Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»
Оценка 4.6

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл—4 кл
25.04.2018
Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»
Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями» содержит информацию об особенностях развития восприятия у детей с ООП, материал для диагностики их развития, наглядный и дидактический материалы, способствующие развитию тактильного восприятия и примерный конспект занятия. Материал брошюры предназначен для работы по развитию тактильных ощущений у детей с особыми образовательными потребностями и будет полезен педагогам-дефектологам и молодым специалистам общеобразовательных школ, детских садов, кабинетов коррекции.
«Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями» .docx
КГУ «Кабинет психолого­педагогической коррекции» Зеленовского района управления образования акимата ЗКО «Развитие тактильного восприятия у детей  с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы) с. Дарьинское 1 Глава   1.   Общая   характеристика   детей    с   особыми   образовательными  Особенности   тактильного   восприятия   детей   с   особыми   образовательными Содержание: 1. Введение……………………………………………. 2 2. потребностями……………………4 3.   Глава   2. потребностями………………………………………….9  4 Глава 3. Методы диагностики тактильного восприятия у детей с особыми   образовательными потребностями …………………………………………12 5.  Контрольно­диагностические   материалы   ребенка………………..14 6. Глава 4. Работа по развитию тактильного восприятия у детей с особыми образовательными  потребностями………………………………………….27 7. Приложение1……………………………………...…36 Примеры дефектологических упражнений (для проведения физминуток). 8. Приложение 2……………………………………….43 Игры на развитие тактильных ощущений. 9.   Конспект   занятия   по   развитию   связной   речи   у   детей   с   особыми   образовательными потребностями……….47 10. Заключение…………………………………………54 11. Список литературы………………………………...56   для   определения   уровня   развития                                ВВЕДЕНИЕ Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б.Прейер Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы   заметить,   какое   огромное   значение   для   развития   ребенка   с   самого   маленького возраста   имеют   тактильные   ощущения.   Прикосновение   к   материнской   груди,   попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета ­ важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка ­ едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка   прикасается   к   шершавой   ракушке   и   гладкому   камню.   Тактильные   ощущения 2 позволяют   ему   мысленно   сравнить   различные   поверхности   и   удивиться   многообразию окружающей природы.  его     Можно   сколько   угодно   рассказывать   ребенку   о   том,   что   виноград   бывает   кислым   и сладким, что сорт "дамские пальчики" отличается от сорта "киш­миш", но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его   предметы   и   явления,   то   есть   наиболее   успешно   упорядочить   мышление.   Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать   одно­единственное,   чтобы   процесс   упорядочивания   мышления   происходил наиболее   успешно.   Она   предлагала   детям   несколько   специальных   дидактических материалов,   в   которых   требовалось   сравнить   какие­нибудь   очень   похожие   предметы   с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с   шершавыми   табличками,   звонками,   тепловыми   или   весовыми   табличками.   Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться   на  мастерстве   ее  исполнения:   мы  невольно  прикрываем  глаза,   как  бы изолируя   слух.   Так   же   и   у   детей:   чтобы   лучше   ощутить   гладкую   или   шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное   чувство   будет   в   таком   случае   утончаться,   само   собой. Глава 1. Общая характеристика детей с особыми образовательными потребностями         Дети   с   особыми   образовательными   потребностями    ­   это   дети, имеющие   различные   отклонения   психического   или   физического   плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести   полноценную   жизнь.   Синонимами   данного   понятия   могут   выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", «дети с ограниченными возможностями». Наличие того или иного дефекта   (недостатка)   не   предопределяет   неправильного,   с   точки   зрения общества, развития.          Потеря   слуха   на   одно   ухо   или   поражение   зрения   на   один   глаз   не обязательно   ведет   к   отклонению   в   развитии,   поскольку   в   этих   случаях сохраняется   возможность   воспринимать   звуковые   и   зрительные   сигналы сохранными            Таким   образом,   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья можно   считать   детей   с   нарушением   психофизического   развития, анализаторами.     3 нуждающихся   в   специальном   (коррекционном)   обучении   и   воспитании.           По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);  3. Дети с нарушением речи (логопаты);  4. Дети с нарушением опорно­двигательного аппарата;  5. Дети с умственной отсталостью;  6. Дети с задержкой психического развития;  7. Дети с нарушением поведения и общения;  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми   сложными   дефектами   (слепоглухонемые,   глухие   или слепые дети с умственной отсталостью).          Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности   характеризуется   единством   и   взаимодействием   системы биологических  и  социокультурных  факторов. Каждый  ребенок  имеет свои   неповторимые   врожденные   свойства   нервной   системы  (силу, уравновешенность,   подвижность   нервных   процессов;   быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных   особенностей   высшей   нервной   деятельности   (в дальнейшем   ­   ВНД)   зависят   способности   к   овладению   социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают   предпосылки   психического   развития   человека.                     Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта ­ органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения ­ отклонения в деятельности высших познавательных   процессов   (активного   восприятия   и   внимания, произвольных   форм   памяти,   абстрактно­логического   мышления, связной   речи),   которые   становятся   заметными   в   процессе социокультурного   развития   ребенка.   Третичные   недостатки   ­ недосформированность   психических   свойств   личности   умственно отсталого   ребенка   проявляются   в   примитивных   реакциях   на окружающее, недоразвитии эмоционально­волевой сферы: завышенная или   заниженная   самооценка,   негативизм,   невротическое   поведение. Принципиальным  моментом является то, что вторичные и третичные 4 нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится   целенаправленная   и   систематизированная   коррекционно­ развивающая          На   развитие   ребенка   с   ограниченными   возможностями   влияют четыре фактора.  работа.   1. Вид (тип) нарушения. 2. Степень и качество первичного дефекта.  Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть ­ ярко выраженными, слабо   выраженными   и   почти   незаметными.   Степень   выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая   зависимость   количественного   и   качественного   своеобразия вторичных   нарушений   развития   нетипичного   ребенка   от   степени   и качества первичного дефекта.  3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место   патологическое   воздействие   и   как   следствие   ­   повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка   отсутствуют   зрительные   образы.   Представления   об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов   и   речи.   В   случае   потери   зрения   в   дошкольном   или младшем   школьном   возрасте   ребенок   сохранит   в   памяти   зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в   старшем   школьном   возрасте   представления   характеризуются достаточной   живостью,   яркостью   и   устойчивостью,   что   существенно облегчает жизнь такого человека;  4. Условия   окружающей   социокультурной   и   психолого­ педагогической среды.  Успешность развития аномального ребенка во многом   зависит   от   своевременной   диагностики   и   раннего   начала   (с первых месяцев жизни) коррекционно ­ реабилитационной работы с ним. 5 Глава   2.   образовательными потребностями.   Особенности   тактильного   восприятия   детей   с   особыми Тактильный   (от   лат.   tactilis   ­   осязательный)   вид   ощущений   возникает   в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и   дает   возможность   познать   форму,   величину,   упругость,   плотность   и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное   восприятие   представляет   собой   отражение   целого   комплекса качеств   объекта,   воспринимаемых   человеком   посредством   прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Ребенок  с  интеллектуальной   недостаточностью  не проявляет  стремления  к тактильному   обследованию   предметов   и   самостоятельно   не   овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально   организованной   коррекционной   работы   тактильная чувствительность у таких детей не развивается. Органом   осязания   служит   рука.   На   концевых   фалангах   пальцев   тыльной поверхности   кисти   находится   наибольшее   количество   специализированных окончаний   нервных   волокон,   расположенных   в   коже   и   реагирующих   на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и   целенаправленности   движений,   последовательности   перцептивных (обследующих)   действий   зависит   полнота   и   правильность   образа воспринимаемого   предмета.   развитию   тактильно­ двигательных   ощущений   будут   способствовать   ручные   виды   деятельности: лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань,   пух,   вата,   фольга);   аппликационная   лепка   (заполнение   рельефного рисунка   пластилином);   оригами   (конструирование   из   бумаги);   макраме (плетение из ниток, веревок); рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной кисточкой); (металлическим, пластмассовым, кнопочным); игры с пазлами; сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу; игры с водой разной температуры; игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др. Не   следует   забывать   и   о   традиционной   пальчиковой   гимнастике, использовании   элементов   массажа   и   самомассажа   рук,   которые   также способствуют повышению тактильной чувствительности.   игры   с   мозаикой,   Следовательно,   конструктором   6 Выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется   благодаря   деятельности   кожно­механического   анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть),   находящееся   в   покое,   возникающий   образ   предмета   отличается глобальностью,   некоторой   неопределенностью   и   неточностью.   Становится ясно, что  первостепенная роль  в  познании  отводится  активному  осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на   кожные   покровы.   Важным   компонентом   процесса   осязания   является мышечно­двигательная чувствительность. Глава 3. Методы диагностики тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями       Исследование тактильного восприятия Исследование   тактильного   восприятия   в   детском   возрасте   представляет значительные   трудности,   так   как   ребенок   не   всегда   может   правильно проанализировать и адекватно описать свои ощущения. У маленьких детей иногда приходится ограничиваться исследованием болевой чувствительности. При   исследовании   тактильного   восприятия   важно   установить   не   только характер нарушения, но и его динамику и границы распространения. При оценке результатов    главными являются качественные показатели. Эти показатели   свидетельствуют   о   способе   выполнения   заданий,   о   типе   и характере ошибок, об отношении ребенка к своим ошибкам и критическим замечаниям. Совершенно недопустимо вести диагностику без протокола; протокол ­ это душа   обследования.   Даже   если   высказывания   ребенка   записываются   с 7 помощью   магнитофона,   протокол   все   равно   следует   вести.   Ведь   нужно записать, как действовал ребенок, каковы были его эмоциональные реакции и т. д. Для каждой диагностической методики существует своя особая форма протокола. В любой протокол записываются действия ребенка и его речевые реакции. Кроме того, в них должны быть отражены вопросы, критические возражения, подсказывающие  реплики,  прямые разъяснения, а  также  и то,  как ребенок принимает   эту   помощь   (сразу   ли   спохватывается   и   исправляет   ошибки, оспаривает или принимает возражения). Каждое обследование должно дать объективные данные, которые могут быть подтверждены при его проведении другими людьми и с помощью каких­либо иных, контрольных опытов. 8 3.1 Контрольно­диагностические материалы  для определения уровня развития ребенка (1­2г)  Познавательное развитие  Педагогическое обследование познавательного развития предполагает: ­ Общая моторика, моторика рук ­ Восприятие, предметно­игровая деятельность ­Зрительно­двигательная координация   Общая моторика, моторика рук Зрительно­ двигательная координация Восприятие, предметно­ игровая деятельность Психическое развитие •   ходит   уверенно.   Наклоняется,   чтобы   достать   предмет   с   пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое   время стоит   на   одной   ноге.   При   легкой   поддержке   ходит   вниз   по   лестнице, поднимается   сам,     прыгает   на   месте,   крутит   педали   трехколесного велосипеда.   Держит   два   предмета   в   одной   руке.   Чертит   карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.  Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. Начинает   понимать   назначение   большинства   окружающих   предметов. Использует   один   предмет   как   инструмент,   чтобы   достать   игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. 3.2 Контрольно­диагностические материалы  для определения уровня развития ребенка (3­4г) 3. Познавательное развитие  Педагогическое обследование познавательного развития предполагает: ­ выявление уровня сенсорного развития; ­развитие наглядно­действенного мышления; ­представлений об окружающем мире; ­ зрительно­пространственный гнозис и праксис,             ­развитие речи            ­ФЭМП            ­графо­ моторные навыки   Восприятие формы «Найди     домики   для   фигурок»   ­  направлено   на   выявление   уровня сформированности ориентировки на форму у ребёнка. Оборудование:  пластмассовый   домик   с   шестью   прорезями   –   круглой, треугольной,   квадратной,   прямоугольной,   овальной,   шестиугольной,   с 9 Восприятие величины Восприятие цвета Составление целого из частей, пространственна я   ориентировка, развитие словаря. Анализ,   синтез, сравнение. Классификация, сериация Количественные представления Пространственн о­временные отношения, логические связи. шестью   плоскими   геометрическими   фигурами,   основания   каждой   из которых соответствует форме одной из прорезей.  ­ Вставь фигурки в свой домик. «Спрячь   матрёшку»  ­направлено   на   выявление   уровня   развития   у ребёнка практической ориентировки на величину Оборудование: матрёшка  двухместная или пятиместная.  Это домики для матрёшек. Спрячь каждую в свой домик «Цветные бабочки» ­ направлено на узнавания  цвета,  на различение и называние основных цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий). Оборудование:  цветные карточки­ красного, синего, жёлтого и зелёного цвета, 4 бабочки соответствующих цветов. ­ Это домики для бабочек. Найди каждой бабочке свой домик.   «Сложи   разрезную   картинку»   –  направлено   на   выявление   уровня целостного   восприятия   предметного   изображения,   знание   частей   тела, пространственных представлений, ручной моторики. Оборудование:  предметные   картинки   (2   одинаковые,   например изображение девочки, одно из которых разрезано на    6 частей: голова, туловище, две руки, две ноги).Картинка может быть разрезана и на 2, 3, 4 части. ­  Сложи картинку, назови (покажи) части тела (голову, туловище, руки Лото «Парные картинки» ­ направлено на выявление сформированности понятия «такой же» Оборудование: 4 пары одинаковых картинок.  ­Найди такую же картинку. «Сортировка   по   размеру»   ­   направлено   на   выявление   уровня сформированности логической операции классификации. Оборудование: иллюстративный материал к сказке Три медведя. ­ Покажи медведя­папу, медведицу­маму, медвежонка. Раздай медведям миски, ложки, кружки.   «Покажи много, покажи один» ­  направлено на выявление уровня представлений о количестве  Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета  ­ Возьми один гриб. Сколько грибов ты взял? Возьми много грибов. «Что   сначала,   что   потом»   ­   направлено   на   установление   логических связей между двумя действиями. Оборудование:   две   картинки,   связанные   единым   сюжетом   (например, мальчик моет руки, мальчик вытирает руки). ­ Что сначала, что потом. «Что вверху, что внизу» ­ направлено на выявление сформированности пространственных представлений. Оборудование: картинка с изображением знакомых ребенку предметов, расположенных по разному. ­ Покажи бабочку, которая летит вверху. Покажи бабочку, которая летит внизу. 10 3.3 Контрольно­ диагностические материалы  для определения уровня развития ребенка (4­5л) 3. Познавательное развитие  Педагогическое обследование познавательного развития предполагает:     ­ выявление уровня сенсорного развития; ­развитие наглядно­действенного,образного мышления; ­представлений об окружающем мире; ­ зрительно­пространственный гнозис и праксис,             ­развитие речи            ­ФЭМП   Восприятие формы   Выявить развития образного мышления. уровень наглядно­       уровень Выявить наглядно­ развития образного   мышления, выявить запас и точность представлений. •   Пирамида   –   выявление   уровня   восприятия   отношений предметов   по   величине   и   овладение   предметными действиями (величина, наглядно­действенное мышление. Материал:   детская   пирамидка   5­7   элементов.   Ребенку предъявляется   разобранная   пирамидка   в   случайном порядке и просят собрать пирамидку. •   Задание: изображением предметов.   Ребенку   показываются   таблички   с Инструкция:   «Скажи,   из   каких   фигур   составлены   эти рисунки? » Фигуры представлены по степени сложности. Методика «Времена года» Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопросы: Что делают ребята? В какое время года это происходит? Чем отличаются времена года друг от друга? Методика «Назови одним словом». Цель:   Процедура   проведения:   ребенку   предлагается   ряд изображенных предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет   по   отдельности,   группу   предметов   назвать обобщающим словом. Методика «Кто что ест?   Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки, на  которых  изображены  животные  и употребляемая  ими ища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное   употребляет   подобрать соответствующие картинки.   пищу, в   Восприятие величины •   Пирамида   –   выявление   уровня   восприятия   отношений предметов   по   величине   и   овладение   предметными действиями (величина, наглядно­действенное мышление. Материал:   детская   пирамидка   5­7   элементов.   Ребенку предъявляется   разобранная   пирамидка   в   случайном 11 Восприятие цвета порядке и просят собрать пирамидку. • “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливать отношение между предметами по величине. Материал: 7­ 10   мисочек   разных   по   величине.   Инструкция:   “Ты закроешь   глаза,   а   я   выну   одну   из   мисочек.   Когда   ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”. • Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие; Материал:   6   цветных   карточек.   Ребенку   предлагается выбрать поочередно  карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет. • “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен выложить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета. Наглядно­действенное мышление  Методика «Разрезные картинки» Цель:   выявить   уровень   развития   наглядно­действенного мышления. Процедура   проведения:   Ребенку   предлагается   ряд картинок   разделенных   на   несколько   частей.   Ребенку предлагается составить картинки.   «Процесс   счета»   выявляет   способность   ребенка   к симультанному восприятию числа, к выделению части в множестве. Инструкция   к   проведению.   Перед   ребенком   в   ряд разложить   9   картинок   (по   3   картинки:   овощи,   фрукты, цветы)   либо   9   кубиков   (по   3   кубика:   красные,   синие, зеленые)   на   расстоянии   2   см   друг   от   друга.   Задайте вопрос:   «Сколько   предметов   (кубиков)   здесь   лежит?   » Если   ребенок   даст   неправильный   ответ,   расширить инструкцию: «Сосчитай их». Коробка форм (форма) – пространственные отношения. Материал:   магический   кубик   с   прорезами   и   объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник. Ребенку предлагается поместить вкладыши в ящик. “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов   в   зрительный   образ.   Материалы:   картинки, состояние   из   нескольких   частей.   (2   до   6).   Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе? ” Картинки предъявляют до 6­ти составной. ­Обведи по точкам. 12 Количественные представления Пространственные отношения Зрительный синтез Развитие моторных навыков   графо­ ­ Штриховка  3.4 Контрольно­ диагностические материалы  для определения уровня развития ребенка (5­6л) 3. Познавательное развитие  Педагогическое обследование познавательного развития предполагает: ­ выявление уровня сенсорного развития; ­развитие наглядно­действенного, образного мышления; ­представлений об окружающем мире; ­ зрительно­пространственный гнозис и праксис,             ­развитие речи            ­ФЭМП   Восприятие формы Выявить уровень развития наглядно­ образного мышления. • Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов. Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки? » Фигуры представлены по степени сложности. • Методика «Раздели на группы». Цель: выявить уровень развития наглядно­ образного мышления. Процедура проведения: Ребенку даются разрезные картинки, на которых представлены   разные   предметы,   в   сопровождении   следующей инструкции:   «Разложи   эти   картинки   по   группам».   Назови   каждый предмет в отдельности и группу одним словом» •Методика «Кому чего не достает? » Цель: выявить уровень развития наглядно­образного мышления. Процедура проведения: Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить соответствующими карточками.   Попросить   ребенка   сказать:   «Что   делает   ребенок   на картинке? Чего ему не хватает? Выявить уровень развития наглядно­ образного мышления, выявить   запас и точность представлений.   • Методика «Кто что ест?    Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки, на которых изображены   животные   и   употребляемая   ими   ища.   Ребенок   должен назвать   животное   и   сказать,   что   это   животное   употребляет   в   пищу, подобрать соответствующие картинки. • Методика «Подбери пару» Цель:   выявить   запас   и   точность   представлений,   выявить   умение 13 устанавливать связи между предметами. Процедура   проведения:   ребенку   прилагается   два   ряда   картинок   с изображением   предметов.   Попросите   ребенка   к   предметам, изображенным   в   левом   ряду   подобрать   подходящие   в   правом   ряду, объяснить свой выбор. •   “Включение   в   ряд”   (величина)   –   умение   устанавливать   отношение между   предметами   по   величине.   Материал:   7­10   мисочек   разных   по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”. •   “Бусы”   (цвет)   –   особенности   восприятия   цвета.   Перед   ребенком   9 кружков разного  цвета.  Он  должен  выложить  их  по  мере  названия,  а потом и сам назвать цвета.  Методика «Разрезные картинки» Цель: выявить уровень развития наглядно­действенного мышления. Процедура проведения: Ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки. «Знание цифр в пределах 10» выявляет знание цифр в пределах 10 и раскладывание их в натуральный ряд. Инструкция   к   проведению.   Предложить   назвать   цифры   по   выбору педагога. Разложить в натуральный ряд. Коробка форм (форма) – пространственные отношения. Материал:   магический   кубик   с   прорезами   и   объемными   вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник. Ребенку предлагается поместить вкладыши в ящик. “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный   образ.   Материалы:   картинки,   состояние   из   нескольких частей. (4 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе? ” Картинки предъявляют до 6­ти составной. ­Обведи по точкам. ­ Штриховка  Восприятие величины Восприятие цвета Наглядно­ действенное мышление Количественны е представления Пространствен ные отношения Зрительный синтез Развитие графо­ моторных навыков 14 3.5 Контрольно­ диагностические материалы  для определения уровня развития ребенка (6­7л) 3. Познавательное развитие  Педагогическое обследование познавательного развития предполагает: ­ выявление уровня сенсорного развития; ­развитие наглядно­действенного, образного мышления; ­представлений об окружающем мире; ­ зрительно­пространственный гнозис и праксис,             ­развитие речи            ­ФЭМП Восприятие формы •   Задание:   Ребенку   показываются   таблички   с   изображением предметов. Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки? » Фигуры представлены по степени сложности. Как тебя зовут? Запас общих знаний и представлений  Ты девочка или мальчик? Сколько тебе лет?  Где ты живешь?  Как называется город, в котором ты живешь? страна? Какого человека называют плохим? хорошим? Выявить   навыки чтения, пересказа и письма Знание букв, чтение, пересказ         таблица Зайцева и письмо 15 Составить фразы из слов: Оля, платье, кукле, новое, сшила. Связная речь Составить рассказ по  картинке Умение   составлять предложения Выявить критерии: — смысловая  целостность  рассказа, — лексико­ грамматическое  оформление,  —  самостоятельность  выполнения задания Глава   4.   Работа   по     развитию   тактильного   восприятия   у   детей   с   особыми образовательными потребностями Для   развития   тактильной   чувствительности   необходима   предметно­ пространственная   развивающая   среда.   Гармоничность   сочетания   разнообразных форм,   размеров,   фактуры,   цветовой   гаммы   предметов,   естественные   качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.). Приведем   примеры   использования   различных   дидактических   тренажеров,   игр, пособий. Сухой   душ   ­   шатер   из   разноцветных   атласных   лент,   закрепленных   на   подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Сухой душ также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа макраме). Шариковые   ванны   для   рук   ­   большая   емкость,   наполненная   разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера. 16 Осязательные ванны ­ небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой ванне способствует активизации пальцевого гнозиса . Тактильное   панно   «Поляна   в   лесу»   (сенсорная   панель   для   рук)   ­   панно, изготовленное   из   ковролина   и   ряда   съемных   деталей,   изображающих   какой­либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно,   дети   испытывают   разнообразные   тактильные   ощущения,   одновременно познавая   качества   различных   материалов,   упражняясь   в   моделировании пространственных   отношений   по   инструкции   педагога,   а   в   дальнейшем   ­   и   по собственному замыслу. Разные   по   форме,   упругости,   фактуре   поверхности   массажные   щетки,   махровые рукавички,   колесиковый   массажер   ,   массажные   мячи   и   валик   используются   для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер , электрическую зубную щетку и др. Очень полезны для детей игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги:   Определи   на   ощупь,   Найди   нужную   цифру,   Покажи   цифру.   Ребенок многократно  проводит  рукой  по  цифре,  ощупывает  ее  и называет. Одновременно запоминается  форма   и  способ   написания  этой  цифры,  которые   связываются   с  ее названием. По аналогии проводятся игры с буквами. Такие   игры   рекомендуется   проводить   с   постепенным   усложнением:   от   обучения ощупывающим   действиям   под   руководством   педагога   ­   к   самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами. При обследовании можно заметить, что осязательные движения детей, не прошедших специального   обучения,   хаотичны   и   не   позволяют   ребенку   получить   достаточное представление об исследуемом объекте. Практика работы показывает, что наиболее полные   представления   возникают   при   включенности   восприятия   в   практическую деятельность:   в   этом   случае   общее   и   диффузное   представление   о   предмете   в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Тактильно­двигательное   восприятие   осуществляется   разными   способами   ­   путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания ­ объемный, при обведении ­ контурный, плоскостной. Рассмотрим   этапы   работы   по   развитию   тактильной   чувствительности,   каждый   из которых   характеризуется   постепенным   усложнением   как   самого   процесса обследования,   так   и   словесного   отчета   о   выявленных   качествах   и   свойствах предмета,   его   основных   признаках:   ощупывание   предметов   с   различной поверхностью   с   открытыми   глазами,   в   дальнейшем   ­   с   закрытыми;   обучение специальным   обследующим   движениям   (поглаживание,   разминание,   постукивание, сжимание и др.); обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; 17 ощупывание   предметов   с   контрастными   поверхностями   с   открытыми   глазами,   в дальнейшем ­ с закрытыми; обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предметов; нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор сначала из 2­х предметов, а затем из 3­5­ти предметов); нахождение   контура   предмета   из   нескольких   (3­4)   предложенных   контуров предметов;   определение   по   контуру   самого   предмета   с   закрытыми  (завязанными) глазами;   нахождение   двух   одинаковых   контуров   предмета   из   нескольких предложенных контуров предметов с закрытыми (завязанными) глазами. Один из основных способов развития тактильных ощущений ­ дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно­двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др. Работая в кабинете коррекции, я поняла, что детям с особыми образовательными потребностями особенно необходимо развивать тактильно­двигательное восприятие. Так как всестороннее представление об окружающей действительности у детей не может сложиться без тактильно ­ двигательного восприятия, именно оно лежит в основе чувственного познания. Становится ясно, что первоначальная роль в познании отводится активному осязанию. А важным компонентом процесса осязания является мышечно ­ двигательная чувствительность. Известно,   что   почти   18%   тела   составляет   кожа.   Стимуляция   ее   нервных окончаний  способствует  формированию  более  полных  представлений   о  предметах окружающего мира. С этой целью я использую различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно ­ двигательных ощущений у детей с особыми образовательными потребностями, постоянно их усложняя. Большое внимание   уделяю пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм, так как они, несомненно, способствуют повышению тактильной чувствительности. Тренировка пальцев рук и ног стимулирует умственное развитие. Пальчиковые гимнастика и игры очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые гимнастику и игры всегда подбираю к теме урока и слежу, чтобы они имели развивающее значение. (Приложение1). Хороший эффект дает использование следующих игр:        * «Осязательная» ванна – в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, камушки, ракушки.                                                                             Поиск мелких предметов в такой «ванне», способствует активизации пальцевого гнозиса. * Игры   «Угадай,   что   в   мешочке»,   «Ящик   ощущений»  ­   такие   упражнения развивают не только сенсорные навыки, но и речь, мышление. 18 Игры с цифрами и буквами из бархатной и наждачной бумаги «Определите на  ощупь», «Найди нужную цифру» и т.д.   Ребенок многократно проводит рукой по цифре или букве, ощупывает ее и называет.  Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры или буквы, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать  данную цифру или букву, предоставляется такая возможность. Игры данного типа  провожу с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под  моим руководством – к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с  закрытыми глазами. «Сенсорная тропа для ног»   ­ это дорожка  из резинового  коврика с неострыми шипами, на которой закреплены мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, поролон, мелкие камушки, горох и т.п.). Ходьба по такой тропе   полезна   для   развития   тактильного   восприятия,   а   также   для   координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений дети ходят босиком или в тонких носках. 19 Такие упражнения и игры учат детей прислушиваться к себе и проговаривать вслух свои   ощущения,   которые   возникают   в   результате   соприкосновения   объектов   с наружными покровами тела детей и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета, что очень важно для развития речи, внимания, памяти. Практика   работы   с   детьми   с   особыми   образовательными   потребностями подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включении восприятия в практическую деятельность. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление у детей. Тактильное   восприятие   играет   исключительную   роль   при   выполнении   различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Учитывая   недоразвитие   двигательной   чувствительности   и   тесно   связанной   с   ней координации движений, я большое внимание уделяю таким видам деятельности, как:  Лепка из пластилина, теста; Аппликация из разного материала  (бумага, ткань, пух, вата, фольга, макароны и т.д.);  Аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка). 20 Такие   упражнения   направлены   на   развитие   чувствительности   рецепторов   руки,   и органом осязания служит рука. Приложение 1 Примеры дефектологических упражнений (для проведения физминуток). Прогулка Мы бежали по дорожке, (бегут) Промочили свои ножки, Потом сели­посидели, (приседают) Смотрим птицы ­ прилетели, (машут руками) Ветер сильный вдруг подул, Мы испугались – караул! (прячут лицо в ладошки) Цветочек Как у деток маленьких Есть цветочек аленький, (сложить пальцы одной руки щепотью) А его лепестки­ 21 Это пальцы у руки. (раскрыть ладонь, развести пальцы в стороны) Раз, два, три, четыре, пять Учимся сейчас считать. (перебирать пальцы другой рукой). Цветы Раз –два­три выросли цветы (сидели на корточках, встаем) К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках) Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх) Ветерок   пролетал,   стебелечки   качал   (раскачивают   руками   влево­вправо   над головой) Влево качнулись­ низко прогнулись. (наклоняются влево) Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо) Ветерок убегай! (грозят пальчиком) Ты цветочки не сломай! (приседают) Пусть они растут, растут, Детям   радость   принесут!   (медленно   приподнимают   руки   вверх,   раскрывают пальчики). Мишка Мишка лапки подними Мишка лапки опусти Мишка, Мишка покружись А потом земли коснись И животик свой потри Раз, два, три ­раз, два, три! 22 Надувной шар Надуваем шар с тобой, (шар) Он становится большой, (развести кисти) Лопнул шар, хоть был хорош, (сомкнуть кисти) Стал на тряпочку похож (тряпочка). На Две   болоте     зеленые Утром рано умывались, (имитировать умывание)  две     подружки, лягушки Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем)  Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо­влево наклонялись И обратно возвращались. (имитировать движения, указанные в тексте)  Вот здоровья в чем секрет: Всем друзьям ­ физкульт­привет! (резко поднять руки вверх)        БАБОЧКА Спал цветок (исходное положение: присесть, обхватив колени руками)  спрятав голову в колени, и И вдруг проснулся. (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)   Больше спать не захотел.  Шевельнулся, потянулся.  Взвился вверх и полетел. (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо­влево; отвести руки  назад ­ «вырастают крылья»)  Солнце утром лишь проснется –  Бабочка кружит и вьется. 23 («летать», имитируя движения бабочки)  ВОДИЧКА Водичка, водичка, (двумя руками по­очереди показывать, как сверху льется водичка)  Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)  Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по­очереди)  Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)  Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик)   И кусался зубок. (стучать зубками, показывать, руками, как закрывается ротик)  КУЛАЧОК     Как сожму я кулачок,       (сжать руки в кулачки)  Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими Разожму ладошку, (распрямить кисть)  Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)  пальцами вверх)  ЗАЙЧИКИ  Жили­были зайчики   (показывать на голове заячьи ушки)  На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)  Жили­были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)  В серенькой избушке. 24 (сложить руки над головой в форме домика)  Мыли свои ушки, (проводить руками по Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)  воображаемым ушкам)  Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)  Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)         «Едем­едем….».                                    Движения: Чики­чики, чикалочки  (Ноги вместе, поскоки на месте.) Едет гусь на палочке.   (Одна нога впереди, на другой подскоки). Уточка на дудочке,      (Затем утиный шаг вперевалочку). Петушок на будочке,  (Грудь вперед­ посеменить ногами). Зайчик на тачке,         (Руки перед грудью, прыжки, бег на месте). Мальчик на собачке. «Судорога» Распрямить ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. «Зайка»                                                            Движения по тексту потешки: Ну­ка, зайка, поскачи,                           Лапкой серой постучи. Ты на травку упади, Полежи и отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать снова начинай! Быстро к елочке беги И назад скорей скачи! 25 Приложение 2 Игры на развитие тактильных ощущений. Игра «Кисточки»  Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для   нанесения   макияжа   и   клеевую   жесткую.   Затем   начинает   гладить   (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки. Ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Игра «Веревочки» Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки   (пояски   от   халатов,   грубые   хозяйственные   веревки,   гладкие   или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание   на   удержании   веревки   в   кулаке,   комментирует   свои   действия.   При многократном   выполнении   упражнения   стимулирует   ребенка   к   совершению самостоятельных действий Игра «Поиграем с тестом» Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью   любого   природного   красителя.   Предлагает   потрогать   тесто   руками, похлопать,   погладить   его,   отщипнуть   кусочек.   Все   кусочки,   которые   удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком Игра «Сухие материалы» Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками. Игра «Веселый массаж» 26 Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами: С горки ­ бух!   (движение от локтя к пальцам руки) На горку ­ ух! (движение от кончика пальцев до локтя). По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям. Игра «Поймай игрушку» Цель: определение места прикосновения к телу. Оборудование: мягкая игрушка «киска» («мокрая» рыбка, колючий ежик и пр.). Содержание: ребенок закрывает глаза. Педагог касается разных частей тела ребенка игрушкой («киской») и просит его определить, где «киска». Игра «Чудесный мешочек» Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь. Оборудование:  непрозрачный   мешочек   и   предметы   разной   формы,   величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Игра «Узнай фигуру» Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно­воспринимаемому образцу. Оборудование:  непрозрачный   мешочек;   два   набора   плоскостных   и   объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.). Содержание:  в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог. Педагогу   следует   учитывать,   что   «тактильная   среда»   предполагает   развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног. 27 Конспект занятия по развитию связной речи и тактильных ощущений у детей с особыми образовательными потребностями Тема: «Путешествие по цветочной поляне».   ЦЕЛЬ: Развитие связной речи. ЗАДАЧИ: ­ Развивать связную речь, общую и мелкую моторику. ­Обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия. Подбирать слова действия, слова  признаки, слова антонимы. ­ Развивать воздушную струю. ­ Развивать фонематическое восприятие и слух. ­ Развивать познавательные процессы ­ мышление, память, внимание. ­Дать понятие о сезонных   представлениях и изменениях в природе.   ­Учить устанавливать простейшие причинно­следственные связи. - Учить пересказывать текст с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих  последовательность событий. 28 ­ Воспитывать интерес к изучению природы и природных явлений. ­ Воспитывать бережное отношение к природе.  ОБОРУДОВАНИЕ: Методический стенд, мяч, прищепки, карандаши, сюжетные картинки. ХОД ЗАНЯТИЯ:  Организационный момент: 1. Приветствие:  «Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! Я улыбаюсь тебе Султан, а ты улыбнись мне и нашим гостям!»  Султан, сегодня у нас с тобой будет необычное занятие. Мы с тобой будем гулять по цветочной  поляне, эти цветочки будут необычные, они будут с заданиями. Но перед тем как взять цветок с  заданиями у нас будут еще и препятствия. Перед тем как попасть на цветочное поле нужно открыть ворота. (Расшнуруй ворота).  1. Дидактическая игра «Сложи картинку». Посмотрим, какое  задание  лежит в конверте?  Нужно собрать картинку. Давай сложим ее. Дефектолог: Когда мы собрали картинки, что нам стало ясно? • Какое время года изображено на картинке? • А какие еще ты знаешь времена года? Дефектолог. Молодец, справился с заданием!  Посмотри, у нас на пути дождевая тучка, которая закрывает нам путь. Давай с тобой подуем и  пойдем выполнять следующее задание.  2 Дидактическая игра «Найди весну».  И так посмотрим, какое задание у нас спрятано за вторым цветком.  Подул весенний ветер и все  картинки перемешал, давай уберем лишние картинки и оставим только весенние. Дефектолог. Султан, почему ты оставил эти картинки? Ты хорошо справился с заданием. Посмотри, какая у нас дорога с ямками. Как ты думаешь, что  нужно сделать, чтобы пройти дальше?  Правильно, закрутить крышки. 3. Упражнение «Обведи по точкам». 29 Молодец! Дефектолог. Ой, смотри, а кто это? Правильно, солнышко, но почему­ то оно без лучиков. Давай  сделаем ей лучики. (Работа с прищепками).   ­Молодец! Красивое получилось у тебя солнышко. Султан, весной солнышко светит намного  сильнее, чем зимой и день становится длиннее. Физминутка Самомассаж «солнышко». (дети повторяют слова и движения за педагогом.) Солнце лучик золотой Протянуло нам с тобой, (руки вперед) Носики подставили (гладят носик) Щечки все поджарили (гладят щечки) Зажмурили глазки и оказались на полянке! Дефектолог: Смотрим следующее задание.  И так посмотрим, какое у нас следующее задание.  4.Дидактическая игра «Работа по картинке»  Расскажи, что изображено на картинке. ­ Кого ты здесь видишь? ­ Что делают дети? ­ Какое время года изображено на картинке? ­ Какие цветочки расцвели? ­ Что делают животные? Ну что пойдем дальше.  Дефектолог. Нам опять нельзя пройти, тут цветочки на пути. 5.Упражнение «Подбери антонимы». Дефектолог. Давай поиграем  в мячик. ­Зима ушла, а весна (пришла). ­Зима холодная, а весна (теплая .  ­Зимой день короткий, а весной (длинный) . Упражнение «Внимательные ушки» ­ Набухают листочки или почки? ­ Порхают птички или лисички? ­ Тает снежинка или слезинка? ­ Журчат ручьи или грачи? 30 ­Прилетают насекомые или птицы? Молодец с этим заданием ты справился!  Посмотрим, какое же задание приготовил нам последний  цветок.  6.Упражнение «Составь рассказ по серии сюжетных картинок». ­ Посмотри внимательно на картинки и покажи, что было в начале, в середине и в конце  событий. Послушай, меня внимательно, я расскажу тебе рассказ, а ты составишь свой. – Дети слепили снеговика. Вышел зайка из леса, увидел снеговика и захотел съесть морковку.  Подпрыгнул, а достать не может. <Рисунок 1>. Принес зайка лестницу, залез на нее и все равно  не достает морковку. <Рисунок 2>. А солнышко светит все ярче. Сидит зайка и ждет, а снеговик тает. <Рисунок 3>. Ждал зайка и дождался. Снеговик растаял и превратился в воду. Тогда зайка начал есть морковку. Умный был зайка. <Рисунок 4>. Молодец! Все задание выполнил. На этом наше путешествие закончилось, давай закроем наши ворота.  (Шнуровка) Релаксация: Дефектолог. Тебе понравилось путешествовать по цветочной поляне?  Какие весенние приметы ты  запомнил? – Что мы сегодня с вами делали? – О каком времени года говорили? Приложение к занятию.                                           Методический стенд. 31 Работа по сюжетной                 Разрезная картинка.       картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.     рисунок 1           рисунок 2        рисунок 3      рисунок  4 32 Заключение Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие  всех сторон высших психических функций ребенка. Полноценно организованная тактильная среда  позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления детей  о различных предметах и объектах окружающей действительности.   Немаловажным фактором является эмоциональный фон деятельности. Какого бы уровня развития  ни достиг ребенок на данный момент, он – личность, субъект образовательного процесса, поэтому  данная деятельность должна быть привлекательной для него. Ребенку должно нравиться то, что у  него в руках, и то, что получается в результате собственной деятельности. В этом случае возникает  познавательный интерес, который является двигателем познавательной деятельности.  Положительный эмоциональный фон такой деятельности создает благоприятные условия усвоения  информации и оперирования ею в дальнейшем. Положительные эмоции стимулируют активность  детей, и это переходит в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес. И моя задача – помочь каждому ребенку преодолеть ошибки, вселить уверенность в своих возможностях, так как успех формирует у детей веру в себя, желание получать новые знания. Радостный жизнеутверждающий тонус рождает энергию для преодоления трудностей. Список литературы 1. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в . процессах познания и труда, М., 1959 2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений, Л., 1961 3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход и профилактика трудностей обучения: методы развития навыков программирования и контроля. // Школа здоровья. 1995, № 4. Бабаджанова Н.Р. Изучение тактильной функции у больных с поражением теменных областей левого   и   правого   полушарий   мозга   ­В   кн.   "Нейропсихологический   анализ   межполушарной асимметрии мозга", М., 1986  5. Зверева Н.В., Каримулина Е.Г Исследование тактильной сферы в психологии. /.Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1997, № 2 6.   Зинченко   В.П.,   Ломов   Б.Ф.,   Рузская   А.Г.   Сравнительный.   Каффеманас   Р.Б.   Исследование осязательного восприятия аномальных детей. // Дефектология. 1988, № 2.  7. Ломов Б.Ф. Кожная чувствительности и осязание. // В сб. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982 33 8. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989 9. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. // Дефектология. 2000, № 1 34

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Брошюра «Развитие тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018