества. Но отмечается её сила и преимущества, заложенные в природе и стремление к борьбе за свои права в Огромный   фактический   материал, обществе   наравне   с   мужчиной.   свидетельствующий   о   изменившимся   положении   женщины,   представлен   в работе   французского   публициста   ХIХ   века   Мерсье   «Картины   Парижа»,   в которой он указывает на возросшую роль женщины в общественной жизни, делает вывод о том, что теперь на первый план выходит стремление (особенно в знатной семье) выделиться, занять определенное положение в свете, а не проводить «попусту время у домашнего очага».2  В   отдельный блок   выделяются работы Вольтера, Руссо, Дидро,   которые одними   из   первых   проанализировали   и   составили   обобщающую   картину представлений     о   семейно­брачных   отношениях   и   положении   женщины   в семье. Их концепции дают проследить роль женщины в семье, доступность образования   для   нее,   а   также     степень   женского   влияния   в   тех   сферах, которые   издавна   считаются   сферами   приложения   мужских   интересов: экономика, политика, культура…  Ж. Руссо являлся явным противником женского образования и считал, что уделом женщины является домашний очаг. В своей же работе «Новая Элоиза» он рисует образ счастливой семьи с патриархальным укладом.  Д.Дидро в своем отношении к браку занял неоднозначную позицию. В одном из своих произведений он критикует брак, а в других («Нескромные сокровища») – выступает его поборником. В своих произведениях он одним из первых поставил вопрос о свободном союзе мужчины и женщины, признавал только возможность брака основанного на чувствах и говорил о возможности развода.        Литературные   произведения   являются   неотъемлемой   частью   культуры своей   эпохи,   специальной   формой   выражения   массового   сознания, эффективным   инструментом   воздействия   на   общественную   ментальность. Кроме   того,   она   имеет   свои   специфические   черты:   характерна 2 Мерсье Картины Парижа. субъективность, влияние авторской индивидуальности, вымысел и фантазия как   средство   художественного   выражения   и   предназначение   не   для внутреннего пользования, а для широкой читательской аудитории. Ценность художественной   литературы   в   отражении   ментальности   времени,   ткани общественного сознания, психологии и интересов. Среди работ   литературного жанра выделяются произведения    Эмиля Золя и Оноре де Бальзака.  Работы дают большой фактический материал по нашей   теме,    что   позволяет   сравнить  и  сопоставить   образ   жизни   в  разной категории семей, чем и является наиболее ценной для нас. Среди монографических работ, посвященных данной теме  в зарубежной   «Социальная историографии,   наиболее   важными   являются:   Зиддер   Р.   история семьи   в Западной и Центральной Европе (конец  XVIII  – ХХ вв)». Монография   содержит   богатый   историографический   материал, характеризующий   классификацию   семейных   отношений   в   Европейских странах. Сочинение Шоню П. «Цивилизация классической эпохи»  содержит богатый     для   нашего   исследования   статистический   материал,   связанный   с возрастными   периодами     вступления   в   брак   в   разное   время.   В   сочинении Арьеса   Ф.   «Ребёнок   и   семейная   жизнь   при   старом   порядке»   подробно освещена история детства в Европе. Указываются чем и как занимались дети в семьях,   в   каком   возрасте   они   приобщались   к   труду,   как   получали образование.       Любарт М.К «Семья во французском обществе XVIII ­  начале ХХ веков», которая     содержит   подробный   анализ   семей   во   французском   обществе   от самых зажиточных до неимущих, а так же указывается на роль женщины в той или иной семье. Монография содержит богатый материал по истории детства. А так же хочется отметить исследования   Бондаренко Л.  «Женщины в обществе:   традиции,   перемены»,   Ральфа   Мартина   «Леди   Рэндольф Черчилль»,   Зиммель   Г.   «Женская   культура»,     Кэй   Э.   «Любовь   и   брак», Сабанева  «История жизни благородной женщины», Репиной Л.П. «Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого»  и другие.    Гипотеза исследовательской работы: зависимость роли  женщины в семье и браке от уровня развития общества на протяжении 17­19 вв.           В нашем исследовании применены такие группы методов, как:  ­   методы   эмпирического   исследования   –   сбор   информации,   сравнение   (на основе сопоставления имеющегося материала) ­ методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях (анализ, синтез, индукция, дедукция) ­ метод теоретического исследования (от абстрактного к конкретному). Глава 1. Роль женщины в семье и браке с конца ХVII – по конец ХVIIIвв. В результате нашего исследования был обобщен источниковый материал на основе, которого мы пришли к следующим выводам: «Семья»   являлась   основополагающей   ячейкой   во   все   времена   не зависимо   от   происхождения,   богатства.   Все   слои   населения   стремились создать   свой   домашний   очаг,   но   причины   и   возрастные   рамки     для   его создания   различны:   так     простые   незнатные   семьи   стремились обзавестись   семьей   в   более   раннем   возрасте     для   того,   чтобы,   совместно   если   работая,   обеспечивать   свое   благосостояние,   то   зажиточные   категории населения   были   им   абсолютной   противоположностью     ­   они   сторонились ранних   браков,   к   тому   же   решение   о   женитьбе   или   замужестве   часто принимали   за   них   родители.     Ведь   в   таких   семья   обеспечение   семейного благополучия   возлагалось   лишь   на   мужской   пол,   а     уделом   женщин   было организация   званных   обедов,   украшение   собственного   дома,   выбор   и бесконечная смена гардероба. Общим явлением в семьях 17­18 вв. было главенство мужчины в семье и приниженное   положение   женщины,   которая   должна   беспрекословно   ему «повиноваться». Такая тенденция ярко отражает положение женщины в 17­18 вв.   Ведь   именно   в   это   время   господствовало   представление   о первостепенности во всех сферах жизни общества – мужчины, а женщине в свою очередь отводилась второстепенная роль «служанки». Хайнрих Дилль (немецкая исследовательница) писала: «Женщина трудится в семье, для семьи; Она жертвует ей всем лучшим, она  воспитывает детей, она живёт жизнью мужчины».         К  тому   же,  изучая     эволюцию   семейных   отношений   в  пространстве   и времени,  следует отметить, что модели семьи   варьировались в зависимости от территориальной принадлежности (западная и южная модель), а категории брака  определялись историческими тенденциями в развитии общества. Браки по взаимному соглашению и любви,  свобода в выборе партнёра доминируют в более поздний период нового времени – 19 веке.      Рассматривая же различные социальные слои, можно отметить, что браки в семьях   крестьян   и   рабочих   были   вызваны   в   жизнь   в   основном   сугубо экономическими   причинами,   однако   выбор   партнера   был   личным   делом, также для них была характерна большая разница в возрасте между супругами (сравнительно молодая жена и муж более старшего возраста). В  крестьянских семьях практиковалась традиция выдача дочерей замуж «по очереди»   (сначала   старших,   затем   младших).   В   этих   семьях   брак   –   это необходимое   условие   функционирования   домохозяйства   (материальное обеспечение   семьи   и   поддержание   домашнего   уюта).   Бракосочетание являлось ключевым моментом в жизни особенно для крестьянок, т.к. брак определял её место в социуме.   В   состоятельных   и   родовитых   семьях   на   выбор   партнера   влияние оказывали   родители,   однако,   в   основе   заключения   брачного   союза   часто присутствовал элемент расчета и только лишь в 19 веке на первое место стали выходить   «личные   чувства»,   между   супругами.  Однако,   помимо   знатности рода,   при   заключении   брака   имело   значение   и   сходство  «во   вкусах   и взглядах,   в   характерах   и   устремлениях   супругов,   а   также   сходство никогда   не   может   возникнуть   между   знатным   молодым   человеком, занимающим высокое положение в обществе, и дочерью крестьянина».3 В семьях с средним и низким уровнем дохода упор делался на то, что женщина занималась воспитанием детей и выполнением работы по дому, в семьях дворянских и буржуазных ­ в занятиях женщины преобладал элемент «светскости»: посещение балов, салонов…  И в этих семьях ставился упор на женское образование.  В отношении к детству тоже позиции различались: Как   правило,   в   семьях   буржуа,   дворян   и   королей   воспитанием   детей занимались   кормилицы,   а   затем   гувернантки;   матери   же   вели   себя   по отношению   к   детям   довольно   обособлено.   Далее   дети   отправлялись   на обучение в специальные школы или пансионы. В   крестьянской     и   рабочей   семье   главным   было   трудовое   воспитание, знания каких­либо наук и искусств на протяжении XVIII ­ первой половины XIX в. были редки. Девочек учили рукоделию, принятому в данной местности и семье, чаще всего прясть, вязать, шить. Как будущих хозяек их приобщали к кулинарии, сыроварению, в тех регионах, где было развито виноградарство, к виноделию   и   т.д.   Мальчики   постигали   премудрости   земледелия   и скотоводства, а также промыслы, которыми занимались односельчане. Дети   рассматривались   в   крестьянской   семье   как   будущие   помощники   в хозяйстве,   поэтому   они   рано   приучались   к   труду.   Воспитание   в   целом отличалось строгостью.          Такая   ситуация ярко отражает собою 17­18 вв. и давала понять, что женщина   независимо   от   знатности   и  происхождение   в  это  время  занимала 3 Бальзак О.Блеск и нищета куртизанок. М., 1989. вторые   «роли»   в   обществе.   Настоящим   же   переворотным   моментом становится 19 век – это время настоящих открытий и достижений, которые перевернули   полностью   представления   о   положении   женщины   не   только   в семье, но и во всех сферах жизнедеятельности общества.  19 век обозначился как век феминистического движения, активной борьбы женщин   за   свои   права   (эмансипация   женщин)   и   достижения   равного положения с мужчинами. Показательно об этом свидетельствует  следующее высказывание: «Раз женщины имеют право на половину рая, то они должны иметь и половину власти здесь, на Земле».4 Глава 2. Феминистическое движение. Его влияние на положение женщины в семье. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, в XIX  –   начале  XX  вв.   общественные   стереотипы   и   нормы   уже   позволяли женщине   выходить   за   пределы   дома   с   тем,   чтобы   получить   образование, работу.   Женское   движение   на   этом   этапе   приобрело   новое   смысловое содержание   и   приоритеты.   Это   связано   с   складыванием   новой   системы ценностей   и   идеалов,   опирающиеся   на   гражданские   права,   установки   на изменение   семейных   отношений,   формирование   новой   модели   семьи   и поведения.   Начал   расширяться   кругозор,   женщина   уже   больше   не   хотела сидеть дома, она стремилась к проявлению своих способностей,  и этому во многом способствовало  появление  высшего  женского  образования (сначала лишь для аристократок).5  4 Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993. 5Брандт Г. А.  Природа женщины как проблема //Женщины в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. М.,  2001. С.23. 19   век   стал   феноменальным   и   потому,   что   именно   в   это   время появляются   первые   женщины   в  политике  ­     И.  Ф.   Ардманд  (председатель Московского   губсовнархоза),     А.   Н.   Коллонтай   (стала   первым   наркомом государственного призрения), Н. К. Крупская и др. в   науке   ­   Аристократка   Мартина   де   Бузолле   –   первая   женщина   геолог, медицине   ­   Мэри   Монтегю   (1689­1762)   –   ввела   в   практику   вакцинацию населения против оспы; доктор Бэри (1795­1865) переодетая мужчиной она закончила медицинскую школу в Эдинбурге в 1812г. и только в 1857 г. она стала главным инспектором канадских госпиталей, математики ­ Ада Лавлейс (1815­1852)  дочь  поэта   Байрона  – математик  –  в  ее честь  назван  один  из современных   языков   программирования.   Наиболее   известным   именем Французской   Академии   наук   стала   Мария   Складовская   –   Кюри,   которая вместе   с   мужем   Пьером   и   дочерью   Ирен   Жолио   работала   над   проблемой радиоактивности – за что и была удостоена в 1903 г. Нобелевской премией по физике, а в 1911 г. – по химии., путешествиях ­ Уильяма Блэйки (1896 г.) и наконец на войне ­ Роза Буйон, оставив двух детей (одному из которых было семь месяцев!), пошла вслед за супругом. Переодетая в военный мундир она показала себя прекрасным солдатом в составе батальона. Другая женщина, Роза   Барро,   также   пошла   за   мужем,   Франсуа   Лейраком,   гренадером   2­го батальона волонтеров Тарна; В нашей же стране в течение 200 лет широко известно   имя   «кавалерист   ­   девицы»   Надежды   Дуровой   (Александровой),   которая   стала   прототипом   главной   героини автора   мемуаров, художественного   кинофильма   «Гусарская   баллада».     Но   самым   первым женщиной – солдатом стала Жанна д'Арк.        Занятие женщинами ниш в обществе, которые считались исключительно мужскими,   способствовало   большей   организации   женского   движения.   Они стали переходить от разрозненных одиночных выступлений к созданию целых организаций, здесь особенно показательны: создание Международный совет женщин   (1888),   к   началу   20в.   в   него   входили   Соединенные   Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.  В 1904г. ассоциация женщин была создана в Берлине; в Союз были готовы вступить ассоциации из Канады, Германии, Дании, Швеции. В 1911г. Союз насчитывал 24 национальные организации. Во всех странах­участницах Союза ежегодно   проводились   тысячи   митингов,   миллионы   забастовок   со   словами правды о положении женщин. В   1904г.   –   Международный   альянс   за   избирательные   права   женщин (современное название – «Международный альянс женщин ­ сторонниц равных прав   и   обязанностей»),   к   которым   присоединился   Всероссийский   союз равноправных женщин (основан в 1905г.).      Заключение.          На   основе   проведенного   исследования   можно   сделать   вывод,   что   роль женщины в семье на протяжении 17­19 вв. сильно трансформировалась, чему причиной стали изменения, которые произошли в обществе на протяжении столетий, т.к. изменилась  сама система семейных ценностей и то положение, которое занимала женщина в семье.      Это значит, что из «золушки», которая молчаливо и  бесправно выполняла работу по дому в 17­18 вв. женщина превратилась в «принцессу», которая гордо расправив плечи, заявила о себе не только в семье, но и в обществе, она заставила взглянуть на себя с совершенно другой стороны, заставила понять, что она ничем не «хуже» мужчины и что она готова проявить себя с сильной стороны   и   трудиться   наравне   с   мужчиной   для   содержания   и   обеспечения своей семьи. И   совершенно   точно   подметил   Адамс,   что   «никакое   человеческое   общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию,   если   в   нем   принижена   роль   женщины   и   не   сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал – мужского и женского, ведь положение   женщин,  словно   лакмусовая   бумажка   выявляет   действительную степень   цивилизованности   той   или   иной   социальной   или   религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия»6.          Сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и ясным умом, весьма высокими деловыми качествами, в то время как многие современные   мужчины,   напротив,   опускаются   до   самого   унизительного   и беспомощного состояния. «В   их   распоряжении   интеллектуальный   потенциал   образованных женщин,   способных   решить   любую   возникшую   проблему.   Есть   руки, готовые взять на себя выполнение любой утомительной работы; больше того,   женщины   готовы   на   любые   жертвы,   поскольку   ими   движет неопровержимая   логика   требований   и   вдохновляет   неотразимая   мощь растущих рядов сторонников женского равноправия».7 6 Адамс А. Из переписки Джона Адамса и его жены Абигайль Адамс в годы революции // Феминизм: проза,  мемуары, письма, эссе. М.,1992. С.11. 7 Сабанева История жизни благородной женщины. М., 2008. С. 15. Список используемой литературы:  Источники. 1. Адамс   А.   Из   переписки   Джона   Адамса   и   его   жены   Абигайль   Адамс   в   годы революции // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М.,1992. 2. Бальзак О.Блеск и нищета куртизанок. М., 1989. 3. Бальзак О.Человеческая комедия. М., 1960. 4. Байрон. Дневники. Письма. М., 1963. 5. Бебель А. Женщина и социализм //Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. 6. Бернар С. Моя двойная жизнь. Мемуары. М., 1991. 7. Веблен Т. Теория праздного класса // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. 8. Воспоминания, письма, дневники 1646­1945. М., 2001. 9. Вульф В. Избранное. – М., 1996. 10. Фуллер М. Женщины в ХIХ столетии. Акт о собственности замужних женщин // Феменизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. 11. Цеткин К. Женский вопрос. Гомель, 1925. 12. Энгельс   Ф.   Происхождение   семьи   частной   собственности   и   государства //Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. 13. Этони С. Женщина хочет хлеба, а не права голоса // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. Справочники  14. Феминизм //Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977 44. Феминизм //Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80.  Спб.,1904 15. Эмансипация //Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999. Литература.    16.Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург, 1999. 17.Бондаренко Л. Женщины в обществе: традиции, перемены. – Томск, 1995.  18. Бондаренко Л.Ю. Мир в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между русскими  и американскими  женщинами  //Женщины  в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. М., 2001. 19. Брандт Г. А.  Природа женщины как проблема //Женщины в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. М., 2001. 20.Брайсон В. Политическая история феминизма. М.,2001. 21.Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с. 22.Ермаков А. М. Женщины в Германии в первой половине ХIХ в. М., 2003. 23.Зиммель Г. Женская культура. – М., 1999. 24.Репина   Л.   П.   Женщины   и   мужчины   в   истории.   Новая   картина   европейского прошлого. Очерки. – М., 2002.  25.Сабанева История жизни благородной женщины. М., 2008.  26. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993.   27.Фридман.  Загадки женственности. М., 1994.

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017