Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина" Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейн-ринг провести между учащимися двух классов), остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть. Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин. в зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой команде, можно передать его и болельщикам. Критерии оценивания ответов. • За развёрнутый ответ на вопрос - 5 баллов. • За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла. • За ответы на вопросы конкурсов, блиц-турнира – 1 балл. В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены жюри – приглашённые учителя русского языка и литературы их оценивают. Таким образом болельщики помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повестям (задание было дано заранее). По ходу брейн-ринга на экран проецируются при помощи мультимедийного устройства иллюстрации к повестям, высказывания великих людей о Пушкине и о его повестях. Цели: 1. Определить идейное содержание “Повестей Белкина”. 2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы. 3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
Иконка файла материала Брейн-ринг по.doc
Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина" Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейн­ринг провести между учащимися двух классов),  остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть. Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин. в  зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой  команде, можно передать его и болельщикам. Критерии оценивания ответов.    За развёрнутый ответ на вопрос ­ 5 баллов. За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла. За ответы на вопросы конкурсов, блиц­турнира – 1 балл. В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены  жюри – приглашённые учителя русского языка и литературы их оценивают. Таким образом болельщики  помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повестям  (задание было дано заранее). По ходу брейн­ринга на экран проецируются при помощи мультимедийного  устройства иллюстрации к повестям, высказывания великих людей о Пушкине и о его повестях. Цели: 1. Определить идейное содержание “Повестей Белкина”. 2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать  самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы. 3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина. Оборудование: “Повести покойного Ивана Петровича Белкина (издательство “ЭКСМО”, М., 2006 г.), иллюстрации М.В.  Добожинского, В.В. Гельмерсена, В.А. Свитальского, материалы для выставки в школе “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”, высказывания великих людей о Пушкине и “Повестях покойного Ивана Петровича Белкина”. Вы не поверите, что я с восторгом, давно мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина,  в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.  На меня это новое изучение произвело сильное действие. (Лев Николаевич Толстой) А.С.Пушкин, по словам А.М.Горького, ­ “начало всех начал”. А вот что писал Я.П. Полонский в 1880 г. об А.С.  Пушкине: Пушкин – это возрожденье Русской Музы, ­ воплощенье Наших трезвых дум и чувств, Это – не запечатленный Ключ поэзии, священный В светлой области искусств... Это – вещего Баяна Струнный голос...свист Руслана.... И русалок голоса... Это арфа Серафима, В час, когда душа палима Жаждой веры в небеса. Это старой няни сказка, Это молодости ласка, Огонек в степной глуши... Это – слезы умиленья...Это – смутное влеченье Вечно жаждущей души... С творчеством А.С. Пушкина мы встречаемся в раннем детстве. Мы читаем его сказки. 1 задание. Вспомним детство. Надо записать названия сказок А.С. Пушкина. (1мин.) Прекрасные сказки... Поэт Н.И. Гнедич по прочтении сказки о царе Салтане и прочих писал: ...Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира, Пой нам по­своему, русский баян! Небом родным вдохновенный, Будь на Руси ты певец несравненный. К творчеству А.С. Пушкина вы обратились в школе. 2 задание. Записать названия произведений, которые мы уже изучали. О Пушкине – поэте прекрасно сказал А.Н. Майков: Его стихи читая – точно я  Переживаю некий миг чудесный –  Как будто надо мной гармонии небесной Вдруг понеслась нежданная струя... Нездешними мне кажутся их звуки: Как бы, влиясь в его бессмертный стих, Земное всё – восторги, страсти, муки –  В небесное преобразилось в них!  Сегодня мы будем говорить о Пушкине­прозаике. В шестой главе романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкин писал: Лета к суровой прозе клонят, Лета шалунью рифму гонят, И я со вздохом признаюсь –  За ней ленивей волочусь. Перу старинной нет охоты Марать летучие листы; Другие хладные мечты, Другие строгие заботы И в шуме света и в тиши Тревожат сон моей души. Одним из первых прозаических опытов А.С. Пушкина явились “Повести Белкина”. 3 задание. Написать полное название этого произведения. Готовясь к этому уроку, вы должны были приготовить историю создания “Повестей Белкина”. 4 задание.     В течение 2 минут прокомментировать даты, записанные на доске: 1. Апрель 1830 г. (Пушкин обручился с московской барышней, 18­летней Н.Н. Гончаровой.) 2. Сентябрь­декабрь 1830 г. (Находился в Болдино в Нижегородской губернии в полном одиночестве.) 3. 9 декабря 1830 г. (Письмо издателю Плетневу по возвращении в Москву.) 4. 1813 г. (Повести вышли в свет.) 5 задание. Написать название повестей в том порядке, который определил автор. (0,5 мин) 6 задание. Какое отношение к повестям имеют даты: 1. 1798 г. (В селе Горюхино родился от честных и благородных родителей Белкин.) 2. 1815­1823 г.г. (Вступил в службу в пехотный егерский полк.) 3. 1830 г. (Белкин скончался.) 4. 1830 г. ноября 16 (Письмо к издателю от друга Ивана Петровича Белкина.) 7 задание. Записать, где происходят события, описанные в повестях (3 мин).(“От издателя” ­ в Горюхине родился Иван Петрович Белкин. 1. 2. 3. 4. 5. “Выстрел” ­ местечко ***; бедная деревенька Н***уезда. “Метель” ­ в поместье Ненарадово жили добрый Гаврила Гаврилович Р*** и его жена Прасковья  Петровна; Жадрино – деревушка, где находилась церковь, в которой должны были венчаться Марья  Гавриловна и Владимир. “Гробовщик” ­ Андриян Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую в Москве. “Станционный смотритель” ­ ***ская губерния, Петербург. “Барышня­крестьянка” ­ Тугилово – деревня Ивана Петровича Белкина; Прилучино – деревня Григория  Ивановича Муромского.) 8 задание. Кто быстрее? Кто это? 1. 2. “...с Георгием в петлице и с интересною бледностью”? (гусарский полковник Бурмин.) “...был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и худощав”? (Иван  Петрович Белкин.) 3. Кого можно найти с книгою в руках и белом платье, настоящей героиней романа? (Марья Гавриловна.) 4. Кто в особо торжественных случаях надевает желтые шляпки и красные башмаки? (Акулина и Дарья –  дочери гробовщика.) 5. Чей череп ласково улыбается гробовщику? Кстати, как зовут гробовщика? (Отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина; Андриян Прохорович.) 6. Кто это “...красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку”? (Алексей Берестов.) 7. О ком говорят: “Да к тому же она разумная, такая проворная”? (Дуня – дочь станционного смотрителя.) 9 задание. Даны предметы: карты, пистолет, шандал, груша, картина, пудра, корзинка, кольцо и т.д.  Определить, какие из них можно отнести к повести “Выстрел” (1ком.), какие­ к повести “Барышня­крестьянка”  (2ком.). 10 задание. Кто лучше знает эпиграфы к повестям? “Стрелялись мы”. Эпиграф к какой повести? (“Выстрел”, автор Баратынский.) 1. 2. Кто автор эпиграфа к повести “Метель”? (В.А.Жуковский.) 3. Кто помнит эпиграф к повести “Барышня­крестьянка”? (Во всех ты, душенька, нарядах хороша”  Богданович.) 4. Чьи строки взяты эпиграфом к повести “Гробовщик”? (Г.Р.Державин.) Звучит вальс Свиридова к повести “Метель”. 11 задание. Определить, к какой повести написан вальс. Оцениваются иллюстрации к повестям, выполненные учащимися. (Задание было дано заранее). Повесть “Выстрел”. 1. Кто ведет повествование в повести “Выстрел”? 2. Что поражает в Сильвио? Что мы узнаем о нем от нашего рассказчика? Что сам Сильвио о себе говорит?  Каким мы видим его накануне отъезда из местечка? 3. Главное упражнение состояло в стрельбе из пистолета. Доказать, что искусство, коего он достиг, было  неимоверно. 4. Сильвио мешает наслаждаться славою приезд молодого человека богатой и знатной фамилии. Что  узнаем о нем? В чем же они соперничают? (1 команда) 5. Наконец­то дуэль. Доказать, что Сильвио жил одной мыслью ­ отомстить. (2 команда) 6. Сам граф говорит: “Сильвио мне отомстил”. Но ведь граф остался жив. Что значит для Сильвио  отомстить? (1 команда) 7. Человек всю жизнь посвятил мщению? А может, нет? (2 команда) Блиц­турнир по повести “Выстрел” 1 команда 1. Первый эпиграф уже прозвучал. Он принадлежит Баратынскому. А кому принадлежит второй эпиграф?2. Назвать три слова, которые являются специальными, относятся к карточной игре. 3. Сильвио говорит: “Вам было странно, что я не требовал удовлетворения от этого пьяного сумасброда”.  Кого он имеет в виду? 4. Что такое шандал? 5. Что такое вакация? 6. Сильвио говорит: “Мы хвастались пьянством: я перепил...” Кого? 7. Кто воспел славного Бурцова? 2 команда 1. Какие слова повторяет Сильвио, говоря о графе? 2. Имя жены графа? 3. Где был убит Сильвио? 4. Этеристы... Кто они? 5. Александр Ипсиланти... Кто это? 6. Как звали человека Сильвио? 7. Название какой ягоды упоминается в повести “Выстрел”?

Посмотрите также