Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме
«Буквы а – о в корне –кас- -кос-»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора написания –кас- - кос-, научить владеть способом действия при выборе букв а – о в однокоренных словах с корнем –кас- - -кос-, учить работать в паре, группе.
Планируемые результаты Личностные и метапредметные результаты:
Личностные УУД:
1. Аргументированно оценивать свои поступки (в учебной ситуации).
2. Осознавать свои эмоции.
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
2. Выделять главное .
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).
4. Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.
РегулятивныеУУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности.
3. Искать пути решения проблемы, планировать деятельность.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.
3.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты: выявить условия выбора чередующихся гласных а-о в корне –кас- - кос- и сформулировать правило, находить слова с корнем кас – кос , отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык». 6 класс: Т.А. Ладыженская и др., таблица «Чередование корней», карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Название технологических этапов урока, их содержание |
Ход урока |
||||||||||||||
1.Организационный момент 2.Мотивация учебной деятельности |
Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность. Игра «Да-нет» Ребята! Изучая русский язык, мы учимся видеть слово в его неповторимости и целостности. - Согласны ли вы, что в русском языке безударные гласные в корнях слов всегда проверяются ударением? (Нет.) Ответ аргументируйте. - Согласны ли вы, что выбор гласной буквы в корнях с чередованием зависит от разных условий? (Да.) Ответ аргументируйте. - Согласны ли вы, что среди слов с чередованием гласных в корне есть слова – исключения? (Да.) Приведите примеры. В результате на доске образуется схема «Правописание гласной в корне». Слайд №1 Безударная гласная в корне
Проверяемая ударением Непроверяемая Чередующаяся
Условия выбора гласной (слова – исключения) |
||||||||||||||
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
Ребята! На экране представлены слова. Слайд №2: Касается, коснётся, коснулось, коса, касание.
Обсудите в парах: |
||||||||||||||
|
-Прочитайте слова. Выделите в них корень. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? - Как называются остальные слова? Какую особенность в корне этих слов вы заметили? Как называются такие корни? (Корни с чередующимися безударными гласными). - Объясните, от чего зависит выбор гласной а – о в корне –кас- - -кос- ? (Испытывают затруднение: возникновение проблемной ситуации). |
||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения |
- Ребята! Что вызывает у вас затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия). - Ученики: Не можем объяснить написание а – о в корне. - Почему? - Мы ещё не изучали такую орфограмму (осознание противоречия). - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы). - Ученики: Когда в корне с чередованием –кас- - кос- пишется буква а, когда о? (Учебная проблема как вопрос). |
||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) |
- Какова цель нашей работы на уроке? ( Вывести новое правило правописания а-о в корнях с чередованием -кас- - кос-). - Сформулируйте и запишите тему сегодняшнего урока ( «Буквы а – о в корне –кас- - кос- или «Правописание корней -кас- -кос-). - Как мы будем работать? Что нужно сделать, чтобы решить проблему? (Вспомнить изученные корни с чередованием; понаблюдать над словами с корнем -кас- /-кос; сравнить, попытаться вывести правило). - Ребята! Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе: определяем цели, роли, обсуждаем, приходим к общему результату, один участник от группы выступает. |
||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта |
1. Вспоминаем изученное по теме. Для этого заполните обобщающую таблицу, которую вы видите на своих столах. - Как можно озаглавить таблицу? ( Условия выбора чередующихся гласных в корне). - Группа №1 заполняет первую колонку. Группа №2 – вторую. Группа №3 работает с третьей колонкой. Время работы 3 минуты.
Выступления учащихся. - Проверьте. Слайд №3 2. Прочитайте слова. Слайд №4. Обсудите в группе: - Что общего в условиях выбора уже известной вам орфограммы «Буквы е-и в корнях с чередованием» и орфограммы «Буквы а-о в корне –кас- - -кос- вы заметили? - Сделайте вывод о написании а-о в корне –кас- -кос- . Учащиеся формулируют правило (открытие нового знания). Слайд№5 3. Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике . Задайте друг другу вопросы по тексту правила (Возможные вопросы: Как называется орфограмма? А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? Каково основное условие выбора буквы а или о?) 4. Составьте схему правила или его графическую модель, опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы. Результаты оформите на листах и представьте от группы. (Учащиеся составляют схемы самостоятельно в группах, результаты показывают, выбирают наиболее удачный вариант схемы или графической модели). Вариант: Слайд №5
КАС А – КОС ( нет А ) = 5. Вспомните, что такое алгоритм? (Последовательность действий). Дополните алгоритм, чтобы правильно написать корни с чередованием – кас- - -кос-. Восстановите недостающий шаг. Слайд №6. 6. Запоминать правила нам помогают рифмовки. Познакомьтесь с одной из них. Слайд №7. 7. Вернёмся к нашей таблице « Условия выбора чередующихся гласных в корне». В какую группу можно записать новую орфограмму? (3-я группа) - Проверьте себя. Слайд №8 Физкультминутка Если в корне А – хлопаем в ладоши, если в корне О – встаем. · Прил…гать усилия. · Сл…жить вещи. · Отл…жить празднование. · Возл…гать надежды. · Предл…жить блины. · Безотл…гательное дело. · К…снуться чуда. · Радостное предпол…жение. · К…саться рукой. · Точки соприк…сновения. · Не к…саются влаги. |
||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Работа по учебнику. Распределительный диктант – развивается умение различать слова с орфограммой – буквой чередующихся гласных и проверяемых безударных гласных в корне слова; устно (с проговариванием алгоритма решения вслух) и графически объяснять выбор а – о в корне – кас- -кос-. |
||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самостоятельная работа по карточкам. 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначая условия выбора изученной орфограммы. Найдите лишнее слово, подчеркните его. а) Прик..сновение, к..саться, к..сательная, ск..сить. б) К..сой, к..солапый, к..стлявый, пок..ситься. 2. Слова с корнем –кас- - -кос- имеют разные значения. Сопоставьте слово с корнем –кас- - кос- с его значением. Ответ запишите в виде: 1 – А и т.п. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.
- Проверьте себя. Слайд №9 |
||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторения |
- Определите, нет ли ошибок в распределении слов по видам орфограмм. При списывании внесите необходимые исправления. Добавьте по 1-2 своих примера. При затруднении – помощь в группе. Слайд №11 1. К..снуться, прил..жение, соприк..саться, прик..сновение; 2. Пол...гаться, предпол..жить, р..сток, прил..гать; 3. Подр..сли, возр..ст, к..саться, р..стение; - Проверьте себя. Слайд №9 - Оцените сами выполнение этого задания. Подсказки (алгоритм самооценки) у вас на столах. Слайд №10 Самооценка 1 – 2 учеников. |
||||||||||||||
9. Рефлексия |
- Ребята! Как вы думаете, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели? - Какую задачу решали на уроке? - Какой результат получили? - Чему научились? - Назовите ключевые слова урока (варианты ответов: корень, чередование гласных звуков, орфограмма - буква гласного, условия выбора орфограмм). - С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? - Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы своей работой сегодня? Ответьте сигнальной карточкой, которая у вас на столе( смайлики). Похвалите себя! - И я хочу похвалить вас. Оценки за урок. |
||||||||||||||
10. Домашнее задание |
На выбор задание 1.Составить небольшой рассказ «На экскурсии» с использованием слов с чередующими гласными в корне, в т. ч. с чередованием –кас- - -кос-. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило. (10-15 слов с пропущенными буквами в корнях). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.