«Человеческое в человеке…» (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)
Оценка 4.7

«Человеческое в человеке…» (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл +1
15.06.2018
«Человеческое в человеке…»  (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)
Цели урока: – образовательные: – подробное знакомство с рассказами Ю.П. Казакова «Манька», «Вон бежит собака!» – показать сущность женской самоотверженности, тепла как истинно женского качества, любви. – объяснить символику дороги. – развивающие: – развивать эмоциональные сферы и чувства учащихся, воображение, память. – воспитательные: – дать положительную оценку самым лучшим женским качествам. – привить любовь к русской литературе ХХ века и к творчеству Ю.П.Казакова
«Человеческое в человеке…» (по произведениям Ю.П.Казакова).doc
Конспект урока «Русской литературы». 1 курс. «Человеческое в человеке…»  (по произведениям Ю.П.Казакова) «Один лишь дух, коснувшись глины, творит из него человека» Антуан де Сент­Экзюпери образовательные:  Цели урока:  – – подробное знакомство с рассказами «Манька»,   «Вон бежит собака!»  – показать   сущность   женской   самоотверженности,   тепла   как   истинно   женского   качества, любви.   объяснить символику дороги. развивать эмоциональные сферы и чувства учащихся, воображение, память. – – развивающие: – – воспитательные:  – дать положительную оценку самым лучшим женским качествам. – привить любовь к творчеству Ю.П.Казакова  I. Оргмомент II. Целевая установка Ход урока V. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с биографией русского писателя Юрия Павловича Казакова. С его творчеством.   III. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве писателя. Запись в тетради.  IV. Слово учителя. ­ Почему из многочисленных русских писателей он стал хрестоматийным? Он   автор   перевода   трёхтомника   Нурпеисова   «Кровь   и   пот».   Он   вошёл   в   национальную энциклопедию. А это значит он для нас писатель с большой буквы. Удивительно, что за рассказ «Манька» он получает посредственную оценку в литературном институте. Но это, не забывайте, 1958   год!   Само   время   требовало   героя,   рабочего,   комсомольца   Павки   Корчагина,   идейного борца, который своим примером станет лидером, покажет капиталистам, как советский человек должен жить, во имя чего. И вдруг москвич Казаков со своими рассказиками. Мелковат. Прошли десятилетия. Оказалось, что именно рассказы Казакова имеют право на изучение в школе! Я уже не говорю о просто их существовании.  Работа с книгой. Один человек всю жизнь искал правду, но никак не мог отыскать. Он исходил множество стран, побывав и на севере, и на юге, и на западе – нигде нет правды. И вот однажды он приехал в одну страну на востоке. Страна была маленькая, почти никому не известная, и он собирался уже ехать дальше, как вдруг набрёл на какой­то заброшенный храм. И тамошний жрец сказал ему, что именно здесь, в этом храме, прячется сама правда. Человек не поверил, но жрец уверял: так оно и есть на самом деле. И он подвёл его к большой статуе, на которую было наброшено чёрное покрывало. ­ Вот, ­ сказал жрец, ­ она перед тобой, сама правда. Тогда человек протянул руку, сдёрнул покрывало и увидел перед собой  ужасное, страшное, омерзительное лицо. Он отшатнулся в испуге. ­ Что это? – спросил он. – Неужели это и есть правда? И тогда правда ответила ему тихо: ­ Да, это я и есть. Правда. ­ Но какая же ты страшная,  ­  сказал человек, ­ страшнее тебя нет никого. Как же я о тебе расскажу людям? Кто мне поверит? ­ А ты солги, ­ сказала правда, ­ и тебе все поверят. ­ Какой вывод сделаем? Правда во имя высшего. Святая ложь. Она имеет право быть. Но честность выше всего: правды, истины.  Вывод: Ложью  нельзя  воспитать  порядочность,  честность,  красоту в  человеке.  Любой человек это чувствует. Ребёнок доверчив. Он верит. И любимый вами человек тоже вам верит. И не дай бог вам когда­нибудь солгать. Уж лучше промолчать во имя высшей цели. Но правда к вам придёт на склоне лет. И вы будете помнить и, может быть, сожалеть об этом. А пока мы молоды…Лев Толстой – русский философ и писатель – утверждал, что человек за день лжёт  не менее 20 раз. Но, помните, выбор за вами. Это может стать отличительной чертой вашего характера, хотелось бы, лучшей чертой.  1. Рассказ «Манька».  Кто может кратко изложить сюжет. Странное имя Манька. Не Маня, не Манечка, не Маняша. ­ Какое это имя?  ­ Почему автор так называет свой рассказ? В этом какая­то доверчивость и простота.  ­ Найдём характеристику героини? Какой автор даёт портрет? Внешний, внутренний. Манька – сирота. ­ Что вы знаете о сиротах? Что это за люди? Я был студентом второго курса, простудился, пришёл в поликлинику. Сидит красивая девчонка. Это я сейчас стеснительный и простой учитель. А тогда на втором курсе я уже мнил себя великим учителем.  ­ Ты откуда такая красивая? Она оказалась коммуникабельной.  ­ Я из интерната. Кондратова у нас директор.  Я понял, что у неё нет родителей. Она сказала, что сирота. ­ А как ты простудилась? – спросил я. ­ Зима не весна ведь.  ­ А я на спор. В Ишиме прорубь была, и я прыгнула в прорубь.  В миг у меня сердце вспотело. Я про себя подумал: «Да­а, с такой девочкой можно смело в разведку идти. Это не кисейные  барышни. У них внутри стальной стержень. Они вшивость, слабость, трусость за километр чувствуют. Такую обидеть и то грех. «Сироты, ­ кто­то сказал, ­ это, как юродивые, дети Бога». Их нельзя обижать, иначе поплатитесь. Всё горе, которое приходит человеку, это не что иное, как испытание, данное свыше. Значит, вы неправильно живёте, нечестно. И это Расплата. Или Возмездие. Итак, героиня. Почтальон. За 30 вёрст ходит в Золотицы. Отец утонул. Мать руки наложила. Дикая была, дремучая.  ­ Каково было её поведение на похоронах? Ей было в ту пору 13 лет. Тяжело в 13 лет потерять всех близких?  Люди бледнели, мужики и бабы. С 15 лет работает. Я начал работать с 18 лет на московском заводе имени Лихачёва (ЗИЛ). Моя Мама с 12 лет на шахте в Карсакпае, но отец с 13 лет на Ленинградском (Кировском) заводе, но это во время войны. Горький в 4 года подавал горячий чай в трактире и получал за это копеечку. Очень важно, чтобы человек рано узнал цену куску хлеба. Манька – письмоносец уже два года. Она любит свою работу. ­ До какой степени? У неё нет скотины, худая крыша, печь полгода не топлена. Она вся живёт в своей профессии. Её по достоинству ценят рыбаки.  Худая, высокая, голенастая. Ходит легко, не уставая. Зелёные глаза! Это особенный цвет, редкий. Дует ровный морской ветер. Вкус водорослей, запах у моря особенный. Я отдыхать ездил на Чёрное море, а в армии служил на Балтийском. Разный вкус, запах. Много почты.  ­ Манька, может лошадь дать?  Вот настоящая женская черта. Есть фраза у сатирика Аркадия Райкина: «Мать шла с сумками, лошади оборачивались». У Некрасова русская женщина   выносливая, двужильная, ей всё по плечу. ­ У неё есть главная черта, присущая почтальону. Знаете, какая? Вовремя. В срок. Пунктуальность. Скрупулёзность. Далее   автор   знакомит   с   Перфилием   Волокитиным.   Некрасивое   имя,   некрасивая   фамилия: Волокитин. Но любовь зла, полюбишь и… Почему? Любовь слепа. Вы знаете ангелы любви Эрот, Амур они летают со стрелами, но у них завязанные глаза. Они не видят, что творят. В кого направят   свои   стрелы.   Наша   героиня   полюбила   демобилизованного   из   армии   Перфирия. Черноволосый,   стриженый,   гармонист.   Гармонист   раньше   был   первым   парнем   на   деревне. Сейчас не знаю. Но, думаю, талант он и на селе талант. Расторопен, постоянно весел. Ловок, неутомим в танцах, буен, брался за тяжёлую работу. Понравился Маньке. Манька краснеет, опускает глаза. Полюбила? За что? Вдруг сон. Стыдный сон. Она просыпается с колотящимся сердцем. Завидует Ленке, с которой Перфирий гуляет по ночам. И вот, пожалуй, главный момент в произведении. Трёхбалльный шторм. Я жил на море. И во время шторма страшно. Манька сама напрашивается помочь Перфирию выбрать ловушки, иначе их снесёт в море. Рёв, чудовищный накат. Море имеет шоколадный цвет. И Перфирий, и Манька оказываются за бортом лодки. ­ Какое качество Маньки меня, как читателя, потрясает? Самоотверженность. Это в лучших традициях русской литературы. Это в генетике у женщины. Самоотверженность. Не задумываясь, броситься спасать ребёнка в ледяную прорубь. Последняя российская   премьера   4­х   серийная   «Ладога».   Жёны   декабристов.   Татьяна   Ларина.   «Я   вас люблю,   к   чему   лукавить?   Но   я   другому   отдана,   и   буду   век   ему   верна».   Вот   она   вся   ­ самопожертвование. Это исторически внутренняя тема. И писатель Казаков это чётко уловил. В этом все женщины одинаковы. У них природный код,  закодированный код. Море ревёт будто зверь. А Манька держится одной рукой за Перфирия, другой за киль лодки. В конце концов выбрались на берег. Выпили для согрева. Перфирий полез к Маньке, которая сразу отбрила его.  Это знаете, как стеклянная игрушка. Чуть нажмёшь, и она лопнет. Хрупко всё. И отношения человеческие так хрупки. Перфирий понял, что в Маньке есть человечность, это важнее всего остального. В Маньке есть главное – дух.  ­ Из чего состоит человек, согласно библии? Тело, душа, дух. де Сент­Экзюпери сказал: «Один лишь дух, коснувшись глины, творит из него человека!» Наконец­то, люди стали это понимать. Вчера на ралли «Париж­Дакар» (473 машины) российские   гонщики   шли   первыми,   но   увидели   аварию   китайских   гонщиков.   Остановились. Помогли спортсменам, убрали с трассы машину. Для них это было важнее. Ну не получат они приз, а спасти людей куда важнее, это человеческий фактор. Когда российские спортсмены пришли   на   финиш,   конечно,   они   были   не   первыми.   Первыми   пришли   голландцы.   Судьи единогласно дали первое место россиянам. И никто не подал протест. Все же люди. Все всё поняли. Наконец­то, в спорте начали ценить человечность.  ­ А как бы поступили вы? Заканчивается рассказ слезами Маньки. Это правда, что мужчины летят на свет, как мотыльки. Они тянутся к красоте и видят только её. Как обманчив мир! Но молитва спасает Маньку. Помогает   верить.   Да   и   Перфилий,   кажется,   понял,   наступило   прозрение.   Манька   –   его настоящая любовь. В ней есть внутренняя красота, что, конечно, важнее в жизни, в ней есть тепло, самоотверженность, вера. 2. Рассказ «Вон бежит собака!» Пересказ. Московский   механик   Крымов   отправляется   на   рыбалку,   в   своё   любимое,   тайное  место.   Он счастлив предвкушением нескольких дней среди тишины и покоя природы, горит нетерпением заядлого рыбака – поскорее закинуть леску спиннинга в реку, чтобы добыть щуку. И в своём эгоизме, духовной слепоте он не видит драмы другого человека, случайной попутчицы, соседки в   междугороднем   автобусе.   Он   не   способен   на   сострадание   простых   человеческих   чувств, желание помочь. Он глух и слеп. ­ Случайно ли появляется собака? Что олицетворяет собой собака? Подумаем вместе. Крымов чистой воды сюрреалист.  ­ Что такое сюрреализм? ­ Это совмещение сна и реальности. Это парадоксальность. Откуда собака взялась?  Это фантазия писателя. Собака – друг человека. Она спасение Крымова. Вот она и появилась. «Вон  бежит  собака!»   Он  повторяет  эти  слова   несколько  раз.  Бессмысленно.   Тем  самым   он отгораживается от проблемы. Позже, когда закончились дни рыбалки, оказавшись на дороге, он прозревает. Он понял, что не отозвался на боль ближнего, не сделал шаг навстречу. И вот это что­то большое, красивое и печальное теперь стояло над ним и жалело его.  ­ Какую роль играет музыка в рассказе? Джаз? Во время пути. А дорога – это жизнь. Звучит на радиоволне джаз. Крымов счастлив, спутница переживает. Эта музыка – её грусть. Вот она глубина человеческой души. Как сильна музыка.  Вывод: Есть 11 неправильных глаголов в русском языке. Я вам продиктую правильные глаголы – их 5! Надо понимать человека, помогать человеку, принимать человека таким, каков он есть, сострадать человеку и любить человека.   ­ Что объединяет эти два рассказа? Раскрыть человеческое в человеке. Всё проникнуто любовью к человеку. Раскрыть внутренний мир человека и сделать так, чтобы человек сам себя поругал, не судил, но заставил себя, как в детстве, покраснеть. Разбудить в себе стыд, совесть проснётся, и тогда ты станешь человеком. Если ты плачешь, ты человек.  Домашнее задание: подготовка к семинару «Деревенская проза»

«Человеческое в человеке…» (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

«Человеческое в человеке…»  (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

«Человеческое в человеке…» (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

«Человеческое в человеке…»  (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

«Человеческое в человеке…» (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

«Человеческое в человеке…»  (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

«Человеческое в человеке…» (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)

«Человеческое в человеке…»  (урок русской литературы по творчеству Ю.П. Казакова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2018