Брошюра «Эмпирические методы исследования для младших школьников»
Оценка 4.6

Брошюра «Эмпирические методы исследования для младших школьников»

Оценка 4.6
docx
25.06.2020
Брошюра «Эмпирические методы исследования для младших школьников»
брошюра.docx

    Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

«Эмпирические методы исследования для младших школьников»

 

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классах

ГРУППА Ш-32

Костырина Ксения Викторовна

 

 

Преподаватель: Великановская Л.А.

 

Ейск,2020г.

Оглавление

Введение. 3

Опрос. 5

Изучение продуктов деятельности и документов. 13

Социометрия. 21

Наблюдение. 27

Заключение. 29

Список источников. 31

 


Введение

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.


Опрос

1. «Братья и сестры» (Пиаже, 1997)

Возраст: младшие школьники (6,5-8 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Инструкция:

1. «В семье моих знакомых два брата - Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

. «У девочки Наташи есть две сестры - Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

. «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценивания:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

-координация разных точек зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень (1 балл): ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень (2 балла): правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень (3 балла): правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию).

2. Анкета «Определение уровня школьной мотивации»

1.Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало

-много

-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да

-не очень

-нет

Как оцениваются результаты анкеты: к каждому номеру вопроса стоят по порядку сверху вниз оценки за первый ответ, за второй ответ и за третий ответ.

Баллы за каждый вопрос:

1

1,3,0

2

0,1,3

3

1,0,3

4

3,1,0

5

0,3,1

6

1,3,1

7

3,1,0

8

1,0,3

9

1,3,0

10

3,1,0

Нужно подсчитать общую сумму за ответы на все вопросы.

Расшифровка результатов:

1.     25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

2.     20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.     15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше сторонами, не связанными с обучением. Такие дети хорошо чувствуют себя в школе, но чаще ходят туда, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4.     10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Такие школьники ходят в школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5.     Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, ученик не адаптировался к обучению. У таких детей серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, у них проблемы в общении с одноклассниками, с учителем. Они воспринимают школу, как враждебную среду.

 

 


Изучение продуктов деятельности и документов

1. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка («Незавершенная сказка»)

Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы, коммуникативное действие умение задавать вопрос.

Возраст: дети 6,5 - 8 лет.

Форма: индивидуальная

Оцениваемые УУД - действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задать вопрос.

Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.

Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Тестовый материал

Сказка. ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

Не хвастай Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.

Нет, одолею!

Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили, они спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

Давай, - согласился заяц.

(В данном месте чтение прерывается).

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит - Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц»! А сам еще сильней лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках ходят.

Критерии оценивания:

интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;

адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни развития познавательного интереса и умения задавать вопрос:

низкий (1 балл) - ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,

средний (2 балла) - ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

высокий (3 балла) - ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

2. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

Оцениваемые критерии: коммуникабельность, межличностные отношения, проблемы в общении.

Возраст: детский возраст от 5 лет.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе.

Метод оценивания: наблюдение за рисованием и анализ результата.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

-Как он отнесся к заданию?

-Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?

-Задавал ли дополнительные вопросы и как много?

-Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

-Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?

-Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?

-Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

Критерии оценивания:

1.высокая неудовлетворенная потребность в общении (широко расставлены руки и преувеличенный размер кистей, пальцев).

2.недостаток общения, неумение общаться (маленький размер, отсутствие кистей рук, пальцев).

.уход от общения, негативизм (руки за спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока, голова изображена в профиль).

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень (1 балл): в рисунке ярко выражены 2-3признака, к выполнению рисунка приступил не сразу, при выполнении задания вел себя неуверенно.

Средний уровень (2 балла): в рисунке слабо выражены 1-2 признака, приступил к выполнению задания и, не задавая дополнительных вопросов.

Высокий уровень (3 балла): в рисунке отсутствуют признаки проблем в общении, смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях.


Социометрия

1 задание.

Ф.И._______________________________________

Вопрос 1.

 С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1.__________________________________________

Выбор 2.__________________________________________

Выбор 3.__________________________________________

Вопрос  2.

Ф.И._____________________________________

Вопрос 1: С кем бы ты хотел дружить?

Ответ:

Фамилия ребёнка

Номер выбора

2. Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

3. Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цвет

Значение при выборе

Синий

Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.

Жёлтый

Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.

Зелёный

Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.

Серый

Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.

Чёрный

Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.

Оранжевый

Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.

Коричневый

Инертное (равнодушное) отношение к ученику.

Розовый

Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

·         красный — «нравится»;

·         розовый — «симпатичен»;

·         оранжевый — «с ним интересно»;

·         жёлтый — «общаюсь»;

·         зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;

·         синий — «безразличен»;

·         серый — «не нравится»;

·         чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета. Устный вариант тестаСуть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе. Обработка результатов и их интерпретация (выводы)Пример социограммы, составленной после проведения тестаПосле первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.

·         Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.

·         Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).

·         Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;

·         Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.

Наблюдение

Учебная задача: пронаблюдать за внешним видом синицы, ее повадками, учить описывать, выделяя главные признаки, научиться отличать синицу от других птиц.

Содержание:

- Пронаблюдайте за птицей.

- Какого она размера?

Посмотрите на окрас, на что обратили внимание?

- Каков окрас спинки? Головка?

(Черный, головка тоже черная, вокруг глаз белая)

- Как птица передвигается по ветке? А по земле?

- Как можно описать полет этой птицы?

- Прислушайтесь, какой звук издает эта птица. Постарайтесь описать.

(Волнообразный полет)

- Как вы думаете, чем питается синица? Покормите птицу.  Посмотрите, как птица собирает корм?

- Как мы с вами можем помочь птицам прокормиться зимой?

- Чем мы можем подкармливать синицу?

- А как мы с вами будем подкармливать синичку, ведь эта птичка не есть с руки ?

- А из чего мы с вами можем сделать кормушку?

- Постарайтесь сделать кормушку для птиц, повесьте ее в парке. Пронаблюдай, как птица собирает корм?

- Как вы думаете, в какое время года мы можем наблюдать синицу?

Вывод: Во время наблюдений дети должны научиться определять внешний вид синицы, ее повадки и отличать синицу от других птиц.


Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др.
Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.




Список источников

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб:2017.-720с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология (полный жизненный цикл развития человека).-М.:ТЦ Сфера, 2016.-464с.

3. https://infourok.ru/empiricheskoe-issledovanie-formirovaniya-kommunikativnih-universalnih-uchebnih-deystviy-3408458.html

4.https://revolution.allbest.ru/psychology/00845846_0.html

5. https://pandia.ru/text/78/202/53144.php


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Брошюра «Эмпирические методы исследования для младших школьников»

Брошюра «Эмпирические методы исследования для младших школьников»

Введение Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы

Введение Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня

Опрос 1. «Братья и сестры» (Пиаже, 1997)

Опрос 1. «Братья и сестры» (Пиаже, 1997)

Низкий уровень (1 балл): ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах

Низкий уровень (1 балл): ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? -чаще хочется остаться дома -бывает по-разному -иду с…

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? -чаще хочется остаться дома -бывает по-разному -иду с…

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? -хотел бы -не хотел бы -не знаю 6

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? -хотел бы -не хотел бы -не знаю 6

У тебя в классе много друзей? -мало -много -нет друзей 10

У тебя в классе много друзей? -мало -много -нет друзей 10

Нужно подсчитать общую сумму за ответы на все вопросы

Нужно подсчитать общую сумму за ответы на все вопросы

Такие дети хорошо чувствуют себя в школе, но чаще ходят туда, чтобы общаться с друзьями, с учителем

Такие дети хорошо чувствуют себя в школе, но чаще ходят туда, чтобы общаться с друзьями, с учителем

Они воспринимают школу, как враждебную среду

Они воспринимают школу, как враждебную среду

Изучение продуктов деятельности и документов 1

Изучение продуктов деятельности и документов 1

Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Давай, - согласился заяц. (В данном месте чтение прерывается)

Давай, - согласился заяц. (В данном месте чтение прерывается)

Критерии оценивания: интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки; адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого…

Критерии оценивания: интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки; адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого…

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер,

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер,

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях

Критерии оценивания: 1.высокая неудовлетворенная потребность в общении (широко расставлены руки и преувеличенный размер кистей, пальцев)

Критерии оценивания: 1.высокая неудовлетворенная потребность в общении (широко расставлены руки и преувеличенный размер кистей, пальцев)

Средний уровень (2 балла): в рисунке слабо выражены 1-2 признака, приступил к выполнению задания и, не задавая дополнительных вопросов

Средний уровень (2 балла): в рисунке слабо выражены 1-2 признака, приступил к выполнению задания и, не задавая дополнительных вопросов

Социометрия 1 задание. Ф.И

Социометрия 1 задание. Ф.И

Такой вариант социометрии проводится индивидуально

Такой вариант социометрии проводится индивидуально

Значение при выборе Синий Стремление к избеганию конфликта с человеком

Значение при выборе Синий Стремление к избеганию конфликта с человеком

Притягивает недосказанностью, таинственностью

Притягивает недосказанностью, таинственностью

Толкования цветового анализа: · красный — «нравится»; · розовый — «симпатичен»; · оранжевый — «с ним интересно»; · жёлтый — «общаюсь»; · зелёный — «в…

Толкования цветового анализа: · красный — «нравится»; · розовый — «симпатичен»; · оранжевый — «с ним интересно»; · жёлтый — «общаюсь»; · зелёный — «в…

Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе

Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе

Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов

Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов

Волнообразный полет) - Как вы думаете, чем питается синица?

Волнообразный полет) - Как вы думаете, чем питается синица?

Заключение Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Заключение Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Список источников 1. Рубинштейн

Список источников 1. Рубинштейн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020