Частица как часть речи. Правописание частиц.
Оценка 5

Частица как часть речи. Правописание частиц.

Оценка 5
doc
06.02.2021
Частица как часть речи. Правописание частиц.
УРОК РУСС ЯЗ 7.doc

Предмет:  Русский язык

Тема занятия: Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи.

Целевые установки урока

 Образовательная:  Обобщить и систематизировать  узнавание   и  правописание частиц, употребления их в письменной и устной речи.

Развивающая:  Способствовать развитию   логического мышления.

Воспитательная:   способствовать воспитанию  информационной культуры, устойчивого позитивного отношения  к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.

 Вид занятия: урок

Тип занятия:  урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный,  частично- поисковый, проблемный.

Оборудование: компьютер

Развитие компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

 ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск  и  использование  информации, необходимой  для эффективной  выполнения  задач, профессионального  и личностного развития.                                                                                 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

Ход занятия

деятельность преподавателя

деятельность обучаемого

1.      Организационно – мотивационный этап

— приветствие;

— проверка явки учащихся,

Заполнение  преподавателем  журнала

— проверка готовности учащихся к уроку,

— настрой учащихся на работу;

-Сегодня на уроке мы будем изучать маленькие слова, но требующие к себе большого внимания. Как они называются?

 

 Как будет звучать тема?

 Какие будут цели урока, высказывайте свои предположения.                                            

Приветствуют.

Участвуют в перекличке.

Проверяют готовность.                                                           Готовятся  к восприятию урока.

Участвуют в формировании и темы и целей урока.

 Высказывают  предположения:…  Будем говорить о частице, закреплять знание частиц, узнавать их, тренироваться в правописании частиц  с разными частями речи,  рассуждать и учиться применять их в речи, т.е формировать  информационную культуру.

2.Этап подготовки  обучающихся  к  активному  сознательному усвоению.

1.Что мы называем частицей?                                             

Частицы  в отечественном языкознании частицы понимались и классифицировались по-разному. Можно выделить два подхода в определении частицы как части речи — широкий подход и узкий.
       Традиционным считался широкий подход, при котором к частицам относились все служебные слова (Буслаев Ф. И., Барсов А. А., Шахматов А. А., Щерба Л. В.) 
       В XIX веке представителем харьковской лингвистической школы Добиашем А. В. частицы были выделены в отдельную группу слов (это и есть узкий подход). В дальнейшем теорию частиц разработал Виноградов В. В.
 
 Вспомним: насколько интересна часть речи частица. И можно в русском языке обойтись без частиц?

1.Отвечают:    Частицы — это служебные слова, которые сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения и всему высказыванию, а также участвуют в образовании аналитических форм слова.        

 

 

 

 

 

Подготавливают себя к предстоящей деятельности.

3.Этап повторения

 1.  Прочитайте стихотворение, запишите услышанные частицы

Частицы лишены лексического предметного значения, хотя по звуковому составу в некоторых случаях они могут совпадать со знаменательными частями речи.

 

 2.Напишите с доски предложения, выделите частицы:

Частицы обладают лексическим значением, при помощи них в высказывании что-то уточняется, отрицается, выражается сомнение в чем-то, удивление по поводу сообщаемого.
 3..В отличие от предлогов и союзов частицы не выражают грамматических отношений. Сходство: не имеют форм словоизменения и не являются членами предложения, но они могут входить  в состав  членов предложения.
 
4
.Утвердительная частица да и отрицательная частица нет не  могут выступать как самостоятельные нечленимые предложения. Частицу нет следует отличать от отрицательного слова нет, используемого в безличных предложениях.

 От славянск. нест (не есть) → не было (прошедшее время), не будет (будущее время), т.е. не имеется, недостает, отсутствует. НЕ + ЕСТЬ → НѢСТЬ → НЕТ

5. Перечислите, какие частицы знаете и как они пишутся?

 Особого  внимания   к себе   требуют  частицы                         НЕ и НИ.                                                                                                                                                                6.Прочитать  правило  по учебнику  стр. 157

7. Какие частицы упоминаются и как они пишутся со словами?

8. Разбор  устно упр. 317 с.157.  Объясните правописание частицы.

9.  Выпишите только частицы со словами, подчеркните частицы.

10. Работа с информационным листом.  Особое внимание нужно обратить на правописание частиц НЕ и НИ. Посмотрите на лист. Разбираем, когда следует писать НЕ, а когда НИ. Когда следует писать НЕ? А когда НИ?

11. Выполните  задание 1, комментируете предложение, объясняете выбор данной частицы в предложении.                                                                                                                                                                                                            12. Задание 2 . Работаем у доски. Что нужно сделать в задании?

Преподаватель следит за выполнением задания, помогает   в рассуждениях  и направляет деятельность обучающихся).

13.Вывод: как выбирали нужную частицу? Как пишутся эти  частицы?

14. Выполнить практическую работу №42. Инструкция по выполнению работы. Индивидуальная помощь обучающимся.                                                                                                        15. Контрольное задание 3.                                                                               Можно выполнить Задание 5,6 на отдельную отметку.

Как выдумаете, можно ли в русском языке обойтись без частиц? Для чего нужна частица? Какова её роль?

На дисплее:

1.Рассказывают (читают) поочередно:
  Но каждый раз Вы склонитесь без сил                                                 И скажете: "Я вспоминать не смею.                                         Ведь мир иной меня обворожил                                                     Простой и грубой прелестью своею".                                                (Н. С. Гумилев)      Не, ведь

2.Записывают, разбирают и наблюдают:

Он еще не вернулся. (еще, наречие)                Когда еще он вернется. (еще, частица)          Утро было теплое. (было, глагол)                                   Пошел было, да вернулся. (было, частица)

 

3. Записывают, объясняют:                                                           Не ветер   бушует над бором,                                                  Не с гор побежали ручьи...                                                                               (Н. А. Некрасов)

 

 

4.Нет, ты только посмотри, что делается!  (нет, частица)                                                                             Нет у Бога немилости. (в безличн. знач.)

 

 

 

 

 

Записывают:

 

5.Бы, б,  же, ж, ли, ль,  ведь, мол, вот, не, ни- пишутся раздельно

-то,-кое –(кой), -либо, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко,-таки – пишутся через дефис.

6.Читает вслух 1  обучающийся,   все слушают и следят за чтением.

7..Перечисляют частицы…   Эти частицы пишутся раздельно со словами.

8. Разбирают устно по цепочке, объясняют правописание частиц.

9. Выполняют задание.

10.Читают по абзацам вслух, объясняя прочитанное по вопросам преподавателя.

 

 

11. Выполняют задание1, комментируют вслух выбранную частицу.

12. Записывают по одному предложению, объясняя выбор частицы, прибегая к помощи   обучающихся.

 

 

13.Формируют  вывод.

14. Выполняют работу. Вопросы по выполнению работы.

15. Выполняют  контрольное задание 3. Обучающиеся  по желанию могут выполнить задание: 5,6 на отдельную отметку.

Отвечают.

4.Итог

 Какие частицы знаете, которые пишутся раздельно со словами?                                                                                   Когда НЕ пишется слитно?                                                        Когда НИ пишется раздельно?                                                                  Что еще повторили о частицах?

 Отвечают: Частица- служебная часть речи

Служит для образования форм слова

Вносит различные оттенки в значение предложения

Не изменяется

Не является членом предложения

5. Информация о самостоятельном  задании

Спишите из Инф листа «Самостоятельную работу № 30» Запишите только текст.                                             Дома вам необходимо будет сверху подписать  над союзами букву «с», а над частицами букву «ч».

 Вопросы  по выполнению задания.

6.Рефлексия

1.Составить синквейн

2.Дополните предложения:  Я повторил.. Я знаю… Я не забуду…

1. Составляют.

2.Дополняют: Я повторил.. Я знаю… Я не забуду…

 

 Рейтинг: За посещение-1б., за работу на уроке1-2б.,за самостоятельную работу- 1-2 б.

 

Литература

1.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2016г.

2.Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. -М.:ВАКО, 2017г.

3.                 Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11кл. Стилистика: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, 2015г..

4.                 Розенталь Д.Е. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке. Практическая стилистика /Д.Э.Розенталь.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2016г. .-752с.

5.                  Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку / Н.Н.Соловьёва.- МлООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2016,-464- (Говорим и пишем грамотно).

 

Электронные ресурсы: Грамота.ру-справочно-информационный интернет:  www.gramota.ru/

 

Подготовила  Соколова Е.Г.


Скачано с www.znanio.ru

Предмет: Русский язык Тема занятия :

Предмет: Русский язык Тема занятия :

Буслаев Ф. И., Барсов А. А.,

Буслаев Ф. И., Барсов А. А.,

НЕ + ЕСТЬ → Н Ѣ СТЬ → НЕТ 5.

НЕ + ЕСТЬ → Н Ѣ СТЬ → НЕТ 5.

Информация о самостоятельном задании

Информация о самостоятельном задании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2021