Cеминар практикум "Семейные традиции", направлен на то, чтобы донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях. Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка.Cеминар практикум "Семейные традиции", направлен на то, чтобы донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях. Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка.
Cеминар практикум "Семейные традиции"
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой
Цель: донести до родителей значимость семейного воспитания,привлечь
родителей кобмену опытом о семейных традициях.
Задачи:
Познакомить родителей с различными традициями в семье
и их значении в воспитании и развитии ребенка;
Подвести к пониманию того, что семья в воспитании и
развитии ребенка играет ведущую роль;
Показать значимость ведения семейного альбома в
воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка;
Заинтересовать темой, используя составление
генеалогического древа;
Вызвать положительные эмоции от проведенного
мероприятия и еще больше сплотить родителей;
Использовать опыт родителей в своей работе.
Предварительная работа: изготовление пригласительных, сбор
фотоматериала для презентации, составление анкет для родителей и детей,
интервьюирование детей на тему: «Семейные традиции».
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная
презентация «Семейные традиции», ручки,
бумага, распечатки на каждого «дерево»,
клейкарандаш, листочки из зеленой
бумаги, бланки анкет, папки –
раскладушки «Традиции в моей семье»
семей Мищенковой Ульяны и Азарова
Матвея.Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить
о семье, семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Для начала предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что означает слово –
семья?».
Высказывания родителей.
Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с
детьми (И. Даль).
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого
далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их
вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.
o В гостях хорошо, а…………. (дома лучше).
o Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами).
o Дерево держится корнями, а человек………… (семьей).
o Каково на дому, таково и………………(самому).
o Дети не в тягость, а……………….(в радость).
o Когда семья вместе, и…………… (душа на месте).
o Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна).
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера
всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании
ребенка – семье или д/саду? Ответы родителей.
Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка
определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье.
Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые
влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому
своих детей.
Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.
Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты
Что, повашему, входит в понятие «семейные традиции»?
1. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
2. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание
ребенка?
3. Какие положительные черты характера они воспитывают у
ребенка?
А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши
дети. (Итоги интервьюирования детей)
Семейные традиции – конечно, это и праздники, которые отмечаются всеми
членами семьи, торжественные обеды по выходным, «вечерние посиделки» собсуждением пройденного дня. Необычная организация дня рождения своего
ребенка («Поиск клада» в случае, если праздник проходит на природе;
розыгрыши и стилизованные вечеринки). Это и семейные прогулки выходного
дня (в парки, на природу, на дачу), походы в музеи, театры, кинотеатры. Это и
совместные игры с детьми (подвижные на природе, собирание пазл,
конструирование из ЛЕГО и т.д.). Это и составление своей родословной и
семейных альбомов. Также традицией является коллекционирование чего
либо, выбор профессии. Часто встречающейся традицией является ежегодный
отдых на море или выезд за город (на дачу, в деревню).
Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в
детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника. Вспомните
свое детство, как Вы ждали Новый год, или свой День рождения, считали дни
и часы!
Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? Родители
делятся своим опытом.
Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для
себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком
празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка
оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником
взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает
в нем нескромность и развязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться
заставить его выступать: петь или рассказывать стихи, встав на стульчик.
Ребенок сам выразит желание выступить, или можно придумать игру в
«Фанты».
Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к
празднику? Что это дает ребенку? Высказывания родителей.
Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно
принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и
ждут. (Хотя, взрослые тоже с удовольствием ждут сюрпризов).
Какие подарки вы дарите своим детям? (обмен опытом)
Конечно, сейчас такие времена, что детей мало чем можно удивить и
порадовать. Но, все же.
Подарки должны быть немного с опережением по возрасту; каждая игрушка
должна чтото развивать (мышление, память, внимание, моторику,
познавательный интерес), расширять кругозор. При этом следует обращать
внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери –
пусть он видит, насколько подрос за год.Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать
программу: игры, развлечения, конкурсы, концерт и т.д. украсят праздник и
сюрпризы, и сказочные персонажи (сейчас можно пригласить аниматоров, а
можно и самим нарядиться). От выдумки и фантазии взрослых зависит успех
детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и
проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети.
Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным.
Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет
семена доброты у вашего ребенка.
Теперь я задам вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье
человек.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – Я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с вами
интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас
много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода
человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И
корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род
силен, кто предков своих помнит и бережет.
Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается
5 минут)
У кого получился самый многочисленный род?
Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которое вы носите?
Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?
Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода.
Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и
потомков. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для
внуков. И ее можно оформить в виде семейной книги «Это я, твоя бабушка».
Так же, как существуют уже готовые альбомы, где есть места для
фотографий и записей («Наш малыш», «Наша свадьба», «Мой класс» и т.д.),
такие альбомы можно сделать своими руками.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от
дикости» (А. С.Пушкин)Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна
иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их
труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать,
как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, и в
наших силах оставить память о ней.
Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного
рода?(семейный альбом)
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной
стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.
Когда вы листала его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение,
которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с
родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным
рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и
стимулирует его запоминание.
Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на
дачу вместе с ребенком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие
личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а
прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо
собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с
ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц,
понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей
природы, провести с ребенком игры природного содержания, почитать
подходящие стихи, сделать зарисовки на подручных материалах, собрать
природный материал для поделок, перекусить на полянке и уходя забрать
свой мусор. Приучая тем самым правильно вести себя на природе, беречь и
охранять наш общий дом – лес.
Кто из вас часто ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ
имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны
способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и
природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно
начать собирать какиелибо коллекции у себя дома, особенно после
посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к
созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей;
развивает познавательный интерес.
Что можно коллекционировать? (презентация родителями видов
коллекций)
Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?В какие игры и как часто вы играете с ребенком?
Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство.
Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в
довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя
человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями,
представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в
этом нам помогает игра. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни.
Игра должна стать традиционной в каждой семье.
Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры
и уделять ей внимание. Осторожно и вдумчиво подбирать игры. Играть надо в
различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие,
компьютерные.
В наших с вами руках, чтобы дети выросли развитыми, грамотными и
образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей,
знали своих предков.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь