Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина"
Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейн-ринг провести между учащимися двух классов), остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть.
Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин. в зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой команде, можно передать его и болельщикам.
Критерии оценивания ответов.
• За развёрнутый ответ на вопрос - 5 баллов.
• За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла.
• За ответы на вопросы конкурсов, блиц-турнира – 1 балл.
В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены жюри – приглашённые учителя русского языка и литературы их оценивают. Таким образом болельщики помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повестям (задание было дано заранее). По ходу брейн-ринга на экран проецируются при помощи мультимедийного устройства иллюстрации к повестям, высказывания великих людей о Пушкине и о его повестях.
Цели:
1. Определить идейное содержание “Повестей Белкина”.
2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.
3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича
Белкина А.С. Пушкина"
Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейнринг провести между учащимися двух классов),
остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть.
Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин. в
зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой
команде, можно передать его и болельщикам.
Критерии оценивания ответов.
За развёрнутый ответ на вопрос 5 баллов.
За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла.
За ответы на вопросы конкурсов, блицтурнира – 1 балл.
В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены
жюри – приглашённые учителя русского языка и литературы их оценивают. Таким образом болельщики
помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повестям
(задание было дано заранее). По ходу брейнринга на экран проецируются при помощи мультимедийного
устройства иллюстрации к повестям, высказывания великих людей о Пушкине и о его повестях.
Цели:
1. Определить идейное содержание “Повестей Белкина”.
2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать
самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.
3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование:
“Повести покойного Ивана Петровича Белкина (издательство “ЭКСМО”, М., 2006 г.), иллюстрации М.В.
Добожинского, В.В. Гельмерсена, В.А. Свитальского, материалы для выставки в школе “Жизнь и творчество А.С.
Пушкина”, высказывания великих людей о Пушкине и “Повестях покойного Ивана Петровича Белкина”.
Вы не поверите, что я с восторгом, давно мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина,
в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.
На меня это новое изучение произвело сильное действие. (Лев Николаевич Толстой)
А.С.Пушкин, по словам А.М.Горького, “начало всех начал”. А вот что писал Я.П. Полонский в 1880 г. об А.С.
Пушкине:
Пушкин – это возрожденье
Русской Музы, воплощенье
Наших трезвых дум и чувств,
Это – не запечатленный
Ключ поэзии, священный
В светлой области искусств...
Это – вещего Баяна
Струнный голос...свист Руслана....
И русалок голоса...
Это арфа Серафима,
В час, когда душа палима
Жаждой веры в небеса.
Это старой няни сказка,
Это молодости ласка,
Огонек в степной глуши...
Это – слезы умиленья...Это – смутное влеченье
Вечно жаждущей души...
С творчеством А.С. Пушкина мы встречаемся в раннем детстве.
Мы читаем его сказки.
1 задание. Вспомним детство. Надо записать названия сказок А.С. Пушкина. (1мин.)
Прекрасные сказки... Поэт Н.И. Гнедич по прочтении сказки о царе Салтане и прочих писал:
...Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира,
Пой нам посвоему, русский баян!
Небом родным вдохновенный,
Будь на Руси ты певец несравненный.
К творчеству А.С. Пушкина вы обратились в школе.
2 задание. Записать названия произведений, которые мы уже изучали.
О Пушкине – поэте прекрасно сказал А.Н. Майков:
Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя...
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё – восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!
Сегодня мы будем говорить о Пушкинепрозаике. В шестой главе романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкин писал:
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я со вздохом признаюсь –
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие хладные мечты,
Другие строгие заботы
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души.
Одним из первых прозаических опытов А.С. Пушкина явились “Повести Белкина”.
3 задание. Написать полное название этого произведения.
Готовясь к этому уроку, вы должны были приготовить историю создания “Повестей Белкина”.
4 задание.
В течение 2 минут прокомментировать даты, записанные на доске:
1. Апрель 1830 г. (Пушкин обручился с московской барышней, 18летней Н.Н. Гончаровой.)
2. Сентябрьдекабрь 1830 г. (Находился в Болдино в Нижегородской губернии в полном одиночестве.)
3. 9 декабря 1830 г. (Письмо издателю Плетневу по возвращении в Москву.)
4. 1813 г. (Повести вышли в свет.)
5 задание. Написать название повестей в том порядке, который определил автор. (0,5 мин)
6 задание. Какое отношение к повестям имеют даты:
1. 1798 г. (В селе Горюхино родился от честных и благородных родителей Белкин.)
2. 18151823 г.г. (Вступил в службу в пехотный егерский полк.)
3. 1830 г. (Белкин скончался.)
4. 1830 г. ноября 16 (Письмо к издателю от друга Ивана Петровича Белкина.)
7 задание. Записать, где происходят события, описанные в повестях (3 мин).(“От издателя” в Горюхине родился Иван Петрович Белкин.
1.
2.
3.
4.
5.
“Выстрел” местечко ***; бедная деревенька Н***уезда.
“Метель” в поместье Ненарадово жили добрый Гаврила Гаврилович Р*** и его жена Прасковья
Петровна; Жадрино – деревушка, где находилась церковь, в которой должны были венчаться Марья
Гавриловна и Владимир.
“Гробовщик” Андриян Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую в Москве.
“Станционный смотритель” ***ская губерния, Петербург.
“Барышнякрестьянка” Тугилово – деревня Ивана Петровича Белкина; Прилучино – деревня Григория
Ивановича Муромского.)
8 задание. Кто быстрее? Кто это?
1.
2.
“...с Георгием в петлице и с интересною бледностью”? (гусарский полковник Бурмин.)
“...был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и худощав”? (Иван
Петрович Белкин.)
3. Кого можно найти с книгою в руках и белом платье, настоящей героиней романа? (Марья Гавриловна.)
4. Кто в особо торжественных случаях надевает желтые шляпки и красные башмаки? (Акулина и Дарья –
дочери гробовщика.)
5. Чей череп ласково улыбается гробовщику? Кстати, как зовут гробовщика? (Отставного сержанта гвардии
Петра Петровича Курилкина; Андриян Прохорович.)
6. Кто это “...красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку”? (Алексей Берестов.)
7. О ком говорят: “Да к тому же она разумная, такая проворная”? (Дуня – дочь станционного смотрителя.)
9 задание. Даны предметы: карты, пистолет, шандал, груша, картина, пудра, корзинка, кольцо и т.д.
Определить, какие из них можно отнести к повести “Выстрел” (1ком.), какие к повести “Барышнякрестьянка”
(2ком.).
10 задание. Кто лучше знает эпиграфы к повестям?
“Стрелялись мы”. Эпиграф к какой повести? (“Выстрел”, автор Баратынский.)
1.
2. Кто автор эпиграфа к повести “Метель”? (В.А.Жуковский.)
3. Кто помнит эпиграф к повести “Барышнякрестьянка”? (Во всех ты, душенька, нарядах хороша”
Богданович.)
4. Чьи строки взяты эпиграфом к повести “Гробовщик”? (Г.Р.Державин.)
Звучит вальс Свиридова к повести “Метель”.
11 задание. Определить, к какой повести написан вальс.
Оцениваются иллюстрации к повестям, выполненные учащимися. (Задание было дано заранее).
Повесть “Выстрел”.
1. Кто ведет повествование в повести “Выстрел”?
2. Что поражает в Сильвио? Что мы узнаем о нем от нашего рассказчика? Что сам Сильвио о себе говорит?
Каким мы видим его накануне отъезда из местечка?
3. Главное упражнение состояло в стрельбе из пистолета. Доказать, что искусство, коего он достиг, было
неимоверно.
4. Сильвио мешает наслаждаться славою приезд молодого человека богатой и знатной фамилии. Что
узнаем о нем? В чем же они соперничают? (1 команда)
5. Наконецто дуэль. Доказать, что Сильвио жил одной мыслью отомстить. (2 команда)
6. Сам граф говорит: “Сильвио мне отомстил”. Но ведь граф остался жив. Что значит для Сильвио
отомстить? (1 команда)
7. Человек всю жизнь посвятил мщению? А может, нет? (2 команда)
Блицтурнир по повести “Выстрел”
1 команда
1. Первый эпиграф уже прозвучал. Он принадлежит Баратынскому. А кому принадлежит второй эпиграф?2. Назвать три слова, которые являются специальными, относятся к карточной игре.
3. Сильвио говорит: “Вам было странно, что я не требовал удовлетворения от этого пьяного сумасброда”.
Кого он имеет в виду?
4. Что такое шандал?
5. Что такое вакация?
6. Сильвио говорит: “Мы хвастались пьянством: я перепил...” Кого?
7. Кто воспел славного Бурцова?
2 команда
1. Какие слова повторяет Сильвио, говоря о графе?
2. Имя жены графа?
3. Где был убит Сильвио?
4. Этеристы... Кто они?
5. Александр Ипсиланти... Кто это?
6. Как звали человека Сильвио?
7. Название какой ягоды упоминается в повести “Выстрел”?