Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала Russkiy_yazyk___30_nedelya.doc
Русский язык Урок 9. Тема: Проверочная работа (в тетради на с. 11). Цель: –  развитие умений самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль. I. Сообщение темы и цели урока, порядка выполнения работы. II. Словарный диктант. Петух, ромашка, корова, яблоня, собака. III. Подбор и запись слов. – Запишите слово, состоящее: – из одного слога; – из двух слогов; – из трёх слогов. – Поставьте в словах ударение. IV. Диктант. Стоит тёплый день. На реке треснул лёд. Быстро плывут льдины. Из леса вышли лоси. Они стали пить воду. V. Фонетическая работа. Запишите слова: день, река.  Над словом укажите цифрами количество звуков и букв в словах. 1VI. Самостоятельная проверка работы учащимися с самооценкой и закрашиванием кружка. Урок 10. Тема: «Пишу правильно» (работа над ошибками). Цель: –  развитие умения находить и исправлять орфографические ошибки. Урок   начинается   с   самоанализа   ошибок,   исправленных   учителем,   по   алгоритму,   данному   в   Личном   еженедельнике первоклассника на с. 126–127 (Технология оценки учебных успехов). Далее работа выполняется в тетради на с. 12 по плану учителя, исходя из ошибок, допущенных детьми. Урок 11. Тема: Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. Цель: – развитие умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме; – развитие умения читать и понимать текст: определять тему текста, озаглавливать текст. Символы: 2Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний.  – Откройте рабочую тетрадь на с. 13. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Обведите слова «Классная работа». Чистописание.  1   3   4    3 1. Рисование бордюра. – Откройте тетрадь на с. 13.  – Из каких элементов состоит бордюр? – Какую букву напоминают очки?  – Сколько строчек занимает рисунок очков?  – С чего вы начнёте рисунок? (Со стёкол­овалов.)  – Как продолжите потом? (Нарисуем дужки.) Ученики рисуют очки, сравнивают с образцом. 2. Письмо букв. Анализ строчной буквы ф. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию  в виде схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа объектов  делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. 3Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. Учитель   может   показать   два   способа   написания   буквы.   Запись соединений. 3. Письмо слов. – Прочитайте слова про себя. – Объясните значения каждого. – Какие из этих слов отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?» – Какие слова нельзя переносить? Почему? – Какое слово, состоящее из пяти букв, имеет самое большое количество слогов? (Афиша.) – Проговорите шёпотом по слогам каждое слово.  – Запишите слова. – Поставьте над словами ударение.  –  Над каким словом вы не поставили знак ударения? (Над односложным словом франт.) – Почему?  4. Упражнение для самоконтроля. – Кого вы видите на рисунке? (Дракона.) – В каких сказках вы встречали его? – В русских сказках дракон относится к силам добра или к силам зла? – Кто чаще всего отправляется на битву с драконами? (Богатыри.) –  И они побеждали змея силой и хитростью. А вы сможете его победить красивым письмом, правильно написанными буквами. Ученики   соединяют   каждую   голову   дракона   с   правильно   написанной буквой. 5. Словарная работа. – Выпишите те слова, в которых правильно стоит ударение: Алфавит, ягода, воробей, собака, сапоги, сапожник. 4. Развитие  ΙΙ умения. – Обозначьте точками под буквами соответствующие им звуки. – Выделите корень в однокоренных словах. – Чему мы сейчас учились? – Что повторили? – Для чего это нужно уметь и знать? 4 Ι. Определение темы и цели урока. – Прочитайте слова, записанные на доске.  Деньки, слезинки, пять, ученик. – Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие. – Как обозначена мягкость согласных на письме? (Буквами гласных е, и, я, ё, ю, буквой ь.) – Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? – Прочитаем название раздела на с. 22 учебника. –  Какие способы  обозначения мягкости согласных звуков на письме вы знаете? – Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? – Составим план урока. План (примерный) 1. Буквы, обозначающие мягкость согласных на письме. 2. Буквы, обозначающие твёрдость согласных на письме. 3. Составление слов.  – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия?   ΙΙ . Развитие умений.   3   3   2   3    6   4 Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать  и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 51. Упр. 22, с. 22. – Прочитайте первые два предложения. – Какие слова отличаются одной буквой? (Рад–ряд.) – Какими звуками отличаются эти слова? ([р] и [р’]). –  Напишите эти звуки в квадратных скобках [р], [р’]. – Запишите эти слова. Произнесите согласные звуки. –  Подчеркните букву гласного, которая обозначает мягкость согласного звука [р’]. Затем выполняются остальные «шаги» в задании. Образец записи: Рад, ряд, ров, рёв, люк, миг, мел. 2. Работа по рисунку, с. 22–23. – К какому из предложений относится рисунок Эли? – Почему все игрушки в таких необычных костюмах? (Они вообразили себя жителями замка.) –  Назовите   по   рисунку   слова,   в   которых   есть   мягкие   согласные   звуки. (Шляпа, сапоги, перья, шаль, река, конь и т.д.) – Как на письме будет обозначена мягкость согласных звуков? (Буквами.) 3. Игра «Оживи буквы гласных».  Вместо прочерков вставляем согласные буквы так, чтобы получилось слово. _е_и (реки, мели, вели...) _и_а (мила, пила) И_а (Ира) –  Сможете   ли   вы,   не   называя   слова,   определить,   в   каком   из   них   все согласные звуки мягкие, а в каком – и мягкие, и твёрдые? Как? – Что мы сейчас делали? – Чему учились? Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. 63   3   2   3    6 4. Упр. 23, с. 23.     5   6 1) – Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух. – Озаглавьте его. – О чём этот текст? (О весне.)  – Как его можно озаглавить? («Весна».) – Прочитайте текст по слогам вполголоса. Найдите орфограммы (опасные места). – В каких словах встретили орфограммы? Какие? 2) – Спишите текст без ошибок. 3) Взаимопроверка в парах. 4)   –   Найдите   в   словах   буквы   гласных,   которые   обозначают   мягкость согласных звуков на письме. На два последних вопроса дети отвечают устно. – Что мы сейчас делали? 4  4 – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) – Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных звуков на письме? – Какие согласные звуки всегда мягкие?  –  Будут ли буквы  е, ё, и  обозначать мягкость согласных, если они стоят после ч, щ?  – А после ж, ш, ц? – Запишите в тетради слоги с гласными, которые даны в рамке, так, чтобы согласные звуки в них были мягкими (например, ле, нё, ми, рю, вя). 4   4 – Прочитайте записанные слоги. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? ΙΙΙ . Итог ТООУ 7– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? – Кто получил отметку? За что? Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Актуализация знаний  1. Работа в тетради * Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя. * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова. * Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы и предложения. 2. Работа в учебнике * Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению. Урок 12. Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных. Цель: – развитие умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме; – развитие умений составлять предложения и схемы к ним. Символы: Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) 8Ι . Актуализация знаний.  Развитие  умений. – Откройте рабочую тетрадь на с. 14. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Обведите слова «Классная работа». Ι . Чистописание. 1. Рисование бордюра. – Рассмотрите зонтики в тетради на с. 14 – Какие элементы букв вы увидели на этом рисунке? – Нарисуйте ещё два зонтика. Заштрихуйте их.  1    3    4    3 2. Анализ и письмо букв и буквосочетаний. –  Послушайте строчки из стихотворения А. Шибаева и определите тему чистописания. Буква «э» на «с» дивится, Словно в зеркало глядится: Сходство есть наверняка, Только нету языка. –  Чем похожи и чем различаются строчные буквы  с  и  э? Напишите эти буквы. –  Какие есть ещё сочетания и слова на этих строчках? Где используется нижнее соединение? – Как почтительно обращаются к мужчине в Англии, Америке? (Сэр.) – Кто такой мэр? (Глава города.) – Напишите сочетания букв и слова. Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию  в виде схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа объектов  делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей; 93. Анализ и письмо слов.  Чтение слов, их запись. Самостоятельное выполнение заданий с записанными словами. 1) – Подчеркните слово, состоящее из одного слога. 2) – Обведите в зелёный овал то слово, которое нельзя перенести. Коллективная проверка. 4. Упражнения для самоконтроля. – Вернитесь на строчку, где мы писали буквы и буквосочетания. – Рассмотрите написанные вами буквы с и э. – Нарисуйте над каждой из этих букв стрелку по направлению ворот: если буква   красивая,   написана   правильно,   то   стрелка   указывает   влево,   если буква не получилась, то над ней стрелка направлена вправо. – Каких букв больше? Каков счёт в игре? (Например, 2:3.) 5. Письмо бордюра. – Сегодня мы будем работать на двух страницах тетради. Посмотрите на  с. 14 тетради.  – Какие буквы по форме напоминают снежинки?  – Нарисуйте ещё две снежинки. 6. Анализ и письмо букв и буквосочетаний. – Из каких элементов состоят строчные буквы х и ж?  – Как написать букву безотрывно? Письмо показанных букв, сочетаний, сравнение с образцом. –  Почему мы используем нижнее соединение в написании сочетаний  хл  и хм? (Буквы л и м начинают писать чуть выше строчки.) 7. Анализ и письмо слов.  –  Прочитайте слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из 3) прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать  и понимать других; 2) строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в  устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией; 3) формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 10трёх слогов. –  Подберите однокоренные слова к слову  хлеб. Почему в этом слове на конце пишется буква б? (В словах хлебушек, хлеба ясно слышится звук [б], на письме его обозначаем буквой «бэ».) – Какую букву гласного в слове железо надо запомнить? – Произнесите по слогам слово жвачка. – Запишите слова. Разделите их на слоги. Поставьте ударение. Обведите в зелёную рамку слово, в котором нет мягких согласных звуков. (Уха.) 8. Упражнение для самоконтроля. Лучшие буквы ж соединяют с ж­образной снежинкой, а лучшие буквы х с х­образной снежинкой. – Прочитайте слова, которые записаны на зелёной полосе в тетради.  – Что записано в квадратных скобках? (Как звучит слово.)  – Чем различаются эти слова при произношении? (Первыми звуками [в] и [в’].)  – Чем различаются при написании? (Вторыми буквами о и ё.) – Сформулируйте тему урока. – Составим план урока. План (примерный) 1. Повторение букв, обозначающих мягкость согласных на письме. 2. Повторение правила переноса слов. 3. Деление слов на слоги.  4. Повторение транскрипции. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает эти действия? .ΙΙ  Развитие умений.  3   3   2   3   6   1 1. Упр. 24, с. 24. 11Выполняется по заданию. Образец записи: Осы, ослик, осина, окна, око, он, они, орёл.  Ос–лик, оси–на, ок–на. –  Составьте   шуточное   предложение   по   рисунку   на   верху   страницы, используя слова из упражнения 24. –  Выполните схему предложения. (От злых ос прямо на осину мчался ослик с буквой «о».) 2. Беседа по рисунку на с. 24 (внизу). – Какое слово составили игрушки? – Как разделили игрушки слово осина? – Можно ли слово так перенести? Почему? – Какое правило переноса Эле и Дракоше надо повторить? – Расскажите его. – Доволен ли будет вашим ответом Карандаш? – Какие знания мы сейчас повторили? 3. Упр. 25, с. 25.  Выполняется самостоятельно, проверка коллективная. – Прочитайте задание. – Скажите план своей работы. – Выполните задание. Образец записи: У до–рож–ки в тра–ве си–дит зай–чик. Все слова в этом предложении делятся для переноса, кроме предлогов. В   словах  дорожки,  в   траве,  сидит  мягкость   согласных   на   письме обозначена буквами гласных и, е. 4. Работа по рисунку на с. 25. – Зачем игрушки надели маски? 12– Какую сказку они вспомнили? («Заячья избушка», «Лиса и заяц».) – Озвучьте этот отрывок из сказки. (Как лиса попросилась жить к зайцу в домик.) – Запишите слова: лисица, заяц. – Разделите их для переноса.  – Обозначьте цветными точками буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков. – Почему в слове заяц звуков больше, чем букв?  – Где в этом слове орфограмма? – Запомните написание слова заяц. – Что мы сейчас делали? – Что нового узнали?   4  4 5. Упр. 26, с. 26. 1) – Прочитайте. – Что вы прочитали? – Выпишите только слова. Проверьте написанное. 2) – Какое слово состоит из двух слогов? – Что можно сказать про остальные слова? – В каких словах есть мягкие согласные звуки? (Мир, мяч, вёл.)  – Как на письме обозначена их мягкость? (Буквами и, я, ё.)  – Обозначьте буквы мягких согласных звуков зелёными точками. – Составьте предложение, в котором были бы слова мир, хор. (Хор поёт песню о мире.) 6. Упр. 27, с. 26. – Прочитайте слова.  – Знакома ли вам такая запись слов в квадратных скобках? – Что она обозначает?  13Для   записи   произношения   разработана   специальная   система, называемая транскрипцией. Учитель записывает это слово на доске. – Что означает в транскрипции значок запятая справа на верху согласного звука? (Мягкость.) Ученики читают первую пару слов. Сравнивают звуки, затем значения слов и записывают: вол – вёл, мал – мял, мол – мёл, мол – моль, галка – галька. –  Какое слово повторяется? Прочитайте статью из толкового словаря о значении этого слова.  1 7. Упр. 28, с. 27. Выполняется по заданию. Записывать слова можно по вариантам: I вариант – с буквой а. II вариант – с буквой я. Затем дети в парах сравнивают записанные слова: называют значение слов, звуки, буквы.   4 Образец записи: Рад, мал, палка, раки. Ряд, мясо, мял, шляпа, дятел, грядки. Проверка с самооценкой по алгоритму. – Какие из записанных слов нельзя переносить? Почему? – Какие знания повторили? 8. Работа по рисунку на с. 27. – Какое задание выполняли игрушки? – Как они справились с этим заданием? – Какие ещё буквы гласных можно поставить вместо вопросительного  знака так, чтобы получились новые слова? (Мыл, мил, мёл...) ТОУУ 14ΙI. Итог – Как обозначается мягкость согласных на письме? – Что мы сейчас делали?  4  4 – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 1.– У Дракоши в тетради записано (учитель открывает запись на доске): я, и, ё, е, ю а, ы, о, э, у 33 маль–чик, ёжик, думай–те – Какие задания выполнял Дракоша? Сформулируйте их. – Правильно ли он их выполнил? 2. – Посоветуйте Карандашу, какое задание ему включить в следующий урок для своих учеников. 3. – Запишите слово люк буквами и в виде транскрипции в тетради.  4   4 – Мы выполнили с вами большую работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось? –  Нарисуйте   в   конце   страницы   кружок   и   раскрасьте   его   тем   цветом   (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в тетради. ТООУ Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Актуализация знаний  1. Работа в тетради * Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя. * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова. 15* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы и предложения. 2. Работа в учебнике * Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению. 16

Посмотрите также