Буквы ё-о после шипящих в корне слова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать словосочетания и предложения со словом на данную орфограмму; содействовать развитию; у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать.
Иконка файла материала конспект.docx
ее         в видеть Тема урока: «Буквы ё­о после шипящих в корне слова» Цели урока: образовательная:   научить   детей   грамотному   письму   слов   с  данной   орфограммой, умению слышать; развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать   словосочетания   и   предложения   со   словом   на   данную   орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для   формирования   у   школьников   чувства   взаимоуважения,   умение   работать коллективно. тексте   и   Тип урока: урок первичного ознакомления и изучения нового материала по  орфографии. Вид урока: ознакомление с новым материалом. Метод по типу познавательной деятельности: частично­поисковый,  исследовательский. Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках. 3. Постановка проблемы и актуализация знаний. 4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. 5. Закрепление нового материала. 6. Подведение итогов. 7. Рефлексия. Оценивание. 8. Домашнее задание. Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие учителя и организация внимания. II. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках. 1. Словарный диктант. Записать слова, объяснить правописание УдИвительный, лЕнивый   (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением) фАмилия, вЕршина           (Слово «фамилия» ­ словарное) чАшка, чУдесно               (Сочетание чу,щу, пиши с буквой У, ча, ща пиши с буквой  А) жЮри, парашЮт               (Слова иноязычного происхождения пиши с буквой Ю  после шипящих) рАстение, рОсток.            (Буквы а/о в корне раст­, ращ­, рос­) 2. Устный словарный диктант с применением сигнальных атрибутовНаблюдаем,     решения Капризные Мотивация. Водоросли,   вырастить,   выросло,   взрастить,   доморощенный,   росточек,   разросся, росла, подрастет, разрастаются. 3. Работа в парах. Решение кроссворда (раздаточный материал лежит на партах) Пока   пары   решают   кроссворд,   один   ученик   на   закрытой   части   доски   записывает слова из кроссворда: Ростислав, подросла, Ростов, вырасти, росток. Затем сверяется правильность кроссворда. Дополнительное задание: сгруппировать слова в 2 группы, объяснить (1 группа: слова Ростислав,   Ростов,   росток   ­   исключения   из   правила,   2   группа:   слова   подросла, вырасти ­ пишутся в соответствие с правилом «чередование а/о в корне слова»). III. Постановка проблемы и актуализация знаний  1. размышляем. ­   прослушайте   сказку   и   назовите   шипящие   буквы   русского   алфавита.                                                        шипящие.         В   некотором   царстве,   в   алфавитном   государстве   жили­были   согласные   с гласными.   Дружно   жили.   Ещё   бы!   Согласным   без   гласных   никак   с   работой   не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. И только шипящие всегда чем­то недовольны. С буквами Ы, Э, Ю, Я шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То такая   соседка   им   не   по   душе.   И   они   согласны   стоять   только   рядом   с   О   ...      Что произойдет в этой сказочной стране дальше, можно только догадываться. Но мы   знаем,   что   все   сказки   заканчиваются   добром.  Давайте   поможем   подружиться шипящим   с   гласными   О   и   Ё.   Этому   и   будет   посвящен   наш   урок. ­ Назовите шипящие русского алфавита. Дети называют шипящие: ж ,ч, ш, щ. 2. Постановка проблемы: внимательно посмотрите на доску, прочитайте слова из правого, а затем левого столбика, определите, что в них общего (все они, кроме слова «трущоба»,   начинаются   с   шипящих   звуков),   а   что   отличного?   (   в   словах   левого столбика после шипящих – буква ё, а в словах правого столбика ­ о). Жёлтый               Жонглер Шёлк                   Шокировать Чёлка                  Чопорный Щёлкнуть            Трущоба 3. Решение проблемы. Сформулируйте тему урока (дети формулируют: «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова»), какова цель нашего урока? Сформулируйте, закончите предложения: Мы должны познакомиться с правилом написания О / Ё после шипящих в корне слова. Мы должны научиться находить орфограмму в словах и правильно писать слова. IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.  Первичное закрепление. 1. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв О/Ё после шипящих в корне слова (таблица написана на доске):   2из   норм     Зачитайте   общепринятых Работа правило с учебника   работа   с   толковым   словарем, жЁлтый ­ желтеть            Жонглер ­ ....? шЁлк ­ шелка                  Шокировать ...? чЁлка – чело                  Чопорный ...? щЁлкнуть ­ щелчок         Трущоба...?   словарная   работа   (устно): Попутно: ­   жонглер­артист   цирка,   который   искусно   подбрасывает   одновременно   несколько предметов; ­   шокировать   –   приводить   в   смущение   компрометирующим   поведением, несоблюдением приличия; ­   чопорный   –   чрезмерно   строгий   и   принужденный   в   поведении,   в   соблюдении приличий; ­трущоба   ­   труднопроходимое,   густо   заросшее   место.   Грязное   и   тесное,   ветхое жилье. 2. Формулирование правила. В корне слова под ударением пишем Ё, если к слову можно подобрать однокоренное  проверочное слово с буквой Е.   Если подобрать нельзя, пишем букву О. учебником. 3. ­ II.). ­ найдите «новое» в изучаемой орфограмме (это слова­исключения, записываем их в тетрадь: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон). 4. закрепление. ­   Запишите   проверочные   слова   в   столбик,   подоберите   к   ним   поверяемые. Чернеть – черный, решето – решетка, дешевизна­ дешево, щетина – щетка, расчесать­ расческа, желоб. ­   С   любыми   из   слов   составьте   словосочетания,   укажите   в   них   главное   слово. (Возможные словосочетания: черный кот, крепкая решетка). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА V. материала. 1. Словарная работа «Назови ласково». К основам  существительных   прибавьте уменьшительно­ласкательные   суффиксы,   графически   их   выделите,   подчеркните изучаемую орфограмму: Пчела – пчелка, шерсть­ шерстка, черта­ черточка, щель­ щелочка, жердь­ жердочка, щека  ­   щечка.  (обратить   внимание   на   чередование   согласной   в   корне   последнего слова). 2. Выполнение синтаксического разбора сложного предложения:         Зазвучали шорохи рассвета, небо слабо начало светлеть. 3.   Диктант­молчанка. (На   доске   –   картинки,   нужно   записать   словами изображенное. Объяснить)         Челка, шорты, щетка, расческа, желуди, пчелы, капюшон, решетка   Первичное   тетради. Закрепление Работа 37   ч.   желобок шедший   шел,   нового   (с.   –     в –                     3итогов.     Подведение проверочного VI. Беседа.   ­ какой сигнал подсказывает, что в слове есть изучаемая орфограмма? (шипящая буква) ­от чего зависит выбор буквы в корне слова (от ударения в исходном слове и от наличия слова) ­   что   должны   знать   и   уметь,   чтобы   правильно   пользоваться   правилом?   (знать шипящие, уметь ставить ударение и подбирать проверочные слова). VII. Рефлексия. Интерактивный микрофон. Что сложного было на уроке? Что интересного? Что новое узнали? Что повторили и  закрепили? VIII. Оценивание. IX. Домашнее задание. Для всех: выучить правило в параграфе 86 (2 часть  учебника), выполнить упр.№ 459. На «5»: выучить правило в параграфе 86. (2 часть учебника) Придумать шуточный  рассказ с использованием слов на изученную орфограмму.   4