Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.
Оценка 5

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
информатика
5 кл—11 кл +1
28.04.2017
Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.
Обучая информатике, всё-время уделяю минуту, посвящаю несколько слов профориентации учащихся. Ведь, наверное, профессия каждого в будущем будет связана с компьютером. И, пожалуй, любую практическую работу можно связать с какой-то профессией. Я считаю, что учащиеся знают достаточно мало о компьютерных профессиях. Профориентация учащихся будет выше, если создать для этого определённые педагогические условия. Также это будет способствовать развитию первичных профессиональных навыков. Предлагаю Вашему вниманию доработку практических работ по учебникам Босовой и Угриновича информацией о компьютерных профессиях.Текстовый документ .doc. Файл в формате "Брошюра"
Брошюра. Практические работы по информатике..doc
Министерство образования Республики Башкортостан Отдел образования Администрации муниципального района Кугарчинский район Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 с.Юмагузино муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан Практические работы  по информатике. Организация профориентации  и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока. 1 Юмагузино – 2011 2 5 класс (Л.Босова) Работа 7. Редактируем текст Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с  установленной операционной системой. ­ Запустить текстовый редактор  Word Pad. Цели: Научиться редактировать текст: вставлять пропущенные  буквы, удалять лишние буквы, заменять одну букву на другую, вводить прописные и строчные буквы, разрезать и склеивать строки, быстро  перемещать курсор по документу. Задание 1 1. 1. Откройте программу Word Pad. Откройте документ Вставка.rtf (Мои  документы\5класс\Заготовки). Вставьте в каждое слово одну букву так, чтобы  получилось новое слово. Шар, Дар, Стол, Клад, Оса, Арка, Тело. Сохраните документ с изменениями в личной папке под  2. 3. 1. 2. именем Вставка1.rtf. Задание 2 1. 5класс\Заготовки). Откройте документ Удаление.rtf (Мои документы\  Уберите в каждом слове одну согласную так, чтобы  получилось новое слово. Власть, Краска, Склон, Полк, Тепло, Беда, Экран. Сохраните документ с изменениями в личной папке под  именем Удаление1.rtf. Задание 3 1. Откройте документ Замена.rtf (Мои  документы\5класс\Заготовки). 2. Зафиксируйте режим ввода прописных букв. Замените в  каждом из приведённых слов одну букву так, чтобы получились  названия городов, рек и новые слова. Города: Соки, Уха, Туча, Баки. Реки: Упал, Оса, Каша,  Слова: Марка, Корж, Булка, Лапка, Зубы, Песок, Галка, Клин, Тоска,  3 Свет, Полено. 3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под  именем Замена1.rtf. Задание 4 1. Откройте документ Смысл.rtf (Мои  документы\5класс\Заготовки). Зафиксируйте режим ввода прописных букв. Перейдите в режим замены (клавиша Insert ). Внимательно прочитайте слова каждой строки. Для  каждого слова, стоящего перед скобками, найдите в скобках два самых важных слова, поясняющих его смысл. Выделите найденные слова  прописными буквами. Сад (растения, садовник, забор, земля, собака) Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание) Выйдите из режима замены. Сохраните документ с изменениями в личной папке под  именем Смысл1.rtf. Задание 5 1. Откройте документ Буква.rtf (Мои  документы\5класс\Заготовки). Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите  его на предложения, поставив в нужных местах точки. Там, где это нужно, замените строчные буквы на  прописные.      скоро  у  нас  каникулы   я поеду  вместе  с  папой в  сочи  митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик 3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под  2. 3. 2. 5. 6. 1. 2. именем Буква1.rtf. Задание 6 1. документы\5класс\3аготовки). Откройте документ Пословицы.rtf (Мои  1. Отредактируйте содержимое файла так, чтобы каждая  4 пословица занимала всего одну строку. Для этого: • если в одной строке находятся две пословицы, то разрежьте эту строку — поместите курсор в конец первой пословицы и нажмите  клавишу Enter; • если одна пословица занимает две строки, то склейте их —  поместите курсор в конец первой строки и нажмите клавишу Delete    (можно поместить курсор в начало второй строки и нажать клавишу Backspace). Шило в мешке не утаишь. Не все коту масленица. Кончил дело, гуляй смело. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Пар кости не  ломит. Без труда не  выловишь рыбку из пруда. Не все  золото, что блестит. Слово — серебро, молчанье — золото. Раньше встанешь — раньше работу кончишь. Цыплят по осени  считают. Делу — время, потехе — час. Сначала подумай,  потом начинай. Семь раз отмерь,  один раз отрежь. Работа страшна не рукам,  а глазам. Дело  мастера  боится. От добра  добра  не ищут. 3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под  именем Пословицы1.rtf. Задание 7 1. Откройте документ Большой.rtf (Мои документы\  5класс\Заготовки). 1. курсора. Нажмите клавишу End и проследите за перемещением  5 2. курсора. 4. Нажмите клавишу Нomе и проследите за перемещением  Нажмите комбинацию клавиш Ctrl +  и проследите за  перемещением курсора. 5. Нажмите комбинацию клавиш Ctrl +  и проследите за  перемещением курсора. 6. Нажмите клавишу Page Up   и проследите за  перемещением курсора. 7. Нажмите клавишу Page  Down и проследите за  перемещением курсора. 8. Нажмите комбинацию клавиш   Ctrl   +   Page Up   и  проследите за перемещением курсора. 9. Нажмите комбинацию клавиш   Ctrl + Page Down и  проследите за перемещением курсора. 10. Нажмите комбинацию клавиш  Ctrl  +  Home и  проследите за перемещением курсора. 11. Нажмите комбинацию клавиш Ctrl + End  и проследите  за перемещением курсора. 12. 13. Сделайте соответствующие записи в рабочей тетради. Выйдите из программы без сохранения изменений в  исходном документе. Теперь мы умеем: ­ вставлять пропущенные буквы; ­ удалять лишние буквы; ­ заменять одну букву на другую; ­ вводить прописные и строчные буквы; ­ разрезать и склеивать строки; ­ быстро перемещать курсор по документу.  Кроме этого вы уже давно научились набирать тексты. Где могут  пригодиться ваши умения набирать и корректировать текст?  Например, если вы в будущем станете корректором или наборщиком  текстов. Информация о профессиях: корректир вщик оо  — специалист издательства, типографии или  6 редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику  (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические  ошибки) и типографику. Корректура — совокупность исправлений и  сам процесс работы корректора. Требования: Грамотность, ответственность, внимательность,  усидчивость Обязанности: Набор/редактирование текста Условия: Свободный рабочий день На сегодняшний день корректоры ­ это одни из самых  востребованных специалистов на биржах занятости в Интернете. Редактирование и корректура предполагают устранение  стилистических, пунктуационных, грамматических ошибок в тексте.  Возможна также работа со структурой текста.  Существует также так называемое литературное редактирование, которое требует не только исправления ошибок, но и дополнительной  переработки отдельных частей текста, перестройки предложений,  удаления излишне громоздких предложений, устранение  двусмысленности и т. д. 9 класс Практическая работа № 5.  Кодирование и обработка звуковой информации. Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с  установленной операционной системой, звуковой платой и  подключенным микрофоном.  ­ Запустить звуковой редактор Audacity    Windows­CD  ­ Запустить звуковой редактор Audacity ­ Запустить звуковой редактор Audacity http://macware.ru  Цель работы. Научиться оцифровывать звук, редактировать  Linux­CD звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. Задание. Записать оцифрованный звук, отредактировать запись,  наложить две записи, применить звуковые эффекты и сохранить  звуковые файлы в различных форматах.  1. Запустить звуковой редактор Audacity. Установим глубину кодирования звука 16 битов. 7 2. В окне приложения Audacity в диалоговом окне  Дорожка ввести команду [Установить битовую глубину­16 бит]. Установим частоту дискретизации звука 22 050 Гц. 3. В окне приложения Audacity в диалоговом окне  Дорожка ввести команду [Установить частоту­22050 Гц]. Запишем  оцифрованный звук. 4. В окне приложения Audacity на панели инструментов  щелкнуть по кнопке Записывать и с помощью микрофона начать  запись звука. Для остановки записи щелкнуть по кнопке Остановить. В окне приложения появится графическое отображение  зависимости громкости записанного оцифрованного звука от времени. Ознакомимся с точками оцифровки, отображенными на графике  5. зависимости громкости звука от времени. При заданной частоте  дискретизации они должны на шкале времени отстоять друг от друга  примерно на 0,00005 с.   6. В окне приложения Audacity на панели инструментов  щелкнуть несколько раз по кнопке Приблизить. Шкала времени будет  существенно растянута и на графике станут видны точки оцифровки  звука. 8 Осуществим редактирование оцифрованного звука. Перенесем  начальный фрагмент записи в ее окончание. 7. На графическом отображении звуковой дорожки выделить с  помощью мыши ее начальный фрагмент и ввести команду  [Правка­ Вырезатъ]. Установить курсор на конец записи и ввести команду [Правка­ Вставитъ]. Прослушать отредактированную запись, щелкнув по кнопке  Воспроизвести панели инструментов. Осуществим наложение (микширование) двух записей. 8. Записать вторую дорожку оцифрованного звука (см. пункт 4)  или открыть существующий звуковой файл командой [Файл­ Открытъ...]. Прослушать наложение двух записей, щелкнув по кнопке  Воспроизвести панели инструментов. Применим к записи звуковые  эффекты. 9. Установить курсор на начало записи и ввести команды  [Эффекты­Переворот], [Эффекты­Смена скорости ...],  [Эффекты­Эхо...] и другие. Прослушать результаты применения звуковых эффектов,  щелкнув по кнопке Воспроизвести панели инструментов. Сохраним  оцифрованный звук в звуковом файле. 9 10. Для сохранения оцифрованного звука в собственном  формате звукового файла AUP ввести команду [Файл­ Сохранитъ  проект как...] и задать имя файла и его местоположение в файловой  системе. 11. Для сохранения оцифрованного звука в универсальном  формате звукового   файла   WAV   ввести   команду [Файл­ Экспортировать как WAV...] и задать имя файла и его  местоположение в файловой системе. 12. Сравнить информационные объемы звуковых файлов,  сохраненных в различных форматах. Теперь мы умеем: ­ оцифровывать звук ­ редактировать звуковые записи ­ сохранять звуковые файлы в различных форматах  В каких профессиях могут пригодиться полученные навыки? Информация о профессиях: Например, в профессиях кинематографа есть звукорежиссёрская  группа:  * Звукорежиссёр — сидит в стороне за пультом, с наушниками  на ушах. Он записывает звук. Связан каналом связи с микрофонщиком. Командует цехом, руководит микрофонщиком и звукооператором.  Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука.  Создает художественный звуковые образы. Руководит всем  департаментом.  * Микрофонщик — направляет микрофон на сюжетно­важные  объекты.   * Звукооператор — работает со звуком, с записями,  отслеживает уровни звука фоновых шумов, звука диалогов,  качественные параметры фонограммы, такие как например — уровни  звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение  сигнал/шум. Выполняет следующие функции:  осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с  общим замыслом автора сценария и режиссёра; отвечает за художественное и техническое качество звука  10 фильма; готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров,  отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи,  озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма. Дизайнер звука — занимается созданием звуковых  спецэффектов, а также звуков, не имеющих соответствующего аналога в природе или которые невозможно записать — например звук  издаваемый динозаврами. Звукоинженер — специалист обслуживающий комплекс  звукового оборудования. Монтажер звука  — монтирует звуковые компоненты.  Раскладывает записаные реплики синхронно изображению. Звукооформитель — специалист по записи синхронных шумов.  Имитирует и воспроизводит синхронно изображению необходимые  шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии  шумы воспроизводимые человеком и живыми существами. 11 Практическая работа № 6 Захват и редактирование цифрового фото и видео Аппаратное и программное обеспечение: Компьютер  с  установленной операционной системой и подключенными: • цифровой фотокамерой и Web­камерой к USB­порту; • цифровой видеокамерой к DV­порту. Установить программу захвата  и печати цифровых фотографий  (Дистрибутив, полученный вместе с камерой). Установить программу захвата  и монтажа цифрового видео  (Дистрибутив, полученный вместе с  камерой). Цель работы. Научиться захватывать фото и видео с цифровых камер и производить их редактирование. Задание   1.  Захватить   и   распечатать   фото   с   цифровой фотокамеры. Задание 2. Захватить видео  с цифровой видеокамеры или  Web­ камеры и смонтировать цифровой видеофильм.  Захват и печать цифровых фотографий с использованием  системы CAMEDIA Master. Выполним захват цифровых фотографий, т. е. их копирование с карты памяти цифровой камеры на жесткий диск компьютера. 1. Запустить систему захвата и печати цифровых фотографий. В появившемся окне программы выбрать пункт Get Images  (Захват изображений). 12 2. В окне My Camera (Моя камера) выбрать фотографии, а в окне файловой системы — папку, где они будут храниться. Щелкнуть по кнопке Get Images (Захват изображений). Выполним печать выбранных цифровых фотографий заданного  размера и качества. 3. В окне программы выбрать пункт Print Images  (Печать изображений). Выбрать количество фотографий, которые будут печататься на  стандартном листе (например, четыре). Выбрать фотографии в папке,  где они хранятся, и поместить их на лист. Выбрать качество печати и тип бумаги. Щелкнуть по кнопке  Print (Печать). Захват и редактирование цифрового видео с использованием  13 системы видеомонтажа Pinnacle Studio Выполним захват цифрового видео с заданным качеством, т. е.  считывание видеозаписи с магнитной кассеты Цифровой видеокамеры  и сохранение в видеофайле на жестком диске компьютера. 1. Запустить систему видеомонтажа и выбрать режим Захват. В появившемся окне программы выбрать качество цифрового  видео и щелкнуть по кнопке Начать захват. Откроем видеофайл, разобьем его на сцены и переместим  выбранные сцены на Монтажный стол.  2. В окне системы видеомонтажа выбрать режим  Редактирование. Открыть сохраненный видеофайл и автоматически разбить его на сцены (фрагменты малой продолжительности). Поместить выбранные фрагменты на Монтажный стол в  заданной последовательности. Сохраним смонтированный цифровой видеофильм с требуемым  качеством на магнитной ленте цифровой камеры или на жестком диске компьютера. 14 3. В окне системы видеомонтажа выбрать режим Вывод фильма. Выбрать место сохранения (Лента или Диск) и качество  цифрового видео (AVI, MPEG или Поток). Щелкнуть по кнопке  Создать файл. Теперь мы умеем: ­ захватывать фото и видео с цифровых камер ­ производить их редактирование В каких профессиях могут пригодиться полученные навыки? Информация о профессиях: Например, в профессиях кинематографа есть операторская  группа: Оператор­постановщик в художественной кинематографии —  один из основных создателей фильма, непосредственно работающий  над его изобразительным решением, осуществляющий его съёмку.  Совместно с режиссёром­постановщиком оператор­постановщик  определяет идейно­художественную направленность фильма, его  изобразительную трактовку. Основное в творчестве оператора­ постановщика — отбор и воплощение на экране наиболее  выразительных композиционных, светотональных и колористических  решений, точек зрения, ракурсов, оптической трактовки и освещения,  способствующих максимально полной, глубокой передаче темы и идеи  фильма. При подготовке к съёмке и в работе над фильмом оператор­ постановщик совместно с режиссёром­постановщиком и художником  на основе литературного сценария и творческого замысла будущего  фильма разрабатывает постановочный сценарий, изобразительную  трактовку сцен и эпизодов фильма, портретные характеристики  основных персонажей, принципы освещения, выбирает места натурных  съёмок, утверждает эскизы декораций, костюмов. В процессе работы  15 над фильмом оператор­постановщик руководит работой оператора,  ассистента оператора, и всей операторской группой. Оператор также руководит работой ассистента оператора и  другого технического персонала. По поручению оператора­ постановщика оператор самостоятельно проводит съёмки в павильоне  и на натуре. Оператор несёт ответственность за техническое качество  изображения, комплектует необходимую съёмочную технику,  проводит испытания аппаратуры, плёнки, фильтров и другого  операторского оборудования, наблюдает за качеством лабораторной  обработки негативного и позитивного материала.  Практическая работа № 8 Разработка проекта «Текстовый редактор» на языке  программирования Visual Basic 2005 Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с  установленной операционной системой. Установить систему объектно­ориентированного  программирования Visual Basic 2005. Установить систему объектно­ориентированного  программирования Gambas. Установить систему объектно­ориентированного  программирования       http://macware.ru Цель работы. Научиться создавать меню проектов, аналогичные  меню текстовых редакторов и других прикладных программ. Задание. Создать проект, реализующий функции простейшего  текстового редактора, который позволит выполнять основные  операции редактирования текста с использованием меню.  Разработка проекта «Текстовый редактор» 1. Запустить систему объектно­ориентированного  программирования Visual Basic 2005 командой [Программы­Visual  Basic 2005 Express Edition]. В качестве области ввода и редактирования текста используем  многострочное текстовое поле. 16 2. Разместить на форме управляющий элемент RichTextBoxl  (Расширенное текстовое поле), которое позволяет редактировать и  форматировать многострочные тексты. Создадим меню текстового редактора. Пусть меню состоит из одного  заголовка верхнего уровня, например Правка. Пусть в меню Правка  входят команды Вырезать, Копировать, Вставить и Удалить. Для  создания меню используется элемент управления Menu Strip (Редактор меню).  3. Разместить на поле элемент управления MenuStripl. 4. В появившемся в левом верхнем углу  формы  редакторе меню создать заголовок первого уровня. В поле Туре Неге  внести пункт меню Правка. 5. Для создания пункта меню перейти на следующую строку в редакторе меню. В  поле   Туре  Неге  внести пункт меню Вырезать. 6. Повторить пункт 5 и создать остальные команды,  входящие в  меню Правка: • в поле Туре Неrе внести пункт мепункт меню Копировать • в поле Туре Неrе внести пункт меню Вставить; • в поле Туре Неrе внести пункт меню Удалить. Каждая команда меню является управляющим элементом,  который откликается на событие Click. Необходимо для каждого  пункта меню создать событийную процедуру, которая будет  выполняться по щелчку мышью.  7. Раскрыть меню и последовательно двойным щелчком мышью  создать пустые заготовки событийных процедур для каждого пункта  меню. Событийная процедура, реализующая команду меню Удалить,  должна удалять выделенный фрагмент текста. Свойству SelectedText  (выделенный текст) объекта RichTextBoxl необходимо присвоить  значение "" (пустая строка). 8. Private  Sub  Удалить ТооlStriрМеnuItem_С1iск (...) 17 'Удалить  выделенный текст RichTextBoxl.SelectedText  =   ""  End Sub Событийная процедура, реализующая команду меню  Копировать, должна сначала очистить буфер обмена, а затем в него  поместить выделенный фрагмент текста. Для очистки объекта  Clipboard к нему необходимо применить метод Clear () . Для того  чтобы поместить в буфер обмена выделенный фрагмент текста, к  объекту Clipboard необходимо применить метод  SetText(RichTextBoxl.SelectedText) : 9. Private  Sub  Kопировать ToolStripMenuItem_Click (...) 'ОЧИСТИТЬ   буфер  обмена  Clipboard.Clear 'Поместить выделенный текст в буфер обмена Clipboard.SetText(RichTextBoxl.SelectedText)  End  Sub Событийная процедура, реализующая команду меню Вставить,  должна вставить текст из буфера обмена в текстовое поле. Для этого  свойству SelectedText объекта RichTextBoxl необходимо присвоить  значение свойства GetText объекта Clipboard. 10. Private  Sub  Bcтавить ToolStripMenuItem_Click (...)  'Вставить   текст из   буфера   обмена  RichTextBoxl.SelectedText  =  Clipboard.GetText  End  Sub Событийная процедура, реализующая команду меню Вырезать, должна сначала очистить буфер обмена, затем поместить выделенный фрагмент текста в буфер обмена, наконец, удалить выделенный фрагмент текста. 11. Private Sub Вырезать ToolStripMenuItem_Click(…)  'Очистить буфер обмена Clipboard.Clear 'Поместить выделенный текст в буфер обмена 18 Clipboard.SetText(RichTextBoxl.SelectedText)  'Удалить выделенный текст  RichTextBoxl.SelectedText = "" End Sub  12. Запустить проект, ввести в текстовом окне текст и  произвести его редактирование с использованием пунктов меню  Правка. Теперь мы умеем: ­ создавать меню проектов ­ аналогичные меню текстовых редакторов и других прикладных  программ. В каких профессиях могут пригодиться полученные навыки? Информация о профессиях: Программирование как род занятий может являться основной  профессиональной деятельностью специалиста, либо использоваться в  качестве вспомогательной деятельности для решения иных  профессиональных задач, либо же использоваться в  непрофессиональной сфере (как инструмент решения задач или ради  получения удовольствия от процесса программирования). Термин  «программист» не обязательно подразумевает профессиональное  образование или профессиональную деятельность. Как основная профессиональная деятельность программирование используется в технической и в научной областях. В технике выделяются средняя техническая квалификация  техник­программист (ранее «программист­лаборант») и высшая  техническая квалификация инженер­программист. Предметом  деятельности специалистов с соответствующей квалификацией  (техников и инженеров) является проектирование, разработка и  производство программного обеспечения, как промышленной  продукции, удовлетворяющей заданным функциональным,  конструктивным и технологическим требованиям (результатом  деятельности является программное обеспечение). В России  подготовка инженеров­программистов ведётся по профилю  подготовки «Программное обеспечение вычислительной техники и  19 автоматизированных систем» направления «Информатика и  вычислительная техника». Как вспомогательная деятельность программирование в  настоящее время используется в широчайшем круге профессий. Практическая работа № 11 Биологическая модель развития популяций «Жертва­ хищник» Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с  установленной операционной системой. Установить электронные (Windows­CD)  таблицы OpenOffice Calc Установить электронные таблицы OpenOffice Calc (Linux­CD) Установить электронные таблицы, входящие в Apple Works (Дистрибутив Apple Works) Цель работы. На основе формальной модели построить и  исследовать компьютерную модель изменения численности популяций  жертв и хищников. Формальная модель. Популяции живых существ обычно  существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими  популяциями. Наиболее важным типом является взаимодействие  между жертвами и хищниками (например, караси—щуки, зайцы— волки и т. д.). В модели «Жертва—хищник» количество жертв x и количество  хищников y связаны между собой. Численность популяции жертв следующего года больше  численности популяции жертв текущего года в а раз, где а —  коэффициент роста: xn+1=a ∙ xn Например, если ежегодный прирост численности популяции  жертв составляет 40%, то а = 1,4. Численность популяции хищников следующего года больше  численности популяции текущего года в b раз, где b — коэффициент  роста: yn+1 = b ∙ yn 20 Например, если ежегодный прирост численности популяции  хищников составляет 4%, то b = 1,04. Жертвы и хищники периодически встречаются, при этом  популяция жертв уменьшается, а популяция хищников увеличивается  за счет хорошего питания. Пусть коэффициент с определяет частоту  встреч, тогда численность жертв уменьшается согласно формуле хп+1 =  а ∙ хп ­ с ∙ хп ∙ уп. Численность хищников увеличивается согласно формуле уп+1 = и  ∙ уп + с ∙ хп ∙ уп Задание. Построить в электронных таблицах компьютерную  модель развития популяций в модели «Жертва—хищник». Рост численности популяций в модели «Жертва—хищник» 1. В ячейки В1 и В2 внести начальные значения численности популяций жертв х1 и хищников у1. В ячейку В4 внести значение коэффициента роста популяции жертв а. В ячейку В5 внести значение коэффициента роста популяции хищников b. В ячейку В6 внести значение коэффициента частоты встреч жертв и хищников с. 2. В ячейку С1 внести формулу роста численности жертв: =$В$4*В1­$В$6*В1*В2. В ячейку С2 внести формулу роста численности хищников:  =$В$4*В1+$В$6*В1*В2. 3. Скопировать внесенные формулы в ячейки строк 1 и 2  командой [Правка­Заполнитъ­Вправо]. Для визуализации компьютерной модели построим графики  изменения популяций жертв и хищников с течением времени. 4. Выделить строки данных и построить диаграмму типа график. 21 Графики изменения численности популяций жертв и хищников  показывают, что максимум количества хищников соответствует  минимуму количества жертв, и наоборот. Исследование модели. Изменяя значения начальной численности  популяций, а также коэффициенты, можно получать различные  варианты изменения численности популяций в зависимости от времени. Теперь мы умеем: ­ создавать меню проектов ­ аналогичные меню текстовых редакторов и других прикладных  программ. ео оо В каких профессиях могут пригодиться полученные навыки? Информация о профессиях: Популяци нная ген тика, или генетика популяций — раздел  генетики, изучающий распределение частот аллелей и их изменение  под влиянием движущих сил эволюции: мутагенеза, естественного  отбора, дрейфа генов и миграционного процесса. Она также принимает во внимание субпопуляционные структуры и пространственную  структуру популяции. Популяционная генетика пытается объяснить  адаптацию и специализацию и является одной из основных  составляющих синтетической теории эволюции. На формирование  популяционной генетики наибольшее влияние оказали: Сьюэл Райт  22 (англ. Sewall Wright), Джон Холдейн (англ. John Haldane), Рональд  Фишер (англ. Ronald Fisher), Сергей Сергеевич Четвериков; ключевые  закономерности, определяющие частоты аллелей в популяциях  сформулированы Годфри Харди (англ. Godfrey Harold Hardy) и  Вильгельмом Вайнбергом.  Возможно, наиболее значимым «формальным» достижением  современной синтетической теории эволюции является формирование  математической основы популяционной генетики. Некоторые авторы  (Beatty, 1986) даже считают, что математическое объяснение динамики популяций является основой синтетической теории эволюции. 8 класс Практическая работа № 12  Форматирование символов и абзацев Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с  установленной операционной системой. Текстовый редактор MicrosoftWord. Цель работы. Научиться устанавливать в документе различные  параметры форматирования символов и абзацев. Задание 1. Ввести в документ строки и отформатировать их по  указанным в самих строках образцам (шрифт, размер, начертание и  цвет):  , 8, полужирный подчеркнутый, зеленый, 102 Times New Roman, 14, курсив, красный,102 Arial   Courier New,   10,   полужирной курсив,   синий Задание 2. Ввести в документ абзацы и отформатировать их по  указанным в самих абзацах образцам (выравнивание, отступы первой  строки, отступы абзаца целиком, междустрочные интервалы и  интервалы между абзацами): Абзац с выравниванием  по ширине, отступ слева 6 см, шрифт Times New Roman, размер 12 пт, обычный Абзац с выравниванием по центру, шрифт Arial, размер 14 Абзац с выравниванием по левому краю, отступ первой строки  1,25 см, шрифт Courier New, размер 10 пт, курсив, подчеркнутый пт, полужирный 23 Форматирование символов 1. Запустить текстовый редактор MicrosoftWord командой  [Программы­ Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью команды [Файл­ Создатъ...]. 2. 3. Ввести в документ указанные в задании 1 строки. Для форматирования шрифта ввести команду [Формат­ Шрифт...], откроется диалоговая панель Шрифт. На вкладке Шрифт с помощью раскрывающихся списков  установить параметры форматирования: шрифт, размер, начертание,  цвет символов и варианты подчеркивания. 4. Установить верхний (102) и нижний (102) индексы с помощью  флажков верхний индекс и нижний индекс группы Видоизменение. Форматирование абзацев 1. Запустить текстовый редактор MicrosoftWord  командой  [Программы­Microsoft Word]. Создать новый документ с помощью  команды [Файл­Создать...]. 2. Ввести в документ указанные в задании 2 абзацы. 3. Для форматирования абзаца ввести команду [Формат­ Абзац...]. 24 На появившейся диалоговой панели Абзац на вкладке Отступы  и интервалы установить тип выравнивания с помощью  раскрывающегося списка Выравнивание:. 4. Для установки типа отступа первой строки абзаца  выбрать необходимое значение в раскрывающемся списке первая  строка: и установить конкретное числовое значение отступа с  помощью счетчика на:. 5. Для задания отступов абзаца целиком от границ полей  страницы выбрать нужное значение отступов с помощью счетчиков  Отступ слева: и справа:. Для того чтобы текст выходил на левое (правое) поле страницы, задать отрицательное  значение отступа. 6. Междустрочный интервал выбрать с помощью  раскрывающегося списка междустрочный:. 7. Интервалы перед и после абзаца установить с помощью  счетчиков Интервал перед: и после:. Задание 3. Пользуясь полученными знаниями, создать документ  делопроизводителя «Титульный лист». Технология работы 1. Создайте новый документ: Файл  Новый документ. ►  Создать   Общие  ► ►   25 ► глоссария: Вставка  ► выбрать из списка Эмблема_расш  2. Вставьте в документ расширенный вариант эмблемы из  ►  Автотекст  вкладка Автотекст     нажать Вставить. 3. Инструментом Линия отделите заголовочную часть.  4. Оформите заголовок доклада. ► Для этого: ­ Наберите заголовок «Реклама как составная часть  маркетинговой деятельности ЗАО МНТ»; ­ Отцентрируйте его при помощи кнопки По центру; ­ Выделите слово «Реклама» и подберите шрифт, размер и  начертание, например: шрифт Comic Sans MS, размер 48,  полужирный, контурный, с тенью (Формат  Тень);  ►  Шрифт   установить флажки видоизменения Контур и ► ­ проделайте то же для всего заголовка доклада, имени  докладчика и внешних атрибутов (город, год).  5. Создайте фон титульного  листа. Для этого: • выберите автофигуру из списка: Автофигуры   Звезды и ленты  ► ►   Горизонтальный свиток; • • маркеры; • за текстом. прорисуйте фигуру на экране; настройте размер и форму свитка, используя желтый и черные  установите фигуру за текст: Действия   Порядок   Поместить  ► ► В результате выполнения задания должен получиться титульный лист,  подобный изображенному: 26 Теперь мы умеем: ­ устанавливать в документе различные параметры  форматирования символов и абзацев В каких профессиях могут пригодиться полученные навыки? Информация о профессиях: Делопроизводитель ­ служащий ответственный за ведение  документации организации, суда, фирмы, кооператива и т.д.  Делопроизводитель часто работает в канцелярии и ведет  делопроизводство в соответствии с требованиями налогового,  судебного и т.д. законодательства. В небольших организациях  делопроизводитель и секретарь часто одно лицо. В крупных  организациях делопроизводителями работают люди, получившие  специальное образование. В обязанности делопроизводителя входит  создание следующих документов: ­ оформление справок, объяснительных записок, резюме,  информационных стендов, титульных листов, писем, приказов,  протоколов ­ подготовка конвертов и адресных наклеек 27 ­ работа с электронными таблицами, базами данных, электронной почтой. Практическая работа № 21 Использование относительных, абсолютных и смешанных  ссылок в электронных таблицах Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с  установленной операционной системой. Установить электронные (Дистрибутив Microsoft Office)  таблицы Microsoft Excel  Установить электронные таблицы OpenOffice Calc (LinuxCD) Цель работы. Научиться использовать: • в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки; • производить суммирования значений ячеек в заданном  диапазоне с использованием встроенной функции; • устанавливать требуемый формат представления данных в  ячейках. Задание 1. В электронных таблицах с использованием в  формулах относительных ссылок создать фрагмент таблицы  умножения. (см.Таблицу) Задание 2. В электронных таблицах с использованием в  формулах абсолютных ссылок вычислить цены отдельных устройств  компьютера и компьютера целиком в рублях, если заданы цены  отдельных устройств компьютера в условных единицах и курс доллара  к рублю (см.Таблицу). Задание 3. В электронных таблицах с использованием в  формулах смешанных ссылок вычислить цены отдельных устройств  компьютера и компьютера целиком в рублях, если заданы цены  отдельных устройств компьютера в условных единицах и курсы  доллара и евро к рублю (см.Таблицу).  Создание фрагмента таблицы умножения с использованием  в формулах относительных ссылок 1. Запустить    электронные   таблицы    Excel    командой  [Программы­Microsoft Excel]. 28 Создать новый документ с помощью команды [Файл­Создатъ...]  и присвоить листу имя Относительные ссылки. Создадим фрагмент таблицы умножения, в которой числа от 1 до 9, хранящиеся в диапазоне ячеек А1:А9, умножаются на числа от 1 до  9, хранящиеся в диапазоне ячеек В1:В9. Ввести в ячейки А1 и В1 число 1, а в ячейку С1 —  2. 3. формулу =А1*В1, содержащую относительные ссылки. Для быстрого ввода последовательностей чисел,  различающихся на фиксированную величину (в данном случае на 1),  ввести в ячейки А2 и В2 формулы =А1+1 и =В1+1, содержащие  относительные ссылки. Скопируем формулы, вычисляющие числа, в нижележащие  ячейки с использованием операции заполнения диапазона. 4. Выделить диапазон ячеек А2:А9 и ввести команду  [Правка­Заполнитъ­Вниз]. 5. Выделить диапазон ячеек В2:В9 и ввести команду  [Правка­Заполнитъ­Вниз]. Скопируем формулу, вычисляющую произведения чисел, в  нижележащие ячейки с использованием операции заполнения  диапазона. 6. Выделить  диапазон  ячеек  С1:С9  и  ввести  команду  [Правка­Заполнить­Вниз]. 7. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести  команду [Сервис­Параметры...] и на появившейся диалоговой панели  Параметры на вкладке Вид установить флажок формулы. 29 В результате получим фрагмент таблицы умножения, сначала с  отображением в ячейках результатов вычислений по формулам, а  затем с отображением формул. 8. Обратить внимание, что при копировании формул,  содержащих относительные ссылки, происходило автоматическое  увеличение номера строки в относительной ссылке на единицу при  30 смещении формулы на одну строку. Расчет цен устройств компьютера в рублях с использованием  в формулах абсолютных ссылок 1. Перейти на новый лист и присвоить листу имя Абсолютные  ссылки. Величина курса доллара к рублю должна храниться в конкретной ячейке, и поэтому в формулах для вычисления цены в рублях должна  быть использована абсолютная ссылка на адрес этой ячейки. 2. Ввести наименования устройств, входящих в компьютер, в столбец А, их цены в условных единицах — в столбец В и курс  доллара к рублю — в ячейку Е2. 3. Ввести в ячейку С2 формулу =В2*$Е$2, содержащую  относительную ссылку на цену в условных единицах и абсолютную  ссылку на курс доллара к рублю. Скопируем формулу, вычисляющую цену в рублях, в  нижележащие ячейки с использованием операции заполнения  диапазона. 4. Выделить диапазон ячеек С2:С11 и ввести команду [Правка­ Заполнитъ­Вниз]. Подсчитаем в ячейке С12 общую цену компьютера с помощью  встроенной функции СУММ(). 5. Сделать активной ячейку С12. Щелкнуть по кнопке  Суммирование, будет выделен диапазон ячеек для суммирования, а в  ячейку помещена функция =СУММ(С2:С11).  Если предложенный  диапазон не подходит, перетащить указатель по ячейкам, которые  нужно просуммировать. Нажать клавишу {Enter}. Представим цены устройств компьютера и курс доллара к рублю  в денежном формате. 6. Выделить диапазон ячеек С2:С12 и ввести команду [Формат­ Ячейки...]. На появившейся диалоговой панели Формат ячеек на вкладке  Число в списке Числовые форматы: выбрать пункт Денежный.  Повторить процедуру для ячейки Е2. 31 7. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести  команду [Сервис­Параметры...] и на появившейся диалоговой панели  Параметры на вкладке Вид установить флажок формулы. В результате получим таблицу цен устройств компьютера,  сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по  формулам, а затем с отображением формул. 32 8. Обратить внимание, что при копировании формул  относительные ссылки изменяются, а абсолютные не изменяются. Расчет цен устройств компьютера в рублях с использованием  в формулах смешанных ссылок 1. Скопировать лист Абсолютные ссылки и присвоить листу имя Смешанные ссылки. Величина курсов доллара и евро к рублю должна храниться в  двух ячейках, и поэтому в формулах для вычисления цены в рублях  должна быть использована смешанная ссылка на адреса этих ячеек. 2. Ввести курс евро к рублю в ячейку F2. Ввести в ячейку С2  формулу =$В2*Е$2, содержащую смешанные ссылки на цену в  условных единицах и на курсы доллара и евро к рублю. Скопируем формулу, вычисляющую цену в рублях, в  нижележащие ячейки с использованием операции заполнения  33 диапазона. 3. Выделить диапазон ячеек С2:С11 и ввести команду [Правка­ Заполнить­Вниз], а затем — команду [Правка­Заполнить­Вправо]. 4. Для отображения в ячейках не чисел, а формул ввести  команду [Сервис­Параметры...] и на появившейся диалоговой панели  Параметры на вкладке Вид установить флажок формулы. В результате получим таблицу цен устройств компьютера,  сначала с отображением в ячейках результатов вычислений по  формулам, а затем с отображением формул. 4. Обратить внимание, что при копировании формул  относительные ссылки изменяются, а абсолютные не изменяются. Теперь мы умеем: 34 ­ использовать в формулах электронной таблицы относительные,  абсолютные и смешанные ссылки; ао ­ производить суммирования значений ячеек в заданном  диапазоне с использованием встроенной функции; ­ устанавливать требуемый формат представления данных в  ячейках. В каких профессиях могут пригодиться полученные навыки? Информация о профессиях: Бухг лтер (нем. Buchhalter, Buch — книга, Halter — держатель)  — специалист в области бухгалтерии. В настоящее время профессия  является важной, без неё не обходится ни одно предприятие.  Бухгалтер — это специалист, работающий по системе учёта в  соответствии с действующим законодательством. Его задачи: вовремя  и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными  органами и собственниками компании, организовать работу с  клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым  состоянием предприятия и так далее. Для выполнения всех этих  обязанностей в последнее время создаются специализированные  программы. Например, 1С: Предприятие. Маленькие фирмы, которые  не могут позволить себе такую дорогую программу, могут  пользоваться программой MicrosoftExcel. Практическая работа № 15 Создание и редактирование базы данных с помощью формы. Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с  установленной операционной системой. Установить СУБД  MicrosoftAccess (Дистрибутив Microsoft Office) Цель работы: Научиться использовать в СУБД формы для  создания Баз Данных; Задание 1. Создание формы для ввода данных. Среда баз данных позволяет вводить данные, предварительно создав форму. Форма — это аналог карточки, в которой введены данные по одному конкретному объекту. Ввод   данных   непосредственно   в   таблицу   не   очень   удобен,   так   как 35 длина некоторых полей довольно большая и все столбцы одновременно не видны на экране. Другой недостаток заключается в том, что в таблице видны данные сразу по всем записям, а это не всегда желательно, особенно в тех случаях, когда необходимо соблюдать конфиденциальность. Форма — очень   удобный   способ   заполнения   новых   записей,   похожий   на заполнение карточки. Создайте форму для ввода данных о сотрудниках. Включите в форму поля из двух связанных таблиц Сотрудники и ДопСведения. Технология работы 1. В главном окне базы данных на панели объектов  выберите объект  Формы. 2. Запустите режим создания формы с помощью мастера. 3. Создайте форму, следуя шагам мастера: ­ Выбор из таблиц полей для формы (рис.1) • В списке Таблицы и запросы выберите таблицу Сотрудники; ДатаРождения Название Фамилия Имя Иванов 15.01.70. Дирекция Дирекция 24.05.65. Соколов Александр Васильевич Отчество Иванович Василий  Должность Директор Заместитель  директора Администратор Бухгалтер Юрист Секретарь Белых Андреева Елена Алексей Иванович Фёдоровна 8.08.78. 30.03.68. Борзов Ильина Борис Анна Петрович Васильевна 15.11.75. 12.12.80. Дирекция Бухгалтери я Дирекция Дирекция • перенесите из списка Доступные поля в список Выбранные поля все  поля таблицы, щелкнув на кнопке Добавить все; 36 Рис. 1. Первый шаг мастера форм Выбор вида формы Выбор стиля оформления • перейдите на следующий шаг, нажав кнопку Далее. 2) • Установите переключатель «в один столбец» — это наиболее  удобный вид формы; • перейдите на следующий шаг, нажав кнопку Далее. 3) • Просмотрите список представленных стилей, попеременно щелкая  на их названия; • выберите понравившийся стиль; • перейдите на следующий шаг, нажав кнопку Далее. 4) • Введите имя ФормаСотрудники. • установите переключатель Открыть форму для просмотра и ввода  данных; • завершите работу с мастером щелчком на кнопке Готово. 4. Просмотрите имеющиеся записи (рис.2), щелкая на кнопках: • Переход к первой записи; • Переход на предыдущую запись; • Переход на следующую запись; • Переход к последней записи; • Переход на новую запись; Задание имени формы 37 В   созданной   форме   фотография   сотрудника   появляется   сразу   в небольшой   рамке.   Если   размер   графического   файла   слишком большой, то будет видна только часть фотографии. В дальнейшем все замеченные недочеты вы можете исправить. 5. Введите еще несколько новых записей, пользуясь формой. Для  вставки фотографии щелкните правой кнопкой на месте для  фотографии и в контекстном меню выберите пункт Добавить объект... Теперь мы умеем: ­ использовать в СУБД формы для создания Баз Данных В каких профессиях могут пригодиться полученные навыки? Информация о профессиях: Администратор баз данных Администратор вычислительной сети Администратор (лат. administrator ­ управитель) —  распорядитель в учреждении, коллективе, а также специалист по  обслуживанию баз данных и информационных систем. Специалисты группы «Административно­управленческий  персонал» осуществляют работы по сопровождению баз данных в  компьютерных системах. К их основным обязанностям относятся  обеспечение сохранности информации; корректировка баз данных по  заданиям пользователей; определение эффективности баз данных;  38 консультирование пользователей. Работа 12. Комбинированные документы. Создание  иллюстраций. Задание 1 1. В графическом редакторе Paint с помощью команды  Рисунок/Атрибуты задайте размер рабочей области 400*400. 2. Создайте рисунок. Он может быть, например, таким: 3. Для выполнения надписи «Добро пожаловать»: ­ активизируйте инструмент Текст  и выберите прозрачный фон; ­ щелчком отметьте место размещения текста — откроется поле  ввода с мигающим курсором; ­ при необходимости измените шрифт, его размер и начертание с  помощью панели атрибутов текста; ­ при необходимости измените размер поля ввода  перетаскиванием его границ; ­ завершите работу с надписью, щелкнув вне рамки. 4. Сохраните рисунок в личной папке под именем Рисунок. Задание 2 1. Запустить программу: Пуск  Все программы  Microsoft  Office  Microsoft Office Word. 2. Установить границу на странице: Формат  Границы и заливка  СТРАНИЦА  Рамка  Рисунок  ОК. 39 3. С помощью объекта WordArt с панели инструментов  Рисование задать нужную надпись. 4. Настроить фон: Формат  Фон. 5. Вставить рисунок: Вставка  Рисунок  Из файла  Мои  документы  Рисунок   Выделить рисунок  Вставить. 6. Изменить расположение рисунка с помощью кнопок  выравнивания (По левому краю, По центру, По правому краю) на  панели Форматирование. 7. Щелкните на рисунке один раз. Вокруг него появилась рамка с  8ю маркерами. Последовательно наводите указатель мыши на маркеры  и наблюдайте, как меняется его форма. Перетаскивая  соответствующий маркер, вы можете изменить размеры рисунка. 8. Попытайтесь перетащить рисунок в другое место. Рисунок  остается неподвижным, а перемещается курсор и указатель мыши,  рядом с которым появляется изображение прямоугольника. После  того как вы подведете указатель к предполагаемому новому месту  рисунка, отпустите кнопку мыши. Рисунок переместится на нужное  место. 9. Рисунок, вставленный в документ, можно править, т.е. – в него  можно вносить изменения. Щелкните дважды на своем рисунке –  откроется окно программы Paint. Внесите нужные изменения в рисунок (например, перекрасьте фон) и закройте окно программы Paint  щелчком вне рисунка.  10. Выполните операцию предварительного просмотра  документа. Файл – Предварительный просмотр. 11. Сохраните изменения в документе под именем  Иллюстрация.doc Теперь мы умеем: ­ создавать надписи с помощью инструмента Надпись и  осуществлять его настройку; ­ одновременно работать с двумя приложениями — текстовым  процессором MicrosoftWord и графическим редактором Paint; ­ вставлять выполненный в графическом редакторе рисунок в  документ, подготовленный в текстовом процессоре; ­ вносить изменения в рисунок, вставленный в текстовый  40 документ. ао Информация о профессиях: Иллюстратор. Иллюстр ция — визуализация, такая как рисунок, фотография  или другая работа. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое  содержимое книги, журнала, газеты. Иллюстрации используются для: передачи эмоциональной атмосферы  художественного произведения; визуализации образов героев  повествования; демонстрации объектов, описываемых в книге  (ботаническая иллюстрация); отображении пошаговых инструкций в  технической документации (техническая иллюстрация). Угринович Н.Д., «Информатика ­ 7. Базовый курс. – М.:  Угринович Н.Д., «Информатика – 10­11. Базовый курс. – М.:  Л. Босова. Информатика – 5. Учебник. БИНОМ. Лаборатория  V. Список литературы 1. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.     2. Угринович Н.Д., «Информатика ­ 8. Базовый курс. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.                                                 3. Угринович Н.Д., «Информатика ­ 9. Базовый курс. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.                                                 4. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.                                                 5. знаний, Москва ­2005.                 6. знаний, Москва ­2005.  7. примеры разработки. – М.: ООО «1С­Паблишинг»: СПб: Питер, 2008.  – 383 с.: ил. + 1 СD­ROM.        8. делопроизводство: учебный курс. – Спб.: Питер, 2005. – 411 с.: ил. 9. 10. http  http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_профессий Л. Босова. Информатика – 6. Учебник. БИНОМ. Лаборатория  Габец А.П., Гончаров Л.И. – 1С: Предприятие. Простые  Макарова Н.В. Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. – Компьютерное   ://   macware  .  ru   41 42

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.

Брошюра. Практические работы по информатике. Профориентация учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017