Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом» содержит разработки коррекционных программ, наглядного материала. Практические рекомендации для родителей детей-аутистов. Содержание брошюры соответствует требованиям к коррекционно-развивающим программам. Педагог делится опытом коррекционной работы психолога с детьми с аутизмом. В брошюре приведены примеры использования холдинг-терапии в системе эмоциональной коррекции РДА. Программа содержит необходимый материал для обмена опытом с коллегами и оказания методической помощи молодым специалистам.
аутизм.doc
Коммунальное Государственное учреждение
Управления образования акимата ЗападноКазахстанской области
«Кабинет психологопедагогической коррекции»
Зелёновского района
Психологическая помощь детям с аутизмом
1 Управление образования ЗападноКазахстанской области
Областной учебнометодический кабинет организации дошкольного,
общеобразовательного, технического и профессионального образования.
Хаттама №7 06.05.2014 ж.
Составитель:
Рифферт Л.И. педагогпсихолог 2 категории КГУ УО акимата ЗКО
«Кабинет психологопедагогической коррекции» Зеленовского района
Рецензент:
Шуиншалиева С.А. педагогпсихолог высшей категории областной психолого
медикопедагогической консультации
2 Содержание
Введение ..............................................................................................................45
Организация бытового поведения у аутичных детей дошкольного возраста .
Проблемы с едой и поведение за столом..........................................................6
Навыки самостоятельного одевания и раздевания..........................................78
Практические рекомендации для родителей детейаутистов........................817
Заключение.........................................................................................................1620
Список литератулы ...........................................................................................21
3 Введение
Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии,
коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением
внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития
детей, что имеет важное научнопрактическое значение. Возрастает число и
разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и
комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей не
только до начала, но, и в процессе их обучения и воспитания, определение
микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и
коррекции различных психических расстройств у детей. Появилось достаточно много
литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам умственной отсталости,
нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении. Но, все
таки, еще многие вопросы остаются не до конца изучены.
Актуальной остается проблема раннего детского аутизма (РДА), при которой
нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает
доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при
других дефектах психического развития нарушения общения имеют вторичный
характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного
расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и
слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый,
достаточно сложный характер.
4 РДА входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает
особое место, так как отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью
и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры
нарушений.
С синдромом раннего
детского аутизма связано особое нарушение
психического развития детей, которое ставит в тупик их близких. Эта проблема
очень плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются открытыми, что
затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. Множество
вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как с ним обращаться?
Как его следует воспитывать? Каким образом, и в какой школе его следует обучать?
Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых
10 тысяч детей. Именно такова частота проявления детского аутизма и сходных с
ним нарушений психического развития – случаев, требующих единого
образовательного подхода в обучении и воспитании.
Вместе с тем родители, как правило, подчеркивают, что не считают своих детей
умственно отсталыми. Проявляемая в отдельные моменты сообразительность,
понимание ситуации, чувствительность к музыке, стихам, природе, наконец, часто
серьезное, «интеллигентное» выражение лица дают родителям надежду, что ребенок
все может. И вскоре выясняется, что хотя такой ребенок действительно многое
может понять сам, но ни работать, ни даже играть со взрослыми он не хочет.
Существуют разные точки зрения на происхождение и клинико
психологическую структуру раннего детского аутизма.
Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических
расстройств, наблюдаемых у этих детей. Хотелось уделить внимание особой
проблеме, с которой всегда сталкиваются при воспитании аутичного ребенка это
формирование у него бытовых навыков и навыков самообслуживания.
Существует богатый опыт обучения навыкам самообслуживания и бытового
поведения детей, страдающих слепотой, глухотой, ДЦП или умственной
отсталостью. При этом отмечается важность развития самостоятельности,
активности и совместной деятельности, использования повседневных «режимных»
ситуаций для развития речи и обучения бытовым навыкам, необходимость создания
чувства безопасности и уверенности (Л.И. Аникеева 1985, А.Р.Маллер, 1986) Эти
принципы и многие приемы обучения могут быть использованы и в работе с
аутичными детьми. Однако в силу специфики данного нарушения развития
необходимы также особые принципы обучения аутичного ребенка, учитывающие его
5 общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа направлена, главным
образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со
взрослым и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных
механизмов поведения, а это, в свою очередь повышает общую социальную
адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и очень важным в работе
дефектологов,
психологов и других специалистов детских учреждений,
сталкивающихся с такими детьми, а также их родителей.
Организация бытового поведения у аутичных детей дошкольного возраста
Проблемы с едой и поведение за столом
Часто аутичный ребенок бывает чрезвычайно избирательным в еде, заставить
его есть в такой ситуации непривычную пищу бывает невозможно. Хотя
бихевиористы убеждены, что постепенно можно расширить рацион ребенка,
подкрепляя любимым лакомством каждый съеденный кусочек непривычной пищи.
В рамках,
эмоционально коррекционного подхода предлагается
предпочитаемую ребенком еду давать ему за столом, а между едой ограничивать
доступ к любимым лакомствам, оставляя «невзначай» на видном месте пищу, от
которой он отказывался и не предлагая ребенку, съедать кусочек самому или
кормить другого.
Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, можно
начинать учить правилам поведения за столом.
Прежде всего, отрабатывать стереотип еды за столом, т.к. как аутичный
ребёнок обычно крошит еду прежде, чем съест и гуляние с куском по квартире
может доставлять немало хлопот в быту. Важно сначала правильно организовать
место, подобрать удобный по высоте стул. Перед ребенком ставилась тарелка с едой,
кладется вилка или ложка, а все посторонние предметы убираются. Если ребенок
вскакивает из за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усаживался на место
либо велели, чтобы он положил кусок на стол.
Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из за своей повышенной
брезгливости. Даже капелька супа на щеке или одежде может стать источником
6 неприятных ощущений. Эту проблему может облегчить умение пользоваться
салфеткой.
При обучении ребенка пользоваться ложкой позиция взрослого позади или
сбоку от ребенка. В одну руку дается ложка, в другую можно кусочек хлеба. Когда
ребенок освоит необходимые моторные навыки, взрослый может занять более
пассивную позицию, не забывая подбадривать ребенка и радоваться успеху,
игнорируя неуспех.
Навыки самостоятельного одевания и раздевания
Научить ребенка раздеваться могут помочь многократно повторяющиеся в
течении дня ситуации в туалете, при укладывании спать. Сначала, управляя руками
ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка
приспускает ее, предоставляя ребенку завершить действие.
Позиция взрослого позади ребенка дает последнему ощущение, что он
действует сам, и во же время он чувствует готовность взрослого помочь. Взрослый
постепенно ослабляет помощь, будучи готовым эту помощь предоставить опять до
наступления аффективного «взрыва» в результате неуспеха.
Для обучения навыкам одевания желательно организовать стереотипную
бытовую ситуацию, для чего важно понаблюдать, где, на каком стуле ребенок
предпочитает садиться, где и в каком порядке лучше разложить одежду, чем можно
порадовать ребенка после завершения действия (держать под рукой его любимую
игрушку, покружить, пощекотать, рассказать любимую прибаутку).
Поначалу бывает важно хвалить ребенка уже за то, что он сидит на стульчике,
пока «мы вместе надеваем колготки». Затем руками ребенка взрослый начинает
подтягивать колготки вверх на завершающем этапе одевания и по мере увеличения
активности и самостоятельности ребенка в выполнении данного действия начинает
подключать его раньше и раньше, хвалит за малейшие самостоятельные движения.
Чтобы не произошло перенасыщения похвалой, сохранялась ее ценность,
сторонники оперантного обучения советуют ослаблять похвалу за те действия,
которые автоматизируются, и переносить свое внимание на те операции, которые
7 требуют освоения. Со временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал,
тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т.п.),
гибкое использование которых позволяет последовательности в подкреплении
желательного поведения не превратиться в механичность.
Обучая пользоваться горшком, педагог его руками должен помочь снять
штанишки, комментируя при этом: «Как хорошо Нурлан (назвать имя ребёнка)
раздевается». И в поведенческой терапии, и в эмоциональном подходе отмечается
важность формирования ритуала, которому можно следовать изо дня в день. Лучше
сажать ребенка на горшок в одном и том же месте (в туалете, если нет страха
туалета, или рядом). Можно вместе выливать горшок (управляя руками ребенка),
спускать воду (если ребенок не боится шума спускаемой воды) и т.п.
В зависимости от состояния ребенка можно либо подождать, пока он сам
оденется, либо дать ему возможность слегка подтянуть вверх колготки и закончить
действие за него, либо быстро совершить необходимые действия за ребенка, создавая
лишь видимость совместного выполнения. Чуткость к колебаниям состояния
аутичного ребенка и терпение поможет сделать этот ритуал естественным для
ребенка, согласованным с его внутренним ритмом, что способствует формированию
поведенческого стереотипа.
Эмоционально коррекционный подход в отличие от подходов поведенческой
терапии обращает внимание на особую сложность обучения аутичного ребенка
бытовым навыкам, связанную с тем, что именно вокруг бытовых ситуаций и
предметов быта часто строятся первые контакты с аутичным ребенком. Поэтому,
когда контакт с глубоко аутичным ребенком только появляется или еще очень
хрупок, лучше ограничить требования к ребенку, радуясь уже тому, что он рядом,
потихоньку подключая его и его руки как пассивного участника.
До того как ребенку предоставят большую самостоятельность, важно, чтобы в
его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него
все получается и нет никакой необходимости в том, что кто то будет делать за него
то, что он потенциально способен делать сам.
Обучение бытовым навыкам,
ограничивается навыками гигиены и
самообслуживания и общей организацией поведения. Помощь по дому, так
называемые домашние навыки, представляют собой дальние задачи, требующие
определенного уровня моторного развития, способности концентрации внимания,
сформированности рабочего поведения и заинтересованности в выполнении задачи.
8 Практические рекомендации для родителей детейаутистов
Родители аутичных детей часто задаются вопросом, почему данное
расстройство появилось именно у их детей. На этот вопрос ответа так и не найдено.
Есть несколько гипотез, относительно происхождения этого синдрома, но полностью
доказанной среди них нет ни одной. Причиной аутизма принято считать неправильное
развитие мозга, аномалии в хромосомах или их генное мутирование. Расовый фактор
отсутствует, а вот относительно полового – мальчики аутизмом страдают чаще.
Ранее считали, что аутизму присуще снижение интеллекта. Но это суждение было
опровергнуто. Около 30% детей аутистов имеют уровень интеллекта выше
среднего, часто аутисты даже обладают выдающимися способностями в различных
областях, но среди них также встречаются и умственно отсталые люди.
Нередко создается впечатление, что аутичным людям комфортно быть
одинокими, что они не нуждаются ни в ком. Но на самом же деле, это совсем не так,
им требуется социум, они желают, чтоб их поняли и приняли, но не знают, как этого
добиться. Первостепенной задачей психологов и, конечно, родителей является
оказание детям аутистам помощи при налаживании связей с внешним миром. Что
нужно делать? Существует несколько методик коррекции поведения для аутичных
детей. Однако, для получения существенных результатов необходима регулярность.
Упражнения должны прочно занять место в жизни ребенка. Родители должны
не забывать также о том, что детей с аутичным расстройством называют «медленные
дети», то есть не стоит ждать быстрого появления результатов. Первые заметные
улучшения могут появиться лишь по прошествии нескольких месяцев или даже лет.
Некоторые полезные рекомендации родителям:
применяя обобщенные советы и рекомендации, не следует забывать, что
аутист, как и любой другой обычный ребенок, прежде всего личность с
определенной спецификой поведения, поэтому обучение необходимо строить,
принимая во внимание индивидуальные реакции ребенка. Существует много
примеров, когда аутичные дети, вырастая, выбирали профессию, исходя из сферы
своих увлечений в детстве. К примеру, ребенок, увлекающийся числами, нередко
становится налоговым инспектором, бухгалтером или программистом;
обычный человек, даже негативно относящийся к переменам, способен их
нормально воспринять и пережить. А дети аутисты очень болезненно переживают
любое действие или событие, выходящее из ряда привычных. Поэтому, необходимо
стараться поддерживать стабильность во всем, что касается аутиста;
9 важно проводить упражнения ежедневно. Хоть это и непросто, но только так
можно добиться желаемого результата. На начальных этапах лучше заниматься по 5
7 минут, постепенно наращивая количество времени до двухтрех часов в день. Про
перерывы, конечно, ни в коем случае забывать нельзя;
существенна в жизни ребенка аутиста роль слова «стоп». Крайне важно
научить его этому слову, потому что аутисты, имея разные фобии, часто не видят
реальную опасность: тронуть раскаленный предмет, перейти улицу на красный цвет.
Если вовремя обучить ребенка слову «стоп», это поможет ему избежать многих
травм. Как это сделать? Например, резко прекращать какое либо действие,
произнеся: «Стоп!»;
аутисты часто увлечены просмотром телепрограмм, но необходимо их в этом
ограничивать или предлагать к просмотру особые видеопрограммы для аутистов.
благоприятно скажется на развитии такого ребенка общество сверстников.
Однако, поскольку сам аутист не предрасположен к активному взаимодействию с
людьми, то желательны посещения садика не на весь день, но на несколько часов;
стереотипные, монотонные действия ребенка надо прерывать. В этом помогут
танцы или прыжки на месте;
благотворное влияние на развитие окажут продолжительные беседы с
ребенком. В случае отсутствия участия с его стороны, не стоит забывать, что в
общении такой ребенок нуждается подчас больше, чем обычные дети;
аутист, как и любой обычный человек, нуждается в уединении. Если сделать
ребенку какое –нибудь «тайное место», в котором он сможет оставаться наедине с
самим собой, со своими мыслями, он будет вам очень благодарен, даже если никак
этого не продемонстрирует;
качели обычно вызывают особый интерес у аутичных детей. Использовать это
увлечение можно с пользой развивая вестибулярный аппарат;
необходима осторожность в общении домашних животных с таким ребенком.
В поведении аутистов имеет место быть немотивированная агрессия в отношении к
питомцам. Перед тем, как познакомить ребенка с домашним любимцем можно
презентовать ему мягкую игрушку и, таким образом, на примере продемонстрировать
требуемое поведение;
при поиске врача надо остановить свой выбор на хорошем психиатре и
регулярно посещать его. Изучив индивидуальные особенности ребенка, он получит
возможность скорректировать терапию с большей точностью;
10 с особым вниманием следует отнестись к выбору медикаментов.
Ограничиться желательно одним средством, которое в наибольшей степени подходит
ребенку;
аутичные дети часто подвержены пищевой аллергии. Наблюдается прямая
зависимость между этим явлением и поведением аутиста, поэтому, вычислив
аллерген, исключите его из рациона. Возможно, это повлечет за собой значительный
прогресс в поведении ребенка;
в организме ребенка часто не хватает цинка и перенасыщенность медью.
Регулярно необходимо сдавать на анализ кровь для определения количества
минералов. По необходимости, приобрести минеральные добавки;
благоприятно сказываются совместные с ребенком посещения центров для
детей, подверженных аутичным расстройствам. Кроме того, там возможно получение
информации о последних новостях в области исследований аутизма, о новых
способах лечения и методов коррекции поведения.
Вот конкретные коррекционные методики, которые вы можете использовать:
использование карточек. Для проведения занятия потребуются карточки (на
начальных этапах около пяти). На них должны быть изображены как предметы, так и
люди, совершающие какиелибо действия. Эти карточки будут использованы также
для порядка действий. К примеру, подготовка к прогулке разделяется на несколько
действий, каждому из которых соответствует карточка. Для начала произнесите:
«Идем гулять!», затем демонстрируется карточка. Аналогичным образом
объясняются все промежуточные действия. Демонстрация картинок должна
сопровождаться комментариями, объём которых не должен быть большим: лишь
название действия. Спустя несколько месяцев регулярных занятий, достаточно
произнести «идем гулять» и ребенок аутист уже знает, что делать. Подобные
карточки: «кушать», «играть», «рисовать», «спать» и так далее;
дети с аутическим расстройством часто страдают аквафобией. Предложенные
ребенку игры с водой следует начинать с ведерка, наполненного мокрым песком,
постепенно увеличивая степень его влажности. На песке ребенок сможет рисовать
линии, разные фигуры;
большое значение имеет развитие тактильного восприятия. В этом поможет
небольшая коробка, заполненная крупой или песком. Внутри надо спрятать мелкие
камешки или большие пуговицы (для начала не больше трех). Поставьте ребенку
задачу достать предметы. Эффект аналогичный этому имеет такое же задание с
11 миской, наполненной водой, и монетками. Со временем можно увеличивать
количество предметов с двух трех до десяти пятнадцати;
вот несколько упражнений для улучшения координации: потребуются две
чашки, одна из них наполненная водой. Предложите ребенку переливать жидкость в
одну чашку из другой. Постепенно уменьшайте размер чашки, по мере того, как
навык будет развиваться;
развить одновременно сенсорную чувствительность и моторику поможет одна
из главных методик коррекции поведения лепка. Для неё можно взять специальную
массу для моделирования или просто пластилин. Позвольте ребенку делать с ним,
что ему вздумается, будь то раскатывание, просто разминание или скатывание в
шарики;
также можно нанизывать бусы: начните с больших картонных кругов, с
прорезью в центре, позже, когда навык будет развиваться, можно использовать и
обычные бусины;
полезно собирать картинки (пазлы), по началу ребенку будет сложно
использование маленьких кусочков, поэтому следует разрезать картинку на 4 6
частей. По мере развития навыка – увеличивать количество кусочков;
танцы – это всегда увлекательно. Можно танцевать как дома, так и в
специальных секциях, на коллективных занятиях.
Постарайтесь удобно распределить время, чтобы не перегружать ребенка.
Например, по 5 минут на упражнения с карточками, на чтение и на упражнения для
развития моторики. Затем можно сделать небольшой перерыв и приступить к
очередному этапу упражнений. Последовательно следуйте от простого к сложному,
используя только выполнимые для ребенка задания. Это способствует усилению веры
в себя.
В качестве особой рекомендации для родителей по работе с детьми аутистами
можно использовать опыт Темпл Грандин – всемирно известной женщины
профессора Университета Колорадо, которая выросла из девочки с синдромом
Аспергера. Темпл Грандин автор двух автобиографий «Внимание: Аутизм» (1986) и
«Мышление образами» (1995).
В те времена, когда маленькой девочке Темпл поставили диагноз «аутизм», еще
не существовало специальных детских развивающих центров и психиатры
рекомендовали отправлять детей с РДА в интернаты. Мать Темпл не согласилась на
такую участь для своей дочери и занималась с ней дома по карточкам, нанимала
педагогов. С детства с девочкой также занималась тетя, которая брала ее летом на
12 ферму и учила заботиться о скоте. Там Темпл получала одобрение и принятие,
радовалась жизни на природе и проявляла удивительные способности чувствовать
животных, применяла на практике свое уникальное конструкторское мышление.
Когда девочка стараниями матери пошла в школу, ей посчастливилось
встретить профессора, который разглядел ее удивительно талантливый, самобытный
интеллект, оценил ее оригинальный способ мышления, способность много и ярко
запоминать, конструировать и чувствовать животных. Он всячески поддерживал ее в
школе, вместе с близкими девочки поддержал в поступлении в университет, а позже
помог устроиться аспирантом при животноводческой ферме.
За годы учебы Темпл сконструировала расслабляющую машину для себя,
чтобы справляться с приступами паники (и даже провела исследование, доказавшее
ее благоприятное действие на многих).
Уникальная статья, написанная профессором Темпл Грандин для зарубежного
издания, особенно ценна тем, что написана аутистом, т.е. это информация из первых
рук. В своеобразном стиле автор делится практичными советами по организации
обучения ребенка с аутизмом для улучшения результатов:
1. Многие аутисты мыслят образами. Я думаю образами. Я не облекаю мысль в
слова. Мои мысли это кадры фильма, который прокручивается в моем
воображении. Образы мой первый язык, слова мой второй язык.
Существительные мне было выучить легче всего, потому что в моем мозгу
существовали образы слов. Для того, чтобы объяснить понятия «вверх» и «вниз»,
учитель должен показать их ребенку. Например, возьмите игрушечный самолет и
произнесите слово «вверх», имитируя, что самолет взлетает со стола. Некоторым
детям легче понять значение слова, если к самолету прикрепить карточку со словом
«вверх» или «вниз». Карточка со словом «вверх» была прикреплена к самолету,
когда он взлетал. Карточка со словом «вниз» когда он приземлялся.
2. Избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Люди с аутизмом
плохо запоминают последовательность. Если ребенок умеет читать, пишите
инструкцию на листе. Я, например, не могу запоминать последовательность действий.
Если я спрашиваю дорогу на заправке, я могу запомнить только три шага.
Последовательность, в которой больше трех шагов, должна быть записана. Мне
также трудно запоминать телефонные номера, поскольку в моем воображении не
возникает картинки.
13 3. Многие дети аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и
программированием на компьютере. Необходимо поддерживать и развивать такого
рода способности. Я думаю, очень важно поддерживать и развивать таланты ребенка.
4. Многие дети аутисты любят концентрировать внимание на одном объекте,
как например, поезда или географические карты. Самый лучший способ использовать
умение концентрироваться это направить его на школьные задания. Если ребенок
любит поезда используйте поезда, чтобы обучить его чтению и счету. Читайте книги
о поездах, придумывайте математические задачки с поездами. Например, посчитайте,
сколько времени идет поезд от НьюЙорка до Вашингтона.
5. Используйте конкретные визуальные методы, чтобы познакомит ребенка с
понятием числа. Мои родители купили мне математическую игрушку, чтобы помочь
выучить цифры. Она состояла из набора блоков разной длины и разных цветов для
чисел от одного до десяти. С помощью этой игрушки я научилась складывать и
вычитать. Для понимания дробей мой учитель использовал деревянное яблоко,
разрезанное на четыре части, и деревянную грушу, которая была поделена пополам.
С помощью этого я поняла идею четвертей и половины.
6. Я писала хуже всех в классе. Многие дети аутисты испытывают проблемы с
моторикой рук. Поэтому красивый и аккуратный почерк для них зачастую большая
проблема. Это может ввести ребенка в депрессию. Для того, чтобы этого не
произошло, разрешите ребенку печатать на компьютере, и он будет испытывать
удовольствие от письма. Очень часто печатать для таких детей гораздо проще, чем
писать от руки.
7. Некоторым детям аутистам легче научиться читать фонетическим
методом, для других проще запоминать слова целиком. Я училась читать по звукам.
Моя мама сначала познакомила меня со звуками, а потом проговаривала мне слова.
Дети с эхолалией чаще лучше учатся, если вы используете карточки и книги с
картинками, потому что в этом случае все слова немедленно ассоциируются с
образами. Очень важно, чтобы на карточке рядом были картинка и слово. Когда вы
учите ребенка понятию существительное, ему необходимо слышать, как вы
произносите слово, видеть одновременно изображение предмета и написанное слово.
Например, для того, чтобы объяснить глаголы, учитель должен держать в руках
карточку со словом «прыгать» и одновременно подпрыгнуть и произнести слово
вслух.
8. Когда я была маленькой, то резкие звуки, например, школьный звонок,
раздражали меня так же, как звук бормашины раздражает обычного человека. Дети
14 аутисты нуждаются в том, чтобы мы оберегали их от резких звуков. Звуки, которые
создают больше всего проблем – школьный звонок, школьное радио, спортивный
свисток на занятиях физкультурой и звук сдвигания стульев. Зачастую ребенок
может привыкнуть к звукам, если их немного приглушить. Ножки стульев можно
обить чемнибудь мягким или постелить на пол ковер, звонок заклеить изолентой.
Ребенок может бояться некоторых помещений, поскольку там внезапно могут
раздаться пугающие звуки школьного радио. Боязнь неожиданно громких звуков
может быть причиной плохого поведения. Если ребенок закрывает руками уши – это
верный признак того, что звук травмирует его.
9. Некоторые аутисты боятся больших надписей и ламп дневного света. Они
могут видеть мерцание на частоте 60 герц. Для того, чтобы избежать этого, ставьте
письменный стол ребенка близко к окну, и старайтесь не пользоваться лампами
дневного света. Если же не удается этого сделать, пользуйтесь только новыми
лампами, которые реже мерцают. Для ослабления влияния ламп дневного света,
ставьте рядом со столом ребенка обычную лампу.
10. Некоторые гиперактивные дети аутисты, которые находятся в постоянном
движении, станут спокойнее, если надеть им утяжеленный жилет. Некоторое
давление одежды может успокоить нервную систему. Меня это всегда успокаивало.
Для лучшего результата, жилет надо надеть на двадцать минут, а потом снять на
некоторое время. Это предотвращает привыкание нервной системы.
11. Некоторые дети аутисты будут лучше отвечать и улучшат контакт глаз,
если учитель будет общаться с ними, когда они качаются на качелях или
кувыркаются на мате. Раскачивание или давление мата могут помочь улучшению
речи. Качели – это всегда любимая игра. Но ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка качаться.
12. Некоторые дети лучше поют, чем говорят. Они и отвечают на вопрос лучше,
если этот вопрос им пропеть. Некоторые дети с особенной чувствительностью к
звукам лучше воспринимают, если учитель говорит с ними шепотом.
13. Некоторые не говорящие взрослые и дети не могут одновременно
воспринимать визуальные и речевые сигналы. Они как бы одноканальны. Они не
могут слушать и видеть в одно и то же время. Их не надо заставлять слушать и
смотреть одновременно. Им надо давать задание либо слушать, либо смотреть. Их
незрелая нервная система не способна реагировать на слуховые и зрительные
раздражители одновременно.
15 14. Зачастую дети и взрослые, которые не научились разговаривать, самым
надежным способом познания считают прикосновение. Для них проще –
почувствовать объект. Чтобы выучить буквы, надо сделать их из пластика и дать им
потрогать. Для того, чтобы они поняли расписание дня, необходимо перед сменой
занятий дать им потрогать объекты.
15. Некоторые дети и взрослые аутисты быстрее учатся, если клавиатура
компьютера расположена близко к экрану. Это дает им возможность видеть
одновременно клавиатуру и экран. Некоторые их них затрудняются вспомнить,
смотрели ли они на экран после того, как ударили по клавише.
16. Для не говорящих детей и взрослых гораздо проще соотнести слово с
картинкой, если они видят на карточке одновременно напечатанное слово и
картинку. Некоторые из них не понимают абстрактных рисунков, поэтому мы
рекомендуем сначала работать с изображением реальных объектов или с
фотографиями.
17. Некоторые аутисты не понимают, что речь используется для общения.
Обучение языку может упроститься, если с помощью языковых упражнений
стимулировать общение. Если ребенок просит чашку – дайте ему чашку. Если
ребенок просит тарелку, хотя на самом деле ему нужна чашка, дайте ему тарелку. Он
должен понять, что когда он произносит какое то слово, за этим следует
конкретное действие. Поэтому аутисту гораздо проще понять, что если он
использует неправильное слово, то в результате получает неправильный предмет.
18. У многих детей аутистов есть трудности с использование компьютерной
мышки. Попробуйте использовать мышку с раздельными кнопками. Для детей с
проблемами моторики очень трудно держать мышь и одновременно нажимать на
кнопку.
19. Дети, с трудом воспринимающие речь, плохо различают сложные согласные
звуки. Мой учитель помогал мне научиться услышать эти звуки, разрешая мне
вытянуться и громко их продекламировать.
20. Многие родители говорили мне, что с помощью субтитров на телеэкране
они смогли научить своих детей читать. Ребенок был способен прочитать слова и
соотнести написанное с произнесенным словом. Записать любимую передачу с
субтитрами тоже иногда бывает полезно, потому что ее можно смотреть много раз и
остановить в любой момент.
16 21. Некоторые аутисты не в состоянии понять, что с помощью мышки на экране
двигается стрелка. Они могут быстрее понять это, если вы нарисуете на карточке
точно такую же стрелку, как на экране, и приклеите ее к мышке.
22. Дети и взрослые с проблемами визуального восприятия часто не могут
пользоваться мониторами телевизионного типа, потому что видят постоянное
мелькание. Им надо пользоваться лэптопами или плоскими экранами, на которых
мелькание меньше.
23. Дети и взрослые, которые боятся эскалатора, зачастую имеют проблемы
визуального восприятия. Они боятся эскалатора, потому что не могут определить, в
каком месте на него вступать, а в каком выходить. Такой тип людей не способен
также переносить свечение ламп дневного света. Им может помочь специальное
цветное стекло.
24. Людям с проблемами визуального восприятия проще читать, если черные
буквы напечатаны на цветном листе, так как это помогает избежать резкого
контраста. Используйте светло коричневую, светло голубую, светло зеленую или
серую бумагу. Экспериментируйте с разным цветами. Избегайте желтого цвета, он
может оказаться слишком резким для глаз. Специальное цветное стекло может также
облегчить чтение.
Как бы то ни было, главное правило заключается в том, что необходимо
стараться понять ребенка, принять таким, какой он есть, а не сравнивать с другими,
обычными детьми.
17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает
наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни.
Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их
систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и
внимательном отношении к больному аутизмом.
Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в
коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно
связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и
педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или
вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд
18 специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок
станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какойлибо
деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его
поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
Для организации бытового поведения аутичных детей, формирования у них
навыков социально бытовой адаптации можно выделить следующие рекомендации,
которые могут пригодиться родителям и педагогам аутичных детей.
Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его
индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов.
Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
На начальных этапах обучения главной задачей является общая организация
поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости,
концентрации внимания. При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое
поведение ребенка, а с другой использовать его интересы для удерживания его
внимания.
В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию
успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась
установка на выполнение задания, причем взрослый на первых порах действует за
ребенка, управляя его руками.
Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведении
ребенка. Необходимо предъявлять разумные требования, ограничивая его поведение
лишь в тех ситуациях, когда это действительно необходимо.
19 Когда вы чтото хотите от ребенка, следует формулировать свою просьбу
четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если он не
реагирует на нее, следует выполнить ее вместе, либо управляя руками ребенка,
либо поручая ему отдельные операции.
При обучении навыкам бытового поведения необходимы четкая схема
действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов,
повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.
В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать
самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта,
обычную похвалу. Важно, чтобы ребенок получал награду непосредственно сразу
после подкрепляемого поведения. Необходимо так же стремиться к разнообразию
используемых подкреплений. Для особенно трудных или не приятных для ребенка
заданий необходимо оставлять наиболее привлекательные для него развлечения или
лакомства, редкие в остальное время, подчеркивая тем самым его успех.
Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует чутко дозировать
нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз
обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чемто другим, лучше
попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой.
Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала
сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, очень постепенно
подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся
бытовых ситуациях. Близких не должно раздражать и огорчать то, что ребенку,
20 казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться
внешняя организация.
Процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков
является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.
Список рекомендованной литературы:
1. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для
формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология, № 2, 1997.
2. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных
детей для формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология, № 3,
1997.
3. Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? – М.,1992.
4. Коган В.Е. Аутизм у детей. – М., 1981.
5. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями
общения: Ранний детский аутизм. – М., 1989.
21 6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
7. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
8. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом. //
Дефектология, № 4, 1997.
9. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с
ДЦП в семье. Воспитание навыков опрятности. // Дефектология, № 2, 1985.
10. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. // Дефектология № 2,
1995.
22 23
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Брошюра «Психологическая помощь детям с аутизмом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.