ЧАС ЗНАКОМСТВА С ПРОФЕССИЕЙ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 08.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

ЧАС ЗНАКОМСТВА С ПРОФЕССИЕЙ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. Современная действительность диктует нам новые требования. Наряду с известными, появляются и новые профессии. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий это необходимый процесс, который актуален в современном мире. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и побывал на работе у мамы и папы, он так и не смог понять сути их профессиональной деятельности. Из бесед с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о некоторых профессиях. Это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность. Поэтому было решено провести работу более углубленно. Эта работа началась в старшей группе. Было проведено открытое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны». Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Мною была реализована такая форма работы с родителями как «Час знакомства с профессией», была поставлена цель и сформулированы задачи. Цель. Формирование представлений у детей о профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека через знакомство детей с профессиями их родителей. Задачи. 1.Расширить представление детей о мире профессий (названия и назначение профессий их своеобразие, действия, результаты деятельности, способности и качества человека, орудия труда, форменной одежды). 2.Расширить у детей знания о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей). 3. Сформировать познавательный интерес к профессиональной деятельности родителей и других людей. 4.Развивать навыки активного речевого общения, обогащать и активизировать словарь по теме. 5. Воспитывать бережное, уважительное отношение к результатам труда. Для родителей. 1.Повышать компетентность родителей в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста. 2. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

 Ожидаемый результат: - расширены представления детей о мире профессий (названия и назначение профессий их своеобразие, действия, результаты деятельности, способности и качества человека, орудия труда, форменной одежды); – у детей расширены знания о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей); – у детей сформирован познавательный интерес к профессиональной деятельности родителей и других людей; - у детей развиты навыки активного речевого общения; -обогащен и активизирован словарь по теме; -у детей воспитано бережное, уважительное отношение к результатам труда. Для родителей. - повышена компетентность родителей в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста. - родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Одной из новых форм ознакомления детей с профессиями является проведение «Час знакомства с профессией» родителей, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители разных профессий. В течение двух недель ежедневно в нашу группу приходили родители воспитанников. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалы, а главное живое общение с мамой, папой или дедушкой, вызывало неподдельный интерес дошкольников к той или иной профессии. Дети с утра спрашивали: «А кто к нам сегодня придет?». Некоторые дети проявляли инициативу, предлагали поговорить с родителями, чтобы те пришли в группу и рассказали о своей профессии. Родители тоже проявляли инициативу: приглашали на экскурсию, помогали организовывать экскурсии к себе на работу, чтобы помочь детям сформировать четкое представление о своей профессии. К нам приходили: парикмахер, учитель английского языка, продавец продовольственного магазина, дворник, автомеханик, сантехник, учитель-логопед. Мама – парикмахер рассказала, детям, что парикмахер не только постригает и делает прически, но еще красит волосы. Она рассказала и показала детям разнообразные расчески, щетки, ножницы, заколки, кисточки. Объяснила, для чего они нужны, какие расчески для укладки, какие для придания объема, что вызвало удивление и интерес у мальчиков. Объяснила, как правильно мыть голову, пользоваться бальзамами, кремами. Показала, как правильно надо надевать защитную пелерину и рассказала, для чего она нужна. Предложила детям поиграть в игру «Нужные и не нужные предметы». Дети из предложенных предметов выбрали те, которые не нужны парикмахеру в работе (весы, каска, тарелка, белый халат, утюг) и объяснили почему. Другая мама –учитель английского языка, провела урок иностранного языка. Прозвенел звонок и в нашей группе начался урок английского языка. Учитель с каждым ребенком поздоровался на английском языке. Рассказала для чего необходимо знать иностранные языки и предложила детям поиграть в игру «Теремок». Дети с удовольствием с помощью учителя говорили слова на английском языке. «На перемене» дети поиграли в игру «Много профессий на свете у нас

Ещё одна родительница – продавец продовольственного магазина. Рассказала о том, каким должен быть человек работающий продавцом. Какими обладать качествами характера (быть спокойным, приветливым, внимательным, аккуратным). Рассказала, откуда появляется товар на прилавке магазина, кто его привозит (экспедитор). Рассказала, как правильно пользоваться весами, и для чего продавцу нужна касса и калькулятор. Сказала, что, приходя в магазин за покупками очень важно уметь правильно считать, чтобы знать, сколько необходимо потратить денег. Предложила детям поиграть в игру «Как называется магазин». Если продают хлеб -? («Хлебный»); Мебель –? («Мебельный») Телефон, телевизор, стиральная машина–? («Магазин электроники» бытовой техники). Книги –? («Книжный») Игрушки –? («Игрушечный») Хлеб, хлебобулочные изделия –? («Хлебный») Овощи, фрукты и просто продукты –? («Продуктовый») В конце она пригласила детей заходить в магазин «У Людмилы» за покупками. Встреча с дворником нашего детского сада – дедушкой одного из детей, произошла на участке детского сада. Он рассказал нам о своей работе. Ребята рассмотрели разнообразный инвентарь, которым пользуется дворник: метла, лопаты, грабли. Рассказал об их назначении. Объяснил, почему одни лопаты (для мусора) – металлические, другие (для снега) – пластмассовые. Сказал, что для облечения работы дворника инженерами были придуманы триммер и снегоуборочная машина. Предложил ребятам попробовать поработать граблями, метлой, «собрать мусор» совковой лопатой. С ребятами мы решили, что профессия дворника трудная, нужная, т.к. благодаря их труду, нас окружают чистота и красота. И как важно уважать чужой труд и не мусорить. Папа одного из мальчиков работает автомехаником. Он спросил, знают ли ребята, какую работу выполняет автомеханик. Что он не только чинит машины, но и еще красит их. Что он помогает машинам, и автомеханик как доктор, но только у машин. Рассказал, какими инструментами пользуется в работе. Показал отвертку, плоскогупцы, гайки, рассказал, для чего они нужны в работе. Сказал, что многим родителям, чьи дети ходят в нашу группу, он чинил машину. Другой папа мальчика, сантехник, пришел в группу с рабочим чемоданчиком. Спросил: «Кем я работаю»? «Строителем! Потому что у вас чемоданчик с инструментами», - ответили дети. Папа показал детям различные трубы и сказал, что он работает сантехником, это тот человек, кто в доме проводит трубы: для воды и отопления. Рассказал, чем отличаются и для чего предназначены различные трубы, как их соединяет при помощи аппарата. Показал, как правильно резать с помощью специальных ножниц полипропиленовые трубы. Дети с удовольствием смотрели на все его действия. Показал, как с помощью газового ключа можно закручивать и откручивать гайки. Предложил попробовать закрутить гайки мальчикам с помощью гаечного ключа. По прошествии нескольких дней дети приходили в группу и говорили: «А у моего папы тоже есть дома газовый ключ». Мама ребенка, учитель-логопед, рассказала детям, что она работает не только в детском саду, но и в школе, ребятам нужна ее помощь. И ее работа заключается в том, чтобы научить детей красиво и правильно говорить, произносить звуки. Рассказала, что логопед работает не только с детьми, бывает, что после болезни у взрослых людей нарушается речь и тогда им на помощь приходит логопед. Он учит их как бы заново говорить. Спросила у детей: «Для чего надо говорить красиво и правильно выговаривать звуки?». Предложила послушать как нелепо и смешно звучит речь человека, который не  выговаривает звуки. Она показала детям упражнения для язычка, которые помогут им правильно и красиво говорить. В результате проведенной работы у детей расширились представления о профессиональной деятельности взрослых, дети более конкретно узнали содержание профессиональной деятельности родителей. Дети стали активно проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Активное участие родителей, возможность попробовать себя в роли педагога, позволило успешному взаимодействию детского сада и семьи в ранней профориентации детей. Эти результаты ориентируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в заданном направлении. Это ознакомление детей с профессиями отражающие новые социально-экономические отношения (налоговый инспектор, программист, блогер и т.д.) в рамках проекта. Библиографический список Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой – 6-е изд., доп. и испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. – 368 с. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.