БЫЛИНЫ О ГЕРОЯХ, ЧЕСТИ И СЛАВЕ.
Размышляя о героических страницах истории нашего народа, невольно задаешься вопросом об истоках подвига. Откуда в русских людях эта незыблемая вера в правоту подвига, его необходимость во спасение родной земли и всего народа. Откуда эта стойкость и сила духа? Какими историческими примерами можно подтвердить рождение и становление русского героизма?
Мы с детьми возвращаемся к истокам нашего государства, его становления, к Киевской Руси. Но в основу берем не столько исторические справки. Ведь теперь уже доказано, что имеющиеся у историков документы тех времен – летописи - несколько раз переписывались, и в них записана не столько историческая правда, сколько ее трактовка. За исходник, как пример исторической правды, мы взяли былины Киевско-Новгородского цикла, в которых в образе князя Владимира Красно Солнышко и богатырях отразилась народная память об эпохе сложения Древнерусского государства и воплотилась мысль народа о единстве и независимости Отечества.
Былины первоначально в крестьянской среде были песнями, записанные учеными на Русском Севере, на берегу Белого моря. Крестьяне называли их старинами, поэтическими сказаниями о старом, о былом. В отличие от сказок, содержание былинных песен крестьяне считали достоверным и поэтому сохраняли в своей памяти такие большие, сложные произведения. Они понимали: из поколения в поколение необходимо рассказывать людям о важнейшем, что происходило в прошлом и может служить достойным примером в настоящем.
(слайд) Многие из былин начинаются с описания пира, который дает в своих палатах киевский князь Владимир Красно Солнышко. Почему именно так называли князя в народе? Современные трактовки образа князя опошливают, упрощают его образ, делают его карикатурным. (примеры мультсериала про богатырей). Всегда ли это оправдано? И по какому заказу создаются эти мультфильмы, так популярные среди наших детей и их родителей?
(слайд) Владимир Святой крестил Русь, первым стал укреплять границы Русской земли, ставя города-крепости, между городами повелел сделать засеки – валы с частоколами – в былинах – заставы крепкие. И воинов на заставы князь набирал из лучших мужей земель новгородских, смоленских, ростовских.
(слайд) Вспомните: Илья Муромец из муромского села Карачарова, Добрыня Никитич из Рязани, Алеша Попович из Ростова Великого. Так собирались на общее дело с разных концов Руси ее славные дети.
(слайд) Рассматривая фотографию памятника Св.Владимиру в Киеве, говоря о композиции его, делаем вывод о главном вкладе князя в историю Отечества.
(слайд) Правнук Св. Владимира, Владимир Мономах прославил имя прадеда своими воинским подвигами и воинскими делами. Он всю жизнь стремился установить порядок и согласие между князьями и объединить их для защиты Отечества от внешних врагов: кочевых племен. Время его княжения было периодом расцвета Киевской Руси, потому что князь руководствовался в своей деятельности не соображениями личной пользы, а желанием достичь блага для всей Русской земли. Это время расцвета искусства и литературы, (первые летописи), период относительного спокойствия для земледельцев и ремесленников.
(слайд) Он хотел передать своим детям то сокровище, которое в русской пословице звучит «Не продажное, а заветное». Вот что он написал в «Поучении детям» перед своей кончиной. «Всего же больше убогих не забывайте, но сколько можете, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и и не приказывайте убить его, не губите ни единой христианской души. Если же будете крест целовать (давать клятву) братии или кому иному, то проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а поцеловав крест, блюдите, как бы переступив, не погубить души своей. Ни смерти, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, мужской долг исполняйте, как вам Бог пошлет.»
Если опять обратиться к былинам, вспомним наказ, который получил от отца перед отъездом в Киев богатырь Илья Муромец, прося отцовского благословения….(…) Слышите, как перекликаются слова двух отцов в наказах своим детям.
В былинах Киевского цикла в образе Владимира Красно Солнышко запечатлена память о двух киевских князьях, двух знаменитых Владимирах, для которых единство и независимость Руси было смыслом жизни.
В былине об исцелении Ильи Муромца обсуждаем то, как богатырь учится управлять своей силой, с помощью старцев и наказов родителей. Сопоставляя эти мысли с пословицей «Жизнь дана на добрые дела» приходим к выводу, какими должны быть дела богатырей, и на что направлены их подвиги. Причем все они изначально бескорыстны и направлены на помощь людям.
(слайд) В эпизоде «Богатырский выбор», где Илья Муромец стоит на перепутье, сначала выбирает дорогу «убиту быть» и побеждает в битве с разбойниками, выбирая дорогу «женату быть» - освобождает пленников, выполняет долг освободителя, а на третьей дороге, где «богату быть», найдя несметные богатства, распоряжается ими с честью и достоинством: все отдает на общее дело, строит храм в Киеве – образ Неба, Пути к Добру.
Знакомство с былинами об Илье Муромце и Добрыне Никитиче проходит в сопоставлении нравственных ценностей, представленных в содержании былин и русских народных пословиц. «Жизнь дана на добрые дела», «Добрым путем Бог правит», «Не всяк злодей, кто часом лих»….(
Во фрагментах былин, которые дают картину битвы богатырей с противником, говорим с детьми о том, как богатыри используют свою силу. Отмечаем народное понимание того, что к побежденному противнику надо проявлять милость.(фрагмент м\ф)
Еще одна важная идея в народной культуре. Идея духовного братства. Прочитав обращение Ильи Муромца к своим соратникам «Ай же вы мои братья крестовые, Вы богатыри да святорусские!», вспоминаем понятие родства, сохранившееся в народной традиции. Не всегда кровное родство является единственно важным. Например, девичье родство при кумлении на Троицу, крестильное родство новорожденных детей, родство сватов, родство мужа и жены и их семей. Но больше всего ценилось крестовое братство – родство по духу после обмена крестами. Народная мысль гласит, что достойно совершать великие дела можно только тогда, когда у людей есть взаимопонимание и внутреннее духовное родство , духовное братство. Недаром создаются народные предания, связанные с образами братьев. Например, предания о братьях Кий, Щек и Хорив, основавшие Киев, братья Рюрик, Синеус и Трувор – первые новгородские князья, просветители славянских народов Кирилл и Мефодий, братья крестовые – богатыри русской земли. Мысль о братстве, кровном и духовном очень важна для народа. Хотя ученые утверждают, что точной, буквальной основы в реальности могло и не существовать. Но в этих преданиях народ выражает мысль о единстве людей, о необходимости взаимопонимания, любви и уважения между людьми и народами.
(слайд)В связи с этим в народных преданиях резко осуждется братоубийственная война (духовные стихи и «Житие Бориса и Глеба»). Рассматриваем с детьми понятие «своевольный» и «добровольный». Прилагаем эти понятия к поступкам братьев Святополка, Бориса и Глеба. И как эти поступки вели к сохранению единства государства или к его разрушению. Что именно оценили потомки в жизни этих людей. Кого причислили к лику святых, а за кем закрепилось прозвище Окаянный. И как в пословицах звучит эта же мысль: Добрая слава дороже богатства. И Доброе братство дороже богатства.
Богатыри не наемники князя, не дружина его. Это вольные, свободные люди. Они добровольно делают выбор и приезжают в Киев выполнять свой долг перед родной землей. Подтверждением этого являются слова Ильи Муромца, которыми он призывает своих товарищей постоять за веру и Отечество.(…) Не находим ли мы примеры такого служения Отечеству в истории славных героических дел нашего народа? Это и народной ополчение Минина и Пожарского, и героические подвиги в период Отечественной войны 1812 года, особенно партизанское движение, подвиги героев в русско-турецкой войне, героическая оборона Крыма и Севастополя, Владивостока и Петропавловска-Камчатского в 19 веке и, конечно, Великая Отечественная война, ее начало, бесконечные очереди у дверей военкомата, героизм на фронтах и в тылу, и, наконец, подвиги российских вольнонаемных воинов в современных локальных войнах.
(слайды) Всему этому мы находим подтверждение, просматривая и затем обсуждая видео-фильмы о героях России разных исторических эпох.
Таким образом, богатырская былинная Русь – это во-первых, народная память о тех, кто служил единству, чести и славе родной земли. А во-вторых, это мечта о народном единстве, чести и славе родной земли. Былины – это кладезь народной мудрости о подвиге, чести и достоинстве человека и воина. Это те скрижали, запечатленные в слове, генетически закрепленные в многих поколениях, на которые и должны ориентироваться наши современники, если они тоже желают единства, чести и славы родной земле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.