Термин "буги-вуги", возникший в сороковых годах, характеризует фортепианный стиль в джазе, появление которого датируется началом двадцатых годов. Наиболее характерной чертой этого стиля является употребление басовых истинатных фигураций, которые лежат в основе ритмических и гармонических пассажей. Они иногда кратки, но всегда подчеркнуто ритмичны.
Подобно другим ранним стилям, стиль "буги-вуги" пришел с юга Соединенных Штатов Америки в Чикаго, где стал популярным благодаря такому исполнителю, как Джимми Янси. В тридцатые годы стиль буги-вуги был заново открыт в Нью-Йирке, где приобрел новую и боле прочную известность.
Бугивуги
Термин "бугивуги", возникший в сороковых годах,
характеризует фортепианный стиль в джазе, появление
которого датируется началом двадцатых годов. Наиболее
характерной чертой этого стиля является употребление
басовых истинатных фигураций, которые лежат в основе
ритмических и гармонических пассажей. Они иногда кратки, но
всегда подчеркнуто ритмичны.
Подобно другим ранним стилям, стиль "бугивуги" пришел с
юга Соединенных Штатов Америки в Чикаго, где стал
популярным благодаря такому исполнителю, как Джимми Янси.
В тридцатые годы стиль бугивуги был заново открыт в Нью
Йирке, где приобрел новую и боле прочную известность.
Выдающимися исполнителями бугивуги в это время были
Альберт Аммонс, Пит Джонсон и Мид Левис.
Сегодняшний стиль бугивуги мало чем отличается от бугивуги
тридцатых годов. Были добавлены новые гармонии, различные
мелодии, но основа, то есть остинатность, ритмических
фигураций, осталась неизменной, что в первую очередь
отличает этот стиль от других фортепианных стилей.
Итак, коротко познакомились с предысторией? Начнем более
близкое знакомство? Для начала:
Партия левой руки
Бугивуги исполняется в четырехдольном метре и имеют
несколько вариантов ритмических фигураций в басу:1 (послушать)
2 (послушать)
3 (послушать)
4 (послушать)
5 (послушать)
6 (послушать)
7 (послушать)
8 (послушать)
9 (послушать)
10 (послушать)11 (послушать)
12 (послушать)
13 (послушать)
14 (послушать)
Повторение ритмических фигураций в левой руке создает
непривычный фон, пульс всей пьесы, на котором возникают
различные мелодические построения в правой руке.
Гармония
В основе большинства пьес в стиле бугивуги лежит
гармоническая структура 12тактового блюза, чередование
аккордов I, IV, V ступеней, которые часто используются в
правой руке. Ниже приведен типичный "квадрат":Послушать
Традиционная гармоническая последовательность легко
запоминается при исполнении в тональности домажор, а затем
транспорнируется в другие тональности.
Партия правой руки
Каждый стиль в джазовой музыке характеризуется
определенной мелодикой. Бугивуги не являются исключением.
Ритмическое движение может быть таким же, как в партии
левой руки:
Послушать
Допускается синкопированная игра аккордами, которую можно
наблюдать в оркестровой партии фортепиано:Послушать
Мелодическая линия становится интересней при использовании
секвенций и полиритмии:
Послушать
Послушать
Часто фразы состоят из повторяющихся нот (пример А),
коротких восходящих фигур, ритмически острых линий
(пример В: 12):
А
Послушать
В
ПослушатьПриемы игры
Многие пьесы написаны в мажорных
тональностях до, соль и фа, так как в этих тональностях
пианист может использовать скольжение (см. предыдущие
уроки) с черных клавиш на белые:
В партии правой руки часто используются интервалысозвучия:
секунда, терция, кварта, октава, блюзовые ноты:
а
б
в
г
Одним из наиболее популярных приемов, используемых
пианистами в бугивуги, является тремоло, которое
исполняется обеими руками:Этот же прием можно использовать и с форшлагом из одной
трех нот:
Иногда тремоло исполняется правой рукой в сочетании с
басовой фигурой в левой:
Пианисты, исполняющие бугивуги, часто используют в левой
руке так называемые "выдержанные аккорды", которые создают
контраст с дальнейшими ритмическими фигурациями в партии
левой руки:
Остинатное движение, временно переданное правой руке, вновь
возвращается в партию левой:Эти приемы игры бугивуги привносят звучание, не похожие на
другие стили фортепианного джаза.
Бугивуги являются "двуручным" стилем, поэтому необходимо
при исполнении внимательно выигрывать каждую руку. Если
при первом ознакомлении встречаются трудности в исполнении
пьесы обеими руками, следует упражняться сначала левой
рукой, затем добавить правую руку.
Не рекомендуется брать слишком быстрый темп, так как при
этом может исчезнуть свинг. Звучание левой и правой рук
должны быть сбалансированным. Подчеркивание
полиритмических рисунков придает пьесе ритмическую
упругость.
Игра в стиле бугивуги развивает независимость обеих рук.