Цели урока:
образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать словосочетания и предложения со словом на данную орфограмму; содействовать развитию; у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать.
ее
в
видеть
Тема урока: «Буквы ёо после шипящих в корне слова»
Цели
урока:
образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой,
умению
слышать;
развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:
придумывать словосочетания и предложения со словом на данную орфограмму;
содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи,
самостоятельности;
воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия
для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать
коллективно.
тексте
и
Тип урока: урок первичного ознакомления и изучения нового материала по
орфографии.
Вид урока: ознакомление с новым материалом.
Метод по типу познавательной деятельности: частичнопоисковый,
исследовательский.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках.
3. Постановка проблемы и актуализация знаний.
4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
5. Закрепление нового материала.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия. Оценивание.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие учителя и организация внимания.
II. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках.
1. Словарный диктант. Записать слова, объяснить правописание
УдИвительный, лЕнивый (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
фАмилия, вЕршина (Слово «фамилия» словарное)
чАшка, чУдесно (Сочетание чу,щу, пиши с буквой У, ча, ща пиши с буквой
А)
жЮри, парашЮт (Слова иноязычного происхождения пиши с буквой Ю
после шипящих)
рАстение, рОсток. (Буквы а/о в корне раст, ращ, рос)
2. Устный словарный диктант с применением сигнальных атрибутовНаблюдаем,
решения
Капризные
Мотивация.
Водоросли, вырастить, выросло, взрастить, доморощенный, росточек, разросся,
росла, подрастет, разрастаются.
3. Работа в парах. Решение кроссворда (раздаточный материал лежит на партах)
Пока пары решают кроссворд, один ученик на закрытой части доски записывает
слова из кроссворда: Ростислав, подросла, Ростов, вырасти, росток. Затем сверяется
правильность
кроссворда.
Дополнительное задание: сгруппировать слова в 2 группы, объяснить (1 группа: слова
Ростислав, Ростов, росток исключения из правила, 2 группа: слова подросла,
вырасти пишутся в соответствие с правилом «чередование а/о в корне слова»).
III. Постановка проблемы и актуализация знаний
1.
размышляем.
прослушайте сказку и назовите шипящие буквы русского алфавита.
шипящие.
В некотором царстве, в алфавитном государстве жилибыли согласные с
гласными. Дружно жили. Ещё бы! Согласным без гласных никак с работой не
справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. И только шипящие
всегда чемто недовольны. С буквами Ы, Э, Ю, Я шипящие вообще знаться не хотят.
А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То
такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О ...
Что произойдет в этой сказочной стране дальше, можно только догадываться. Но
мы знаем, что все сказки заканчиваются добром. Давайте поможем подружиться
шипящим с гласными О и Ё. Этому и будет посвящен наш урок.
Назовите шипящие русского алфавита. Дети называют шипящие: ж ,ч, ш, щ.
2. Постановка проблемы: внимательно посмотрите на доску, прочитайте слова из
правого, а затем левого столбика, определите, что в них общего (все они, кроме слова
«трущоба», начинаются с шипящих звуков), а что отличного? ( в словах левого
столбика после шипящих – буква ё, а в словах правого столбика о).
Жёлтый Жонглер
Шёлк Шокировать
Чёлка Чопорный
Щёлкнуть Трущоба
3. Решение проблемы. Сформулируйте тему урока (дети формулируют: «Буквы О
и Ё после шипящих в корне слова»), какова цель нашего урока? Сформулируйте,
закончите
предложения:
Мы должны познакомиться с правилом написания О / Ё после шипящих в корне
слова.
Мы должны научиться находить орфограмму в словах и правильно писать слова.
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Первичное закрепление.
1. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв О/Ё после шипящих
в корне слова (таблица написана на доске):
2из
норм
Зачитайте
общепринятых
Работа
правило
с
учебника
работа с толковым словарем,
жЁлтый желтеть Жонглер ....?
шЁлк шелка Шокировать ...?
чЁлка – чело Чопорный ...?
щЁлкнуть щелчок Трущоба...?
словарная работа (устно):
Попутно:
жонглерартист цирка, который искусно подбрасывает одновременно несколько
предметов;
шокировать – приводить в смущение компрометирующим поведением,
несоблюдением
приличия;
чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении
приличий;
трущоба труднопроходимое, густо заросшее место. Грязное и тесное, ветхое
жилье.
2. Формулирование правила.
В корне слова под ударением пишем Ё, если к слову можно подобрать однокоренное
проверочное слово с буквой Е. Если подобрать нельзя, пишем букву О.
учебником.
3.
II.).
найдите «новое» в изучаемой орфограмме (это словаисключения, записываем их в
тетрадь: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).
4.
закрепление.
Запишите проверочные слова в столбик, подоберите к ним поверяемые.
Чернеть – черный, решето – решетка, дешевизна дешево, щетина – щетка, расчесать
расческа,
желоб.
С любыми из слов составьте словосочетания, укажите в них главное слово.
(Возможные словосочетания: черный кот, крепкая решетка).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V.
материала.
1. Словарная работа «Назови ласково». К основам существительных прибавьте
уменьшительноласкательные суффиксы, графически их выделите, подчеркните
изучаемую
орфограмму:
Пчела – пчелка, шерсть шерстка, черта черточка, щель щелочка, жердь жердочка,
щека щечка. (обратить внимание на чередование согласной в корне последнего
слова).
2. Выполнение синтаксического разбора сложного предложения:
Зазвучали шорохи рассвета, небо слабо начало светлеть.
3. Диктантмолчанка. (На доске – картинки, нужно записать словами
изображенное.
Объяснить)
Челка, шорты, щетка, расческа, желуди, пчелы, капюшон, решетка
Первичное
тетради.
Закрепление
Работа
37
ч.
желобок
шедший
шел,
нового
(с.
–
в
–
3итогов.
Подведение
проверочного
VI.
Беседа.
какой сигнал подсказывает, что в слове есть изучаемая орфограмма? (шипящая
буква)
от чего зависит выбор буквы в корне слова (от ударения в исходном слове и от
наличия
слова)
что должны знать и уметь, чтобы правильно пользоваться правилом? (знать
шипящие, уметь ставить ударение и подбирать проверочные слова).
VII. Рефлексия. Интерактивный микрофон.
Что сложного было на уроке? Что интересного? Что новое узнали? Что повторили и
закрепили?
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание. Для всех: выучить правило в параграфе 86 (2 часть
учебника), выполнить упр.№ 459.
На «5»: выучить правило в параграфе 86. (2 часть учебника) Придумать шуточный
рассказ с использованием слов на изученную орфограмму.
4