«Буквы а – о в корне –кас- -кос-»
Оценка 5

«Буквы а – о в корне –кас- -кос-»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
08.12.2020
«Буквы а – о в корне –кас-  -кос-»
познакомить учащихся с условиями выбора написания Научить владеть способом действия при выборе букв а – о в однокоренных словах с корнем –кас- - -кос-, учить работать в паре, группе.
Варфоломеева Ольга Юрьевна публикация - копия.doc

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме

«Буквы а – о в корне –кас-  -кос-»

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора написания –кас- - кос-, научить владеть способом действия при выборе букв а – о в однокоренных словах с корнем –кас- - -кос-, учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты Личностные и метапредметные результаты:

Личностные УУД:

1. Аргументированно оценивать свои поступки (в учебной ситуации).

2. Осознавать свои эмоции.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять главное .

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

4. Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

РегулятивныеУУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности.

3. Искать пути решения проблемы, планировать деятельность.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.

3.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты: выявить условия выбора чередующихся гласных а-о в корне –кас- - кос- и сформулировать правило, находить слова с корнем  ­кас­ – ­кос­ , отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык». 6 класс: Т.А. Ладыженская и др., таблица «Чередование корней», карточки с заданиями, сигнальные карточки.

 

Название технологических этапов урока, их содержание

           

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивация учебной деятельности

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность. 

  Игра «Да-нет»

Ребята! Изучая русский язык, мы учимся видеть слово в его неповторимости и целостности.

- Согласны ли вы, что в русском языке безударные гласные в корнях слов всегда проверяются  ударением? (Нет.) Ответ аргументируйте.

- Согласны ли вы, что выбор гласной буквы в корнях с чередованием зависит от разных условий? (Да.) Ответ аргументируйте.

- Согласны ли вы, что среди слов с чередованием гласных в корне есть слова – исключения? (Да.) Приведите примеры.

 В результате на доске образуется схема «Правописание гласной в корне».  Слайд №1

Безударная гласная в корне

 


Проверяемая ударением      Непроверяемая     Чередующаяся

                                                                         

Условия выбора гласной

(слова – исключения)

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Ребята! На экране представлены слова. Слайд №2:

Касается, коснётся, коснулось, коса, касание.

 

Обсудите в парах:

 

 

-Прочитайте слова. Выделите в них корень. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

- Как называются остальные слова? Какую особенность в корне этих слов вы заметили? Как называются такие корни? (Корни с чередующимися безударными гласными).

- Объясните, от чего зависит выбор гласной а – о в  корне –кас- - -кос- ? (Испытывают затруднение: возникновение проблемной ситуации).

 

3. Выявление места и причины затруднения

- Ребята! Что вызывает у вас затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Ученики: Не можем объяснить написание а – о в корне.

- Почему?

-  Мы ещё не изучали такую орфограмму (осознание противоречия).

- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

-  Ученики: Когда в корне с чередованием –кас- - кос- пишется буква а, когда о? (Учебная проблема как вопрос).

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

- Какова цель нашей работы на уроке? ( Вывести новое правило правописания а-о в корнях с чередованием  -кас- - кос-).

- Сформулируйте и запишите тему сегодняшнего урока ( «Буквы а – о в корне –кас- - кос- или «Правописание корней  -кас- -кос-).

- Как мы будем работать? Что нужно сделать, чтобы решить проблему? (Вспомнить изученные корни с чередованием; понаблюдать над словами с корнем -кас- /-кос; сравнить, попытаться вывести правило).

- Ребята! Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила работы  в группе: определяем цели, роли, обсуждаем, приходим к общему результату, один участник от группы выступает.

5. Реализация построенного проекта

1. Вспоминаем изученное по теме. Для этого заполните обобщающую таблицу, которую вы видите на своих столах.

- Как можно озаглавить таблицу? ( Условия выбора чередующихся гласных в корне).

- Группа №1 заполняет первую колонку. Группа №2 – вторую. Группа №3 работает с третьей колонкой. Время работы 3 минуты.

Буквы согласных в корне

Ударение

Суффикс -а- после корня

 

 

 

Выступления учащихся.

- Проверьте. Слайд №3

2. Прочитайте слова. Слайд №4. Обсудите в группе:

- Что общего в условиях выбора уже известной вам орфограммы «Буквы е-и в корнях с чередованием» и орфограммы «Буквы а-о в корне –кас- - -кос- вы заметили?

- Сделайте вывод о написании а-о в корне –кас-  -кос- .

Учащиеся формулируют правило (открытие нового знания).

Слайд№5

3. Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике . Задайте друг другу вопросы по тексту правила (Возможные вопросы:  Как называется орфограмма? А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?  Каково основное условие выбора буквы а или о?)

4. Составьте схему правила или его графическую модель, опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы. Результаты оформите на листах и представьте от группы. (Учащиеся составляют схемы самостоятельно в группах, результаты показывают, выбирают наиболее удачный вариант схемы или графической модели). Вариант: Слайд №5

   КАС             А      –   КОС       ( нет     А   )

          =                

5. Вспомните, что такое алгоритм? (Последовательность действий).

Дополните алгоритм, чтобы правильно написать корни с чередованием – кас- - -кос-. Восстановите недостающий шаг. Слайд №6.

6. Запоминать правила нам помогают рифмовки. Познакомьтесь с одной из них.  Слайд №7.

7. Вернёмся к нашей таблице « Условия выбора чередующихся гласных в корне». В какую группу можно записать новую орфограмму? (3-я группа)

- Проверьте себя. Слайд №8

Физкультминутка

Если в корне А – хлопаем в ладоши, если в корне О – встаем.

·                     Прил…гать усилия.

·                     Сл…жить вещи.

·                     Отл…жить празднование.

·                     Возл…гать надежды.

·                     Предл…жить блины.

·                     Безотл…гательное дело.

·                     К…снуться чуда.

·                     Радостное предпол…жение.

·                     К…саться рукой.

·                     Точки соприк…сновения.

·                     Не к…саются влаги.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику.

 Распределительный диктант – развивается умение различать слова с орфограммой – буквой чередующихся гласных и проверяемых безударных гласных в корне слова; устно (с проговариванием алгоритма решения вслух) и графически  объяснять выбор а – о в корне – кас- -кос-.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа по карточкам.

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной  орфограммы. Найдите лишнее слово, подчеркните его.

а) Прик..сновение, к..саться, к..сательная, ск..сить.

б) К..сой, к..солапый, к..стлявый, пок..ситься.

2. Слова с корнем –кас- - -кос- имеют разные значения. Сопоставьте слово с корнем –кас- - кос- с его значением. Ответ запишите в виде: 1 – А и т.п. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.

1. Автор книги к..сается темы воспитания детей.

А. Прямое значение – дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.

2. Постановление администрации посёлка к..снётся всех его жителей.

Б. Переносное значение – затрагивать что – нибудь в разговоре, в статье и т. д.

3. Я к..снулся стены рукой.

В. Переносное значение – иметь отношение к чему – либо или кому - либо.

- Проверьте себя.  Слайд №9

8. Включение в систему знаний и повторения

- Определите, нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм. При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 1-2 своих примера. При затруднении – помощь в группе. Слайд №11

1. К..снуться, прил..жение, соприк..саться, прик..сновение;

2. Пол...гаться, предпол..жить, р..сток, прил..гать;

3. Подр..сли, возр..ст, к..саться, р..стение;

 - Проверьте себя.  Слайд №9

- Оцените сами выполнение этого задания. Подсказки (алгоритм самооценки) у вас на столах. Слайд №10

Самооценка 1 – 2 учеников.

9. Рефлексия

- Ребята! Как вы думаете, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?

- Какую задачу решали на уроке?

- Какой результат получили?

- Чему научились?

- Назовите ключевые слова урока (варианты ответов: корень, чередование гласных звуков, орфограмма - буква гласного, условия выбора орфограмм).

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы своей работой  сегодня? Ответьте сигнальной карточкой, которая у вас на столе( смайлики). Похвалите себя!

- И я хочу похвалить вас. Оценки за урок.

10. Домашнее задание

На выбор задание

1.Составить небольшой рассказ «На экскурсии» с использованием слов с чередующими гласными в корне, в т. ч. с чередованием –кас- - -кос-.

2. Составить карточку для соседа на изученное правило. (10-15 слов с пропущенными буквами в корнях).

 


Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «

Безударная гласная в корне

Безударная гласная в корне

Учащиеся формулируют правило (открытие нового знания)

Учащиеся формулируют правило (открытие нового знания)

Сопоставьте слово с корнем –кас- - кос- с его значением

Сопоставьте слово с корнем –кас- - кос- с его значением
Скачать файл