Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Оценка 4.7
Особые потребности
doc
дефектология
1 кл—9 кл
25.04.2018
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения» содержит разработки коррекционных программ, наглядного материала. Их содержание соответствует требованиям к коррекционно-развивающим программам. Педагог делится опытом коррекционной работы психолога с детьми с ОВР. В брошюре приведены « Причины и характер появление неуспеваемости» «Программы педагогического изучения ребёнка с отклонениями в развитии», разработана «Коррекционная работа психолога с детьми с трудностями школьного обучения», выявлена этиология «Школьных трудностей при формировании навыков чтения», «Школьных трудностей при формировании навыков письма», «Школьных трудностей при формировании математических навыков». Программа содержит необходимый материал для обмена опытом с коллегами и оказания методической помощи молодым специалистам.
Брошюра трудности в обучении(1).doc
Коммунальное Государственное учреждение
Управления образования акимата ЗападноКазахстанской области
«Кабинет психологопедагогической коррекции»
Зелёновского района
Психологическая помощь детям
с трудностями школьного обучения
1 Уральск 2014
Управление образования ЗападноКазахстанской области
Областной учебнометодический кабинет организации дошкольного,
общеобразовательного, технического и профессионального образования.
Хаттама №7 06.05.2014ж.
2 Содержание
1.Введение ...................................................................................................................... 35
2.Причины и характер появления неуспеваемости.....................................................67
3. Программа педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии....79
4. Оценка особенностей развития ребенка..................................................................912
5. Коррекционная работа психолога с детьми, с трудностями
школьного обучения................................................................................................1223
6. Психотеропия неуспеваемости...............................................................................2324
7 Заключение.................................................................................................................25
8. Приложения..............................................................................................................2630
9. Список использованной литературы .....................................................................31
3 Ленивых детей не бывает,
ребёнок отказывается
от деятельности либо потому,
что ему не интересно,
либо потому, что он не здоров (трудно).
П.М. Ивановский (педагог, профессор МГУ)
Введение
Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и
возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о её
требованиях, о возможностях ребёнка следовать им, о возникающих школьных
проблемах, понимание того, что очень редко ребёнок бывает таким, как хочется
взрослым, исчезает. Чаще всего «вина» за школьные неудачи ложится на плечи
ребёнка, его обвиняют в «лени», «нежелании постараться», «неорганизованности»,
«безответственности» и прочих грехах. Но это только создаёт дополнительные
проблемы. Школьные трудности – это не неспособность учиться хорошо, чаще всего
это результат невнимания, безразличия взрослых – педагогов и родителей.
По мнению специалистов различного профиля, существует определенная
взаимосвязь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их
психического развития – с другой.
Существует несколько категорий, по которым дети испытывают трудности в
школьном обучении:
1 группа – Несформированность элементарных навыков учебной деятельности.
Причина: гипоопёка, безнадзорность.
2 группа Несформированность учебной мотивации.
Причина а) инфантилизм.
б) разрушение учебной мотивации (отношение с учителем, со сверстниками).
3 группа Недостаточный уровень умственного и речевого развития для
усвоения программы школьного учреждения. Выделяют такие показатели
психологической незрелости детей, поступающих в школу: слабое речевое развитие;
неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной
4 работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил), отсутствие
ориентировки на способ действия и слабое владение операциональными навыками,
низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.
4 группа специфические трудности усвоения учебной деятельности,
отдельных школьных навыков, обусловленные локальной недостаточностью.
Только «…около 30% учащихся начальных классов имеют соответствующую
возрасту функциональную зрелость коры и регуляторных структур мозга. Значит, у
большей части школьников можно ожидать нарушение процессов организации
внимания и целенаправленной деятельности, и это объясняет высокую «уязвимость»
факторов концентрации внимания в процессе интеллектуальной и перцептивной
деятельности, значимость этих факторов в качестве ведущих причин трудностей на
начальных этапах обучения».
Результаты аналитического исследования показали, что в ННПЦ КП
обращаются родители детей младшего школьного возраста со следующими
жалобами:
Неуспеваемость, медленный темп выполнения учебной работы, нежелание
учиться, расторможенность, эмоциональная лабильность.
Причем родители мальчиков (77%) обращаются за консультацией в 3,3 раза
чаще, чем родители девочек (23%).
Нельзя не согласиться с тем, что «родители и учителя не всегда имеют
возможность правильно оценить причины нарушений в развитии ребенка и объясняют
неуспеваемость либо упрямством или ленью, либо стремятся оберегать ребенка от
малейшей нагрузки в школе, считая, что он переутомляется».
Наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются
либо недостаточный уровень психического развития 7летних детей к моменту
их прихода в школу, либо преждевременное начало их обучения, т.е. в том
возрасте (56 лет), когда еще окончательно не сформированы необходимые
психические функции.
Л.С. Выготский писал, что обучение может иметь в развитии отдаленные, а не
только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием,
не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и
вызывая в нем новообразования». Таким, обучение и развитие находятся в единстве,
причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в тоже время само
опирается на актуальный уровень психического развития.
Именно поэтому, формирование базисных учебных навыков младших
школьников (чтение, письмо, счет), которые опираются на незрелые психические
процессы, не может быть успешным. Своевременность обучения и полноценность
функциональных систем являются психологической основой успешности обучения
школьников. Другими словами, для успешного формирования учебных навыков
детей необходим определенный уровень развития высших психических функций.
Недостаточная сформированность пространственных представлений «лежит в
основе 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении
учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по
5 русскому языку и при формировании навыков письма, 16% трудностей при обучении
чтению».
Например,
Еще одной причиной неуспеваемости обучения школьников являются
недостатки школьных методик, которые не всегда соответствуют возрастным
особенностям психического развития детей, а часто и противоречат его
естественному ходу.
обучение школьников чтению должно
предшествовать формированию навыков письма. Если у учащихся еще не сложился
комплексный визуальноаудиальный образ слова, то при письме они будут коекак
переписывать слова по буквам. Характерными ошибками при этом могут быть
приписывания, недописывания, выпадения различных элементов слова и отдельных
букв, поэтому необходимо сначала сформировать комплекс буквенных образов
представлений, которые позволят совершать переход от звуков к графическому
изображению.
Еще одна причина школьной неуспеваемости – неврологические нарушения
у детей, наиболее часто возникающие в процессе родов. Детские неврологи считают,
что такие школьные проблемы, как устойчивая неспособность к формированию
навыков чтения, письма или счета. Задержка речевого развития, нарушение
артикуляции, низкая успеваемость, плохой почерк, рассеянное внимание,
забывчивость, неусидчивость, конфликтность, страхи, плаксивость, ухудшение
зрения и слуха, являются следствием нарушения функционирования и
кровоснабжения коры больших полушарий, лимбической системы и стволовых
структур головного мозга, возникающих изза родовой травмы.
В основе любой психической функции лежат функции системы мозга: это
определённые зоны мозга, объединённые в систему для достижения конечного
результата. В этой функции выделяют 3 блока:
1 Блок энергетический ствол мозга и подкорковые образования (отвечает за
активность, бодрое рабочее состояние, внимание и умственную работоспособность).
2 Блок задние отделы КГМ ( отвечает за зрительно пространственную
ориентацию).
3 Блок программирования и контроля, включает в себя лобные отделы мозга
(отвечает за программирование и контроль, а так же за организацию движений и
действий).
Реализация любой психической функции обязательно требует участие каждого
из блоков.
6 Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Низкий уровень развития учебной
мотивации
(ничего не побуждает учиться)
влияют обстоятельства жизни
ребёнка в семье;
взаимоотношения с окружающими
взрослыми;
положение в ОУ, группе, с
педагогами, одногруппниками.
Интеллектуальная пассивность, как
результат неправильного воспитания.
Интеллектуально – пассивные
учащиеся т.е, которые не имели ни
правильных условий умственного
развития, ни достаточной практики
интеллектуальной деятельности. У них
отсутствуют интеллектуальные умения,
знания, и навыки, на основе которых
педагог строит обучение.
Характер проявления
Неправильно
сформировавшееся
отношение к учению, непонимание его
общественной значимости;
деятельности
Нет стремления быть успешным в
учебной
(нет
заинтересованности в получении хороших
отметок, вполне устраивает получение
удовлетворительных).
При выполнении учебного задания,
требующего активной мыслительной
работы, отсутствует стремление его
понять и осмыслить.
Вместо активного размышления
использование различных обходных путей:
зазубривание,
подсказки
товарищей,
угадывание правильных
вариантов ответа.
списывание,
Интеллектуальная пассивность может
проявляться,
как избирательно в
отношении учебных предметов, так и во
7 Неправильные навыки и способы
учебной работы – со стороны педагога
нет должного контроля над способами и
приёмами её выполнения.
Неправильно
сформировавшееся
отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет
постоянных трудовых обязанностей, не
приучены выполнять их аккуратно, не
предъявлялось строгих требований к
качеству
избалованные,
неорганизованные учащиеся);
работы;
всей учебной работе. Вне учебных занятий
многие из таких учащихся действуют
умнее, активнее и сообразительнее, чем в
учении.
Учащиеся не умеют учиться, не умеют
самостоятельно работать, потому что
пользуются такими способами учебной
работы, которые дают очень мало
эффекта и требуют от них значительной
затраты лишнего времени и
труда:
заучивают текст, не выделяя логических
частей; начинают выполнять практические
задания раньше, чем выучивают правило,
для применения которого эти задания
задаются; не проверяют свои работы или
не умеют производить проверку;
выполняют работу в медленном темпе.
Нежелание выполнять не очень
трудное,
интересное,
занимающее много времени задание.
скучное,
Небрежность и недобросовестность в
выполнении своих учебных обязанностей.
частично
Невыполненные
или
выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными
неправильная организация учебной
пособиями.
деятельности в ОУ.
Отсутствие или слабое развитие
учебных и познавательных интересов –
недостаточное внимание к этой
проблеме со стороны педагогов и
родителей.
т.к.
Знания усваиваются без интереса, легко
становятся формальными,
не
отвечают потребности в их приобретении,
остаются мёртвым грузом,
им не
не влияют на его
используются,
об
представления
окружающей
действительности
и не побуждают к
дальнейшей деятельности.
Программа педагогического изучения ребенка с отклонениями
в развитии
Содержание
Методы
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата
Дата поступления в специальное
рождения.
Изучение
документации
8 образовательное учреждение. Посещал ли до этого
специальные (коррекционные) учреждения, детский
сад общего типа, массовую школу (в каких классах и
сколько лет обучался).
II.
История развития Состояние здоровья
родителей. Как протекала беременность у матери,
вовремя ли родился,
как протекали роды.
Особенности раннего развития ребенка. Какие
заболевания или травмы перенес впервые годы
жизни.
III. Семья.
Состав, взаимоотношения между
членами
семьи. Материальные условия жизни,
занятия родителей. Отношение членов семьи к
ребенку
с
Беседа
родителями,
Изучение
медицинской
документации
Посещение семьи.
Беседы с родителями
IV.
Физическое состояние
Отклонения в
физическом развитии. Особенности физического
развития (данные о росте, массе тела, упитанности,
особенностях осанки и др.). Нарушения движений,
наличие параличей, парезов, стереотипные и на
вязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость
при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки,
предусмотренные режимом данного детского
учреждения.
V.
Особенности познавательной деятельности
1.Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния,
вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного
восприятия (иллюзий, галлюцинаций)
словами.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или
изъясняется отдельными
Дефекты
произношения и их характер. Понимание устной речи
(указаний, инструкции, объяснений). Запас слов.
Сформированность грамматического строя речи. Умеет
ли
давать полные ответы на вопросы и связно
рассказывать. Нет ли многоречия, эхолалий, штампов,
формальности и нецеленаправленности речи. Понимание
письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц
и т.д.)
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается
внимание, устойчивость внимания, распределение,
переключение с одного вида деятельности на другой.
4.
Особенности восприятия и осмысливания
9
Наблюдение
во
время занятий, игр и
т.д.
Врачебное
обследование
Изучение
медицинской
документации.
Специальные
исследования.
Наблюдение
за
речью
ребенка.
Беседы с ребенком.
Логопедическое
обследование.
Изучение письменных
работ.
Наблюдение
за
ребенком на занятиях
и в свободное от
занятий время
Наблюдение
за ребенком на занятиях
и вне них. Беседы с
ребенком
Понимает
воспринимаемого.
ли окружающую
обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания.
Знает ли названия и назначение простых предметов.
Соотносит ли реальные предметы и их изображения на
картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает
ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать
предметы и определять черты сходства и различия. Умеет
ли классифицировать предметы и делать простые обобще
ния. Способен ли самостоятельно понять содержание
прослушанного текста. Устанавливает ли причинно
следственные связи.
5.
Как
«смешанная»).
Особенности памяти.
запоминает;
преобладающий вид памяти (зрительная, моторная,
слуховая,
Быстрота запоминания.
Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что
лучше запоминает:
цифры, факты, описания.
Особенности процесса припоминания.
6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение
к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о
пространственных характеристиках предметов: длине,
высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать,
писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать
прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного
труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении
новым материалом. Результаты работы, проведенной
педагогом по преодолению этих затруднений.
7.
Интересы
слабо выражены,
неравномерны). Чем интересуется: трудом, пением,
рисованием, танцами и т.д.
(отсутствуют,
спокойствие.
VI. Эмоциональноволевая сфера
Преобладающее настроение ребенка
(веселое,
грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость,
неуравновешенность,
Реакция на
происходящее вокруг.
Свойственны ли ребенку:
чувства страха, удивления, восторга, сострадания.
Способность к волевому усилию в занятиях, в по
ведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных
действий.
VII.
Особенности личности Соблюдение правил
поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и
10
Наблюдение
за
ребенком на занятиях
и
играх.
Индивидуальные
беседы с ребенком
в
Наблюдение
за
ребенком в процессе
занятий,
изучение
работ, выполненных
на занятиях
Наблюдение
за
ребенком на занятиях
и вне
на
экскурсиях.
Изучение практиче
ских работ детей
них,
Наблюдение
за
ребенком
на
различных занятиях,
вне
на
экскурсиях, в играх
и т.д.
их,
Наблюдение
ребенком
за
в игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к
родным, близким, товарищам. Взаимоотношения с
взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства
привязанности,
доброго отношения к
окружающим; склонность вредить, обижать других, лжи
вость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к
бродяжничеству, агрессии, аутоагрессии и т.п.
любви,
различных
деятельности
видах
Для мониторинга (прослеживания динамики) психического развития ребенка в
процессе учебновоспитательной и коррекционноразвивающей работы с ним
предлагается другая программа педагогического изучения, предполагающего
количественную оценку поведения и навыков ребенка
Оценка особенностей развития ребенка
Фамилия, имя ребенка ____________________________ Возраст______
Педагог (воспитатель) ___________________________ Класс (группа)
Инструкция заполнения: предлагается оценить выраженность некоторых
поведенческих характеристик ребенка, находящегося в классе (группе), что
поможет другим специалистам организовать адекватную работу с ребенком.
Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить
(поставить крестик или галочку) только одно из трех значений. «0, «1» или «2», что
характеризует выраженность данной характеристики в настоящий момент. Значение
«0» показывает, что данный признак поведения (развития) отсутствует, «1»
признак выражен в средней степени, «2» признак выражен в значительной
степени.
Если возникает сомнение, как отмечать ту или иную характеристику поведения
(развития) ребенка, надо вспомнить, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.
№ п/п
Оцениваемая характеристика
Отсут. Слаб. Знач.
Баллы:
I.Внешний вид.
0
1
2
1.
2.
Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания
его внешнему виду и одежде
Ребенка забирают из школы (сада) одним из
последних.
11 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Родители мало общаются с учителями
(воспитателями),
не уделяют достаточного
внимания. ребенку
Родители не интересуются жизнью класса (группы) и
потребностями ребенка.
II. Поведение в классе (группе).
Не
учителя/воспитателя (как бы «отсутствует»).
воспринимает
требования
сразу
Не выполняет правила распорядка жизни
класса/группы.
Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин.
Двигательная и речевая расторможенность.
Нуждается в контроле и многократном повторении
требований взрослого.
III. Игра и общение с детьми и взрослыми.
Предпочитает играть в одиночестве.
Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.
11. Не умеет поддержать игру.
12. Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен с
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
взрослыми.
IV. Речевое развитие.
Речь невнятная. Имеются трудности.
Словарный запас беден.
Речь грамматически неправильна.
Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности
при пересказе. Старается говорить односложно.
V. Социальнобытовые навыки и ориентировка в
окружающем.
Недостаточен объем знаний об окружающем мире.
Путается в понятиях «Дни недели», «Времена
года», «Время суток» и т.п.
Недостаточно сформированы общие социально
бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно оде
вается, «грязнуля»).
12 20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27,
28.
29
30.
31
32.
Не улавливает причинноследственные отношения
между явлениями окружающего мира (что из чего
следует).
VI. Отношение к занятиям и их успешность
Неспособен контролировать свою деятельность.
Нуждается в постоянном контроле педагога.
С трудом овладевает необходимым объемом
знаний.
Неусидчив, не доводит дело до конца.
Мешает педагогу и/или детям на занятиях.
VII. Темповые характеристики деятельности.
Часто сонлив и вял в течение дня.
Темп работы на занятиях неравномерен.
Работает медленно и невнимательно.
Темп работы быстрый, но работает хаотично и
"бестолково".
VIII. Физическое развитие.
Недостаточно развит физически.
Быстро устает, истощается, становится вялым или,
наоборот, расторможенным.
Не посещает школу/детский сад изза болезней
(часто болеющий ребенок). Болеет более 7ми раз в
году.
Плохо ест. Беспокойно спит днем или/и трудно
засыпает.
IX. Моторное развитие.
33. Плохо развита мелкая моторика рук.
34. Нарушена общая координация. Неуклюжий.
35. Медлителен в движениях.
36. Предпочитает работать левой рукой (или иногда
работает левой рукой).
Общее количество баллов по каждому столбцу:
Общее количество баллов:
13 Количество крестиков (галочек) умножить на соответствующее число (О, 1,
2) в данном столбце и записать получившуюся цифру в графе «Общее количество
баллов по каждому столбцу», суммировать полученные баллы по всем
столбцам и записать полученную цифру в графу «Общее количество баллов».
Дата заполнения анкеты « _____» _______ ______ г. ______________
Коррекционная работа психолога с детьми, испытывающие
трудности в школьном обучении:
1. Медицинское неврологическое лечение (34 раза в год)
2. Дыхательные упражнения
Правильное полное дыхание это сочетание грудного и брюшного отдела.
Дыхание медленное и глубокое состоит из 4х этапов: лежа, сидя, стоя. Начинаем
дышать вместе с ребёнком, положа одну руку на грудь, другую на живот, затем руку
ребёнка поверх своей.
1 этап: Вдохнуть воздух, вытягивая живот вперёд, диафрагму опустить вниз
2 этап: Пауза.
3 этап: Выдох в обратной последовательности.
4 этап: Пауза.
Тянуть букву «А, О» (гласные) на выдохе, выполнять упражнения, где дыхание
согласуется с движением.
3.
Массаж Коррекционноразвивающая и формирующая работа должна
включать в себя различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж
пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных
на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на
верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове. Прикосновение к ребенку
сразу же после рождения стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на
теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное
восприятие. Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к задержке
развития мышц, к снижению восприятия информации, дефектам в развитии
эмоциональной сферы и трудностям в обучении. Обучение ребенка самомассажу
рекомендуется проводить в несколько этапов: сначала взрослый массирует его тело
сам, затем — руками самого ребенка наложив сверху свои руки, только после этого
ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Попросите его описать свои
ощущения до и после массажа.Делать массаж головы, ушей (3 раза вверх, 3 раза
вниз),от лба к макушке, от лба к затылку, от ушей к шеи (проводиться обеими
руками).Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма,
способствует улучшению обменных процессов кровообращения. Здесь же приведены
примеры тех «волшебных точек» (по проф. А.А.Уманской), которые апробированы,
доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в
повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. даны точки, которые
следует массировать последовательно. Приемы этого массажа легко освоить
14 взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек», производимый
вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день (9 раз в одну
сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка
болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин
до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других эффектов
постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:
точка 1 связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При
массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение;
точка 2 регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивля
емость инфекционным заболеваниям;
точка 3 контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани;
точка 4 зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и
туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту
точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надав
ливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же, как и точку 5;
точка 5 расположена в области 7го шейного и 1го грудного позвонка. Работа с
ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего
кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллергенам;
точка 6 массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек
носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит;
точка 7 улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных
отделов мозга;
точка 8 массаж воздействует на органы слуха и
вестибулярный аппарат;
точка 9 — массаж дает многосторонний
эффект; снимаются отеки, нормализуются многие
функции организма. После этого массажа по точкам
можно переходить к массажу и самомассажу
различных частей тела.
4. Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные функции одна их ранних сенсомоторных функций в
онтогенезе. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения,
улучшить восприятие. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга,
зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными
заданиями.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают
межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что
движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные
нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие,
15 глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение
глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка,
чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того,
чтобы видеть вблизи и вдали. Глаза находятся в постоянном движении, собирают
сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для
обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для
построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие
является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном
процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь,
экран компьютера и т.д.), что существенно снижает качество обучения.
Упражнение 1. А). Ребенок лежит на полу, на спине и на расстоянии 3050 см
прослеживает взором предмет (яркая птичка, издающая звуки), который психолог
перемещает в горизонтальном, вертикальном, круговом направлении, а также вдоль
восьмерки (развивает межполушарные связи).
Требования:
лежать нужно неподвижно, двигаются только глаза;
не терять взором предмет;
охватывать все пространство;
доводить зрачок до конца
Б) Ребенок сам на расстоянии вытянутой руки водит игрушку и прослеживает
движение предмета глазами. Необходимо расширять поле зрения, отрабатывать
боковое зрение (увеличение объема зрительного внимания и восприятия). Сначала
ребёнок держит игрушку в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками
вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание"
взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько
раз, пока удержание не станет устойчивым. Контроль над выполнением: спрашиваем
у ребенка, были ли ошибки, где он допустил ошибку? Какая была ошибка?
Упражнение 2. и.п. как при предыдущим упражнении, но оно выполняется с
подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо, глаза и язык
влево, вверх, вниз).
Упражнение 3. и.п. как при предыдущим упражнении, но оно выполняется с
подключением разнонаправленных движений языка (глаза вправо, язык влево и
наоборот). Эти и другие упражнения используются в работе по преодолению
синкинезий.
1. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка.
Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем
основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), в сочетании с
фиксацией мышц языка и челюсти (они неподвижны):
16 а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка зажать
зубами карандаш и т.п.; б) максимально открыть рот, язык спрятать в) максимально
открыть рот, максимально высунуть язык.
2. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком
(однонаправленные и разнонаправленные).
3.Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных
движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в
противоположную от взора сторону.
4. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз.
5. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с
руками и ногами.
Все перечисленные упражнения выполняются постепенно, по мере усвоения
должны внедряться в последующие занятия и выполняться в положении лежа, сидя,
стоя.
5. Релаксация (снятие напряжения).
Упражнения для релаксации проводятся, как в начале занятия с целью
настройки, так и в конце с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Они способствуют расслаблению,
снятию двигательного (мышечного) и
эмоционального напряжения, самонаблюдению.
6. Двигательные упражнения.
На двигательной активности построены все нейропсихологические
коррекционноразвивающие и формирующие программы. Следует помнить, что
неподвижный ребенок не обучается! Известно, что дети, которые пропустили
жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении.
Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и
глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении
реципрокных движений образуется
большое количество нервных путей,
связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических
функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации
вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Серию последовательных движений необходимо проводить от головы и шеи к
нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно
от коленей к пальцам ног. Регуляция силы мышечного тонуса также может проходить
в соответствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам
туловища и далее к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к
предплечьям, кистям, пальцам и соответственно от мышц бедер к пальцам ног. Чем
больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше пристраивается нервных
путей между лобными отделами мозга.
Цель: Научить ребёнка останавливаться и тормозить импульсивные движения,
сформировать ощущения внутреннего торможения.
Упражнение « Дикая лошадь» (ребёнок прыгает по кругу под музыку,
изображая дикую лошадь), но как музыка останавливается, он должен вернуться в
«конюшню» т. е лечь на коврик. Рекомендуется выполнять упражнения, где ребёнок
17 должен отреагировать только на один сигнал (по сигналу замереть и держать позу
пока психолог не разрешит). Условные сигналы должны быть разной модальности
(зрительные, слуховые, тактильные), играть в игру «море волнуется раз», «огонь и
лёд».
Упражнение « Качалка» (обхватить руками колени, перекатываться влево,
вправо, по команде психолога замирать на одном боку).
Упражнение «Скалолаз» (формирование функций планирования и контроля).
Ребенок стоит у стены, прижав к ней руки и ноги. Затем он должен перемещаться
вдоль стены так, чтобы от стены отрывалась только одна конечность, остальные были
прижаты. Перемещение происходит последовательно: сначала левая рука, потом
левая нога, правая рука, правая нога. Упражнение выполняется под счет, на время.
Предварительно строится программа движения.
Программы движения:
одноименными конечностями
разноименными конечностями
руки скрестно, ноги ровно переставляются
ноги скрестно, руки ровно переставляются
поочередно, то руки, то ноги.
10. «Бревнышко», (для развития навыка ровного письма, чтения по строчке.)
Ребенок, лежа на спине, голова, руки, ноги лежат на полу. Фиксируется опорами
(кегли) положение головы и ног. Начинает катиться, как бревно по горизонтальной
поверхности на расстояние 2 м, стараясь, чтобы голова и ноги в итоге ровно
подкатились, к верхней и нижней опоре.
Если неправильно выполнил упражнение – возврат к исходной позиции и
повторное выполнение упражнения.
А) по горизонтальной прямой
Б) по диагонали
I. Формирование соматогностических, тактильных и кинестетических
процессов
1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько
поз), в создании которой участвует все тело.
2. «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из
которых фиксируется в течение 20—30с (двухтрех циклов дыхания); обязательное
условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо
выполнять несколько раз в день (5—7 мин)..
3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте,
помассируйте, потрите и т.д.) до какойлибо части тела ребенка (например, до
локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв
глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем
проделать то же с 2—3 точками.
После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру,
поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его
показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый
дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен
18 показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе
выполнения этого упражнения в работу включались все части тела, в том числе лицо,
пальцы рук и ног, спина и т.д.
4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как
можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры.
Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать
несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми
детьми одновременно.
5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине
ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите
его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую
(горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене
или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке,
рисуя на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно
полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих
сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте
потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие,
шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите ему ощупать
вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал
или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но:
игральные «кости» особые, например: справа — наждачная бумага, слева —
глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа —
ребристая поверхность, слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с
открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с
закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой.
9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный
мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек,
мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в
мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно,
так и каждой рукой по очереди. Усложнение игры: после того как предмет узнан,
ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той
же, а потом другой рукой.
10. «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру».
Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры,
(буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и
величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.
Попросите ребенка:
19 • на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок
этой же, затем другой рукой. Затем смените руки;
• с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в
ряду нарисованных;
• одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе
бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
11. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово
(из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать
его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке:
их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово
II. Кинетические (динамические) процессы
Динамическая организация двигательного акта. Динамическая организация
движения связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или
серии однотипных движений.
И. п. — ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. Перенести вес
тела на правую ногу.
1.
Делая вдох, поднять левую ногу и развернуть корпус на 90° влево;
делая выдох, опустить левую ногу и
2.
повернуть влево стопу правой ноги. Таким образом, все тело
развернуто влево. Затем перенести вес тела
3.
на левую ногу. Делая вдох, поднять правую ногу и развернуть
корпус на 90 ° вправо; делая выдох,
4.
опустить правую ногу и повернуть стопу левой ноги вправо.
Вернуться в и. п.
2. Ребенку предлагается ряд любых движений, описанных выше, например
«хасты», которые он должен повторить в заданной последовательности. В групповом
варианте детям предлагается всем вместе выполнить такое же задание, например
через одного — то приседать, то подпрыгивать (в быстром темпе).
3. «Классики». Упражнение представляет собой варианты общеизвестной игры,
состоящей из целевых прыжков, совершаемых в определенной последовательности и
в условиях дефицита времени. Выполнение этого упражнения требует усиленного
зрительного контроля, осмысления ситуации и предвосхищения своих действий, хотя
бы на ход вперед.
4. Сначала одна, потом другая рука, потом обе руки вместе (сходясь и
расходясь) имитируют игру на рояле: спонтанно, гаммы, арпеджио и т.д.
5. Одна рука остается раскрытой, а другая сжимается в кулак. Команды
подаются в произвольном порядке.
20 6. Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, животу и т.п.), а
другая — круговые (над головой, перед животом). Руки имитируют игру на гитаре,
балалайке, т. е. на тех музыкальных инструментах, где они выполняют разные
движения.
7.«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки,
последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в
кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет
упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений
моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом —
левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор
предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»),
произносимыми вслух или про себя.
III. Развитие памяти
Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей ребенка
является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, т. е.
перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный
синтез.
1. Межмодальный перенос.
А.«Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные;
фигуры различной формы или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги
звездочку, круг, квадрат, треугольник, буквы и цифры. Нарисуйте такие же фигурки
и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми
глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв
глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но ребенку
надо нарисовать эталон.
Б.«Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ребенку
предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву,
предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук
прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи). 1В. «Перевод из зрительной в
тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки,
предметы или буквы.
Г. «Перевод из зрительной в слухоречевую модальность». Ребенок называет
фигуры, предметы или буквы, показанные ему психологом.
Д. «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится
определенный звук речи, звук, издаваемый какимлибо животным, или звук работы
какоголибо прибора, механизма, вида транспорта (можно использовать
аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на
карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
Е. «Перевод из слуховой в тактильную модальность». Психолог произносит
отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен
найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.
2. «Шапканевидимка» (формирование зрительной памяти). Исходное
положение — сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запомнить
предметы, лежащие на столе, которые инструктор закрывает шапкой. Затем детям
21 предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения —
запомнить порядок расположения предметов, который инструктор может поменять.
3.«Поза» (формирование тактильной памяти). Сидящим с закрытыми глазами
детям по очереди придается какаялибо поза (усложненный вариант —
последовательно 2—3 позы). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем
воспроизвести в нужной последовательности.
4. «Движение» (формирование двигательной памяти). Инструктор предлагает
детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.).
Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.
5. «Магазин» (развитие слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на
полу. Инструктор предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы,
которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно
увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и
магазины («Молоко», «Игрушки», «Булочная» и др.). «Продавец» сначала
выслушивает заказ «покупателя», затем подбирает «товар». «Покупатель» проверяет
и несет «товар» домой, где «мама» проверяет правильность покупки.
6. «Рыба, птица, зверь» (формирование слухоречевой памяти). Исходное
положение — сидя на полу. Инструктор указывает на каждого ребенка и произносит:
«Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась
считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, инструктор
продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
Когнитивная программа коррекции (развитие психических функций)
I. Развитие внимания
Зрительное внимание.
1. Корректурная проба. Бланк с крупными буквами в случайном порядке.
Текст крупными буквами. На время – 2 3мин.
А). Для развития концентрации внимания (используем песочные часы)
Нужно как можно больше поймать сорок – вычеркивать букву «С».
Б). На распределение внимания.
Нужно букву «С» вычеркивать, букву «Т» обводить.
В) На переключение внимания.
ловим сорок «С», после звука колокольчика – ловим «Д» дятлов;
в каждой строчки переходим с одной буквы на другую или каждый раз на
новую;
меняем способ переключения – «С» зачеркивали, « Д» обводили, на
следующей строчке наоборот
2. Разноцветные таблицы Шульте. Цифры 4х цветов
А) На концентрацию внимания. Игра обгоняли.
называем кто вперед только желтые цифры по порядку.
Б) На переключение внимания:
меняем цвета. Ищем сначала только желтые цифры, после колокольчика –
только красные.
В) На распределение внимания:
22 ищем два цвета одновременно: от 1 до 10 – желтые цифры, от 10 до 20 –
красные.
ищем параллельно: 1 – желтую цифру и тут же ищем 1 – красную
Упражнения, направленные на развитие пространственных функций,
формирование пространственных представлений:
Ориентировка в пространстве времени включает 3 составляющих
пространственной организации:
реальное пространство
представления о пространстве в собственном теле
квазипространственные представления упорядоченность в системе знаков
,символов, используемых в опыте ребенка общении, часы, логикограмматические
конструкции.
В онтогенезе сначала происходит освоение пространства в своем теле, затем в
реальном пространстве, затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) .
5. Ароматерапия
Запахи цитрусовые, хвойные. Немаловажную роль играет фитотерапия.
Например, отвар из листьев крапивы способствует эффективному умственному
развитию ребенка; отвар из череды повышает устойчивость к эмоциональным
нагрузкам; экстракты люцерны и эхинацеи, а также яблочный сок уменьшают
утомляемость при высокой умственной нагрузке.
Известно, что активность электрических и химических процессов,
происходящих в ЦНС человека, зависит также от количества обычной воды, выпитой
в течение дня: каждому ребенку необходимо выпивать в день как минимум 25 мл
воды на каждый килограмм тела. Не чая, не молока, а воды! Ежедневное
употребление необходимого количества воды улучшает концентрацию внимания,
умственную и физическую активность, повышает стрессоустройчивость.
Для успешного психического развития ребенок в достаточном количестве
должен получать необходимые витамины, микроэлементы, аминокислоты
Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения,
регуляция и самоконтроль — непременные условия адекватности любой
деятельности. Побудительной силой произвольного действия является принятое
решение; оно направлено на достижение цели (предвосхищение будущего), для этого
определяется программа последовательных действий и способы их выполнения, а в
процессе выполнения важно контролировать правильность своих действий .В
процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков: от
механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой
инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и
самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю
за результатами. Для формирования умения планировать свои действия необходимо
использовать приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т. е.
рассматривать ситуацию как бы с точки зрения другого. Так он учится видеть те
связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно спонтанно им не
выделяются..На первом этапе задача решается ребенком совместно с партнером
(психолог или другой ребенок), а затем ему предлагается продолжить решение
23 задачи в одиночку. Теперь от него требуется выполнять, как те операции, которые
числились за ним, так и те, которыми занимался партнер. В такой «игре за двоих»
образуется новый алгоритм поведения ребенка, что способствует оптимизации
планирования им своих собственных, произвольных и осознанных действий. Это
можно обыграть в форме урока: ребенокведущий в роли психолога (учителя), а
остальные — ученики. Предложите этому «учителю» придумать или дать из
пройденных любое задание, которое выполняют все дети; он же указывает на ошибки
и объясняет, как их исправить. Естественно, что в роли учителя должны побывать
все участники группы. Можно ввести в игру последовательные взаимосвязанные
ролевые действия "исполнителя" и "контролера". Специальная роль контролера
вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в
глазах ребенка. В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают
остальные сотрудники, не допускают ли ошибок, оценка итогового результата.
Каждая игровая группа состоит из 24 детей. "Контролер" получает задания от
учителя в конвертах и раздает их детям. В каждом конверте предлагается сложить из
геометрических фигур узоры или композицию по заданному образцу. Ребенок,
играющий роль контролера, следит за правильностью выполнения узора каждым
ребенком и проводит итоговую проверку по завершению задания. Затем функции
контролера распределяются между другими детьми по очереди. Взаимность
контроля, постоянная смена позиций в процессе игры способствует усвоению
ребенком двусторонней формы контрольных отношений. Позже можно предлагать
задания с учебным содержанием. Продуктивными в плане формирования навыка
самоконтроля.
Рекомендации для педагогов.
1. Помни: только положительная оценка формирует позитивную мотивацию и
самооценку личности. Отрицательная оценка тормозит личностное развитие и
деятельность.
2. Оценка более значима, чем отметка. Можно так поставить «пятёрку», что
учащийся будет рыдать, тогда это отрицательная оценка. Можно поставить
«тройку», и учащийся будет счастлив и полон желания учиться лучше. Думай, что
стоит за отметкой для каждого учащегося в конкретной ситуации.
3. Оценивай, прежде всего, старательность и продвижение вперёд, рост
учащегося относительно себя вчерашнего. Учитывай способности, состояние
здоровья, самочувствие учащегося, условия его семейной жизни, воспитания и его
желание учиться.
4. Учи ребят оценивать свой учебный труд и труд товарищей, объясняй им нормы
и критерии оценки, предоставляй образцы деятельности. Оценивай умение
оценивать.
5.
успех каждого.
6. Не относись к учащимся с предубеждением. Никогда не проявляй антипатию.
Симпатию проявляй так, чтобы не обидеть остальных. Старайся, чтобы остальные
учащиеся тоже испытали добрые чувства к тому, кого ты хвалишь.
Всегда давай возможность исправить плохую отметку. Умей обеспечивать
24 7. Личность каждого учащегося оценивай только положительно. Не
переноси отрицательную оценку поступка, отдельной плохо выполненной работы и
плохих оценок на личности и способности учащегося.
8. Нельзя использовать отметку,
как метод наказания и
дисциплинирования: ею оценивается только учебная работа учащегося. Занижать
отметку безнравственно, завышать можно только для поддержания положительной
мотивации и активности учащегося.
Психотерапия неуспеваемости.
Правило 1. «Не бей лежачего».
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждёт спокойной помощи, а не
новых попрёков.
Правило 2. Не более одного недостатка в минуту.
Чтобы избавить человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет
нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества
недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в
первую очередь и помогайте ликвидировать его.
Правило 3. «За двумя зайцами погонишься».
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь
значимы для самого учащегося.
Правило 4. Хвалить исполнителя, критиковать – исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть, возможно более
безличной.
Правило 5. Сравнивай сегодняшние успехи учащегося с его собственными
вчерашними неудачами.
Даже самый малый успех – это победа над собой и она должна быть замечена и
оценена по заслугам.
Правило 6. Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха и
возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Правило 7. Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая
мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».
Правило 8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные
цели.
Не искушайте его невыполнимыми целями.
Правило 9. Учащийся – не объект, а соучастник оценки.
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления
учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с её дифференциации.
Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения работ, ошибки за
невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.
25 Правило 10. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках:
графики, таблицы, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения
учащегося.
Существует множество различных типов интеллекта, и каждый из нас обладает
своим стилем обучения, столь же индивидуальным, как отпечатки пальцев.
Эффективные системы образования должны распознавать стили обучения
учащихся и обращаться непосредственно к каждому из них.
А если образовательные учреждения объединятся в этом деле, они смогут
изменить весь мир.
26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, начиная обучение детей в школе, необходимо соблюдать
следующие условия.
Раннее начало обучения детей школьным навыкам не только не желательно, но
и недопустимо. Обучение должно начинаться в строго определенное эволюционно
генетической программой время. В каждой возрастной период эволюционно
генетическая программа развития мозга и его психических функций может быть
реализована при выполнении, как минимум, следующих условий: все этапы развития
должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно. Детям
должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития;
последствия пренатальных, натальных и постнатальных повреждающих факторов,
препятствующих или тормозящих психическое развитие детей, должны быть
максимально элиминированы.
Школьная неуспеваемость, несформированность навыков письма, чтения и
счета, а также проблемное поведение детей начинаются не в школе, а во
внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Если у ребенка обнаружены
признаки неврологических или психических нарушений, необходимо обратиться,
прежде всего, к таким детским специалистам, как невролог и нейропсихолог.
Все развивающие мероприятия желательно провести до 7летнего возраста: чем
младше ребенок, тем результативнее проявляется динамика психического развития.
Развивающая работа дает результат только при условии систематических и
множественных повторений специальных упражнений.
27 Приложение
В таблице 13 приведены причины школьных трудностей при формировании
учебных навыков и возможные психологические причины этих трудностей.
Таблица 1
Школьные трудности при формирования навыков чтения
Тип
трудностей
1
школьных
Возможные психологические причины
2
Невозможность
формирования навыка чтения
Побуквенное или слоговое
чтение
Повторное считывание той же
строчки, пропуск строчки,
считывание
выше
расположенной
строчки
вместо нижней
Чтение с возвратом
Правильно прочитывается
начало слова, а окончание
читается с искажениями (выше
— вышла)
Трудности при формировании
зрительного
образа
представления букв
Дислексия (затылочная область левого полушария,
срединные отделы мозга,
межполушарное
взаимодействие)
Несформированность
звукобуквенных элементов
процесса
синтеза
Недостаточное
представлений и произвольного внимания
развитие
пространственных
Не сформирована однонаправленность считывания
текста слева направо
Недостаточное развитие анализа пространственных
отношений и зрительного восприятия
Недостаточная сформированность
зрительной
памяти, зрительнопространственного восприятия.
Недостатки методики обучения. Форсирование темпа
обучения (раннее начало обучения чтению)
28 Ошибки на определение
места звука в слове, на
выделение звука из слова
Сложности при переводе
звука в букву и наоборот
близких
по
Замена
конфигурации букв (пн, вд,
ва и т.д.)
Перестановка букв и слогов
при чтении (шоколад —
кошолад),
неправильное
произношение при чтении
Трудности при слиянии букв и
слогов при чтении
Пропуски букв, слогов и слов
при чтении,
угадывание,
возвратные движения глаз по
тексту
Зеркальное чтение (справа
налево),
отсутствие
дифференцировки правильных
и зеркально написанных слов и
букв
Пропуск слов, расположенных
слева; восприятие только пра
вой половины текста
Медленный темп чтения (без
улучшения скорости чтения в
течение учебного года)
Медленный темп чтения (с
улучшением скорости чтения в
течение учебного года)
Быстрый темп чтения без смы
слового понимания прочитан
развития
анализа
Недостаточность
пространственных
представлений.
Несформированность фонетикофонематического
анализа
Недостаточная сформированность звукобуквенного
анализа. Не развиты ассоциативные связи между
звуковой и графической формами букв. Не усвоены
понятия «звук» и «буква»
Недостаточная сформированность зрительного
восприятия и зрительной памяти. Недостаточность
анализа между звуковой и графической формами
букв. Недостатки методики обучения
Недостаточная сформированность зрительного
восприятия, звукобуквенного анализа, нарушения
артикуляции
Недостаточная сформированность
пространственного восприятия.
ребенка к обучению
Слишком
Трудность концентрации внимания.
быстрый темп чтения. Функциональное напряжение
и переутомление
зрительно
Неготовность
Зеркальное чтение (теменная и затылочная области
левого полушария, срединные отделы мозга,
межполушарное взаимодействие). Недостаточное
развитие анализа пространственных отношений
Односторонняя пространственная агнозия (височная
теменная и затылочная области правого полушария,
срединные отделы, межполушарное взаимодействие)
Недостаточная сформированность зрительного
восприятия, звукобуквенного анализа, артикуляции.
Трудности концентрации внимания. Медленный
темп
деятельности.
Функциональное напряжение и переутомление.
Несформированность процесса синтеза звуковых
элементов
Медленный темп индивидуальной деятельности
индивидуальной
Форсирование темпа обучения.
методики обучения
Недостатки
29 ного
Трудности при пересказе про
читанных текстов; неумение
пересказывать прочитанные
тексты «своими словами»
Недостаточная сформированность понятийного
понимания текстов, умения планировать действия,
логического запоминания, речевой деятельности.
Низкий уровень развития логических операций
(анализ, обобщение, систематизация). Заниженная
самооценка.
Школьные трудности при формировании навыков письма
Тип школьных трудностей
Возможные психологические причины
Таблица 2
1
Невозможность формирования
навыка письма
Неумение выделить предложе
ние из текста, слитное написа
ние предложений
Трудности при формировании
зрительного
образа
представления букв
Трудности при формировании
ильной траектории строки
письме
Высота букв не соответствует
высоте рабочей строки, буквы
располагаются выше или ниже
рабочей строки
Затруднение при написании
закругленных деталей букв и
цифр.
Неспособность
списывания
букв, неустойчивый и неров
ный почерк (различная высота
и протяженность букв, разно
наклонные буквы, сильный
нажим), тремор, искажение
формы букв
2
Дисграфия (теменные области левого и
правого полушарий)
Недостаточное развитие зрительного восприятия и
анализа
Недостаточная сформированность зрительной
памяти, зрительнопространственного восприятия.
Недостатки методики обучения (механическое
копирование букв). Форсирование темпа обучения
(раннее начало обучения письму)
Недостаточная сформированность зрительно
пространственного
зрительно
зрительной памяти.
моторных координации,
Недостатки методики обучения. Форсирование
темпа обучения.
тонкой
Недостаточная
моторики руки, зрительномоторной координации и
пространственных представлений
сформированность
восприятия,
сформированность
Недостаточная
мелкой
моторики, зрительнодвигательной координации,
зрительных образов букв
Недостаточная сформированность зрительно
моторных координации, тонкой моторики руки;
нарушение тонуса мышц руки. Нарушение ко
ординации движений (неправильная поза, не
правильное положение ручки). Отсутствие прочной
связи между зрительным и двигательным образами
букв.
и
переутомление. Недостатки методики обучения.
Функциональное
напряжение
30 ошибки
Пространственные
горизонталь
(вертикальные,
ные) в расположении букв
(зеркальное письмо)
Замена букв, прописывание
лишних элементов букв и
штрихов; недописывание букв,
персеверация
написанных
букв, слов и фраз
Ошибки при письме (пропуск
букв; недописывание букв и
слогов;
замены согласных
букв, близких но звучанию (з—
с, б—п, д т и т.д.); неумение
использовать правила при
письме
разделяет
предложения точкой, сливает
слова с предлогами)
Замена букв по артикулярному
типу (длн, бм и т.д.)
(не
букв
Замена
по
пространственному сходству
(с—е, и—п, н—п и т.д.)
Пропуск гласных букв
Сращивание и расщепление
слов, слитное написание с
предлогами,
раздельное
написание
приставок
(прилетели при летели)
Трудности при переводе слов
из слуховой формы в графиче
скую (ошибки при письме под
диктовку)
межполушарное
Форсирование темпа обучения
Недостаточная сформированность зрительно
пространственного восприятия (теменная и
затылочная области левого полушария, срединные
отделы,
взаимодействие).
Отсутствие прочной связи между зрительным и
двигательным образами букв
Недостаточная сформированность зрительно
пространственного восприятия и зрительной
памяти,
трудности концентрации внимания.
Инертность элементов двигательных стереотипов
(лобная область левого полушария). Недостатки
методики обучения (формирование навыка чтению
должно предшествовать формированию навыка
письму). Форсирование темпа обучения
Недостаточная сформированность звукобуквенного
анализа и фонетикофонематического восприятия.
Трудности
концентрации внимания. Низкая работоспо
собность.
Слишком быстрый темп письма.
Нарушение сенсорной функции речи (височная
область левого полушария). Форсирование темпа
обучения
Недостаточная
сформированностъ
кинестетической основы речи (теменные области
левого и правого полушарий)
Недостаточная
сформированность
зрительнопространственных отношений
анализа
Недостаточная сформированность анализа гласных
звуков (лобная и височная доли правого
полушария)
Недостаточная сформированное вербального
анализа,
зрительного анализа и синтеза,
пространственных отношений
Недостаточная сформированность звукобуквенного
анализа, фонетикофонематического восприятия.
Отсутствие прочных связей между звуковыми и
зрительными образами слов. Слишком быстрый
темп письма.
Ошибки при списывании с Недостаточная сформированное
зрительно
31 учебника (доски) в тетрадь
(например, мед — миот)
Медленный темп письма
моторной координации,
зрительной памяти,
зрительного восприятия, произвольного внимания.
Недостатки методики обучения
Недостаточная сформированность зрительно
моторной координации, мелкой моторики руки,
произвольного
движениями,
звукобуквенный анализ.
Медленный теми
индивидуальной деятельности
управления
Школьные трудности при формировании математических навыков
Тип школьных трудностей
Возможные психологические причины
Таблица 3
1
Невозможность выполнения
счетных операций
Трудности при переходе
через
десяток;
пространственные ошибки
Трудности при переключении
с одних чисел на другие;
повтор одних и тех же
ошибок
Трудности в различении
геометрических фигур
с
близких
правильного
Трудности
копирования геометрических
фигур
сохранением
пропорций
Зеркальное
прописывание
цифр; плохое различение
цифр,
по
конфигурации
Трудности восприятия цифр
на слух
Трудность
формирования
правильной траектории при
написании цифр; изменение
конфигурации цифр
2
Дискалькулия (теменная область левого
полушария)
Недостаточная сформированность
странственных представлений
области левого и правого полушарий)
Недостаточная сформированность
про
извольности и внимания, инертность речевых
следов (лобная область левого полушария)
про
(теменные
зри
Недостаточная сформированность
тельного восприятия и зрительной памяти.
Недостатки методики обучения
Недостаточная сформированность зрительно
моторных координаций и зрительного
восприятия. Форсирование темпа обучения
Недостаточная сформированность зрительно
пространственного восприятия и зрительной
памяти
Недостаточная сформированность аудиального
восприятия
Недостаточная сформированность зрительно
моторных координаций и зрительного
восприятия. Форсирование темпа обучения
32 Сильный тремор, неровный
нажим, неустойчивый почерк
(цифры
неровные,
растянутые,
нарушение
конфигурации и размеров
цифр)
Трудности расположения и
восприятия по вертикали и
горизонтали.
Недостаточная
сформированность
координации движений и мелкой моторики
руки.
Неправильное положение ручки.
Функциональное переутомление. Нарушение
тонуса мышц руки.
Недостаточная сформированность зрительно
пространственного восприятия.
Литература
1. Психологомедикопедагогическое обследование детей дошкольного и
младшего школьного возраста. /Ерсарина А.К., Сулейменова Р.А., Айтжанова
Р.К. и др. – Алматы 2000.
2. Детисироты: консультирование и диагностика развития /Под ред.
Е.А.Стребелевой. М., 1998.
3. Психологопедагогическая диагностика. Учеб.пособ..
под ред. И.Ю.
Левченко,С.Д.Забрамной.М.АСАDЕМА 2003.
4. Введение в психодиагностику./Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.
М.,1997г.
5. Основы психодиагностики /под ред.А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д.1996.
6.
Е.И.Рогов Общая психология. М.Владос.,1995, стр.81102.
33 34
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Брошюра «Психологическая помощь детям с трудностями школьного обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.