Былинный эпос на уроках литературного чтения
Оценка 5

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Оценка 5
Научные работы
docx
русская литература
3 кл
22.09.2019
Былинный эпос на уроках литературного чтения
Самый популярный народный богатырь в цикле героических былин – Илья Муромец. В нём воплощены лучшие черты русского национального характера: беззаветная преданность Родине, отвага и мужество, верность в дружбе, любовь к труду, бескорыстие, гуманизм и удивительная моральная чистота. Это идеальный воин феодальной эпохи, которому не свойственны человеческие слабости.
Статья. Былинный эпос на уроках литературного чтения.docx
Былинный эпос на уроках литературного чтения  в начальной школе 1. Определение жанра и его особенности.                      Былины  – наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древне ­русской жизни, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа.           Термин «былина» введён в научный обиход Н.П. Сахаровым в 30 – 40 годы XIX века.   В   народе   эти   произведения   назывались   «старинами»,   «старинками».   Этим названием певцы подчёркивали, что пели о прошлых действительных событиях, в реальность которых верили:                          В старые веки, прежние,                          Не в нынешние времена последние,                           Как жил на Руси Суровец молодец.           Народ был главной силой, управлявшей и охранявшей государство. Основное содержание   русского   эпоса   отображало   оборону   родной   земли   от   иноземных захватчиков.  Пафос   русских   былин  –   в   прославлении   патриотических   подвигов богатырей,   защищающих   Родину.   Былины   выразили   и   любовь   народа   к   земле, мирному   труду.   Они   жили   и   сохранялись   в   среде   трудового   народа, преимущественно крестьянской. 2. Происхождение былин.           Былины дошли до нас в записях XIIV – XIIIV веков. От XIIV века сохранились записи былин об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Иване  Годиновиче.            Научное изучение былин началось ещё в XIX веке, библиография трудов о былинах   огромна.   В   настоящее   время   исследователей   занимает   проблема происхождения былин.           Русский былинный эпос разнообразен и его нельзя связывать с каким­то одним историческим этапом. По мнению большинства современных исследователей (Д.С. Лихачёв, А.М. Астахова), к киевскому периоду (X – XI века) может быть отнесено возникновение былин об Илье Муромце и Соловье­разбойнике, Добрыне и Змее.            В период феодальной раздробленности XIII – XV веков появились былины, отражающие борьбу с татаро­монголами: Илья Муромец и Калин­царь, Илья Муромец и Батыга, Добрыня Никитич и Василий Казимирович.           К XVI – XVII векам, вероятно, в основном закончился процесс создания новых былинных сюжетов. Сборник Кирши Данилова, созданный в  XVIII  веке, довольно ясно свидетельствует об основном составе былинного эпоса. 3. Героические былины.           В русском эпосе принято различать два цикла былин: героические киевские о богатырях и подвигах и социально­бытовые новгородские. К героическим относятся былины   об   Илье   Муромце,   Добрыне   Никитиче,   Алёше   Поповиче,   Михаиле Даниловиче,   Святогоре. Селяниновиче, Садко, Василии Буслаеве.  Социально­бытовыми  являются   былины   о   Микуле            Героические былины родились в сложных исторических условиях. «Русская народная   поэзия   кипит   богатырями,   ­   писал   В.Г.   Белинский,   ­   и   эта   отвага,   это удальство,   молодечество,   особливо   в   новгородских   поэмах,   являются   в   таких широких   размерах,   в   такой   несокрушимой   исполинской   силе,   что   перед   ними невольно преклоняешься».            С древнейших времён в былинах выражалась неиссякаемая мощь народного духа, жизнь, исполненная опасностей, могучих порывов и трагических столкновений. 4. Илья Муромец.            Самый популярный народный богатырь в цикле героических былин – Илья Муромец.  В   нём   воплощены   лучшие   черты   русского   национального   характера: беззаветная преданность Родине, отвага и мужество, верность в дружбе, любовь к труду, бескорыстие, гуманизм и удивительная моральная чистота. Это идеальный воин   феодальной   эпохи,  которому   не   свойственны   человеческие   слабости.  Народ считал Илью Муромца «старшим» богатырём и в соответствии с этим создал его величественный внешний облик.                          Ехал стар по чисту полю,                           По тому раздолью широкому,                           Голова бела, борода седа                          По белым грудям расстилаетси,                          Как скачен жемчуг рассыпаетси.                    Поэтическая биография любимого народного богатыря раскрывается во многих широко распространённых былинах: «Исцеление Ильи», «Илья и Святорог», «Илья Муромец и Соловей­разбойник», «Бой Ильи Муромца с сыном», «Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин­царь» и другие.            Формирование образа Ильи в эпосе – длительный процесс творчества многих поколений певцов, но все былины о нём возникли в одно и тоже время. Наиболее ранними обычно бывают былины о подвигах героев. Многие сюжеты об Илье имеют сказочный характер и представление народа о врагах часто соединяется с чудовищем – Соловьём­разбойником.           Былина «Исцеление Ильи» связывает происхождение Ильи с городом Муромом и селом Карачаровым. Тридцать лет Илья, крестьянский сын, не владел ни рукой, ни ногой. К нему пришли калики перехожие, передали ему великую силу самого народа, наградили   бессмертием.   Былина   раскрывает   кровную   связь   Ильи   с   трудовым народом: излечившись, богатырь идёт на помощь родителям – пашню пахать или пни корчевать.           В былине «Илья Муромец и Соловей­разбойник» раскрываются первые подвиги богатыря.   Он,   как   и   другие   герои   русского   эпоса,   едет   в   Киев­град.   На   пути Чернигов, осаждённый полчищами врагов. Илья расправляется с несметными силами один и хочет продолжить путь в Киев. Мужики Чернигова приглашают его воеводою, но   богатырь   лишён   честолюбия   и   отказывается   от   почестей.   На   пути   в   Киев   – Соловей­разбойник,   а   окольный   путь   свободен.   Но   русский   богатырь   не   едет окольными путями и, пренебрегая опасностью, выбирает дорожку прямоезжую.                      Победа  Ильи  над  Соловьём  изображается  народом  как   подвиг  во  имя гуманности. Убивая Соловья, Илья приговаривает: Тоби полно­тко слезить да отцей – матерей,                          Тоби полно­тко вдовить да жён молодыих,                          Тоби полно­тко спущать­то сиротать да малых детушок.            Значительное место в русском эпосе об Илье Муромце занимают былины о татарском нашествии, отражающие реальные исторические события: «Илья Муромец и   Калин­царь»,   «Камское   побоище».   Наиболее   характерной   и   широко распространённой является былина «Илья Муромец и Калин­царь».                     В этой былине ярче всего раскрывается патриотизм Ильи, его душевное благородство. Величие подвига Ильи реально выступает на фоне картины нашествия: врагов такое множество, что не видно конца и края силы татарской, а сквозь пар лошадиный и человеческий «не может пропекать да и красно солнышко». От ржания лошадиного и покриков человеческих «унывает сердце человеческое».            Какова же мощь богатырская Ильи, если он один очистил русскую землю от вражеских полчищ!            Патриотизм Ильи отчётливо проявляется и в былине «Бой Ильи Муромца с сыном».   Это   одна   из   самых   древних   русских   былин,   в   основу   которой   положен известный в мировом эпосе сюжет о бое отца с неузнанным сыном. Исследователи подчёркивают национальное своеобразие этой былины, которое проявляется в том, что в большинстве вариантов изображены богатырские заставы, сторожевые посты, возникшие в Киевской Руси для защиты от набегов кочевников. Былина о бое Ильи с сыном   раскрывает   безграничную   преданность   богатыря.   Охраняя   богатырскую заставу, Илья не щадит и собственного сына, ставшего изменником.            Одной из самых острых по выражению социальных противоречий в древней Руси является былина «Илья в ссоре с князем Владимиром». Илья, оскорблённый князем Владимиром, взбунтовался. Он собирает «голи кабацкие» и в знак протеста кощунствует, как герой новгородских былин Василий Буслаев, стреляя по церквям, крестам, золочёным маковкам. Он предлагает «голям» продать золочёные маковки и пить   «зелено   вино».   Князь   напуган   и   посылает   Добрыню   к   Илье,   желая   и   ним примириться. Таким образом, для всех богатырей героического цикла характерна беззаветная любовь к Родине и готовность пожертвовать ради неё своей жизнью. Народность этих былин  в том,  что  богатыри  бьются  не  ради  князя  Владимира,  а  ради  матушки  – родной земли.

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения

Былинный эпос на уроках литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2019