Чайковский. Слава и гордость земли русской
Оценка 4.8

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
музыка +1
7 кл—11 кл +1
02.10.2018
Чайковский. Слава и гордость земли русской
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», - писал Пётр Ильич Чайковский... Музыку Чайковского знают все. Во всем мире восхищаются его операми и симфоническими произведениями. Его справедливо относят к числу величайших композиторов мира, а в Москве каждые два года проводится Международный конкурс, который носит его имя. Чайковский родился в небольшом городке Воткинске, где его отец служил инженером на заводе. По вечерам в доме собирались его сослуживцы, страстные любители музыки.
10.docx
Чайковский. Слава и гордость земли русской «Я желал бы всеми силами души,  чтобы  музыка моя распространялась, чтобы  увеличивалось число людей, любящих ее,  находящих в ней утешение и опору», ­ писал  Пётр Ильич Чайковский... Музыку Чайковского знают все. Во всем мире  восхищаются его операми и симфоническими  произведениями. Его справедливо относят к числу  величайших композиторов мира, а в Москве  каждые два года проводится Международный  конкурс, который носит его имя. Чайковский родился в небольшом городке  Воткинске, где его отец служил инженером на  заводе. По вечерам в доме собирались его  сослуживцы, страстные любители музыки. Отец играл на флейте, мать пела. Маленький Пётр уже с  пяти лет любил «фантазировать» на рояле.  Впоследствии он говорил, что сочинять стал с тех  пор, как узнал музыку. Звуки музыки преследовали его повсюду, он их слышал, даже когда было тихо.  Из его детских историй известно, как однажды  вечером гувернантка Фанни Дюрбах застала  мальчика в слезах. «О, эта музыка!.. Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, здесь, ­ рыдал он,  указывая на голову, ­ она не даёт мне покоя». Однако после окончания гимназии Чайковский  поступил в училище правоведения и, получив  диплом, стал работать в Министерстве юстиции.  Но правоведа из него не получилось. Незадолго до окончания училища Чайковский  перенёс тяжёлый удар, оставивший неизгладимый  след в его душе, — от холеры умерла горячо любимая мать. Эта потеря наложила отпечаток на  все его последующие отношения с женщинами —  он все время искал ту, которая могла бы хоть  отчасти заменить ее. Антон Рубинштейн. Портрет  кисти Ильи Репина (1887 г.) В 1861  году  Чайковский путешествует по Европе. Именно там  у него созрело желание серьёзно заниматься музыкой. Сразу же по возвращении в Петербург он  становится студентом Консерватории по классу  композиции. Его наставник — знаменитый Антон  Рубинштейн. За три года он окончил весь курс с большой  серебряной медалью, а в 1866 году по  приглашению Николая Рубинштейна, переехал в  Москву, где получил место профессора классов  свободного сочинения, гармонии, теории и  инструментовки в только что основанной  консерватории. Уже к этому времени появилось несколько его  произведений, которые принесли ему известность.  Музыкальные критики отмечали необыкновенный  талант их автора. После первого исполнения  кантаты на оду Ф. Шиллера «К радости» в 1866  году известный петербургский музыкант и критик Г. А. Ларош писал Чайковскому: «Вы самый  большой музыкальный талант современной  России». В том же году Чайковский начинает писать свою  Первую симфонию «Зимние грёзы». Премьера ее  состоялась в 1868 году. Успех превзошёл все  ожидания. Кстати, Первую симфонию больше  всего любил и сам Чайковский, считая это своё  произведение ещё незрелым, но гораздо  содержательнее и лучше других, более зрелых. Он  показал себя гениальным последователем Глинки,  развивая заложенные им традиции национального  музыкального стиля и русского симфонизма. 1868 год принёс Чайковскому радость творчества  и горечь разочарования. В этот год Пётр Ильич  впервые услышал известную итальянскую певицу  Дезире Арто, которая приехала в Москву на итальянский сезон и пела в опере Россини  «Отелло». Она полностью завладела его мыслями.  Он посвящает ей свои новые произведения, в  частности Романс для фортепиано. Чайковский  делает Арто предложение руки и сердца, и она его  принимает. Однако друзья композитора были  категорически против этого брака, опасаясь, что  Пётр Ильич перестанет заниматься музыкой,  сопровождая жену во время гастролей. О том, что  эта избалованная вниманием знаменитая певица  останется в России, не могло быть и речи.  Неизвестно, что стало причиной неожиданного  решения Дезире Арто, но она расторгла помолвку  и вышла замуж за испанского певца М. Падилью­и­ Рамоса. Это известие потрясло Чайковского, и он  ещё больше погрузился в работу. В 1869 году он создаёт увертюру­фантазию «Ромео и Джульетта». Несмотря на то, что сам композитор был доволен своим произведением, считая его  лучшим из созданного им до сих пор, после  первого же успешного исполнения он все­таки  решил переработать его. Это, кстати, являлось  характерным для его творчества. Он по несколько  раз перерабатывал многие свои произведения,  доводя их до совершенства. Это относится и к  «Зимним грёзам», и к опере «Кузнец Вакула», в  позднейшей редакции названной «Черевички», и ко всем остальным ранним и поздним произведениям. Исследователи творчества композитора отмечают,  что произведения Чайковского 70­х годов, в  частности «Ромео и Джульетта», а также  симфоническая фантазия «Буря» (по Шекспиру) и  «Франческа да Римини» (по «Божественной комедии» Данте) наметили ту трагическую линию,  которая выявилась особенно ярко в последние  годы его жизни. Весной 1875 года Чайковский начинает работу над  балетом «Лебединое озеро», премьера которого  состоялась в Большом театре 20 февраля 1877  года. Начиная с «Лебединого озера», Чайковский и в других своих балетах – «Спящая красавица»,  «Щелкунчик» ­ будет развивать фантастическую  тему. «Лебединое озеро» критики назвали  «симфонией в балете», так как музыка в нем не  просто дополняла танцы, а развивалась в  соответствии со своей особой драматургией. Обложка первого издания  альбома «Времена года» Как обычно, не успев  закончить одно произведение, Чайковский  принялся за другое. Одновременно с работой над  балетом он начинает писать цикл пьес для  фортепиано «Времена года». Это сочинение  повествует о жизни и смерти ­ о скорби,  страданиях, неизбежности утрат и непреходящем течении времени. Но в нем все­таки звучит и  жизнеутверждающее начало. Эти мотивы в  творчестве Чайковского возникают не случайно.  Они характерны и для его более поздних  произведений. Работа в консерватории начинает тяготить его,  прежде всего тем, что отбирает «самое  драгоценное в жизни» ­ время для собственного  творчества. Хотя композитор всегда был готов  оказать любую помощь и поддержку молодым  талантам, для себя он хотел свободы, чтобы безо  всяких помех отдаваться творчеству. За эти годы  создано немало талантливых произведений, но  работать урывками ему надоело. Надо было  уходить из консерватории, но в таком случае он  оставался без средств к существованию.  Чайковский не может найти выход из создавшейся ситуации и все больше испытывает чувство  неудовлетворённости. Он пишет друзьям: «Мне  кажется, что я ... начинаю повторять себя ...  Неужели моя песенка спета и дальше я не  пойду?..» Если раньше критические рецензии мало  его задевали, то теперь он болезненно  воспринимает любые критические замечания. Пытаясь преодолеть душевный кризис, Чайковский решает изменить свою жизнь и неожиданно для  всех женится на Антонине Ивановне Милюковой,  совершенно чужой ему женщине и по характеру, и  по духу. Этот необдуманный поступок едва не  закончился трагедией. Вскоре после женитьбы в  сентябре 1877 года Чайковский в состоянии  «близком к безумию» уезжает с братом за границу.  А уже в начале 1878 года он пишет: «Я покоен,  здоров, счастлив...» И все­таки, несмотря на душевный кризис, 1877  год стал для Чайковского очень плодотворным. В  этот год он создал два больших сочинения:  Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин»,  которые ознаменовали расцвет его творчества и  сыграли решающую роль в последующем развитии  русской оперы и симфонии. В 1878 году, наконец, разрешилась и другая  проблема. После 12 лет преподавательской работы Чайковский уходит из консерватории. Это решение композитор принял по настоянию фон Мекк,  своего «лучшего друга», как он всегда называл ее.  Их необычную дружбу называют «романом в  письмах». Они ни разу не встретились и общались  только в письмах. Надежда Филаретовна фон  Мекк, вдова инженера путей сообщения, который  оставил жене миллионное состояние, была страстной любительницей музыки и большой  поклонницей творчества Чайковского. Она также  оказывала поддержку Московской консерватории  и Русскому музыкальному обществу. В своих письмах к фон Мекк Чайковский делился  всем самым сокровенным, рассказывал ей о себе,  размышлял о творчестве, обо всем, что его  волновало. Дружеское участие Н. Ф. фон Мекк в  судьбе композитора изменило его материальное  положение и обеспечило желанную независимость  и свободу. Теперь Чайковский только сочиняет музыку, много путешествует, подолгу живёт за рубежом ­ в  Швейцарии, Италии, в Париже, других городах  Западной Европы. Его творческие интересы  становятся шире и разнообразнее, о чем говорят  большинство крупных сочинений: оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883),  «Чародейка» (1887), программная симфония  «Манфред» (по Байрону, 1885), Пятая симфония  (1888). Эти «годы странствий» стали для него  периодом «накопления новых и новых творческих  сил, художественного мастерства и мудрости». Имя Чайковского становится известно во всем  мире, его произведения исполняются в Европе и  Америке, иногда даже раньше, чем в России. С середины 80­х годов он все чаще приезжает в  Москву и подолгу живёт в ее окрестностях.  Композитор покупает небольшой дом в Клину. Там и написаны его лучшие произведения последних  лет ­ Пятая и Шестая симфонии, оперы «Пиковая  дама», «Чародейка», балеты «Спящая красавица»  и «Щелкунчик». На склоне лет Чайковский, преодолев свою  мучительную застенчивость, встал за дирижёрский  пульт. В 1891 году он с огромным успехом  выступал в США. В 1893 г. в Англии, в  Кембриджском университете, ему было присвоена  степень почётного доктора Кембриджского  Университета.   В последний период жизни (1887 ­ 1893)  композитор создал наиболее трагические  произведения ­ оперу «Пиковая дама» (1890) и  Шестую симфонию (1893), а наряду с ними ­  полные тепла и солнечного света балет «Спящая  красавица» (1889) и оперу «Иоланта» (1891). Пётр Ильич Чайковский.  Портрет кисти Николая Дмитриевича Кузнецова  (1893 г.) В октябре 1893 года в Петербурге  состоялась премьера Шестой симфонии. А через  девять дней, 25 октября 1893 года, Чайковский  скончался. Ему было 53 года. Скоропостижная  смерть композитора вызвала в обществе толки, что будто бы он покончил жизнь самоубийством. Но ясных доказательств тому нет никаких. В  Петербурге в это время была эпидемия холеры, и,  по всей вероятности, Чайковский умер именно от  неё (об этом свидетельствовали и его лечащие  врачи). Во всяком случае, хоронили его по  православному обряду, что было бы невозможно,  если бы версия о самоубийстве подтвердилась.  Более того, Чайковского отпевали в Казанском  соборе — первый случай, когда в этом соборе  служили панихиду по человеку не дворянского  сословия. На похоронах великого композитора  присутствовало более шестидесяти тысяч человек. Чайковский оставил после себя огромное  музыкальное наследие, которое стало частью  мировой культуры. Композитор создал  произведения почти во всех музыкальных жанрах; кроме того, писал музыкально­критические статьи, учебники, в частности, написал первый русский  учебник «Руководство к практическому изучению  гармонии», дневники, почти 5 тысяч писем. В 1940 ­ 1974 гг. в издательстве «Музыка» вышло  Полное собрание сочинений композитора из 62  томов музыкальных произведений, а в 1953 ­ 1981  гг. ­ 17 томов его литературных произведений и  переписки. Очень многое из того, что сделал П. И.  Чайковский, можно определить словом «впервые». Он создал новый симфонический жанр ­  трагическую симфонию, новый для русской оперы  жанр ­ лирико­психологическую драму, новый в  русской музыке классический балет, который  впоследствии оказал сильное влияние на развитие  мирового балета. Звуки музыки   Первый фортепианный концерт си­бемоль  минор, соч. 23 Это произведение Чайковского не сразу было  понято современниками, но впоследствии  прославило своего автора. Первый фортепианный концерт Чайковского стал  действительно первым ­ первым образцом  национальной классики в концертном жанре. Уже  были созданы концерты Рубинштейна ­  талантливые, блестящие. Но это ещё не было в  полной мере русской классикой. Появление концерта воодушевило многих  любителей музыки в России. «Поздравляю с первым русским фортепианным концертом,  написал его Пётр Ильич»,­ писал весною 1875 года  С. И. Танеев. В этом произведении Чайковский использовал  малороссийские народные мотивы. В первой части  это ­ напев украинских слепцов­лирников, в  финале ­ песня «Выйди, выйди, Иваньку».  Впрочем, не все сразу приняли и поняли  замечательное своеобразие этого подарка русской  музыке. Знаменитый пианист Николай  Рубинштейн, которому был посвящён Первый  концерт, встретил его в штыки: «Концерт никуда  не годится...». Кроме того, он считал, что его  почти невозможно исполнить (через несколько лет  почти та же история повторится со Скрипичным  концертом). В ответ Чайковский вспылил: «Я не  изменю ни единой ноты», и снял посвящение Рубинштейну. Впоследствии концерт вы ходил с  посвящением Гансу фон Бюлову, который и  исполнил его впервые. Вскоре Первый фортепианный концерт стал одним  из самых известных и репертуарных произведений  П. И. Чайковского. А в качестве одного из его  блестящих исполнителей прославился... Николай  Рубинштейн, некогда столь безапелляционно  отвергший его.   Полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковский часто черпал вдохновение в народной и танцевальной музыке. Танцу находится место  не только в балетах, но и в «Евгении Онегине», а  также во многих инструментальных  произведениях композитора... Характерной чертой творчества Чайковского в  целом является широкое использование народной  мелодики и танцевальных форм. Это касается не  только знаменитых балетов композитора, где  наличие соответствующих элементов диктуется  законами жанра, но также симфоний и других  произведений. Удивительно органично, например,  звучит полонез в опере «Евгений Онегин».  Полонезом открывается третий акт оперы. Своею  беззаботностью он контрастирует с драматизмом  разворачивающихся на глазах у зрителей событий:  Онегин вернулся из путешествия и, попав в дом  своего старинного приятеля Гремина, встретился  там с Татьяной, его женою. Надо думать, вы  помните, какая буря чувств охватила Евгения при  этой встрече, как был он поражён переменой,  произошедшей в Татьяне. Энергичная, полная жизни танцевальная музыка  подчёркивает одиночество героя, обречённого на  страдание.   Серенада для струнного оркестра, соч. 48. Вальс Это одно из самых бесконечно очаровательных и  популярных произведений Чайковского. Даже сам  композитор признавал его одним из своих  любимых, отмечая, что чем больше оркестр, тем  лучше звучание произведения. Несмотря на то, что  он был великолепным мастером оркестровки,  всегда знающим, какие инструменты использовать  для достижения максимального эффекта, в  Серенаде слышно, что его природная  изобретательность и воображение были способны произвести на свет богатую палитру звучания,  задействовав только одни струнные. На первом исполнении в 1880 году Вальс вызвал  столько аплодисментов, что был исполнен на бис.  В нём звучит замечательная мелодия, вкрадчивая  главная тема, подхваченная оркестром с его  ритмичным вальсом. Здесь Чайковский передаёт в  музыке счастливое и беззаботное состояние.   Романс, соч. 5 в переложении для струнного  оркестра Романс был написан после неудачного увлечения  композитора итальянской певицей Дезире Арто  (сопрано). В первоначальном варианте он  создавался для фортепиано. В оркестровом  переложении основную мелодию ведут скрипки, дважды прерываемые оркестром с живой, более  оптимистичной темой. Но даже в ней, вплоть до  самого конца, можно услышать меланхоличные,  грустные нотки, которые придают мелодии едва  уловимые цыганские интонации. Гимн любви. Свадебный марш Мендельсона Без этой мелодии невозможно представить себе  самый счастливый день жизни. Она ­ главная  музыка свадьбы, называемая «Марш  Мендельсона». Проходят десятилетия, а  «Свадебный марш» не кажется кризисом жанра, и  ему не спешат найти замену. Но мало кто знает,  каким человеком был композитор, написавший ее,  и был ли любим, и любил ли сам? 3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье богатого  банкира А. Мендельсона­Бартольди родился  мальчик. Его назвали Якоб Людвиг Феликс.  Феликс значит "счастливый". Жизнь, кажется,  оправдывала это имя: все было к услугам  одаренного ребенка, все давалось ему легко,  словно игра: языки и литература, музыка и  рисование, плавание и верховая езда. Красивая внешность, богатство, блестящее  образование и талант. Он владел этими  «сокровищами», о которых многие лишь мечтали.  Феликс с успехом мог бы стать математиком,  юристом, филологом, художником, музыкантом.  Но только музыка станет его жизнью. В 17 лет Феликс Мендельсон пишет увертюру «Сон в летнюю ночь» и «просыпается» известным  композитором. Через шестнадцать лет после своего первого счастливого взлета прусский  король поручает ему написать музыку к этой  комедии Шекспира. К своей юношеской увертюре  Феликс добавляет ряд номеров, среди которых и  «Свадебный марш», сделавший его имя  бессмертным. Феликс Мендельсон выступает как пианист,  дирижирует, интерпретирует музыкальные  произведения, сочиняет музыку. Но сердце  музыканта свободно. Легкие влюбленности быстро  проходят. И ему начинается казаться, что большая  любовь никогда не случится в его благополучной  жизни. В конце октября 1830 года Феликс отправляется в  Италию: эта страна всегда дарила ему  вдохновение. Сочная зелень садов и  виноградников, освещенных теплыми лучами солнца, и высокое безоблачное небо. «Как  гармонично вписываются в колорит природы  итальянские женщины в ярких нарядах с цветами в  волосах!», ­ восторгался Мендельсон. Сначала была Венеция. Потом Рим. Здесь он  напишет «Итальянскую симфонию», и именно  здесь в его воображении возникнет образ любимой  женщины. Феликс совершает долгие прогулки по  окрестностям Рима и любуется пейзажами. Он  часто бывает в Ватикане. Однажды в зале одного из музеев Феликс Мендельсон остановился около  картины Николы Пуссена «Святая Сесилия». Покровительница музыки была изображена у  клавикорда. Она наигрывала какую­то мелодию,  которую внимательно слушали девочка и мальчик.  Ласковый взгляд был обращен на двух танцующих  купидонов, третий ­ парил над ними. Он долго смотрел на эту прекрасную женщину и был уверен,  что она олицетворяет благородство, гармонию,  красоту. Покидая Ватикан, Феликс полушутя сказал себе,  что когда­нибудь он обязательно встретит такую  Сесилию и она станет его женой. Безмятежное  лицо Святой Сесилии будет сниться ему долгие  пять лет. Светлое видение тускнело под волнами  новых жизненных впечатлений, но не исчезало. Оно воскресло неожиданно и воплотилось в образе  прекрасной девушки. Эту встречу,  предопределенную им самим, подарит летний  вечер во Франкфурте­на­Майне. Феликс приехал  сюда совершенно случайно, чтобы заменить  заболевшего друга, который работал дирижером в  «Музыкальном обществе Святой Сесилии». Мендельсон и группа молодых людей, любителей  хоровой музыки, отправились музицировать в лес.  Зеленая лужайка стала импровизированной сценой, над которой куполом сплетались кроны вековых  деревьев. Неподвижный теплый воздух, запах  цветущих растений, звуки музыки создавали  сказочную атмосферу. Звучала здесь и «Песня  жаворонка» Мендельсона. Когда темнота окутывала лес, вся поляна  осветилась огнями факелов, фонарей, свечей, и  последовал веселый ужин на траве. Феликс  заметил, что недалеко от него сидит девушка. У  нее было красивое лицо с правильными чертами,  окаймленное локонами. Композитор не мог  оторвать от него взгляд. Но не только очарование  девушки притягивало Феликса. Этот образ будил  воспоминание, давно живущее в его сердце. Даже черты лица казались знакомыми. Пикник подходил  к концу, а Феликс, как завороженный, наблюдал за  незнакомкой. Он боялся, что девушка исчезнет, и  ее имя навсегда останется тайной. Через десять  минут Мендельсон был представлен. Услышав, что  ее зовут Сесилия Жанрено, он вздрогнул. Это был  перст судьбы. Сесиль, как на французский манер звали ее дома,  происходила из уважаемой семьи старожил города. В салоне госпожи Жанрено, вдовы проповедника  франко ­ протестантской  общины и матери  семнадцатилетней Сесиль, всегда собиралось  изысканное общество. Феликс все чаще  отказывается от встреч с друзьями и знакомыми,  меньше работает, не отвечает на самые заманчивые светские приглашения. Он хочет только одного: быть гостем дома Жанрено и больше времени  проводить с Сесиль. Но все­таки Феликс старательно пытается не  выдавать нахлынувших чувств и только старому  другу Фердинанду Хиллеру постоянно говорит о ее красоте и признается в том, какое счастье видеть  Сесиль. Феликс Мендельсон, этот блестящий  молодой мужчина, влюблен! Эта новость облетает  весь Франкфурт, и только Сесиль наивно не  догадывается об этом и также скрывает от всех  свои чувства. Однако вскоре Мендельсон должен был уехать в  Голландию. Узнав от него о предстоящей разлуке,  Сесиль погрустнела. Набравшись храбрости,  Феликс спросил, будет ли она помнить его? Она  ничего не ответила, но взгляд голубых глаз был  красноречивее любых слов. Феликс покидал Германию окрыленным. Но путешествие оказалось  нелепой затеей. Он не замечает красоты  Голландии, напротив его раздражает абсолютно  всё: и пейзажи, и Гаага, и море, и врачи,  прописавшие ему не менее двадцати купаний. Как  можно жить без сердца, если оно осталось рядом с  любимой Сесиль? После возвращения в сентябре без всякого  промедления Феликс делает предложение и вновь  уезжает. Его жизнь давно расписана по дням и  часам: в это время в Лейпциге начинается  концертный сезон, на котором он выступает как  пианист и дирижер. Он не присутствует даже на  празднике в честь их помолвки, устроенном дедом  Сесиль. В марте 1837 года наконец­то состоялась свадьба.  Венчание прошло в протестантской церкви Франкфурта. Сесиль и Феликс были счастливы.  Сестра Фанни так и окрестила молодую пару  «Фелисии» ­ счастливые. Свадебное путешествие  они провели в Шварцвальде и на берегах Верхнего  Рейна. В горах таял последний снег, и пробивалась  первая зелень. Они гуляют по живописным  окрестностям, делают зарисовки, ведут дневник.  Феликс много сочиняет. Любовь, уединение,  красота ­ наслаждение первых дней совместной  жизни. В октябре молодая пара поселяется в Лейпциге в  собственном доме с видом на поля и лес. Вскоре он наполнится звонкими детскими голосами. В 1838  году Сесиль подарила мужу первенца Карла  Вольфганга Павла. В 1839 году родилась Мари, в  1841­м ­ Пауль, в 1843­м – Феликс и в 1845­м ­  Лили. Каждый раз, когда в семье рождался ребенок, Мендельсон выделял значительную сумму для помощи нуждающимся молодым матерям.  Одинокая жизнь Феликса Мендельсона­Бартольди  кончилась. «Я живу так покойно, как только можно мечтать.  Жена, дети благополучны, работы полно ­ чего же  лучшего может желать человек? Я ничего другого  у неба не прошу», ­ писал он другу. Рядом с ним  была его муза и мать его детей ­ Сесиль. Их любовь хранила Святая Сесиль, загадочно улыбавшаяся с  полотна старого мастера, предсказывая счастье. И  «Свадебный марш» Мендельсона навсегда стал  гимном для всех, кто нашел свою любовь. Звуки музыки «Свадебный марш» Мендельсона получил  признание и начал свой путь с королевской  свадьбы 25 января 1858 года... Всемирно признанный «Свадебный марш» Феликса  Мендельсона­Бартольди был написан в 1843 году  для спектакля Вильяма Шекспира «Сон в летнюю  ночь», но большой известности тогда не получил.  Лишь через пятнадцать лет произошло событие,  которое стало для этого сочинения судьбоносным.  19 мая 1857 года прусский двор и Букингемский  дворец объявили о свадьбе Английской принцессы  Виктории Саксен­Кобург­Готской и кронпринца  Пруссии Фридриха III, 8­ого короля Пруссии. Несмотря на юный возраст, принцесса Виктория,  серьезно отнеслась к подготовке свадебного  торжества. Английская принцесса сама утверждала предложенные ей композиции цветов, меню, фасон  платья и свадебную церемонию. Сама же выбирала  и музыку. Она лично выбрала два марша. Под один из них в  памятный день 25 января 1858 года отец повел  юную невесту к алтарю. Это был  «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин». А из церкви, после  венчания, супруги выходили под торжествующие  звуки увертюры Мендельсона из пьесы «Сон в  летнюю ночь».  С этого дня марш Мендельсона  обрел мировую  славу и утвердился в качестве свадебного марша  во время бракосочетания. Судьба «Свадебного  хора» Вагнера сложилась менее удачно. Его знают  лишь любители музыки... Роберт Шуман. Мечта о недосягаемом Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим  пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и  крестом стали для Шумана его душевная чуткость  и отзывчивость ко всему возвышенному.  Композитор окончил свои дни в лечебнице для  душевнобольных... Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в  саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август  Шуман, владел издательством, выпускавшим книги карманного формата. Дела Шумана старшего шли  успешно, но, несмотря на это, он все время боялся  разориться, потерять капитал. Мать Роберта Шумана также не отличалась крепким  психическим здоровьем, нередко пребывая в  состоянии «слезливой сентиментальности».  Атмосфера родительского дома не могла не  повлиять на будущего композитора ­ он рос  мнительным, замкнутым мальчиком. В шесть лет Шумана отдали в частную школ у  Дёнера, семи лет он стал учеником известного  органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году,  побывав вместе с отцом на концерте пианиста­ виртуоза Игнаца Мошелеса, маленький Роберт  принял решение стать профессиональным  музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в  ответ. Они прочили сыну совсем другую  будущность и не могли предположить, что музыка  станет для него чем­то большим, чем просто  детское увлечение. Пока же родители одобряли увлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать  приятное своему баловню (Роберт был младшим в  семье), приглашал в дом музыкантов­любителей. В  гостиной Шуманов часто звучали произведения  Гайдна, Вебера и других выдающихся  композиторов (преимущественно ­ немецких). Шуман, между тем, еще и сам толком не знал, по  какому пути ему следует идти. Его порывистая  натура не позволяла ему остановиться на чем­либо  одном. Да, в девять лет он заявил, что станет  музыкантом. Теперь ему шестнадцать, и он со  страстью пишет стихи (а также романы и  трагедии), вдохновляясь творениями Шиллера,  Байрона и Вальтера Скотта. Подлинным же его  кумиром стал позабытый ныне любимец немецких  романтиков Жан Поль. Восемнадцати лет от роду  Шуман говорил: «Я еще не знаю, кто я. Думаю, у меня есть воображение... Я точно не мыслитель: я  никогда не могу сделать логическое заключение. А  рожден ли я поэтом (ведь стать им невозможно),  решать потомкам». Юность композитора была омрачена двумя  тяжелыми потерями – сначала умер его отец, а  затем, вследствие долгой психической болезни,  скончалась сестра. Первое столь близкое  столкновение со смертью легло непосильным  грузом на плечи впечатлительного, всегда готового впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти  сестры он увидел еще и своеобразное  предостережение себе самому (известно, что  композитор всю жизнь боялся сойти с ума). Оставаться в осиротевшем родном доме Шуману  было невыносимо. Утешения он искал в поездках,  много путешествуя по немецким городам. А в 1828 году юноша поступил на юридический факультет  Лейпцигского университета. Таков был исход  долгой борьбы с матерью и опекуном, которые  настаивали на том, что Роберту необходимо, в  конце концов, «заняться делом». Борьба «между  поэзией и прозой» (говоря словами самого  композитора) закончилась победой – пусть  временной и внешней ­ прозы. Сыновний долг  Шуман выполнял, впрочем, не очень­то усердно.  Юриспруденция не привлекала его, казалась ему  слишком «низменной материей». С куда большим рвением он предавался занятиям  совсем другого рода ­ много общался с  лейпцигскими музыкантами, брал уроки игры на  фортепиано у Фридриха Вика. Благодаря Вику  Шуман достиг больших высот исполнительского  мастерства, но в 1832 году ему пришлось отказаться от мечты стать пианистом виртуозом.  Желая достичь совершенства в игре на  фортепиано, он сконструировал особое  приспособление для тренировки безымянного,  самого слабого, пальца и «разрабатывал» его, пока  не изувечил. Правая рука оказалась практически  парализованной. О публичных выступлениях  теперь нечего было и думать. В 1830 году Шуман бросил университет и стал  домашним учителем в семье Фридриха Вика, очень  заботившегося о музыкальном образовании своих  детей. Особенно талантливой ученицей оказалась  Клара Вик – в одиннадцать лет она уже блестяще  выступала как пианистка. Примерно в это же  время Шуман становится автором почтенной  «Всеобщей музыкальной газеты». Сотрудничество  продолжалось недолго ­ после восторженной публикации о мало кому известном тогда Шопене,  именно в ней прозвучали знаменитые слова:  «Шапки долой, господа, перед вами гений!»  Шуман был уволен. Нельзя сказать, что он сожалел об этом. Слишком расходились бюргерские взгляды  «Всеобщей музыкальной газеты» с его  собственными воззрениями на искусство. Критики  газеты толковали о «приятности», Шуман – о  серьезности и возвышенности. В своих  предпочтениях он не был одинок, вскоре вокруг  него образовался кружок единомышленников.  «Каждый вечер, ­ рассказывал сам композитор об  этом кружке, ­ как бы случайно сходились  несколько человек, большею частью молодых  музыкантов; ближайшею целью этих сходок было  обыкновенное общественное собрание; но, тем не менее, здесь происходил взаимный обмен мыслями  о музыке, искусстве, которое было для них  насущною потребностью». Как правило, страстные  разговоры молодых людей сводились к одной теме  ­ упадку современной музыки и поэзии. «Однажды, ­ продолжает Шуман свой рассказ, ­ молодым  горячим головам пришло на мысль не быть  праздными зрителями этого упадка, а постараться  снова возвысить поэзию и искусства». Результатом этого решения стало основание  «Нового музыкального журнала». Подчеркивая  направленность своего издания, Шуман снабдил  его девизом «Молодость и движение», а эпиграфом к первому выпуску поставил шекспировскую  фразу: «Лишь те, кто пришел посмотреть  веселенький фарс, будут обмануты». Композитор  был весьма чутким музыкальным критиком ­ одним из первых он приветствовал творчество Брамса,  Листа, Берлиоза. Журнальная деятельность,  впрочем, не помешала ему писать музыку. Именно  в 1830­е годы он создал свои лучшие  фортепианные циклы. В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик,  выросшей к этому времени из девочки­ вундеркинда в красивую молодую женщину. Нужно сказать, что Фридрих Вик, учитель Шумана и отец  Клары, долго не соглашался на этот брак. Нет, не  потому, что желал для дочери более  состоятельного и благополучного супруга.  Маэстро Вик хотел, чтобы Клара продолжала  концертную деятельность и была свободна от  семейных обязательств. Тем не менее, влюбленные обвенчались, и первая  пора их брака стала самым счастливым временем в жизни Шумана. Клара родила Шуману восьмерых  детей, однако не оставила музыкальной карьеры.  Муж был ей предан и буквально оживал в ее  присутствии, когда же Клара уезжала на гастроли,  впадал в депрессию и много пил. В 1840 году он пишет свои лучшие песенные  циклы, в 1841­м ­ четыре крупных симфонических  произведения, в 1842­м – несколько квартетов и  квинтетов. А в 1843 году композитор написал  ораторию «Рай и Пери». Шуманы много  гастролируют (так, в 1844 году они побывали даже  в России, хотя здесь большая часть лавров  досталась Кларе, блестящей пианистке и  очаровательной женщине, а не Шуману, ее  угрюмому спутнику). Но уже и в эти, казалось бы,  безоблачные годы начинает давать о себе знать  тяжелое психическое расстройство, сведшее, в конце концов, музыканта в могилу. Временами  Шуман становится замкнутым, раздражительным.  Только Клара может удержать его от  необдуманных поступков. Композитору  становится все труднее общаться с людьми. В 1843 году он пытается вести в консерватории  Лейпцига классы композиции и чтения партитур,  но преподавательская деятельность мучительна  для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844  году он прекращает работу в своем журнале. Шуманы в поисках уединения переезжают в  Дрезден. Но и здесь психическое состояние  композитора продолжает ухудшаться. Через  несколько лет Роберт Шуман в последний раз  пробует «включиться» в общественную жизнь –  становится дирижером городского оркестра в  Дюссельдорфе. Но взаимопонимания с оркестрантами Шуману достичь не удается, и он  вновь оказывается в одиночестве. В начале 1854 года он пытается покончить с собой. В состоянии умопомешательства Шуман пытался  утопиться в Рейне. Его спасают, но душевное  здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля  1856 года композитор умирает в частной клинике  для душевнобольных.   «Разум ошибается, чувство ­ никогда»,­ говорил  Шуман. Эту «максиму» он последовательно воплощал во всех своих произведениях.   Цикл «Детские сцены» В 1838 году Шуман тайно обручился с Кларой,  скрыв это от ее отца. В марте он написал ей, что  совсем недавно сочинил тринадцать маленьких  пьес под названием «Детские сцены» ­ нечто вроде  воспоминаний о детстве. Не только прославленная  пьеса «Грёзы», но и почти все остальные –  настоящие маленькие шедевры. Под впечатлением  музыки Шумана Чайковский написал свой  «Детский альбом», в котором можно найти  русский аналог почти каждой пьесы немецкого  композитора.   Концерт ля минор для фортепиано с оркестром  соч. 54 Шумановский фортепианный концерт ля  минор ­  один из самых значительных  концертов во всей  немецкой музыке  XIX столетия.  В 1841 году Шуман наконец­то внял призывам  Клары сочинить нечто по­настоящему грандиозное. На одном дыхании он написал две симфонии и  «Фантазию» ля минор для фортепиано с  оркестром, посвятив последнюю жене. Клара Шуман была самой горячей поклонницей  таланта своего мужа и с удовольствием исполнила  «Фантазию» ля минор. Однако композитор не был  ею вполне доволен и на некоторое время отложил  работу. В 1845 году он прибавил  к ней ещё две  части, тем самым превратив ее в полномасштабный концерт. Первое исполнение концерта состоялось 1 января  1846 года в знаменитом Лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему  и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется,  неизменная Клара Шуман. Публика привыкла к несколько иной трактовке  фортепианного концерта, к виртуозным трюкам и  встретила утончённое сочинение Шумана, скорее,  равнодушно. Но по мере того как Клара на  протяжении своей долгой жизни играла этот  концерт снова и снова, он все больше нравился  слушателям и вскоре прочно вошёл в репертуар  пианистов. Его полюбили за богатство идей,  теплоту и лиризм.     Романс « В сиянье теплых майских дней» В сиянье тёплых майских дней Листок раскрылся каждый, Во мне тогда проснулась Любви и ласки жажда. В сиянье тёплых майских дней Звенело птичек пенье, И я поведал милой Любви моей томленье.  Этот цикл появился в том самом 1810 году,  который обозначен в жизни Шумана как «год  песен». В основе его лежат шестнадцать  стихотворений Генриха Гейне, которые также  вдохновляли Шуберта, Мендельсона и Листа. В  стихотворении Гейне образ весны сливается с  пробуждением юного, свежего чувства такого же  естественного, радостного, поэтичного, как  цветение майской природы, как звонкое пение  птиц.

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской

Чайковский. Слава и гордость земли русской
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2018