Cеминар практикум "Семейные традиции"

  • Лекции
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Cеминар практикум "Семейные традиции", направлен на то, чтобы донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях. Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка.Cеминар практикум "Семейные традиции", направлен на то, чтобы донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях. Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка.
Иконка файла материала Cеминар практикум Семейные традиции.docx
Cеминар практикум "Семейные традиции"  «Счастлив тот, кто  счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой Цель: донести до родителей значимость семейного воспитания,привлечь  родителей кобмену опытом о семейных традициях. Задачи: ­       Познакомить родителей с различными традициями в семье  и их значении в воспитании и развитии ребенка; ­       Подвести к пониманию того, что семья в воспитании и  развитии ребенка  играет ведущую роль; ­       Показать значимость ведения семейного альбома в  воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка; ­       Заинтересовать темой, используя составление  генеалогического древа; ­       Вызвать положительные эмоции от проведенного  мероприятия и еще больше сплотить родителей; ­       Использовать опыт родителей в своей работе. Предварительная работа: изготовление пригласительных, сбор  фотоматериала для презентации, составление анкет для родителей и детей,  интервьюирование детей на тему: «Семейные традиции». Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная  презентация «Семейные традиции», ручки, бумага, распечатки на каждого «дерево», клей­карандаш, листочки из зеленой бумаги, бланки  анкет, папки – раскладушки «Традиции в моей семье» семей Мищенковой Ульяны и Азарова Матвея.Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить  о семье, семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. Для начала предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что означает слово –  семья?».  Высказывания родителей.  Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с  детьми (И. Даль). С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого  далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их  вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете. o В гостях хорошо, а…………. (дома лучше). o Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами). o Дерево держится корнями, а человек………… (семьей). o Каково на дому, таково и………………(самому). o Дети не в тягость, а……………….(в радость). o Когда семья вместе, и…………… (душа на месте). o Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна). Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок. Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании  ребенка – семье или д/саду? Ответы родителей. Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей.  Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка  определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье.  Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые  влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.  Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому  своих детей. Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.   Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты Что, по­вашему, входит в понятие «семейные традиции»? 1.     Какие семейные традиции есть в Вашей семье? 2.     Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание  ребенка? 3.     Какие положительные черты характера они воспитывают у  ребенка? А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши  дети. (Итоги интервьюирования детей)  Семейные традиции – конечно, это и праздники, которые отмечаются всеми  членами семьи, торжественные обеды по выходным, «вечерние посиделки» собсуждением пройденного дня. Необычная организация дня рождения своего  ребенка («Поиск клада» ­ в случае, если праздник проходит на природе;  розыгрыши и стилизованные вечеринки). Это и семейные прогулки выходного  дня (в парки, на природу, на дачу), походы в музеи, театры, кинотеатры. Это и совместные игры с детьми (подвижные на природе, собирание пазл,  конструирование из ЛЕГО и т.д.). Это и составление своей родословной и  семейных альбомов. Также традицией является коллекционирование чего­ либо, выбор профессии. Часто встречающейся традицией является ежегодный отдых на море или выезд за город (на дачу, в деревню). Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.  Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в  детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника. Вспомните  свое детство, как Вы ждали Новый год, или свой День рождения, считали дни  и часы! Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?  Родители  делятся своим опытом. Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для  себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком  празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка  оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником  взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает  в нем нескромность и развязность. Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться  заставить его выступать: петь или рассказывать стихи, встав на стульчик.  Ребенок сам выразит желание выступить, или можно придумать игру в  «Фанты». Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к  празднику? Что это дает ребенку? Высказывания родителей. Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно  принимать участие и взрослым, и детям. В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и  ждут. (Хотя, взрослые тоже с удовольствием ждут сюрпризов). Какие подарки вы дарите своим детям? (обмен опытом) Конечно, сейчас такие времена, что детей мало чем можно удивить и  порадовать. Но, все же. Подарки должны быть немного с опережением по возрасту; каждая игрушка  должна что­то развивать (мышление, память, внимание, моторику,  познавательный интерес), расширять кругозор. При этом следует обращать  внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него. Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери –  пусть он видит, насколько подрос за год.Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать  программу: игры, развлечения, конкурсы, концерт и т.д. украсят праздник и  сюрпризы, и сказочные персонажи (сейчас можно пригласить аниматоров, а  можно и самим нарядиться). От выдумки и фантазии взрослых зависит успех  детского торжества. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и  проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети.  Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным.  Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет  семена доброты у вашего ребенка. Теперь я задам вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье  человек. Послушай, вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка, А самый младший – Я. Какая же у нас семья? (6 человек) Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с вами  интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас  много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода  человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И  корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род  силен, кто предков своих помнит и бережет. Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается 5 минут) У кого получился самый многочисленный род? Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки? Кто придумал имя, которое вы носите? Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом? Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода.  Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и  потомков. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для  внуков. И ее можно оформить в виде семейной книги «Это я, твоя бабушка».  Так же, как существуют уже готовые альбомы, где есть места для  фотографий  и записей («Наш малыш», «Наша свадьба», «Мой класс» и т.д.),  такие альбомы можно сделать своими руками. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от  дикости» (А. С.Пушкин)Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна  иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их  труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать,  как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, и в  наших силах оставить память о ней. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного  рода?(семейный альбом) Есть ли в вашем доме семейный альбом? Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной  стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Когда вы листала его в последний раз? Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение,  которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с  родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и  стимулирует его запоминание. Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на  дачу вместе с ребенком? Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие  личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а  прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо  собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с  ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц,  понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей  природы, провести с ребенком игры природного содержания, почитать  подходящие стихи, сделать зарисовки на подручных материалах, собрать  природный материал для поделок, перекусить на полянке и уходя забрать  свой мусор. Приучая тем самым правильно вести себя на природе, беречь и  охранять наш общий дом – лес. Кто из вас часто ходит с детьми в музеи, театры? Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ  имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны  способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и  природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи. Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно  начать собирать какие­либо коллекции у себя дома, особенно после  посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к  созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей;  развивает познавательный интерес. Что можно коллекционировать? (презентация родителями видов  коллекций) Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?В какие игры и как часто вы играете с ребенком? Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство.  Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в  довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя  человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями,  представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в  этом нам помогает игра. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни.  Игра должна стать традиционной в каждой семье. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры  и уделять ей внимание. Осторожно и вдумчиво подбирать игры. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие,  компьютерные. В наших с вами руках, чтобы дети выросли развитыми, грамотными и  образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей,  знали своих предков.  Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь