«Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира»
Оценка 4.9

«Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
5 кл—9 кл
06.02.2020
«Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира»
формированию представления об основных особенностях человека как биологического объекта с целью определения его места в системе органического мира.
урок_Ядренцева ИЭ.doc

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока «Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира»

9 класс.

Подготовила: Ядренцева Ирина Эдуардовна

УМК

1.Рабочие программы. Биология. 5 9 классы: учебно – методическое пособие/ сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

2.Биология: Человек. 9кл.: учебник/ М.Р. Сапин, Н.И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016

3.Биология: Человек. 9кл.: рабочая тетрадь к учебнику М.Р. Сапина, Н.И. Сонина «Биология: Человек. 9класс»/ Н.И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2015.

Оборудование

Учебник, компьютер, проектор, карточки с заданиями, схема « Система органического мира»

Место урока

Урок №1 в разделе 1 «Введение».

Предыдущие уроки: «Органы цветкового растения. Цветок. Плод»

Следующие уроки: «Основные системы органов животных»

 

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира

характеризуют место человека в системе органического мира.

 

Предметные результаты обучения (для раздела)

Метапредметные результаты  обучения (для раздела)

Учащиеся должны знать:

особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Учащиеся должны уметь:

сравнивать человека с представителями Класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать выводы на основе сравнения;

характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохожлением и трудовой деятельностью

Учащиеся должны уметь:

-         Планировать свою деятелность самостоятельно и под руководством учителя;

-         Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-         Участвовать в совместной деятельности;

-         Оценивать свою работу и работу одноклассников;

-         Выделять гланые и существенные признаки понятий;

-         Сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

-         Высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;

-         Выявлять причинно-следственные связи;

-         Использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;

-         Работать с текстом и его компонентами;

-         Создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.

 

 

 

 


Цель урока: способствовать формированию представления об основных особенностях человека как биологического объекта с целью определения его места в системе органического мира.

 

Задачи урока

Раскрыть особенности, характерные для человека как биологического объекта;

Определить черты сходства и различия между человеком и животными, в том числе с человекообразными обезьянами;

Определить место человека в системе органическог мира;

Объяснить сущность рудиментов и атавизмов у человека и определить их рольв его эволюции; продолжить развитие умений и навыков сравнения и обобщения изучаемых объектов;

 

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 


Содержание деятельности

 

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1.Организационный момент

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Приветствуют учителя.

Осуществляют самопроверку, самоконтроль.

2.Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Мотивация изучения нового материала

Давайте вспомним, что изучает биология?

Назовите предмет изучения анатомии?

Что является предметом изучения науки систематики?

Дайте полное определение науки «систематики».

 

 

Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наибольшей. (семейство, вид, царство, класс, отряд, род, тип)

 

 

 

Что изучает раздел биологии – эволюционное учение?

 

Как вы объясните понятие «эволюция»?

 

Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции.

Заполните таблицу.

В таблице приведено несколько утверждений, знаком «+» укажите, если вы согласны с утверждением, и знаком «-», если не согласны

Время - 3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

Думаю, что некоторые утверждения вызвали у вас затруднения. В чем причина?

Сегодня мы узнаем, какие из представленных утверждений верны, а какие – нет.

Тема урока:

Цель: Форрмирование знаний о …

Задачи:

1.Вспомнить …

2.Определить …

Какие факты могут служить доказательством того, что человек является неотъемлемой частью природы?

 

 

 

Для чего необходимо изучение строения человека, процессов его жизнедеятельности?

Биология – наука о живой природе.

-строение организмов.

- многообразие живых организмов

Систематика – это наука, изучающаяя всё многообразие живых организмов и разрабатывающая принципы их классификации.

Царство

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид

 - это раздел биологии об историческом рпазитии живой природы.

- процесс необратимого изменения, протекающее в природе.

Чарльз Дарвин

 

Утверждения

ответы

1.Люди всех рас относятся к одному виду Человек разумный

2.Ближайшие родственники человека – сумчатые животные

3.У всех людей на одной из стадий жизненного цикла имеются жабры.

4.Человека, как и рыб, относят к Типу Хордовые.

5.Человек относится к Классу Люди.

6.Осевым скелетом на ранних стадиях развития всех хордовых и человека является хорда.

7.Кровеносная система человека, как и млекопитающих, замкнутая, имеет два круга кровообращения

 

 

 

 

 

 

 

«Место человека в системе органического мира»

… месте человека в системе органического мира

 

… систематические категории

… место человека в системе органического мира

Для человека характерны все свойства живых организмов

он зависит от климатических факторов природы, от других живых организмов

он также сам влияет на живую природу.

Для сохранения здоровья, оказания помощи и …

4.Усвоение новых знаний

Прочитайте страницы учебника 5-7.

  

Вернитесь к таблице, которую вы заполняли.

Вновь прочитайте утверждения.

Изменилось ли ваше мнение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек относится к Типу Хордовые, как и рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. Одним из основных признаков хордовых является наличие осевого скелета – хорды на ранних стадиях развития.

У позвоночных животных хорда дает развитие позвоночнику.

На ранних стадиях эмбрионального развития у всех хордовых образуются зачаточные жабры. У водных организмов и личинок земноводных они сохраняются, а вот у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих они исчезают.

Происхождение и родство человека с животными.

Обратимся к эволюционному учению Ч. Дарвина. В своих книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» ученый пришел к выводу, что человек является частью живой природы.

В книке «Происхождение человека» Дарвин привел доказательства того, что человек представляет собой высогоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. К семейству крупных человекообразных обезьян относят орангутангов, гориллу и шимпанзе. На сегодняшний день они являются нашими ближайшими родственниками. Это доказано данными сравнительной анатомии, цитогенетики, молекулярной биологии.

Читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждения

ответы

1.Люди всех рас относятся к одному виду Человек разумный

2.Ближайшие родственники человека – сумчатые животные

3.У всех людей на одной из стадий жизненного цикла имеются жабры.

4.Человека, как и рыб, относят к Типу Хордовые.

5.Человек относится к Классу Люди.

6.Осевым скелетом на ранних стадиях развития всех хордовых и человека является хорда.

7.Кровеносная система человека, как и млекопитающих, замкнутая, имеет два круга кровообращения

+

 

-

 

+

 

+

-

 

+

 

+

 

 

Слушают.

5.Первичное закрепление изученного

Предлагаю вамопределить систематическое положение человека

Из предложенных вариантов каждой строки выпишите верный ответ

Царство: Растения, Грибы, Животные

Подцарство: Многоклеточные, Одноклеточные

Тип: Членистоногие, Хордовые

Подтип: Позвоночные, Бесчерепные

Класс: Птицы, Пресмыкающиеся, Млекопитающие

Отряд: Приматы, Первозвери, Сумчатые

Семейство: Люди (Гоминиды)

Род: Человек

Вид: Человек разумный

Вывод?

 

 

 

 

Царство: Животные

Подцарство: Многоклеточные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Люди (Гоминиды)

Род: Человек

Вид: Человек разумный

… человек связан с живой природой

6.Рефлексия

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили для изучения темы урока

 

Справились мы с этими задачами?

Какую цель урока мы ставили?

 

Достигли мы ее?

Что новое узнали на уроке?

Помогла ли вам работа на уроке при затруднениях в таблице?

1.вспомнить систематические категории

2.определить место человека в системе органического мира

да

формирование знаний о месте человека в системе органического мира

да

7.Подведение итогов

оценить работу учащихся во время урока.

отметить степень вовлеченности в работу на уроке

 

Домашнее задание: стр. 5 учебника; знать систематическое положение человека

Сообщения «Что изучает молекулярная биолгия» (1.что такое молекулярная биология

2.краткая история формирования

3.почему при определении систематического положения одним из главных критериев служили даннеые молекулярной биологии

слушают, делают выводы

 

 

записывают задание

 


КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ Тема урока «Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира» 9 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ Тема урока «Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира» 9 класс

Цель урока : способствовать формированию представления об основных особенностях человека как биологического объекта с целью определения его места в системе органического мира

Цель урока : способствовать формированию представления об основных особенностях человека как биологического объекта с целью определения его места в системе органического мира

Содержание деятельности

Содержание деятельности

Мотивация изучения нового материала

Мотивация изучения нового материала

Человек относится к Типу Хордовые, как и рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы

Человек относится к Типу Хордовые, как и рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы

Род: Человек Вид: Человек разумный

Род: Человек Вид: Человек разумный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020