Бухгалтерский курс для начинающих
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами! Хорошего вам настроения.
Начинаем наш курс «Бухгалтерский учет для начинающих»
I. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета в организации
Бухгалтерский учет как счетоведение позволяет выявить и оценить суть хозяйственной деятельности любого предприятия.
Предметом бухгалтерского учета является собственность предприятия, движение хозяйственных средств и их источников в процессе производства.
В Республике Казахстан действует Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», принятый 28.02.2007 года №234-III. Он является основным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета в организации.
Отражение бухгалтерских проводок по регистрации хозяйственных операций производится с применением Типового плана счетов бухгалтерского учета от 23 мая 2007 года № 185.
(Примечание: Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 02 октября 2018 года №877 в Типовой план внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу с 01 января 2019 года).
Конечно же, чтобы правильно и грамотно организовать учетно-хозяйственную работу в организации, необходимо в своей деятельности руководствоваться (кроме вышеперечисленных) следующими законодательными актами:
ü Конституцией РК;
ü Трудовым кодексом РК (ТК РК);
ü Гражданским кодексом РК (ГК РК);
ü Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (НК РК);
ü Кодексом РК «Об административных правонарушениях» (КоАП РК);
ü Приказом Министерства финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов» от 20.12.2012 г. № 562;
ü Другими законодательными актами и нормативными документами, которые регламентируют ту или иную деятельность предприятия (например Таможенный кодекс РК и т.п.).
А самым первым документом, который должен знать главный бухгалтер предприятия, является УСТАВ (Положение), если при регистрации эти документы обязательны. Почему? Потому что только в Уставе описаны структура и управление данным предприятием, которым в своей деятельности организация должна неукоснительно следовать. Только в Уставе описаны права и обязанности организации, его средства и имущественные отношения и порядок их образования и ликвидации.
Несоблюдение уставных требований может привести к ликвидации предприятия через суд за неисполнение уставных требований согласно ст.49 ГК РК.
II. Организация бухгалтерского учета в РК
Согласно Закону РК «О ведении бухучета» ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на первого руководителя. Руководитель организации обеспечивает создание учетной системы и организацию бухгалтерского учета.
В Республике Казахстан с 1995 года проведено реформирование бухгалтерского учета, которое предполагает введение четырехуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень:
ü Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», устанавливающий единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РК;
ü Гражданский кодекс РК;
ü Налоговый кодекс РК.
Второй уровень - Стандарты бухгалтерского учета РК, Типовой план счетов бухгалтерского учета, разработанные и утвержденные уполномоченным органом Министерства финансов РК.
Третий уровень - методические рекомендации к Стандартам бухгалтерского учета, инструкция по применению Типового плана счетов.
Четвертый уровень - учетная политика субъекта; разрабатывается и утверждается самим субъектом.
Учетная политика – это свод правил ведения бухгалтерского учета.
III. Принципы бухгалтерского учета
При разработке учетной политики должны соблюдаться основные допущения и качественные характеристики бухгалтерского учета:
1. Принцип начисления
Согласно этому принципу, результаты операций и прочих событий признаются, когда они возникают (а не при получении или выплате денежных средств или их эквивалентов) и отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся.
2. Принцип непрерывности деятельности
Учетная политика подготавливается на основе допущения, что организация ФУНКЦИОНИРУЕТ непрерывно и БУДЕТ вести операции в обозримом будущем, то есть, организация не имеет намерения и отсутствует необходимость в существенном сокращении масштабов деятельности или её ликвидации.
3. Принцип понятности
Информация, предоставляемая на основе учетной политики, легко понятна пользователям.
4. Принцип уместности
Информация является уместной, если она влияет на экономические решения пользователей, помогает им оценить прошлые, настоящие или будущие события или подтверждает (или корректирует) их прошлые оценки.
5. Принцип существенности
На уместность информации серьезное влияние оказывают её характер и существенность. Информация считается существенной, если её пропуск или искажение могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности.
6. Принцип надежности
Информация обладает качеством надежности, когда она свободна от существенных ошибок и пристрастности, то есть информация правдиво раскрывает сущность отраженного в ней события.
7. Принцип сопоставимости
Измерение и отражение финансовых результатов аналогичных операций и других событий должны осуществляться последовательно для всей организации на протяжении её существования и последовательно для разных организаций.
Проще говоря, отражение одних и тех же показателей из года в год должно осуществляться в одной и той же организации по одним и тем же методам, которые должны быть понятны, чтобы можно было сопоставить эти данные с аналогичными показателями других организаций.
IV. Методы бухгалтерского учета
Метод – это применение специальных способов и приемов.
Основными методами бухгалтерского учета являются:
ü Документация
ü Бухгалтерские счета
ü Двойная запись
ü Инвентаризация
ü Денежная оценка
ü Калькуляция
ü Бухгалтерский баланс (ОФП)
ü Финансовая отчетность
Документация – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Бухгалтерские счета – представляют собой способ группировки и текущего отражения хозяйственного имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи.
В РК ТИПОВОЙ ПЛАН СЧЕТОВ УТВЕРЖДЕН ОТ 23 МАЯ 2007 Г.
В Типовом плане счетов имеется 8 разделов:
1. краткосрочные активы
2. долгосрочные активы
3. краткосрочные обязательства
4. долгосрочные обязательства
5. капитал и резервы
6. доходы
7. расходы
8. счета производственного учета
Двойная запись - способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.
Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате инвентаризации выявляются соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества предприятия.
Денежная оценка - способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий и отчетный период по предприятию в целом.
Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс (ОФП) является способом экономической группировки и обобщения хозяйственного имущества предприятия, выраженных в денежной оценке и составленных на определенную дату. Состоит из двух частей - актива и пассива.
Финансовая отчетность - это совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательства и финансовое положение предприятия за отчетный период.
Домашнее задание.
Записать статью 13 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» элементы финансовой отчетности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.