Занятие на тему:
«Бытовые отходы. Необходимость их утилизации»
(35-40 мин)
Цель занятия: познакомить учащихся с влиянием отходов на окружающую среду и на здоровье человека; познакомить со способами утилизации ТБО.
Предварительная подготовка: заранее попросить учащихся принести на занятие различные виды ТБО – бумага, алюминиевая банка, батарейка, резина, пластиковая бутылка, ткань, стекло, деревянная деталь, стекло, лампа дневного света, кирпич и пр. и организовать выставку «Мусор – это просто… Мусор – это сложно…». Подготовить 1-2 небольших сообщения.
Оборудование: различные виды ТБО, компьютер с презентацией
Ход занятия:
Эпиграф к занятию «…Нет отходов, а есть неиспользованное сырье» Д.И. Менделеев.
Изучение нового материала:
Вещи окружают нас с самого
рождения до глубокой старости. Некоторые из них служат очень долго, передаются
из поколения в поколение, но таких очень мало. Другие сопровождают нас
несколько десятков лет. Но большинство вещей, отслуживших срок, превращаются в
отходы очень быстро.
Проблема отходов важна для одного человека и для всего человечества. Очень многие из нас не задумываются, что они выкидывают и куда это потом девается. А между тем, наш мусор – один из наших врагов. Он вреден уже хотя бы тем, что занимает площадь, которую можно было бы использовать для более полезных целей и портит пейзаж.
Настя нам немного расскажет об экологии и экологии в нашем родном Брединском районе
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Разные виды мусора наносят свой специфический вред и требуют разных мер обезвреживания. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
Учащиеся совершают обзорную экскурсию на выставку
«Мусор – это просто…Мусор – это сложно»
Текст экскурсии:
Вы уже посмотрели на «экспонаты» нашей выставки. Это содержимое наших мусорных контейнеров. Каков же типичный состав домашних отходов в Европе? Это Бумага и картон; органические материалы, пластик, текстиль, металлолом.
Если Кирпич: практически не наносит вреда природе, потому что является аналогом природных камней. На поверхности суши разрушается несколько тысяч лет, в воде – несколько сотен лет.
То Ртутные лампы: очень опасные экспонаты, в каждой ртутной лампе – 80-120 мг ртути (ПДК ртути в атмосфере 0,0003 мг в куб. метре).
!!!!!Жвачка использованная: синтетический полимер. Содержит микробы, живущие в полости рта и способствует их сохранению. Разрушается около 100 лет.
Автомобильные шины: сделаны из резины (искусственного полимера). На свалках эти отходы занимают очень много места. Не разлагаются. Переработка шин – не достаточно разработанная область. Переработанные шины могут использоваться для изготовления новых, для изоляции труб и проводов, производства различных покрытий, спортивных снарядов и многого другого. Очень эффективным оказалось добавление шинной крошки в асфальтовое покрытие дорог. Это улучшает эластичность дорожного покрытия и продлевает срок его эксплуатации в 4-5 раз.
Деревянная деталь: ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа древесины – естественный природный материал. В природе разлагается несколько десятков лет, окисляется кислородом воздуха и используется для питания различными микроорганизмами.
Макулатура: собственно бумага ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа бумаги – естественный природный материал. Однако, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. Разлагается в природе 2-10 лет. Макулатура составляет 30% нашего мусора. Для получения 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Тонны бумаги хватает в среднем на 2-4 жителя планеты в год. Производство бумаги энергоемко и сопровождается выделение загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в 2 раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает потребление воды на 60 %, энергии на 40%, загрязнение воздуха снижается на 74%, воды - на 35%.
Текстиль: хлопок и другие натуральные ткани никакого ущерба природе не наносят. Ткань из синтетических материалов при разложении может выделять ядовитые вещества. Время разложения хлопковых и льняных тканей 2-3 года, синтетических – до 100 лет.
Консервная банка: состоит из оцинкованного или покрытого оловом железа. Цинк, олово, железо, входящие в состав банки – ядовиты. Под действием растворенного в воде кислорода медленно окисляется до оксида железа (ржавчины), которая в некоторых условиях растворяется. На поверхности суши разлагается несколько десятков лет (до 90 лет), в пресной воде около 10 лет.
Пищевые отходы: вреда природе практически не наносят, так как используются для питания живыми организмами. Разлагаются в природе за 1-2 недели.
Банки из-под напитков: алюминий и его сплавы, ущерба природе практически не наносят. Под действием кислорода окисляются до оксида алюминия. Разлагаются на поверхности суши около 100 лет, в пресной воде – несколько десятков лет.
Батарейка: включает соединения цинка и марганца, которые опасны для человека. Цинк медленно окисляется под действием растворенного в воде кислорода. Оксид марганца медленно восстанавливается под действием растворенной в воде органике и растворяется. Разлагается на поверхности суши около 10 лет, в пресной воде – несколько лет, в соленой воде – около года.
Стекло: на поверхности суши разлагается около 1000 лет, в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – около 1-2 года. Битое стекло – причина лесных пожаров, травм животных и людей.
!!!!!Жвачка использованная: синтетический полимер. Содержит микробы, живущие в полости рта и способствует их сохранению. Разрушается около 100 лет.
Пластмасса: производится на нефтехимических предприятиях. Старая пластмасса является большой проблемой– на полигонах ТБО она занимает одно из ведущих мест; для ее производства используется нефть, которой не хватит навсегда. При сжигании пластмассы выделяются диоксины, воздействие диоксинов на человека сродни радиационному.
Как же решить проблему ТБО?
Ваши пути решения?
(учащиеся предлагают способы утилизации ТБО: сжигание, хранение на полигонах ТБО, переработка на специальных заводах)
Марина расскажет поподробнее
На уроках технологии мы с вами также делаем большое дело, вторично используем бросовый материал. Вот примеры в нашем кабинете (демонстрация)
Я: Это мы делаем на нашем школьном уровне, а как вы думаете, на уровне государства об этом говорят? Или кроме мусора хватает проблем?
Ответы ребят.
Послушаем Ажар .
Один из наших врагов как мы уже сказали – макулатура , это отходы от нашей с вами работы, учебы. Много остается «лишней бумаги» (показать)
Куда можно использовать вот такой лист?, а пол –страницы,? Да, в лучшем случае для черновиков. Сегодня как вариант использования отходов бумаги мы с вами сделаем экоручку. Перед вами коробка с необходимым : бумага, клей, и фурнитура для декоративного оформления, если успеем
Три бригады: 1- изготовление самой ручки,
Наматывать плотно, чтобы стержень не двигался и не мешал писать. Начинаем работу с большей стороны, следим, чтобы другой конец «не уходил на конус»
2 – изготовление колпачка,
Колпачок должен хорошо и прочно закрывать рабочую часть ручки, но также без проблем сниматься. Когда работаете с клеевым пистолетом, соблюдайте правила работы с э/приборами
3 - декоративное оформление.
Мы с вами уже пробовали, начинали эту работу, сегодня продолжим
Не забываем предназначение - ручка для письма, декоративность не должна мешать её использованию.
Работа по бригадам
Итак заканчиваем работы. Покажите гостям своё творчество. (передать гостям. «можете выбрать себе на память»)
Ребята 2 слова вы знаете, что утилизация авторучек очень сложна –отдельно сама пластмасса, потом стержень, и наконец – наконечник.
А вам понравилось изготавливать такие ручки? Сможете кого – нибудь научить?
Сегодня хотим мы сказать:
Мир наш станет гораздо чище,
Коль не мусорить, не плевать.
Если каждый усвоит твердо,
Чтоб планету свою спасти,
Должен быть ты за все в ответе
И других за собой вести!
Домашнее задание: сделать поделку на тему «Полезное из бесполезного» (предложить какие полезные вещи можно сделать из отходов).
Спасибо за работу. До свидания
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.