Ч. Айтматова «Волки шли по следу»
Оценка 4.9

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
06.06.2017
Ч. Айтматова «Волки шли по следу»
Тема: " Ч.Айтматов «Волки шли по следу»Тема: " Ч.Айтматов «Волки шли по следу» Цели урока: Образовательная: изучение произведения Ч. Айтматова «Волки шли по следу», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста. Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.Цели урока: Образовательная: изучение произведения Ч. Айтматова «Волки шли по следу», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста. Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.
Тема1.docx
Тема: " Ч.Айтматов «Волки шли по следу» Цели урока: Образовательная: изучение произведения  Ч. Айтматова «Волки шли по следу», помочь  учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы  Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста. Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать  культуроведческую компетенцию школьников. Тип урока: чтение и изучение художественного текста. Форма урока: работа в творческой мастерской.  Оборудование урока: портрет писателя, Учебник                                                Ход урока I. Вступительное слово учителя. II. Слово о Ч. Айтматове. Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.        Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953.   В   1952   начал   публиковать   в   периодической   печати   рассказы   на   киргизском   языке.   По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамил », принёсшая Айтматову мировую известность.             31   августа   1973   года   Чингиз   Айтматов   подписал   Письмо   группы   советских   писателей   в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.         В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.        В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».          Депутат  Верховного  Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского  совета СССР,   член   ЦК   Компартии   Киргизии,   член   секретариата   Союза   писателей   и   Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и   Африки,   главный   редактор   журнала   «Иностранная   литература»,   инициатор   международного интеллектуального движения «Иссык­кульский форум».       Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении.   Похоронен   14   июня   в   историко­мемориальном   комплексе   «Ата­Бейит»   в   пригороде Бишкека. III.Сюжет ,структура произведения. (Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны   ­   человек   подчиняет   себе   и   использует   природу,   потребляя   её   через   плоды   своей деятельности,  а   с  другой  стороны   ­  разрушает   своими  преобразованиями.  Таким   образом,  мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства,   гармонии,   но   на   самом   деле   ­   всё   наоборот.   Об   этом   и   говорит   Чингиз   Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!) Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии ­ жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.  Этот   роман   ­   как   крик.   Как   отчаянный   призыв,   обращенный   к   каждому   из   нас.   Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так ­ на пределе ­ обострилось и сгустилось в мире. яя Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди ­ распяли. "Спаси меня, волчица", ­ произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать ­ волчица", ­ думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." ­ И голова его безвольно упала вниз". IV. Обсуждение основных проблем. 1)Экологическая проблема. ­Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”. Своеобразие   задач   вызвало   и   своеобразие   поэтики   романа.   Глобальность   замысла   не укладывалась   ни   в   рамки   “обличительной”,   ни   “экологической”,   ни   традиционной   социально­ аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы – характеры.  Выступление обучающегося. (Журнал “Москва”)  (Самое   яркое   и   сильное   в  романе  –   начало.   Сцена   бойни  сайгаков,   когда,   подобно  пожару   в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же   самое   –   сайгаки,   волки   –   все   вместе,   гонит   общая   беда   –   человек.   Эти   сцены   блестяще написаны.) V.Работа по тексту . ­ Случайно ли введены в роман волки? . (Волки   для   тюрков  –   тотемные  животные.   И  сами  имена  их:   Акбара  –  “великая”,   Ташчайнар   – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все   ощущения   точны,   все   продумано.   И   все­таки   в   этом   произведении   Айтматов   –   художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу. (“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары,  “Буранный полустанок” – верблюд Коронар,  “Белый пароход” – рогатая мать – олениха). ­ С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку – волк”, а может быть, наоборот   волк   волку   –   человек?   А   мотив   совести   разве   не   проходит   через   синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару? .   Волки   не   просто   очеловечены   в   романе.   Они   наделены   в   нем   высокой   нравственной   силой, благородством,   чего   лишены   люди,   противопоставленные   им   в   романе.   Именно   в   Акбаре   и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.      Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде  не   должен быть нарушен. Пока  не  трогали  ее  саванну,  Акбара  могла,  встретив  в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.     Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно – технической  революцией   и   лишенный  исторической   памяти,   природного  чувства   и   социального разума человек обрекает  природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть. Сайгаки – ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки. С образами животных связаны и многие легенды у Ч.Айтматова. И мы должны  спасти землю от ядерных  ракет, взрывов. Это главная экологическая проблема. Спасти Землю. Итог урока Домашнее задание: пересказ

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»

Ч. Айтматова «Волки шли по следу»
Скачать файл