Буква ъ. Разделительный ъ.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формируем умение различать гласные и согласные звуки; – формируем умение использовать на письме разделительный ъ; – формируем умение выделять в слове приставку; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формируем умение анализировать текст. Ι. Актуализация знаний ΙΙ. Постановка учебной проблемы III. Открытие нового знания ΙV. Применение нового знания V. Домашнее задание (по желанию) VΙ. Итог
Иконка файла материала Urok_96__26_n+.doc
Обучение грамоте Урок 96 (2 ч.). Тема: Буква ъ. Разделительный ъ.   Цели: – формируем умение различать гласные и согласные звуки; – формируем умение использовать на письме разделительный ъ; – формируем умение выделять в слове приставку; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формируем умение анализировать текст. Символы: 1Этапы урока Ι . Актуализация знаний . Постановка  ΙΙ учебной  проблемы Ход урока 1. – Какое произведение мы читали на прошлом уроке? 2 – Кто автор этого произведения? – Вспомните слова из текста, в которых пишется мягкий знак.  – Какую роль он играет в словах?  2. – Посмотрите «Букварь» на с. 155 и прописи на с. 34. – Кто знает, какой букве будет посвящён сегодняшний урок? (ъ.) – На какую букву он похож? – Чем отличается? – Прочитайте тему урока, записанную на верхней строке «Букваря».  – О чём говорит название буквы? – Какую работу в слове, на ваш взгляд, будет выполнять ъ? – Давайте составим план сегодняшнего урока. Составление плана урока. План (примерный)   3  7  6 1. 2. 3. 4. 5. Запись слов и предложений. Знакомство с разделительным твёрдым знаком. Знакомство с написанием буквы ъ. Чтение слов. Чтение текста. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Каким кружком обозначаем такие действия?    Формирование УУД и Технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение  представлять информацию в  виде схемы; 3) формируем умение  выявлять сущность,  особенности объектов; 4) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы; 5) формируем умение  обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение  ориентироваться на развороте  учебника; 7) формируем умение  находить ответы на вопросы в  иллюстрации. 2III. Открытие  нового знания 1. Работа в «Букваре».  5   6   2   1) Знакомство с буквой ъ.  Из ведра не просто так  Нам воды напиться.  Нужен ковшик – твёрдый знак,  Чтобы не облиться.                                                 (В. Степанов.)  – На что похож ъ?  – Где вы уже встречались с твёрдым знаком?  (В «Букваре», в словах, в книгах.)  – А вот что знает Таня про ъ. Послушаем и улыбнёмся.  «Жёсткая» буква. Первоклассница Таня никак не может запомнить название буквы ъ.  – Таня, это твёрдый знак. Повтори.  – Твёрдый знак.  Через несколько минут:  – Таня, какой же это знак?  – Крепкий.  – Не крепкий, а твёрдый. Запомнила?  – Да, это твёрдый знак.  Ещё через несколько минут:  – Таня, так какой же это знак?  – Жёсткий. – А вы, ребята, запомнили? Повторите тему нашего урока.  2) Чтение слов.  Регулятивные УУД: 1) формируем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) формируем умение  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей; 3) формируем умение  прогнозировать предстоящую  работу (составлять план); 4) формируем умение  осуществлять познавательную 3– Чего не хватает рядом с буквой ъ? (Нет схемы­«человечка».)  – Почему же её нет рядом с буквой ъ? (Она не обозначает звуков.) 1­й столбик.  Самостоятельное чтение.  – Что выделено во всех словах столбика? (Выделена приставка.)  – А что ещё заметили? (Во всех словах есть ъ, один корень, перед корнем выделена приставка.)  – Прочитайте только приставки в этих словах. (В, под, от, об.)  – На букву гласного или согласного оканчиваются приставки?  – Подчеркните цветным карандашом.  – Поставьте цветную точку под буквой, которая стоит после ъ. – Какой цвет выбрали? (Красный. Это буква Е.) Подчеркните ъ.  – Прочитайте следующие слова.  – Место, где въезжают. (Въезд.)  – Место, по которому можно объехать. (Объезд.)  – Когда отправляемся в путь, то говорим... (Отъезд.)  – Вход в здание. (Подъезд.)  – Перечитайте слова ещё раз и обратите внимание, где место  ъ. (Между приставкой и корнем, начинающимся с буквы Е.) – Какие звуки на письме разделяет твёрдый знак? (Согласные.) – Можно ли при чтении обойтись без твёрдого знака? (Предположения детей.)  2­й столбик:  – Прочитайте слова второго столбика. – Есть ли в этих словах разделительный твёрдый знак? – С какой буквы начинается корень? (Тоже с  Е.) и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме; 4) формируем умение  работать в паре. 4– Выделите главную часть слова.  – На какую букву заканчиваются приставки? (Приставка оканчивается на букву гласного.)  – Какой вывод можете сделать? – С какими же приставками  ъ  не дружит, не пишется?  (С теми, которые оканчиваются на букву гласного.)  3­й столбик.  Самостоятельное чтение.  – Прочитайте. Подчеркните приставки. – Что заметили? (Они все оканчиваются на букву согласного.)  – Подчеркните буквы, перед которыми пишется ъ.  – Какие буквы подчеркнули? (Ё, Я.)  – Перед какими же буквами пишется разделительный твёрдый знак? (Е, Ё, Ю, Я.) – Прочитайте слова с твёрдым знаком.  – Место в пути, где дорога поднимается вверх. (Подъём.)  – Сообщит, огласит – а по­другому? (Объявит.)  – Растолкует другому, то есть... (объяснит).  – От слова снять читаем слово... (съёмка).  Молчаливый твёрдый знак  Не произносится никак.  Но нужен многим он словам,  Его учить придётся вам.  Хотите не хотите,  Стоит он в алфавите.  Личностные УУД: 1) формируем умение  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) формируем мотивации к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение  оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 5– Кто из вас убедился, что ъ нужен?  3) Расшифровывание схемы в рамке. 1 – Рассмотрите схему.  – О чём мы можем из неё узнать? –   Закончим   схему:   кружок   закрашиваем   синим   цветом,   так   как разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Буква  ъ  пишется между приставкой и корнем перед буквами  Е, Ё, Ю, Я. Разделительный ъ показывает, что между согласным и гласным есть звук [й’].  4) Разучивание с детьми стихотворения к схеме.  Твёрдый знак – нужный знак!  И узнать его – пустяк!  За приставкой он стоит,  Ничего не говорит.  А за ним Е, Ё, Ю, Я –  Его лучшие друзья.  – Что нового узнали? – Что повторили?   4   4 – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) – Давайте научимся писать в прописи ъ (с. 37).  2. Работа в тетради для печатания (с. 48). Озвучивание схемы, печатание ъ и слов. 3. Работа в прописи.   2   5  Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  61) Запись разным цветом букв Ч и ь, определение общих элементов с ъ.  2) Запись буквы ъ:  – Как мы пишем твёрдый знак?  Твёрдый знак мы пишем так:  Колесо и спичка,  Позади косичка.  – Обведите эту букву.  – Назовите сходство и различие с мягким знаком в написании.  3) Написание ъ с буквами Ё, Ю, Я.  – Какое соединение у ъ с буквами Е, Ё, Ю? (Верхнее.)  – Рассмотрите соединения ъе, ъё, ъю.  – У какой буквы с твёрдым знаком нижнее соединение? (У буквы Я – ъя.)  – Запишите. Подчеркните самые красивые буквы.  4) Списывание слов с ъ с печатного образца.  Выделение приставок, подчёркивание твёрдого знака, обозначение звуков точками. ΙV. Применение нового знания 1. Работа в «Букваре».  5   6   2   1   Чтение стихотворения Г. Сапгира «Шутка».  1) До чтения стихотворения.  – Рассмотрите иллюстрацию на кубике. Что делает девочка?  – Как называется стихотворение?  – Кто автор? – Какой возникает вопрос? (С кем хочет пошутить Генрих Сапгир?) 2) Самостоятельное чтение. Вопросы после чтения. способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. 7– Почему это стихотворение разместили на страничке с ъ? (Девочка учит куклу с мишкой этим словам с ъ. Генрих Сапгир с нами шутит, играет. Это стихотворение весело читать.) – Что необычного в словах стихотворения? (Много слов с одним корнем, а различаются слова приставками.)  –  Прочитайте   слова   с   приставками.   Выделите   приставку.   Прочитайте только приставки, назовите букву, на которую оканчивается приставка.  – Какая приставка встречается несколько раз?  – Почему во многих словах написан именно разделительный ъ?  – Использовал ли Генрих Сапгир в своём стихотворении местоимения? – А кого он подразумевает под местоимением мы?  – Какие рассказы Г. Сапгира читали в «Букваре»? («О старых Букварях», «Душа природы», «Андрюша».)  –  Г.  Сапгир   очень   любил   сочинять   для   детей.  У  него   есть   книжка   под названием «Новый Букварь».   – Можно к этому стихотворению нарисовать другую картинку? Какую?  – Что мы сейчас делали?   – Что нового мы сейчас узнали?  4  4 – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)  Физкультминутка. 2. Работа в прописи.   4   2 Работа с предложением и подготовка к списыванию.  1) Орфографическая  подготовка. Графическое  обозначение орфограммы (букву  ъ  подчёркиваем одной чертой, предшествующую и последующую букву – двумя).  2) Изменение порядка слов.  8V. Домашнее  задание (по  желанию) Ι V . Итог 3) Запись: 1­го предложения с комментированием;                   2­го предложения по памяти;                    3­го с комментированием;                    4­е предложение дети списывают, подчёркивают самостоятельно «опасные места». (Дарья объяснила трудную задачу.)  –   Сколько   «опасных   мест»   нашли?   Какие   буквы   подчеркнули? Взаимопроверка.  – Что мы сейчас делали?  – Чему учились?  – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,  умение владеть речью.) Выразительно читать стихотворение К. Льдова. – Какие проблемы мы решали? 4 4 – Чему новому научились? – Что общего у мягкого и твёрдого знака?  – В чём отличие? – Где пишется твёрдый знак в слове?  – Над чем ещё нам надо будет поработать? –   А   что   из   сегодняшнего   урока   пригодится   нам   и   на   других   уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД. – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? ТОУУ 9– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – У кого после урока есть отметка в дневнике? – За что вы её получили? Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι . Актуализация знаний                     * Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и составили план. ΙΙ . Постановка учебной проблемы 1.  Работа в «Букваре»      * Отметить учеников, которые правильно читали слова и объясняли правописание ъ. 2.   Работа в прописи * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова. ΙII. Развитие умения применять новое знание 1. Работа в «Букваре»                     * Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали текст. 2. Работа в прописи * Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали  предложения. 10

Посмотрите также