Бытовая ориентировка детей с РАС
Оценка 4.8

Бытовая ориентировка детей с РАС

Оценка 4.8
Памятки
docx
дефектология +1
Детсад—4 кл
12.12.2022
Бытовая ориентировка детей с РАС
Особенности и примеры обучению бытовым навыкам детей с РАС
бытовая ориентировка.docx

ПРИ ВЫБОРЕ НАВЫКОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ:

 

Интересы ребенка. Изначально навык не должен вызывать у ребенка негативного отношения. Например, если он боится звука, который издает работающий пылесос, то учить его пылесосить не следует до тех пор, пока страх не будет преодолен. В то же время, если у ребенка есть выраженные предпочтения, связанные с компонентами обучающей ситуаций, это также может неблагоприятно сказаться на обучении. Например, если ребенок очень любит играть с водой, то обучать его мыть посуду будет сложно, потому что он будет стремиться разбрызгивать воду, переливать ее и т.д.

 

Возможности организации среды для обучения. Надо решить, сможем ли мы организовать ситуацию обучения так, чтобы ребенок смог быть самостоятельным. В некоторых случаях, например, при обучении мыть посуду, может потребоваться перестановка мебели на кухне. Прежде чем начинать обучение, надо простроить пространственную организацию навыка.

 

Возможности применения этого навыка в повседневной жизни. Бытовые навыки по мере освоения должны встраиваться в повседневную жизнь ребенка. Поэтому следует заранее выяснить, заинтересованы ли родители ребенка в обучении конкретным бытовым навыкам, будут ли они задействовать его в домашней работе.

Возможности ребенка. Необходимо заранее продумать, как особенности двигательной сферы, восприятия, поведения скажутся на обучении тому или иному навыку. Если ребенок с трудом сосредоточивает внимание на предметах, то обучать его сложному навыку приготовления пищи, скорее всего, еще рано. Если у него плохая моторика, то не следует учить, например, заваривать чай – поскольку неосторожное движение может привести к травме. Надо решить, где ребенок справится, сам, а где ему потребуется помощь взрослого, и как за этой помощью обратиться. Например, в навыках, где задействована бытовая техника, не всех детей можно учить включать приборы в розетку. В таких случаях мы обучаем ребенка подойти к взрослому и сказать: «Включи, пожалуйста, пылесос».

 

 

 

Учитель-дефектолог

Мерзлякова Н.И.

 

 

БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

 

Формирование бытовых навыков у детей с аутизмом необходимо для социальной адаптации в будущем. В связи с нарушениями эмоциональной сферы, спонтанный интерес к бытовым действиям взрослых, подражание этим действиям, фактически отсутствуют.

 

 

ПРИМЕРЫ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ БЫТОВЫМ НАВЫКАМ:

 

Накрывать на стол – один из наиболее простых для обучения навыков. Можно учить ребенка приносить посуду только для себя или для всех членов семьи. Надо заранее проверить, сможет ли ребенок самостоятельно брать необходимые предметы: если полка, на которой обычно стоят тарелки, находится слишком высоко, то следует переставить их на полку пониже.

Убирать посуду после еды. Нужно направить ребенка последовательно убрать тарелки, чашки, столовые приборы, подставки и сложить их в раковину; собрать использованные бумажные салфетки и выбросить их в мусорное ведро. Как и при обучении другим навыкам, желательно избегать вербальных инструкций, помня о том, что сама ситуация со временем должна направлять ребенка к выполнению действий, а не руководство со стороны взрослого.

Обучение мыть посуду необходимо организовать так, чтобы ребенку была очевидна последовательность действий, которые необходимо выполнять. Как и для любого бытового навыка, взрослый должен продумать, какие шаги будут входить в состав навыка, и записать их. Следует закрепить список действий так, чтобы обучающий мог видеть его в момент обучения, поскольку удержать в памяти четкую последовательность операций поначалу не удается.

Если в доме имеется микроволновая печь, можно научить ребенка самостоятельно готовить простые блюда: каши быстрого приготовления, горячие бутерброды, замороженные овощи. Для обучения детей, не умеющих читать, можно использовать расписания в виде фотографий. В некоторых случаях достаточно использовать четкий алгоритм действий для того, чтобы ребенок его запомнил и мог действовать самостоятельно.

Обучение навыку пылесосить ковры можно проводить в несколько этапов.

На первом этапе используют ковры небольших размеров (площадью 2-3 квадратных метра), желательно темные и однотонные. Прежде чем обучать ребенка, надо искусственно загрязнить ковер, высыпав на него мелкие бумажки, крошки и т.п. Ребенка учат включать пылесос (самостоятельно или с помощью), а затем последовательно, полосами пылесосить ковер, удаляя грязь. Наша цель – чтобы ребенок последовательно передвигал щетку пылесоса по всему пространству ковра. Для того, чтобы он научился делать это самостоятельно, может потребоваться длительное время. Однако формирование двигательного стереотипа в сочетании с тем, что ребенок наглядно видит результат своей работы (ковер становится чистым), приводит к тому, что самостоятельность постепенно увеличивается. На втором этапе ребенка учат пылесосить ковры большей площади и несильно загрязненные. Третий этап – учить ребенка пылесосить ковер, на котором стоит мебель. Как правило, мелкие предметы (стулья, табуретки) учат отодвигать, пылесосить место, где они стояли, и ставить предметы на место. Под столами, креслами учат пылесосить, не сдвигая их с места. При сохранении четкой пространственной организации навыка (например, начиная с дальнего левого угла, двигаясь постепенно к ближнему правому) ребенок научается действовать самостоятельно.

 

 

Желательно привлекать детей с аутизмом к помощи во всех бытовых делах.  Участие в совместной деятельности не менее важно, чем самостоятельная работа по дому.

Фактически, любого ребенка можно научить выполнять простые действия, позволяющие принять участие в работе по дому. Например, тереть на терке овощи; сложить грязное белье из корзины в стиральную машину; переложить чистое белье из машины в таз и т.д. Можно учить детей резать овощи и хлеб, развешивать белье на веревки, складывать сухие полотенца и т.д. Обучение этим навыкам отвлекает родителей от собственных занятий, но следует помнить, что затраченные усилия обязательно окупятся в будущем.


 

ПРИ ВЫБОРЕ НАВЫКОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ПРИ ВЫБОРЕ НАВЫКОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРЫ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ БЫТОВЫМ

ПРИМЕРЫ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ БЫТОВЫМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022