Части речи и «глокая куздра»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Части речи и «глокая куздра»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
doc
01.03.2020
Части речи                     и «глокая куздра»
Глокая куздра урок.doc

                              

                                    

                                    

 

 

 

 

 

 

 

                          Открытый урок

 

 

 

 

 

 

 

  Части речи

                    и «глокая куздра»

 

 

 

               

            

         

                                                                            

 

                                                      

                                                Разработала  учитель русского языка и        

                                                        литературы

                                            

                                                МБОУ Кара-Хакская СОШ   Очур-оол С.С.               

                                                         

                                                         

                                

 

 

 

 

                                                   2020г.

                                                   

                       

                                                                     Цели:

 

     знать   части   речи   в  «лицо»   независимо  от   того,  имеет  ли  слово  лексическое  значение;

     развивать  через интеграцию уроков русского языка, литературы, изобразительного  искусства креативные  способности  учащихся посредством написания стихотворений и рисования по вооб-

ражению.

 

                                                        Эту загадочную фразу

 

     знают многие литераторы ещё со студенчества;

 

     предлагаю своим ученикам в качестве олимпиадного задания;

 

     использую на уроках при изучении морфологии;

 

     так полюбили мои ученики, что посвятили ей стихи;

     предлагаю Вам, если Вы хотите знать части речи и отличать их,

                                 если Вы любите фантазировать и заниматься сочинительством.

 

 

 

                                          Итак, о какой же загадочной фразе

                                                    Идёт рассказ?

                                                    И что получилось у нас?

                                                    Я предлагаю Вам

                                                    Свой мастер-класс!

 

 

     Каждый учитель хочет научить своих учеников знать и различать части речи.

     Язык  глокой куздры  изобрёл для  своих  студентов  лингвист  академик  Лев  Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:     

     Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

 

     Как  определить  принадлежность  к  той  или  иной  части  речи  непонятных по смыслу слов? Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для определённой  части  речи.  Алгоритм работы  следующий:

1.      Поставить вопрос к слову.

2.      Что оно обозначает?

3.      Подобрать слова с тем же окончанием.

4.      Сделать вывод.

 

     Глокая  –  какая?   Обозначает  признак  (серая,  молодая,  лесная),  окончание   -ая  указывает  на ж.р., ед.ч.  прилагательного.

 

     Куздра  –  кто?  Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза),  окончание   -а  указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч.  существительного.

 

     Штеко – как?  Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс  -о  неизме- няемого слова –   наречия.

 

     Бокра –  кого? Окончание  -а  в В.п.,  ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Началь-ная форма  бокр существительное одушевлённое.

 

     Будланула и курдячит: будланула –  что сделала? – обозначает  действие (боднула,  толкну- ла), суффикс  -л-  и окончание  -а  указывают на форму прош.вр., ж.р.   глагола;   курдячит что делает?  –  обозначает   действие  (пугает, гонит),  окончание  -ит  указывает  на форму   3-го л., ед.ч.  глагола;

и –  союз, связывающий однородные сказуемые.

 

     Бокрёнка – кого?  Уменьшительно-ласкательный  суффикс   -ёнк-   в сочетании   с окончанием  Р.п.  –а   указывает  на существительное  одушевлённое,  обозначающее  детёныша  (телёнка,  яг-нёнка). Начальная форма – бокрёнок.

     Получаем следующее:

 

прил.      сущ.      нар.        глаг.            сущ.    союз   глаг.         сущ.

Глокая   куздра   штеко   будланула   бокра    и    курдячит    бокрёнка.

 

     Мои учащиеся расшифровали каждое слово фразы, то есть подобрали примеры:

     Глокая –  бешеная, добрая, хитрая, сильная, голодная, глупая, злая, серая, бурая, старая, моло- дая, рыжая, маленькая, полосатая, умная.

 

     Куздра –  корова,  медведица,  лисица,  кошка,  ворона,  коза,  мышка,  лиса,  курица,  тигрица.

 

     Штеко –  сильно, очень, ловко, быстро, больно, ласково, горячо, слабо,  смело, дерзко, умело, хорошо.

 

     Будланула –  боднула,  обманула,  догнала,  разогнала,  ударила, клюнула, погладила, убежала, оттолкнула, поддела, защитила, зарычала.

 

     Бокра –  быка,  волка,  зайца,  козла,  кота,  медведя,  лиса,  петуха,  бычка,  слона,  ежа.

 

     Курдячит –  лягает,  жалеет,  играет,  облизывает,  догоняет,   ласкает,  тащит,  каркает,  зовёт, гладит,  дразнит,  убегает,  спасает,  оберегает,  ругает.

 

     Бокрёнка –  телёнка, волчонка, мышонка, зайчонка, козлёнка, котёнка, медвежонка, цыплёнка, слонёнка,  ежонка.

     Как же в общем «перевести» фразу на русский язык?

     Вариантов много. Мои ученики «перевели» так:

·         Бешеная корова сильно боднула быка и лягает телёнка.

·         Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает  волчонка.

·         Сильная медведица быстро догнала зайца и жалеет зайчонка.

·         Глупая ворона сильно клюнула козла и каркает на козлёнка.

·         Хитрая лиса больно ударила волка и тащит волчонка.

·         Глупая коза сильно боднула медведя и дразнит медвежонка.

·         Серая мышка быстро убежала от кота и прячет мышонка.

·         Старая медведица сильно толкнула медведя и догоняет медвежонка.

·         Молодая лиса ловко обманула медведя и зовёт медвежонка.

·         Старая коза смело поддела  лиса  и спасает козлёнка.

·         Рыжая лиса дерзко толкнула козла и тащит козлёнка.

·         Умная курица смело клюнула петуха и оберегает цыплёнка.

·         Молодая коза смело боднула быка и жалеет телёнка.

·         Глупая корова сильно боднула козла и ласкает козлёнка.

·         Сильная медведица больно толкнула медведя и ласкает медвежонка.

·         Полосатая тигрица смело оттолкнула слона и облизывает слонёнка.

·         Хитрая лиса умело обманула медведя и дразнит медвежонка.

                                                         Благодаря  окончанию  слова  можно  узнать часть речи, род,   

                                                    число, одушевлённость или неодушевлённость, время,  спряже-       

                                                    ние, падеж, лицо.

                                                          Загадочная  фраза  о  непонятной  глокой  куздре  помогает   

                                                    нам  вспомнить  морфологию  и  понять, что  состав  слова  даёт

                                                    возможность определить, какой частью речи является слово.

 

     Глокая  куздра настолько понравилась моим ученикам, что они написали стихи  о непонят- ной,  но уже понятой  глокой  куздре  (см. Приложение) и рисовали по воображению (см. Пре- зентацию).

    

     Эта загадочная глокая куздра помогла нам в усвоении частей речи и в развитии творческих способностей учащихся и является универсальным пособием для изучения морфологии.

     В качестве домашнего задания и нового задания  для творчества  предлагается  следующее:

 

                                            Интересно? Интересно! Поработайте ещё!

·                    Поляндные  волдряки  учно  ныквались  по  лорнему  вому.

·                    Дримбул  латко  крипетил  горселёнка.

·                    Подобное непонятное придумайте самостоятельно.

 

     Таким образом, интеграция уроков русского языка,  литературы,  изобразительного  искус- ства не только способствует формированию ключевых компетенций, таких  как учебно-позна- вательные, коммуникативные, социально-трудовые, но и ведёт к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества,  формирует  интеллектуальный и нравствен- ный мир учащихся.

 

Что за строка?

Что за слова?

Не знает никто,

Но перевести их можно раз сто.

Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи,

И тебе  с глокой  куздрой всегда по пути!

 

Литература

Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе» Москва «Дрофа» 2006

Т.Ю.Угроватова «Подсказки на каждый день» Москва «Владос» 1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

Приложение

 

                  Стихи о «глокой куздре»

          Глокую куздру изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:

Глокая  куздра  штеко  будланула  бокра и курдячит бокрёнка.

           Благодаря окончанию слова можно узнать часть речи, род, число, одушевленность или неодушевленность, время, спряжение, падеж, лицо. А  некоторые учащиеся из других школ, писали еще и стихи о глокой куздре.

 

Ангелина Пенькова5 кл.

Что за строка?

Что за слова?

Не знает никто,

Но перевести их можно

Раз сто.

Эта строка никому не понятна,

Но она очень занятна.

                                                      ***

Зашел я в класс,

Взглянул на доску,

А там – какая-то строка!

Я долго думал:

Что за куздра?

И что бы значила она?

                                                      ***

У глокой куздры есть бокрёнок,

Наверное, ее ребёнок.

И поэтому будланула бокра,

Чтобы ребёнка её не трогал.

                                                       ***

Интересно, неизвестно,

Как там, что и почему?

Что за куздра? Что за бокра?

Неизвестно никому.

                                                      ***

Я хочу рассказать о бокрёнке.

Он детеныш глокой куздры.

Я считаю, что это телёнок,

Он ждет ласки от своей мамочки.

                                                      ***

Хитрая лисица,

Утащив волчонка,

Будланула волка

Чугунной сковородкой

И сверху кочергой.

А волк закричал: «Постой!..»

                                              ***

Глокая куздра будланула бокра.

Зачем так поступила она?

Да кто такой же этот бокра,

Что куздра глокая не курдячит бокра?

                                                      ***

О глокой куздре нам рассказали

На уроках русского языка.

И мы всем классом рисовали, мечтали,

Чтобы доказать знания языка.

 

Дима Богданов, 5 кл.

Глокая куздра штеко будланула.

А что же сделала она?

Подумайте и догадайтесь, ребята,

О чем нам говорит эта строка?

                                                    ***

Хитрая лисица

Обманула бокра

И волчонка утащила,

Не жалея волка.

                                                    ***

Что за слово «будланула»?

Сразу ясно, что глагол.

Догадаетесь, ребята,

Что рассказывает он?

                         ***

Глокая куздра…

Какая она?

Может быть, строгая?

Может, добра?

Или вообще никакая она?

                        ***

Увидел на доске интересную фразу.

Прочитал и не догадался я сразу.

Какая-то куздра, какой-то бокрёнок,

Догадается не каждый ребёнок.

 

Иван Меркулов, 8 кл.

Что такое штеко,

Я вам не скажу.

А захотите узнать,

Я вам подскажу.

                                                    ***

Что такое куздра?

Ты её не знаешь.

Но если подумаешь,

То что-нибудь представишь.

                                                    ***

Я зашел сегодня в класс

И увидел чудо.

На доске было написано:

«Глокая куздра…»

 

Андрей Бабкин, 8 кл.

Глокая куздра будланула козла,

Чтобы тот не ленился и рубил дрова.

Но козёл не послушал козу

И все так же жевал траву.

***

Бокрёнок с телёнком бодались с утра,

А папа козёл рубил дрова.

Бокрёнок с телёнком не заметили отца,

И папа бокрёнка упал на ежа.

 

 

Николай Богмолов, 8 кл.

Глупый бокрёнок – куздрин ребёнок,

А бокр – бокрёнку отец.

Куздра будланит бокрёнка с телёнком,

А куздру будланит бокрёнка отец.

 

 

Анатолий Родионов, 5 кл.

Глупая коза

Как-то боднула козла.

Разозлился козел,

На пути всё смел:

И козу, и козлёнка с телёночком.

 

 

 Казьмин Валерий 8 класс.

Что за странная семья?!

Отгадай-ка: кто она?

Точных нет определений,

Состоит из трёх явлений.

Там бокрёнок, бокр и куздра,

Будланула бокра куздра

И курдячит бокренка.

Что за странные слова!

Наверное, это неспроста.

В фантазиях твоих они

По-разному звучать должны!

 

Карина Желябина, 5 кл.

Глокая куздра –

Как это просто!

Глокая куздра –

Ведь это не просто!

Глокая куздра…

Кто она такая?

Глокая куздра…

Помечтай и узнаешь!

                                                      ***

Глокий бокрёнок на печке играл,

От куздры потом он ремня получал.

                                                      ***

Курдячит бокрёнка бокрёнкина мать,

А бокр в это время прилёг на кровать.

                                                     ***

Бокра отправили в няньки,

Куздра лежала на печи.

Бокрёнок испачкался в краске,

Вчера бокр стирал ему штаны.

                                                     ***

Да что за Куздра, что за Бокр?

Недаром начали урок.

Нам дали в этом разобраться,

Чтоб вместе дружно посмеяться.

 

 

 

 

 

Аннотация

 

      .

      Урок с презентацией  "Части  речи и "глокая  куздра"  для  5-6 кл.  построен  на  основе известного предложения академика Л.В.Щербы.  Кроме  основной цели (знать части речи в "лицо" независимо от того, имеет ли слово лексическое  значение),  учащимся  предлага- ется  развивать  себя  творчески (написание стихов о "глокой куздре" и рисование по вооб- ражению).  Презентация в доступной форме наглядно  демонстрирует  цели, ход, содержа- ние и результаты урока.

 

    Интеграция уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства ведёт к по- ниманию закономерностей развития искусства и общества,  формирует интеллектуальный и нравственный мир учащихся.

     Загадочная  глокая  куздра  поможет  всем в усвоении частей речи и в развитии  творче- ских способностей  и  является универсальным пособием для изучения морфологии.

     Материал  интересный, увлекательный и познавательный для тех,  кто хочет знать мор- фологию и любит творчество.


Открытый урок

Открытый урок

Цели: знать части речи в «лицо» независимо от того, имеет ли слово лексическое значение; развивать через интеграцию уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства креативные способности…

Цели: знать части речи в «лицо» независимо от того, имеет ли слово лексическое значение; развивать через интеграцию уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства креативные способности…

Бокра – кого? Окончание -а в

Бокра – кого? Окончание -а в

Сильная медведица больно толкнула медведя и ласкает медвежонка

Сильная медведица больно толкнула медведя и ласкает медвежонка

Приложение

Приложение

Чугунной сковородкой И сверху кочергой

Чугунной сковородкой И сверху кочергой

И увидел чудо. На доске было написано: «Глокая куздра…»

И увидел чудо. На доске было написано: «Глокая куздра…»

Глокий бокрёнок на печке играл,

Глокий бокрёнок на печке играл,
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей