Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: " Ч.Айтматов «Волки шли по следу»Тема: " Ч.Айтматов «Волки шли по следу» Цели урока: Образовательная: изучение произведения Ч. Айтматова «Волки шли по следу», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста. Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.Цели урока: Образовательная: изучение произведения Ч. Айтматова «Волки шли по следу», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста. Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.
Иконка файла материала Тема1.docx
Тема: " Ч.Айтматов «Волки шли по следу» Цели урока: Образовательная: изучение произведения  Ч. Айтматова «Волки шли по следу», помочь  учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы  Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста. Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать  культуроведческую компетенцию школьников. Тип урока: чтение и изучение художественного текста. Форма урока: работа в творческой мастерской.  Оборудование урока: портрет писателя, Учебник                                                Ход урока I. Вступительное слово учителя. II. Слово о Ч. Айтматове. Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.        Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953.   В   1952   начал   публиковать   в   периодической   печати   рассказы   на   киргизском   языке.   По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамил », принёсшая Айтматову мировую известность.             31   августа   1973   года   Чингиз   Айтматов   подписал   Письмо   группы   советских   писателей   в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.         В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.        В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».          Депутат  Верховного  Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского  совета СССР,   член   ЦК   Компартии   Киргизии,   член   секретариата   Союза   писателей   и   Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и   Африки,   главный   редактор   журнала   «Иностранная   литература»,   инициатор   международного интеллектуального движения «Иссык­кульский форум».       Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении.   Похоронен   14   июня   в   историко­мемориальном   комплексе   «Ата­Бейит»   в   пригороде Бишкека. III.Сюжет ,структура произведения. (Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны   ­   человек   подчиняет   себе   и   использует   природу,   потребляя   её   через   плоды   своей деятельности,  а   с  другой  стороны   ­  разрушает   своими  преобразованиями.  Таким   образом,  мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства,   гармонии,   но   на   самом   деле   ­   всё   наоборот.   Об   этом   и   говорит   Чингиз   Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!) Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии ­ жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.  Этот   роман   ­   как   крик.   Как   отчаянный   призыв,   обращенный   к   каждому   из   нас.   Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так ­ на пределе ­ обострилось и сгустилось в мире. яяСинеглазая волчица пощадила Авдия, а люди ­ распяли. "Спаси меня, волчица", ­ произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать ­ волчица", ­ думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." ­ И голова его безвольно упала вниз". IV. Обсуждение основных проблем. 1)Экологическая проблема. ­Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”. Своеобразие   задач   вызвало   и   своеобразие   поэтики   романа.   Глобальность   замысла   не укладывалась   ни   в   рамки   “обличительной”,   ни   “экологической”,   ни   традиционной   социально­ аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы – характеры.  Выступление обучающегося. (Журнал “Москва”)  (Самое   яркое   и   сильное   в  романе  –   начало.   Сцена   бойни  сайгаков,   когда,   подобно  пожару   в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же   самое   –   сайгаки,   волки   –   все   вместе,   гонит   общая   беда   –   человек.   Эти   сцены   блестяще написаны.) V.Работа по тексту . ­ Случайно ли введены в роман волки? . (Волки   для   тюрков  –   тотемные  животные.   И  сами  имена  их:   Акбара  –  “великая”,   Ташчайнар   – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все   ощущения   точны,   все   продумано.   И   все­таки   в   этом   произведении   Айтматов   –   художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу. (“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары,  “Буранный полустанок” – верблюд Коронар,  “Белый пароход” – рогатая мать – олениха). ­ С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку – волк”, а может быть, наоборот   волк   волку   –   человек?   А   мотив   совести   разве   не   проходит   через   синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару? .   Волки   не   просто   очеловечены   в   романе.   Они   наделены   в   нем   высокой   нравственной   силой, благородством,   чего   лишены   люди,   противопоставленные   им   в   романе.   Именно   в   Акбаре   и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.      Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде  не   должен быть нарушен. Пока  не  трогали  ее  саванну,  Акбара  могла,  встретив  в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.     Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно – технической  революцией   и   лишенный  исторической   памяти,   природного  чувства   и   социального разума человек обрекает  природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть. Сайгаки – ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки. С образами животных связаны и многие легенды у Ч.Айтматова. И мы должны  спасти землю от ядерных  ракет, взрывов. Это главная экологическая проблема. Спасти Землю. Итог урокаДомашнее задание: пересказ