Буллинг: как избежать и как помочь справиться?
Автор-Марочкина Н. А., классный руководитель 11 класса
Переход из начальной в среднюю школу традиционно считается одним из труднейших кризисных периодов школьного обучения. Это период также сопровождают ускоренное физическое и половое созревание, психологические и физиологические колебания, стремление подростков к повышению своего социального статуса.
В старшей школе из-за перехода на профильное обучение может измениться состав обучающихся в классах. В результате адаптация к новому сообществу, к новым учителям и классному руководителю проходит в разных психологических условиях. Стремление к доминированию в новой социальной среде, конкуренция и деструктивное соперничество приводят к тому, что некоторые подростки пытаются обесценить успехи и достижения одноклассников, начинают делить их на «друзей» и «врагов».
Поиски жертвы, системное и осознанное агрессивное преследование становятся поводом для объединения подростков в деструктивные группы, разделения детского сообщества на «своих» и «чужих», доминирования и установления властных отношений, подобных «дедовщине» в армии.
Существенной характеристикой буллинга как системного агрессивного преследования является наличие преследователя или группы преследователей,жертвы и наблюдателей.
В ситуации буллинга в образовательной организации взрослые должны найти ответ на три вопроса:
Что происходит? – для определения позиции преследователя, жертвы и наблюдателей;
Что предшествовало? – для определения связи событий до ситуации проявления буллинга;
Что последует далее? – для определения последствий проявления буллинга.
Почему буллинг – это не просто конфликт?
Страдания и боль жертвы оцениваются как победа и власть над жертвой, преследователям приносит удовольствие преследование жертвы.
Наблюдается неравенство сил, и преследование направлено только на жертву.
Травля происходит систематически и растягивается во времени, т. е. становится осознанным длительным процессом.
Устанавливается правило: «Мы не дружим с тем, кто общается с ней или с ним».
Отвергается любое стремление жертвы найти компромисс и наладить отношения.
В подростковом возрасте возрастает потребность взаимодействия в группе, объединения в группы друзей, поиске «врагов» и групповом преследовании.
Без вмешательства взрослых невозможно остановить травлю и защитить жертву буллинга, обеспечить ее безопасность.
Как взрослые влияют на проявления агрессии и насилия в школе?
Деструктивная позиция родителей:
Ÿ Группа родителей стремится занять доминирующее положение, разделяет взрослое и детское сообщества на «своих» и «чужих» и способствует разобщению и противостоянию.
Ÿ Избирательно демонстрируют некоторым семьям пренебрежение и предлагают им «заработать» право вхождения в круг «избранных». Часть родителей, чтобы быть «вхожими» в этот круг, соглашаются на заведомо низкий статус (так называемые «шестерки»).
Ÿ Проявляют негативные эмоции к достижениям и успехам другого ребенка, стремятся обесценить и опорочить репутацию конкурента и соперника.
Деструктивная позиция педагогов:
Ÿ Занимают позицию невмешательства или выбирают тактику реагирования «дети сами разберутся».
Ÿ Признают только прямое проявление буллинга, когда жертва подвергается физическому насилию, а проявление психологической травли считают проблемой ребенка-жертвы и его родителей.
Целенаправленно способствуют разобщению детей и родителей, преследуют корыстные цели и создают особые условия для своей материальной выгоды (предлагают репетиторство или иные дополнительные занятия на платной основе, родители решают личные проблемы педагога и т. д.).
Ÿ Допускают доминирование и негативное влияние отдельных групп в родительском и детском сообществах.
Ÿ Делегируют свои обязанности родительским комитетам и наделяют их особыми властными полномочиями, в том числе и для подавления неугодных родителей и школьников.
Как проявляется буллинг в школе?
Ÿ Портят личные вещи ребенка: в раздевалке прячут одежду и обувь, бросают на пол верхнюю одежду, на перемене разбрасывают со стола письменные принадлежности и др.
Ÿ Применяют физическую силу: наносят побои, толкают, пинают и др.
Ÿ Угрожают физической расправой, стараются заставить жертву испытывать страх.
Ÿ Систематически подвергают насмешкам и оскорблениям, которым ребенок не может противостоять.
Ÿ Вымогают деньги или вещи.
Принуждают к различным действиям с целью унижения и подчинения.
Ÿ Социальная изоляция: ребенок сидит в одиночестве на уроках и переменах, его игнорируют, блокируют телефон, исключают из школьного чата и др.
Ÿ Распространяют негативную информацию в общем чате или социальных сетях: видеоролики, фотографии, порочащие репутацию ребенка.
Признаки деструктивной ситуации в школе
Ÿ Ребенок не желает ходить в школу или прогуливает уроки без причины.
Он замкнут, избегает общения со всеми (учениками и учителями).
Ÿ Избегает участия в групповых мероприятиях класса в школе и вне школы.
Ÿ Избегает участия в школьных мероприятиях (экскурсиях, командных соревнованиях, состязаниях, творческих мероприятиях и др.).
Как родителям поддержать ребенка, если в школе проявляется буллинг?
Ÿ Мы будем тебя поддерживать и защищать, и не позволим тебя преследовать.
Не расстраивайся, если тебя назвали «стукачом», – так говорят, чтобы скрыть факт травли.
Ÿ Помни, что обидчики хотят тебя унизить и установить свою власть над тобой.
Ÿ Не поддавайся на провокации и веди себя спокойно, уверенно.
Ÿ Ищи поддержку среди одноклассников, которым доверяешь.
Ÿ Поговори со свидетелями и попроси помощи и поддержки.
Попробуй с юмором и иронией отвечать обидчикам – таким образом ты сможешь обесценить их выпады, уменьшить их «пыл» и снизить уверенность в доминировании.
Ÿ Не проявляй ответную агрессию и не мсти обидчикам, чтобы не стать «крайним».
Ÿ Запомни, что в школе никто не будет покрывать травлю, если ты поставишь в известность учителей или руководство школы.
Ÿ Запомни, что твое молчание и терпимость по отношению к преследователям не остановит травлю.
Что сказать ребенку, если он стал свидетелем буллинга в школе?
Ÿ Постарайся поддержать потерпевшего и оказать ему посильную помощь.
Ÿ Не поддерживай и не одобряй действия преследователей или обидчиков.
Ÿ Не присоединяйся к преследованию.
Ÿ Пытайся разрядить обстановку и остановить травлю.
В ситуации буллинга постарайся связаться с родителями или с учителем, которому доверяешь, и рассказать о критической ситуации.
Ÿ Не бойся защищать потерпевшего, на его месте можешь оказаться и ты, и тебе в подобной ситуации понадобится поддержка.
Кто и почему чаще становится жертвой буллинга?
Ÿ Ребенок может оказаться жертвой в школе, если он «новенький» или его друзья перешли в другую школу и он остался в одиночестве без поддержки со стороны одноклассников и классного руководителя.
Ÿ Нерешительная реакция и замешательство жертвы в ответ на оскорбление воспринимаются как проявление слабости одноклассника, и могут спровоцировать обидчика на активное продолжение агрессивных действий и преследования.
Ÿ Деструктивная конкурентная среда и враждебное отношение к успехам и достижениям другого человека вызывают негативные эмоции (зависть, обиду и др.). У школьников появляется стремление через унижения и оскорбления обесценить успехи и достижения соперников или конкурентов.
Ÿ Взрослые – учителя, классный руководитель, родители другого ученика – могут заниматься «коллективной проработкой проблемного ребенка»: у них могут быть конфликтные отношения с родителями ребенка, и тогда он выбирается как средство давления на его семью; или сам ребенок по разным причинам становится неугодным для взрослых.
Ÿ Внешние отличительные признаки: если ребенок принадлежит к иной культуре (национальной или религиозной) либо существенно отличается от других школьников по физическим параметрам (имеет лишний вес или наоборот, выше или ниже остальных и т.д.). Фактором буллинга могут стать: низкий статус, обусловленный неудачами в обучении и отставанием от учебной программы; несоответствие, с точки зрения одноклассников, внешнего вида ребенка (одежды, аксессуаров, обуви и др.) принятому в одной из подростковых субкультур. Проблемой может стать и отсутствие престижных гаджетов и других подобных атрибутов, которые стали пропуском в круг «правящих крутых», или отказ следовать установленным ими деструктивных норм и правил «выживания» в школе.
Кто становится преследователем и проявляет инициативу?
Инициатором травли становится школьник, получивший поддержку от других учеников или учителей. Он стремится стать лидером, поэтому втягивает одноклассников в совместную травлю. Ищет жертву, чтобы держать в страхе других детей и установить свою власть в сообществе. Уверен в безнаказанности, вседозволенности и покровительстве учителей и других школьников. Унижение и оскорбление другого человека перед свидетелями приносит ему радость и удовлетворение.
Какие действия свидетеля поддерживают преследователей?
Ÿ Равнодушие или молчание свидетелей понимается как поддержка агрессивного преследования.
Ÿ Страх свидетелей и их опасение за собственное благополучие укрепляют стремление обидчиков к продолжению травли одноклассника.
Ÿ Желание других школьников или учителей присоединиться к совместной травле приносит уверенность обидчикам.
Какие действия детей смогли бы остановить травлю?
Ÿ Не поддерживать агрессоров.
Ÿ Оценить событие как критическое и деструктивное.
Ÿ Привлечь внимание других школьников к защите жертвы.
Ÿ Взять на себя ответственность за прекращение травли.
Ÿ Конкретные конструктивные действия, которые помогут поддержать жертву.
Ÿ Конкретные не агрессивные действия, которые помогут прекратить травлю и остановить преследователей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.