Буквы "е" и "и" в приставках "пре-" и "при-

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: формирование умения различать приставки по семантическому признаку. Задачи: Формирование умения самостоятельно решать орфографические задачи. Вырабатывать навыки самостоятельной работы. Воспитывать интерес к изучению русского языка. Тема урока: «Буквы Еэ И в приставках пре- и при-» Цель урока: формирование умения различать приставки по семанти¬ческому признаку. Формирование умения самостоятель¬но решать орфографические задачи. Вырабатывать на¬выки самостоятельной работы. Воспитывать интерес к изучению русского языка. Оборудование. Таблицы, алгоритмы. Индивидуальные карточки.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Буквы Еэ И в приставках пре­  и  при­»  Цель урока: формирование умения различать приставки по семанти­ ческому признаку. Формирование умения самостоятельно решать  орфографические задачи. Вырабатывать навыки самостоятельной  работы. Воспитывать интерес к изучению русского языка.  Оборудование. Таблицы, алгоритмы. Индивидуальные карточки. урока        Ход   Организационный момент. Постановка целей урока. I.                11.Проверка знаний, умений и навыков.   1.         Коллективная  работа. Игра  «Бумеранг». Ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово с изученной  орфограммой и возвратить его учителю. Найти синоним с приставкой на з и с, докажи правильность выбора ор­ фограммы. Простой человек ­ бесхитростный, неугомонный человек ­ беспокойный, жестокий человек ­ бесчувственный, тихий, погожий день ­ безветренный, сидеть сложа руки ­ бездельничать, попросить прощения ­ извиниться, передать связно что­либо ­ изложить, беседа, обмен мнением ­ разговор, не угрожающий опасностью ­ безопасный, равнодушный ­ безразличный, тот, кто не думает о выгоде ­ бескорыстный (и др.).  Выигрывает тот, у кого больше всего фишек, кто правильно объяснил  орфограмму. 2.Работа в группах. I группа. 1.        Работа по перфокартам.   • бить, 1• глядеть, • делать, • сонный, • шумный. группа. 2. С двумя словами составить предложение и разобрать его. II 1.Цифровой (диктант.   1­ на з­,  2­ на с­.   И…бежать,ра…суждать,в…махнуть,бе…полезный,в…крикнуть,и…пугаться, в…помнить,ра…смотреть,бе…платный,ра…бежаться,ра… чертить,бе..вкусный, ра…писание. IIIгруппа (сильных). Работа по карточке­консультации.   1.Прочитай по учебнику. Буквы Е ­ И в приставках пре­ и при­ 2.Составь алгоритм рассуждения. 3.Подготовься рассказывать товарищу: А) запиши алгоритм рассуждения; Б) повтори теоретический материал; В) подбери примеры;  Г) обозначь орфограмму.  4. Прокомментируй примеры. Проверка выполненных заданий по группам. 111.Работа над темой урока. 1.   Осмысление и систематизация учебного материала.   Рассказ учителя       (лингвистическая сказка)   Приставки При­ и Пре­ Однажды орфография выстроила все приставки. Первыми стояли те, которые  имели в своём составе четыре буквы, потом ­ три, а затем ­две и одну. Самой первой оказалась Пере­, которая очень гордилась своим поло­ жением: ­   Я среди всех главная, захочу и всех заставлю всё переделать.  Услышал её Корень словообразования и сказал: Не место красит приставку, а её значение. Ты, Пере­, придаёшь  словам их всего два: слишком, «выполнять ещё раз». А вот твоя близкая  родственница приставка При­, хоть и меньше тебя на букву, имеет четыре  значения. Приставка Пере­ задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от  приставки При­. И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на 2букву п, Пере­ бросилась на колени перед Королём: О, мудрый Король! Я, как и приставка При­, хочу быть многозна­ чительной, т.е. многозначной. Переквалифицироваться хочу. Хорошо, ~ подумав, ответил Король. ­ Но за то, что ты такая за­ вистливая, мы сократим тебя на на одну букву. Теперь ты станешь приставкой Пре­, будешь употребляться в значении, близком к слову «очень». Так в русском языке появилась приставка пре­. Встречается она срав­ нительно редко, и всё старается по примеру своей матушки пере­ навредить скромной при­. Давайте же, ребята, будем очень внимательны, когда надо писать слово с приставкой при­. 2.Работа по составленному алгоритму.    ученик.     Объяснение ведёт  Различай ПРИ Различай ПРЕ 1. Приближение, присоединение (прийти, прибить) 2.Близость ( привокзальный) 3.Неполноту действия (приоткрыть) 4.Доведения действия до конца (придумать) 5.Не является приставкой (привилегия) 1. Высшая степень качества (предобрый) 2.Значение «через, пере»    ( преодолеть) 3.Не выделяется приставка( прельщать) 4.Не является приставкой    (престиж)     3. Работа в парах по алгоритму.   ­ От чего зависит написание букв е ­ и в приставках пре­ и при­. Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите префиксы, объясните правописание. Пр…лестный,пр…плыть,пр…усадебный,пр…мерить, пр…крыть,пр… красный,пр…лететь, пр…мудрый,пр..ж.поручить,пр…школьный, пр…рвать,пр…лепить,пр…город,пр…пятствие,пр…шить,пр…винтить. IV.Итоги урока. 1.Словарный диктант. 3Приближаться к станции,преступный сговор, преклонных лет, приморский  город, прикрутить к столу, примчаться домой, превосходное качество,  преупрямый мальчишка,придорожное кафе, крепко привязать, приоткрыть  окно, Василиса Премудрая. 2.      Анкета для учащихся. 1. На уроке я работал активно             / пассивно 2. Своей работой на уроке я Доволен           / не доволен 3. Урок для меня показался коротким                  / длинным 4. За урок я не устал                      / устал 5. Мое настроение стало лучше               / стало хуже 6. Материал урока мне был Понятен                  не понятен V. Домашнее задание: теория по опорному конспекту,повт.словарные слова. «3». Составить словарный объяснительный диктант «Правописание Е,И  в  приставках пре­,при».(10­20 слов) «4».Составить 7­10 словосочетаний,используя слова с орфограммой  «Правописание Е,И  в приставках пре­,при».Синтаксический разбор 5   словосочетаний.  «5».Составить 2 простых и 2 сложных предложений, используя слова с  орфограммой «Правописание Е,И  в приставках пре­,при».Синтаксический  разбор предложений.   4