План – конспект урока на тему: «Человек познает мир»
Тип урока: комбинированный
Цель: дать учащимся представление о процессе познания мира и самого себя; познакомить с понятиями: самосознание, самооценка, показав их роль в познании мира
Планируемые образовательные результаты
Предметные |
метапредметные |
личностные |
- дать определение понятий: самосознание, самооценка; - назвать уровни самооценки - назвать три фактора, влияющие на самооценку |
- познавательные: продолжить формирование умений ставить цели, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, систематизировать информацию и представлять ее в виде схемы - регулятивные: продолжить формирование умений планировать свою деятельность, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль - коммуникативные: продолжить формирование умения действовать в группе, овладевать нормами общения. выдвигать свои версии решения проблем, понять другие позиции ,взгляды ,договариваться с другими людьми ,для того чтобы сделать что –то сообща) |
- сформировать и высказать собственное мнение о роли самопознания в жизни каждого человека - учащиеся смогут научиться оценивать себя и окружающих себя людей
|
Словарь урока: самосознание, самопознание, самооценка
Ресурсы урока:
· Учебник «Обществознание». 6кл. (под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой)
· компьютер, мультимедийный проектор
· рабочие листы (приложение1 – для группы; приложение 2 – для каждого ученика; приложение 3 – для группы)
· лист А3, маркеры, клей
ХОД УРОКА.
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
1. Орг. момент 30 сек |
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, все ли необходимое есть у вас на столе: ручка, карандаш, тетрадь, учебник |
Самоконтроль готовности к уроку |
|||||||||||
2 этап 5 мин. |
Проверка домашнего задания 1. Выберите верное из двух суждений о личности: А) личность возникает в результате биологического развития человека; Б) огромное влияние на становление личности оказывает общество: 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны 2.Выберите верное из двух суждений о личности: а) личность формируется в течение всей жизни, б) личность формируется в детстве. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны 3. Что такое индивидуальность? 1) Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает. 2) Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми 3) Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого 4. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает. 1) индивидуальность 2) сознание 3) личность 5. Является ли Петр сильной личностью, если он много времени уделяет спорту, физически развит, ловок и быстр и лучше всех справляется с заданиями на уроках физкультуры? 1) да 2) нет 6. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные
спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской
чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это
характеризует Арсения как: |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
|||||||||||
3 этап Мотивация 4 мин |
Послушайте рассказ и ответьте на вопросы Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды пришли к нему сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди элинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что я ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого» Вопросы к классу - Как вы поняли смысл этого рассказа? - Где границы нашего познания? - Можем ли мы познать себя? - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на сегодняшнем уроке? Вывод: мы будем говорить о познании человеком мира и самого себя Тема урока : «Человек познает мир» Знаменитый китайский философ Лао- Цзы учил: «Тот, кто познал других, учен. Тот, кто познал себя, мудр» - Как вы понимаете слова китайского мудреца? Как они соотносятся с темой нашего урока? Какой вопрос возникает? Проблемный вопрос: Почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя? |
Устно отвечают на вопросы
Записывают тему в тетрадь
Участвуют в формулировании проблемы урока
|
|||||||||||
4 этап Целеполагание и планирование 2- 3 мин |
Вопрос к классу: Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос? План урока 1. Познание мира и себя. 2. Что такое самосознание. 3. На что ты способен. |
Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей. |
|||||||||||
6 этап 20- 22 мин.Открытие нового знания(изучение новой темы) |
|||||||||||||
1. Познание мира и себя.
|
Учитель: Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познает его. Процесс познания происходит в ходе активной деятельности человека. На доске появляется схема
Задания для групп Первая группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе игровой деятельности. Вторая группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе учебной деятельности. Третья группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе трудовой деятельности. Четвертая группа Обсудите как происходит процесс познания в ходе общения. Обсуждение результатов. Учитель фиксирует на доске. Учитель. Важнейшей потребностью личности является стремление узнать самого себя. Как вы думаете, почему? Задание: заполните схему:
|
Работают с учебником стр. 18 и составляют схемы (приложение1) и презентую результаты своей работы
Учащиеся отвечают на вопрос
|
|||||||||||
2. Что такое самосознание.
|
- Потребность познать и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на самого себя Чтение и анализ текста с использованием технологии «Заметки на полях» Организация индивидуальной работы с текстом «Что такое самосознание». Каждый ученик получает текст, читает его, делая пометки на полях карандашом Задание к тексту. 1. Внимательно прочитайте весь текст. Обратите внимание текст содержит и уже известную вам информацию, и новую. 2. По ходу чтения делайте пометки на полях: «v» - знал; «+» - узнал новое «?» не понял, требуется дополнительное разъяснение. После прочтения в группах обсуждается только один значок «?» не понял. С этой целью учащиеся обсуждают вопросы, возникшие при чтении и стараются по возможности объяснить друг другу то, что было не понятно; выписывают вопрос, на который не знают ответа для обсуждения в классе Проверка выполнения задания - Что вы не поняли? Учащиеся просматривают ролик «Гадкий Утенок» и отвечаю на вопрос: - Что вы можете сказать о его самооценке? Почему у него заниженная самооценка? Учитель по ходу ответов составляет схему Учащиеся просматривают ролик из сказки «Морозко » и отвечаю на вопрос: - Что вы можете сказать о самооценке Ивана? Почему у него завышенная самооценка? - от чего зависит самооценка? (По ходу ответов обучающихся учитель составляет схему)
- Самооценка определяет взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию Процесс формирования самооценки весьма непрост и противоречив. Выполнение мини – проекта. Учащиеся получают рекомендации, которые помогут сформировать адекватную самооценку, им необходимо выполнить следующие задания: Первая группа: Отберите три рекомендации учителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной Вторая группа: Отберите три рекомендации родителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной Третья группа: Отберите три рекомендации для подростков с низкой самооценкой, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной Четвертая группа: Отберите три рекомендации для подростков с завышенной самооценкой , которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной Алгоритм выполнения мини- проекта 1. Обсудите рекомендации и отберите те, которые наиболее подходят для выполнения задания вашей группе. 2. Дополните отобранные рекомендации своей (своими) 3. Подготовьте выступление – презентацию. Презентация мини - проектов |
Самостоятельно читают и анализируют текст, делают пометки
Анализируют и сравнивают информацию; формулируют выводы; задают вопросы; - используют различные источники социальной информации Учащиеся отвечают на вопросы.
Работают в малых группах, вступают в диалог, отбирают необходимый материал, предлагают свои варианты ответов
Представляют мини - проект |
|||||||||||
7 этап Рефлексия 3-4 мин. |
1. - Какую проблему мы ставили в начале урока? - Удалось ли решить поставленную проблему? 2. Рефлексия (У детей на листочках (и на слайде в презентации) написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.) - Что я уже знаю о самооценке, о собственной
личности?
|
Сравнивают цель урока и достигнутые результаты |
|||||||||||
8 этап домашнее задание 1 мин. |
1. прочитайте П.2 2. Выполните одно задание - задание 4 стр. 23 учебника - задание 5 стр. 24 учебника
|
|
|||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.