БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
10 кл—11 кл +1
10.02.2017
Научно-исследовательская работа, которая дает представлении о стадиях развития семейных отношений в эпоху Нового времени! В работе представлены следующие категории семей: королевская, дворянская семьи, семья крестьян, рабочих и цеховых мастеров! В работе представлены особенности заключения браков в разных категориях семей. Акцент делается на различие в уровне воспитания детей и положение женщины в семье и обществе периода Нового времени!Работа применяется во внеурочной деятельности по предмету!
БРАК И СЕМЬЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.docx
МОУ «ПЕРШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕМА: «БРАК И СЕМЬЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
НОВОГО ВРЕМЕНИ»
ВЫОЛНИЛА:
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ИВАНОВА УЛЬЯНА ШАБАЕВА МАРГАРИТА
АЛЕКСАНДРОВНА
ВЕЛИКОЛУКСКИЙ РАЙОН, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………...С.39.
Глава 1. Роль женщины в семье и браке с конца ХVII – по конец ХVIII
вв…………………………………………………………….......................С. 810
Глава 2. Феминистическое движение. Его влияние на положение
женщины в семье…………………………………………………...........С. 1112
Заключение………………………………………………………………С.1314
Список источников и литературы…………………………………....С.1516 Введение.
Положение женщин разных социальных категорий всегда вызывало
интерес у исследователей, так же как и роль женщины в обществе и семье.
Если первоначально
доминировал в семейнобрачных отношениях
патриархальный уклад, то со временем модель семьи трансформировалась и
сейчас соответственно, мы можем наблюдать равноправное положение между
мужчиной и женщиной в европейской семье. С развитием общества женщина
сумела занять видное положение в сфере интересов ранее считавшихся
исключительно «мужскими».1
Тема нашего исследования: «Брак и семья в европейском обществе
нового времени» выбрана не случайно, так как она не перестает терять
актуальность и в наше время, когда постоянно происходит противостояние
мужского и женского, и где женщины попрежнему должны вступать в борьбу,
чтобы получить своё место «под солнцем». К тому же данная тема по
прежнему предоставляет простор для исследователей, так как большинство
работ касающихся социальной истории, посвящены другим аспектам.
1 Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого.//
Хрестоматия. – М., 2002. С. 32. В результате же демократизации общества были открыты новые
возможности для изучения: появилось большое количество работ
посвященных, в том числе вопросам феминизма, в которых освящена борьба
женщин за свои права в экономической, политической и других сферах
человеческого общества.
Предметом данного исследования является положение женщин в
Западной Европе в период нового времени, а объектом исследования
является повседневная жизнь женщины, начиная от аристократки и
заканчивая простолюдинкой.
Для изучения данной проблемы мы обращаемся, к ведущим европейским
державам, в частности, Англии и Франции, и пытаемся выделить общие и
особенные в положении женщин с ХVII по ХIХ век. Хронологические рамки
работы охватывают историю ХVII ХIХ веков.
В общепринятой периодизации принято относить эти века к новому
времени, которое является не простым для Европы. В нем наблюдается
настоящий прогресс в жизни и развитии всего человеческого общества.
Данный период характеризуется так же формированием особых нравственных
и моральных принципов.
Целью данного исследования является изучение положения и роли
женщины в браке и обществе в западноевропейских странах ХVIIХIХ веков.
Постановка цели определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности заключения брака в новое время и роль
женщины в семье.
2. Выявить специфику отношения к детям в семьях в различных
социальных слоях.
3. Определить значение женского образования для дальнейшей ее роли в
обществе.
4. Проанализировать особенности борьбы женщин за свои права, историю
феминизма. В настоящее время обобщающего труда по данной теме нет. Есть ряд
работ, посвященных экономической, политической и культурной жизни
женщины Европы в отдельности.
Источниками для рассмотрения данной темы послужили наставления
по воспитанию юных английских леди маркиза Галифакса «Новогодний
подарок для леди, или Наставления дочери», сочинения Вирджинии Вулф
(1882 1941) в ее эссе поднимается гендерная проблема на стыке веков и
Вульф
место аристократки в обуржуазившемся мире. Кроме В.
использовались в качестве источников эссе других феминисток,
опубликованные в сборнике «Феминизм: проза, мемуары, письма»: Абигайль
Адамс, Маргарет Фуллер, а так же мужчин отстаивавших равные права для
женщин в обществе Джон Стюарт Миль, Август Бейбель и т. д.
Еще одной знаменитой женщиной XIX века, оставившей после себя
мемуары, была французская актриса Сара Бернар (1844 – 1923). Благодаря ей
мы имеем возможность сравнить и сопоставить уровень жизни в зажиточных
семьях и в трудящихся семьях со средним или низким уровнем жизни.
Важным источником являются художественные произведения той эпохи,
среди которых нами используются романы знаменитой писательницы Джейн
Остин (1775 1817). Особое значение для создания образа повседневной
жизни и сравнения лондонской аристократии с поместной являются романы
«Гордость и предубеждение», «Разум и чувства». В них прослеживается
тенденция вступления в брак среди аристократических слоев общества.
Жорж Санд в своих многочисленных романах одна из первых указала на
не равноправное положение женщин в обществе. Исходя из данного
источника, мы можем проследить мотивы вступления в брак среди семей
разного уровня жизни.
Источником является так же сочинение Жоржа Мишле «Женщина».
Женщина в его произведениях – жертва общества. Но отмечается её сила и
преимущества, заложенные в природе и стремление к борьбе за свои права в Огромный фактический материал,
обществе наравне с мужчиной.
свидетельствующий о изменившимся положении женщины, представлен в
работе французского публициста ХIХ века Мерсье «Картины Парижа», в
которой он указывает на возросшую роль женщины в общественной жизни,
делает вывод о том, что теперь на первый план выходит стремление (особенно
в знатной семье) выделиться, занять определенное положение в свете, а не
проводить «попусту время у домашнего очага».2
В отдельный блок выделяются работы Вольтера, Руссо, Дидро, которые
одними из первых проанализировали и составили обобщающую картину
представлений о семейнобрачных отношениях и положении женщины в
семье. Их концепции дают проследить роль женщины в семье, доступность
образования для нее, а также степень женского влияния в тех сферах,
которые издавна считаются сферами приложения мужских интересов:
экономика, политика, культура…
Ж. Руссо являлся явным противником женского образования и считал,
что уделом женщины является домашний очаг. В своей же работе «Новая
Элоиза» он рисует образ счастливой семьи с патриархальным укладом.
Д.Дидро в своем отношении к браку занял неоднозначную позицию. В
одном из своих произведений он критикует брак, а в других («Нескромные
сокровища») – выступает его поборником. В своих произведениях он одним из
первых поставил вопрос о свободном союзе мужчины и женщины, признавал
только возможность брака основанного на чувствах и говорил о возможности
развода.
Литературные произведения являются неотъемлемой частью культуры
своей эпохи, специальной формой выражения массового сознания,
эффективным инструментом воздействия на общественную ментальность.
Кроме того, она имеет свои специфические черты: характерна
2 Мерсье Картины Парижа. субъективность, влияние авторской индивидуальности, вымысел и фантазия
как средство художественного выражения и предназначение не для
внутреннего пользования, а для широкой читательской аудитории. Ценность
художественной литературы в отражении ментальности времени, ткани
общественного сознания, психологии и интересов.
Среди работ литературного жанра выделяются произведения Эмиля
Золя и Оноре де Бальзака. Работы дают большой фактический материал по
нашей теме, что позволяет сравнить и сопоставить образ жизни в разной
категории семей, чем и является наиболее ценной для нас.
Среди монографических работ, посвященных данной теме в зарубежной
«Социальная
историографии, наиболее важными являются: Зиддер Р.
история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – ХХ вв)».
Монография содержит богатый историографический материал,
характеризующий классификацию семейных отношений в Европейских
странах. Сочинение Шоню П. «Цивилизация классической эпохи» содержит
богатый для нашего исследования статистический материал, связанный с
возрастными периодами вступления в брак в разное время. В сочинении
Арьеса Ф. «Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке» подробно
освещена история детства в Европе. Указываются чем и как занимались дети в
семьях, в каком возрасте они приобщались к труду, как получали
образование.
Любарт М.К «Семья во французском обществе XVIII начале ХХ веков»,
которая содержит подробный анализ семей во французском обществе от
самых зажиточных до неимущих, а так же указывается на роль женщины в той
или иной семье. Монография содержит богатый материал по истории детства.
А так же хочется отметить исследования Бондаренко Л. «Женщины в
обществе: традиции, перемены», Ральфа Мартина «Леди Рэндольф
Черчилль», Зиммель Г. «Женская культура», Кэй Э. «Любовь и брак», Сабанева «История жизни благородной женщины», Репиной Л.П. «Женщины
и мужчины в истории. Новая картина европейского прошлого» и другие.
Гипотеза исследовательской работы: зависимость роли женщины в семье
и браке от уровня развития общества на протяжении 1719 вв.
В нашем исследовании применены такие группы методов, как:
методы эмпирического исследования – сбор информации, сравнение (на
основе сопоставления имеющегося материала)
методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях (анализ,
синтез, индукция, дедукция)
метод теоретического исследования (от абстрактного к конкретному).
Глава 1. Роль женщины в семье и браке с конца ХVII – по конец ХVIIIвв.
В результате нашего исследования был обобщен источниковый материал на
основе, которого мы пришли к следующим выводам:
«Семья» являлась основополагающей ячейкой во все времена не
зависимо от происхождения, богатства. Все слои населения стремились
создать свой домашний очаг, но причины и возрастные рамки для его
создания различны: так
простые незнатные семьи стремились
обзавестись семьей в более раннем возрасте для того, чтобы, совместно
если
работая, обеспечивать свое благосостояние, то зажиточные категории
населения были им абсолютной противоположностью они сторонились
ранних браков, к тому же решение о женитьбе или замужестве часто
принимали за них родители. Ведь в таких семья обеспечение семейного
благополучия возлагалось лишь на мужской пол, а уделом женщин было
организация званных обедов, украшение собственного дома, выбор и
бесконечная смена гардероба. Общим явлением в семьях 1718 вв. было главенство мужчины в семье и
приниженное положение женщины, которая должна беспрекословно ему
«повиноваться». Такая тенденция ярко отражает положение женщины в 1718
вв. Ведь именно в это время господствовало представление о
первостепенности во всех сферах жизни общества – мужчины, а женщине в
свою очередь отводилась второстепенная роль «служанки».
Хайнрих Дилль (немецкая исследовательница) писала: «Женщина трудится в
семье, для семьи; Она жертвует ей всем лучшим, она воспитывает детей, она
живёт жизнью мужчины».
К тому же, изучая эволюцию семейных отношений в пространстве и
времени, следует отметить, что модели семьи варьировались в зависимости
от территориальной принадлежности (западная и южная модель), а категории
брака определялись историческими тенденциями в развитии общества. Браки
по взаимному соглашению и любви, свобода в выборе партнёра доминируют в
более поздний период нового времени – 19 веке.
Рассматривая же различные социальные слои, можно отметить, что браки в
семьях крестьян и рабочих были вызваны в жизнь в основном сугубо
экономическими причинами, однако выбор партнера был личным делом,
также для них была характерна большая разница в возрасте между супругами
(сравнительно молодая жена и муж более старшего возраста).
В крестьянских семьях практиковалась традиция выдача дочерей замуж «по
очереди» (сначала старших, затем младших). В этих семьях брак – это
необходимое условие функционирования домохозяйства (материальное
обеспечение семьи и поддержание домашнего уюта). Бракосочетание
являлось ключевым моментом в жизни особенно для крестьянок, т.к. брак
определял её место в социуме.
В состоятельных и родовитых семьях на выбор партнера влияние
оказывали родители, однако, в основе заключения брачного союза часто
присутствовал элемент расчета и только лишь в 19 веке на первое место стали выходить «личные чувства», между супругами. Однако, помимо знатности
рода, при заключении брака имело значение и сходство «во вкусах и
взглядах, в характерах и устремлениях супругов, а также сходство
никогда не может возникнуть между знатным молодым человеком,
занимающим высокое положение в обществе, и дочерью крестьянина».3
В семьях с средним и низким уровнем дохода упор делался на то, что
женщина занималась воспитанием детей и выполнением работы по дому, в
семьях дворянских и буржуазных в занятиях женщины преобладал элемент
«светскости»: посещение балов, салонов… И в этих семьях ставился упор на
женское образование.
В отношении к детству тоже позиции различались:
Как правило, в семьях буржуа, дворян и королей воспитанием детей
занимались кормилицы, а затем гувернантки; матери же вели себя по
отношению к детям довольно обособлено. Далее дети отправлялись на
обучение в специальные школы или пансионы.
В крестьянской и рабочей семье главным было трудовое воспитание,
знания какихлибо наук и искусств на протяжении XVIII первой половины
XIX в. были редки. Девочек учили рукоделию, принятому в данной местности
и семье, чаще всего прясть, вязать, шить. Как будущих хозяек их приобщали к
кулинарии, сыроварению, в тех регионах, где было развито виноградарство, к
виноделию и т.д. Мальчики постигали премудрости земледелия и
скотоводства, а также промыслы, которыми занимались односельчане.
Дети рассматривались в крестьянской семье как будущие помощники в
хозяйстве, поэтому они рано приучались к труду. Воспитание в целом
отличалось строгостью.
Такая ситуация ярко отражает собою 1718 вв. и давала понять, что
женщина независимо от знатности и происхождение в это время занимала
3 Бальзак О.Блеск и нищета куртизанок. М., 1989. вторые «роли» в обществе. Настоящим же переворотным моментом
становится 19 век – это время настоящих открытий и достижений, которые
перевернули полностью представления о положении женщины не только в
семье, но и во всех сферах жизнедеятельности общества.
19 век обозначился как век феминистического движения, активной борьбы
женщин за свои права (эмансипация женщин) и достижения равного
положения с мужчинами. Показательно об этом свидетельствует следующее
высказывание:
«Раз женщины имеют право на половину рая, то они должны иметь и
половину власти здесь, на Земле».4
Глава 2. Феминистическое движение. Его влияние на положение
женщины в семье.
В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, в
XIX – начале XX вв. общественные стереотипы и нормы уже позволяли
женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование,
работу. Женское движение на этом этапе приобрело новое смысловое
содержание и приоритеты. Это связано с складыванием новой системы
ценностей и идеалов, опирающиеся на гражданские права, установки на
изменение семейных отношений, формирование новой модели семьи и
поведения. Начал расширяться кругозор, женщина уже больше не хотела
сидеть дома, она стремилась к проявлению своих способностей, и этому во
многом способствовало появление высшего женского образования (сначала
лишь для аристократок).5
4 Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993.
5Брандт Г. А. Природа женщины как проблема //Женщины в обществе: мифы и реалии. Сборник статей. М.,
2001. С.23. 19 век стал феноменальным и потому, что именно в это время
появляются первые женщины в политике И. Ф. Ардманд (председатель
Московского губсовнархоза), А. Н. Коллонтай (стала первым наркомом
государственного призрения), Н. К. Крупская и др.
в науке Аристократка Мартина де Бузолле – первая женщина геолог,
медицине Мэри Монтегю (16891762) – ввела в практику вакцинацию
населения против оспы; доктор Бэри (17951865) переодетая мужчиной она
закончила медицинскую школу в Эдинбурге в 1812г. и только в 1857 г. она
стала главным инспектором канадских госпиталей, математики Ада Лавлейс
(18151852) дочь поэта Байрона – математик – в ее честь назван один из
современных языков программирования. Наиболее известным именем
Французской Академии наук стала Мария Складовская – Кюри, которая
вместе с мужем Пьером и дочерью Ирен Жолио работала над проблемой
радиоактивности – за что и была удостоена в 1903 г. Нобелевской премией по
физике, а в 1911 г. – по химии., путешествиях Уильяма Блэйки (1896 г.) и
наконец на войне Роза Буйон, оставив двух детей (одному из которых было
семь месяцев!), пошла вслед за супругом. Переодетая в военный мундир она
показала себя прекрасным солдатом в составе батальона. Другая женщина,
Роза Барро, также пошла за мужем, Франсуа Лейраком, гренадером 2го
батальона волонтеров Тарна; В нашей же стране в течение 200 лет широко
известно имя «кавалерист девицы» Надежды Дуровой (Александровой),
которая стала прототипом главной героини
автора мемуаров,
художественного кинофильма «Гусарская баллада». Но самым первым
женщиной – солдатом стала Жанна д'Арк.
Занятие женщинами ниш в обществе, которые считались исключительно
мужскими, способствовало большей организации женского движения. Они
стали переходить от разрозненных одиночных выступлений к созданию целых
организаций, здесь особенно показательны: создание Международный совет женщин (1888), к началу 20в. в него входили Соединенные Штаты,
Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.
В 1904г. ассоциация женщин была создана в Берлине; в Союз были готовы
вступить ассоциации из Канады, Германии, Дании, Швеции. В 1911г. Союз
насчитывал 24 национальные организации. Во всех странахучастницах Союза
ежегодно проводились тысячи митингов, миллионы забастовок со словами
правды о положении женщин.
В 1904г. – Международный альянс за избирательные права женщин
(современное название – «Международный альянс женщин сторонниц равных
прав и обязанностей»), к которым присоединился Всероссийский союз
равноправных женщин (основан в 1905г.).
Заключение.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что роль
женщины в семье на протяжении 1719 вв. сильно трансформировалась, чему
причиной стали изменения, которые произошли в обществе на протяжении
столетий, т.к. изменилась сама система семейных ценностей и то положение,
которое занимала женщина в семье.
Это значит, что из «золушки», которая молчаливо и бесправно выполняла
работу по дому в 1718 вв. женщина превратилась в «принцессу», которая
гордо расправив плечи, заявила о себе не только в семье, но и в обществе, она
заставила взглянуть на себя с совершенно другой стороны, заставила понять,
что она ничем не «хуже» мужчины и что она готова проявить себя с сильной
стороны и трудиться наравне с мужчиной для содержания и обеспечения
своей семьи. И совершенно точно подметил Адамс, что «никакое человеческое
общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому
состоянию, если в нем принижена роль женщины и не сбалансировано
соотношение двух взаимодополняющих начал – мужского и женского, ведь
положение женщин, словно лакмусовая бумажка выявляет действительную
степень цивилизованности той или иной социальной или религиозной
общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов
принципам гуманизма, равенства и милосердия»6.
Сегодня мы воочию видим, как многие женщины обладают пытливым и
ясным умом, весьма высокими деловыми качествами, в то время как многие
современные мужчины, напротив, опускаются до самого унизительного и
беспомощного состояния.
«В их распоряжении интеллектуальный потенциал образованных
женщин, способных решить любую возникшую проблему. Есть руки,
готовые взять на себя выполнение любой утомительной работы; больше
того, женщины готовы на любые жертвы, поскольку ими движет
неопровержимая логика требований и вдохновляет неотразимая мощь
растущих рядов сторонников женского равноправия».7
6 Адамс А. Из переписки Джона Адамса и его жены Абигайль Адамс в годы революции // Феминизм: проза,
мемуары, письма, эссе. М.,1992. С.11.
7 Сабанева История жизни благородной женщины. М., 2008. С. 15. Список используемой литературы:
Источники.
1. Адамс А. Из переписки Джона Адамса и его жены Абигайль Адамс в годы
революции // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М.,1992.
2. Бальзак О.Блеск и нищета куртизанок. М., 1989.
3. Бальзак О.Человеческая комедия. М., 1960.
4. Байрон. Дневники. Письма. М., 1963.
5. Бебель А. Женщина и социализм //Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М.,
1992.
6. Бернар С. Моя двойная жизнь. Мемуары. М., 1991.
7. Веблен Т. Теория праздного класса // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе.
М., 1992.
8. Воспоминания, письма, дневники 16461945. М., 2001.
9. Вульф В. Избранное. – М., 1996.
10. Фуллер М. Женщины в ХIХ столетии. Акт о собственности замужних женщин //
Феменизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992.
11. Цеткин К. Женский вопрос. Гомель, 1925.
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи частной собственности и государства
//Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М., 1992. 13. Этони С. Женщина хочет хлеба, а не права голоса // Феминизм: проза, мемуары,
письма, эссе. М., 1992.
Справочники
14. Феминизм //Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977
44. Феминизм //Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80.
Спб.,1904
15. Эмансипация //Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999.
Литература.
16.Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург, 1999.
17.Бондаренко Л. Женщины в обществе: традиции, перемены. – Томск, 1995.
18. Бондаренко Л.Ю. Мир в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между
русскими и американскими женщинами //Женщины в обществе: мифы и реалии.
Сборник статей. М., 2001.
19. Брандт Г. А. Природа женщины как проблема //Женщины в обществе: мифы и
реалии. Сборник статей. М., 2001.
20.Брайсон В. Политическая история феминизма. М.,2001.
21.Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с.
22.Ермаков А. М. Женщины в Германии в первой половине ХIХ в. М., 2003.
23.Зиммель Г. Женская культура. – М., 1999.
24.Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории. Новая картина европейского
прошлого. Очерки. – М., 2002.
25.Сабанева История жизни благородной женщины. М., 2008.
26. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993.
27.Фридман. Загадки женственности. М., 1994.
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
БРАК И СЕМЬЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.