Начало школьного обучения — закономерный этап на жизнен¬ном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Первый класс школы - один из наиболее трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально- стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обу¬чение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первы¬ми школьными трудностями?
первоклассники.docx
Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути
ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в
школу. Первый класс школы один из наиболее трудных периодов в жизни
детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально стрессовой
ситуации: изменяется привычный стереотип поведения,
возрастает
психоэмоциональная нагрузка.
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть
или в семь лет, а может быть в восемь? Справится ли он со школьной
нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?
Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми
школьными трудностями?
Эти вопросы беспокоят родителей и учителей, будущих первоклассников, с
этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающим в
детских садах и в начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов
понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного
обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение
к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой
жизни.
Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние
задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда
отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление
домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение
родительских собраний — пыткой.
У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию
слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто
попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень
умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.
Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают:
«Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его
развития. Почему же он плохо учится?»
Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагают
формирование необходимых для школьного обучения качеств. Психологи на
основе многолетнего теоретического и экспериментального исследования
определили круг индивидуальных качеств ребенка наиболее важных для
начала школьного обучения (так называемые учебноважные качества УВК). Уровень развития учебноважных качеств, прямо или опосредованно,
определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения, именно
эти качества ребенка следует иметь в виду при формировании и диагностике
готовности к школе.
Это вовсе не означает, что учебновоспитательная работа с первоклассниками
должна ограничиваться только развитием учебноважных качеств: понятие
«психическое развитие» шире, чем понятие «готовность к обучению в школе.
Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить
полноценное и гармоничное развитие ребенка. Главное при этом достаточно
четко осознавать, какие занятия с ребенком в наибольшей мере способствуют
развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивают
необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребенок
выполняет предложенное взрослым задание: если он использует неправильные
с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем неверно
сформированные навыки могут стать серьезным препятствием в усвоении
школьной программы ведь переучивать всегда труднее, чем научить.
Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «чем больше
развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе,
это приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что не может не
сказаться на его здоровье.
Что же такое «готовность к обучениюв школе»? Обычно, когда говорят о
готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического,
психического и социального развития ребенка, который необходим для
успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:
физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую
готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки
в формировании любой из ее сторон, такилииначе, сказываются на
успешности обучения в школе. Развитие функциональных основных систем
организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность)
составляют фундамент школьной готовности.
Можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую,
интеллектуальную, эмоционально волевую, личностную и социально
психологическую. 1 Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объём груди,
мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие
показатели, соответствующие нормам физического развития
мальчиков и девочек 67 летнего возраста в стране. Состояние
зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребёнка:
степень её возбудимости и уравновешенности, силы и
подвижности. Общее состояние здоровья.
2 В содержание интеллектуальной готовности включает не только
словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень
развития познавательных процессов; их ориентированность на
зону ближайшего развития, высшие формы нагляднообразного
мышления; умение выделять учебную задачу, превращать её в
самостоятельную цель деятельности.
3 Под личностной и социальнопсихологической готовностью
понимают сформированность новой социальной позиции
(«внутренняя позиция школьника»); формирование группы
нравственных качеств, необходимых для учения, формирование
произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и
взрослыми.
4 Эмоциональноволевую готовность считают сформированной,
если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать
план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать
препятствия. У него формируется произвольность психических
процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся психических процессов, в том числе и
мотивационную готовность,
объединяют термином психологическая
готовность. В качестве критериев подготовленности ребёнка к школе
можно принять следующие показатели:
Нормальное физическое развитие и координация
движений( готовность предполагает достаточно развитую
мускулатуру, точность движений, готовность руки к
выполнению мелких, точных и разнообразных движений,
согласованность движения руки и глаза, умение владеть
ручкой, карандашом, кисточкой). Желание учиться (наличие мотивов учения, отношения к нему
как к очень важному, значимому делу, стремление к
приобретению знаний, интерес к определённым учебным
знаниям).
Управление своим поведением (включает произвольность
обеспечивающую
внешнего двигательного поведения,
возможность выдержать школьный режим, организовать себя
на уроке; произвольное управление внутренними психическими
действиями для целенаправленного наблюдения явлений,
сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых
учителем или содержащихся в учебнике сведений).
Владение приёмами умственной деятельности (фигурирует
владение приёмами умственной деятельности, которое
предполагает определённый уровень развития познавательных
процессов ребёнка.Для дифференциации восприятия,
позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них
те или иные свойства и стороны, владение логическими
операциями,
запоминания
материала).
способами осмысленного
Проявление самостоятельности (стремление искать способы
решения и объяснения всего нового и удивительного,
побуждение применять разные пути, давать различные
варианты решений, обходиться в практической деятельности
без посторонней помощи).
Отношение к товарищам и взрослым (умение работать в
коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей,
владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми).
Будущие первоклассники
Будущие первоклассники
Будущие первоклассники
Будущие первоклассники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.