Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение использовать на письме разделительный ъ;
– формируем умение выделять в слове приставку;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение анализировать текст.
Ι. Актуализация знаний
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
III. Открытие нового знания
ΙV. Применение нового знания
V. Домашнее задание (по желанию)
VΙ. Итог
Обучение грамоте
Урок 96 (2 ч.).
Тема: Буква ъ. Разделительный ъ.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение использовать на письме разделительный ъ;
– формируем умение выделять в слове приставку;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение анализировать текст.
Символы:
1Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний
. Постановка
ΙΙ
учебной
проблемы
Ход урока
1. – Какое произведение мы читали на прошлом уроке? 2
– Кто автор этого произведения?
– Вспомните слова из текста, в которых пишется мягкий знак.
– Какую роль он играет в словах?
2. – Посмотрите «Букварь» на с. 155 и прописи на с. 34.
– Кто знает, какой букве будет посвящён сегодняшний урок? (ъ.)
– На какую букву он похож?
– Чем отличается?
– Прочитайте тему урока, записанную на верхней строке «Букваря».
– О чём говорит название буквы?
– Какую работу в слове, на ваш взгляд, будет выполнять ъ?
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Составление плана урока.
План (примерный) 3 7 6
1.
2.
3.
4.
5. Запись слов и предложений.
Знакомство с разделительным твёрдым знаком.
Знакомство с написанием буквы ъ.
Чтение слов.
Чтение текста.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Каким кружком обозначаем такие действия?
Формирование УУД
и Технология оценивания
учебных успехов (ТОУУ)
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
обобщать и классифицировать
по признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на развороте
учебника;
7) формируем умение
находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
2III. Открытие
нового знания
1. Работа в «Букваре». 5 6 2
1) Знакомство с буквой ъ.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
(В. Степанов.)
– На что похож ъ?
– Где вы уже встречались с твёрдым знаком? (В «Букваре», в словах, в
книгах.)
– А вот что знает Таня про ъ. Послушаем и улыбнёмся.
«Жёсткая» буква.
Первоклассница Таня никак не может запомнить название буквы ъ.
– Таня, это твёрдый знак. Повтори.
– Твёрдый знак.
Через несколько минут:
– Таня, какой же это знак?
– Крепкий.
– Не крепкий, а твёрдый. Запомнила?
– Да, это твёрдый знак.
Ещё через несколько минут:
– Таня, так какой же это знак?
– Жёсткий.
– А вы, ребята, запомнили? Повторите тему нашего урока.
2) Чтение слов.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять познавательную
3– Чего не хватает рядом с буквой ъ? (Нет схемы«человечка».)
– Почему же её нет рядом с буквой ъ? (Она не обозначает
звуков.)
1й столбик.
Самостоятельное чтение.
– Что выделено во всех словах столбика? (Выделена приставка.)
– А что ещё заметили? (Во всех словах есть ъ, один корень, перед корнем
выделена приставка.)
– Прочитайте только приставки в этих словах. (В, под, от, об.)
– На букву гласного или согласного оканчиваются приставки?
– Подчеркните цветным карандашом.
– Поставьте цветную точку под буквой, которая стоит после ъ.
– Какой цвет выбрали? (Красный. Это буква Е.) Подчеркните ъ.
– Прочитайте следующие слова.
– Место, где въезжают. (Въезд.)
– Место, по которому можно объехать. (Объезд.)
– Когда отправляемся в путь, то говорим... (Отъезд.)
– Вход в здание. (Подъезд.)
– Перечитайте слова ещё раз и обратите внимание, где место ъ. (Между
приставкой и корнем, начинающимся с буквы Е.)
– Какие звуки на письме разделяет твёрдый знак? (Согласные.)
– Можно ли при чтении обойтись без твёрдого знака? (Предположения
детей.)
2й столбик:
– Прочитайте слова второго столбика.
– Есть ли в этих словах разделительный твёрдый знак?
– С какой буквы начинается корень? (Тоже с Е.)
и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать
и понимать других;
2) формируем умение строить
речевое высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
работать в паре.
4– Выделите главную часть слова.
– На какую букву заканчиваются приставки? (Приставка
оканчивается на букву гласного.)
– Какой вывод можете сделать?
– С какими же приставками ъ не дружит, не пишется? (С теми, которые
оканчиваются на букву гласного.)
3й столбик.
Самостоятельное чтение.
– Прочитайте. Подчеркните приставки.
– Что заметили? (Они все оканчиваются на букву согласного.)
– Подчеркните буквы, перед которыми пишется ъ.
– Какие буквы подчеркнули? (Ё, Я.)
– Перед какими же буквами пишется разделительный твёрдый знак? (Е, Ё,
Ю, Я.)
– Прочитайте слова с твёрдым знаком.
– Место в пути, где дорога поднимается вверх. (Подъём.)
– Сообщит, огласит – а подругому? (Объявит.)
– Растолкует другому, то есть... (объяснит).
– От слова снять читаем слово... (съёмка).
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак.
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите не хотите,
Стоит он в алфавите.
Личностные УУД:
1) формируем умение
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
3) формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
5– Кто из вас убедился, что ъ нужен?
3) Расшифровывание схемы в рамке. 1
– Рассмотрите схему.
– О чём мы можем из неё узнать?
– Закончим схему: кружок закрашиваем синим цветом, так как
разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный
звук. Буква ъ пишется между приставкой и корнем перед буквами Е, Ё,
Ю, Я. Разделительный ъ показывает, что между согласным и гласным есть
звук [й’].
4) Разучивание с детьми стихотворения к схеме.
Твёрдый знак – нужный знак!
И узнать его – пустяк!
За приставкой он стоит,
Ничего не говорит.
А за ним Е, Ё, Ю, Я –
Его лучшие друзья.
– Что нового узнали?
– Что повторили? 4 4
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
– Давайте научимся писать в прописи ъ (с. 37).
2. Работа в тетради для печатания (с. 48).
Озвучивание схемы, печатание ъ и слов.
3. Работа в прописи. 2 5
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
61) Запись разным цветом букв Ч и ь, определение общих элементов с ъ.
2) Запись буквы ъ:
– Как мы пишем твёрдый знак?
Твёрдый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади косичка.
– Обведите эту букву.
– Назовите сходство и различие с мягким знаком в написании.
3) Написание ъ с буквами Ё, Ю, Я.
– Какое соединение у ъ с буквами Е, Ё, Ю? (Верхнее.)
– Рассмотрите соединения ъе, ъё, ъю.
– У какой буквы с твёрдым знаком нижнее соединение? (У буквы Я – ъя.)
– Запишите. Подчеркните самые красивые буквы.
4) Списывание слов с ъ с печатного образца.
Выделение приставок, подчёркивание твёрдого знака, обозначение звуков
точками.
ΙV. Применение
нового знания
1. Работа в «Букваре». 5 6 2 1
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Шутка».
1) До чтения стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрацию на кубике. Что делает девочка?
– Как называется стихотворение?
– Кто автор?
– Какой возникает вопрос? (С кем хочет пошутить Генрих Сапгир?)
2) Самостоятельное чтение. Вопросы после чтения.
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
7– Почему это стихотворение разместили на страничке с ъ? (Девочка учит
куклу с мишкой этим словам с ъ. Генрих Сапгир с нами шутит, играет. Это
стихотворение весело читать.)
– Что необычного в словах стихотворения? (Много слов с одним корнем, а
различаются слова приставками.)
– Прочитайте слова с приставками. Выделите приставку. Прочитайте
только приставки, назовите букву, на которую оканчивается приставка.
– Какая приставка встречается несколько раз?
– Почему во многих словах написан именно разделительный ъ?
– Использовал ли Генрих Сапгир в своём стихотворении местоимения?
– А кого он подразумевает под местоимением мы?
– Какие рассказы Г. Сапгира читали в «Букваре»? («О старых Букварях»,
«Душа природы», «Андрюша».)
– Г. Сапгир очень любил сочинять для детей. У него есть книжка под
названием «Новый Букварь».
– Можно к этому стихотворению нарисовать другую картинку? Какую?
– Что мы сейчас делали?
– Что нового мы сейчас узнали? 4 4
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
Физкультминутка.
2. Работа в прописи. 4 2
Работа с предложением и подготовка к списыванию.
1) Орфографическая подготовка. Графическое обозначение орфограммы
(букву ъ подчёркиваем одной чертой, предшествующую и последующую
букву – двумя).
2) Изменение порядка слов.
8V. Домашнее
задание (по
желанию)
Ι
V . Итог
3) Запись: 1го предложения с комментированием;
2го предложения по памяти;
3го с комментированием;
4е предложение дети списывают, подчёркивают самостоятельно
«опасные места». (Дарья объяснила трудную задачу.)
– Сколько «опасных мест» нашли? Какие буквы подчеркнули?
Взаимопроверка.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,
умение владеть речью.)
Выразительно читать стихотворение К. Льдова.
– Какие проблемы мы решали? 4 4
– Чему новому научились?
– Что общего у мягкого и твёрдого знака?
– В чём отличие?
– Где пишется твёрдый знак в слове?
– Над чем ещё нам надо будет поработать?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?
Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
ТОУУ
9– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– У кого после урока есть отметка в дневнике?
– За что вы её получили?
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и составили план.
ΙΙ
. Постановка учебной проблемы
1.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слова и объясняли правописание ъ.
2. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали текст.
2. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали предложения.
10