"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)
Оценка 4.6

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
история
7 кл
10.07.2019
"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)
На протяжении многих лет память доносит до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом верность Родине и ее народу. Увы, все меньше и меньше с каждым днем остается живых свидетелей тех далеких лет. И уже не столько из рассказов очевидцев, а все больше из фильмов и учебников знают о том, как жили и работали люди. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о нашей истории: истории семьи, города, а значит и родины. Какую тему выбрать для работы?
Человек в истории.docx
Человек в истории (исследовательская работа в рамках краеведения и истории)                                                                              Шмалько Юлия Алексеевна,                                                                                        учащаяся 7 класса                                          Автор:                                                            ГБОУ ООШ №16                                                  г. Сызрани                                                     Руководитель:                                                                                 Кафидова Галина Михайловна                                                            учитель истории и                                                          обществознания                                                                              ГБОУ ООШ №16 г.Сызрани 1 Сызрань 2017г. Содержание I.Введение  ……………………………………………………………………3 II.Основная часть 1.Актуальность выбранной темы…………………………………………….4 2.Биография Дорофеева Владимира Васильевича………………………….4 3.Служба в армии……………………………………………………………..5 4.Жизнь на «гражданке»..…………………………………………………….9 5.Награды  героя……………………………………………………………....9 6.Семья…………………………………………………………………………9 7.Семейные традиции……………….………………………………………..10 III.Заключение……………………………………………………………..…..11 IV.Список используемых ресурсов …………………………………………11 2 I. Введение На протяжении многих лет память доносит до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом верность Родине и ее народу. Увы, все меньше и меньше с каждым днем остается живых свидетелей тех далеких лет. И уже не столько из рассказов очевидцев, а все больше из фильмов и учебников знают о том, как жили и работали люди. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о нашей истории: истории семьи, города, а значит и родины.                                           Какую тему выбрать для работы?  Проводя экскурсии в школьном музее, я неоднократно показывала ребятам портрет человека,   который   размещается   на   стенде,   посвященном   нашей   воинской   части   поселка Сердовино.   Этот   человек   в   гражданском   костюме,   но   с   боевыми   наградами.   Краткая биография,   случай   из   фронтовой   жизни.   А   под   портретом   много   уже   пожелтевших документов.  Это ­ Дорофеев Владимир Васильевич.           Мне захотелось больше узнать об этом человеке. За советом я обратилась к классному руководителю.   От   нее   я   узнала,   что   в   моем   городе   проживает   дочь,   внуки   и   правнуки Дорофеева В.В.      Цель моей работы:     изучение истории родного края   и страны   через жизненный путь Дорофеева Владимира Васильевича. Было решено – моя работа об этом человеке.    Задачи: 1.   Собрать   и   проанализировать   весь   имеющийся   материал,   связанный   с   Дорофеевым Владимиром Васильевичем; 3 2. Оформить отдельный стенд о Дорофееве Владимире Васильевиче к 100­летию части; 3. Рассказать своим одноклассникам о Дорофееве Владимире Васильевиче. II.Основная часть 1.Актуальность выбранной темы. Для того, чтобы выяснить, что знают учащиеся нашей школы и жители городка о В. В. Дорофееве, я провела опрос. В нем приняли участие учащиеся начальных классов, старших классов и жители п. Сердовино Самарской области. Всего – 38 человек. Знаете   ли   Вы,   кто Опрошены такой Дорофеев В.В.? Знаете   ли   Вы,   кто такой старшина? Знаете ли Вы с каким этапом Великой Отечественной войны самым тесным образом связан наш городок? да нет ответы ученики  начальных  классов ученики  старших  классов жители п.Сердовино да нет да нет 3 чел. 2 чел. 15чел. 5чел. 13 чел. 1чел. 17чел. 8чел. 6чел. 4чел. 3 чел. 8чел. 10чел. ­ 10чел. ­ 6чел. 4чел. Результаты получились любопытными.  Многие  ученики  не смогли  ответить,  да  и  взрослые  затруднялись  с  ответом. Этот  факт печален. Каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, страны. Знание и понимание истории своей малой родины позволяет почувствовать себя частицей малой Родины. Свою работу я начала с изучения материала, который находился у нас в школьном музее   и   визита   к   дочери   Дорофеева   Владимира   Васильевича   Мусалиной   Галине Владимировне.                                      2.Биография Дорофеева Владимира Васильевича. Из беседы с Галиной Владимировной я узнала, что Владимир Васильевич Дорофеев родился   24   марта   1911   года   на   станции   Святославка   Красавского     района   Саратовской 4 Владимир в 1924 году получил образование 6 классов, по тем временам это много.  области. Отец, Василий Маркович 1877 года рождения, был начальником железнодорожной станции. Мама, Елена Степановна 1885 года рождения, была домохозяйкой. В семье росло 7 детей: 4 дочери (Клавдия 1905 г.р., Вера 1917 г.р., Капитолина 1919 г.р., Раиса 1923 г.р.) и три сына (Алексей 1907 г.р., Владимир 1911 г.р., Садок  1914 г.р.). Владимир был третьим ребенком. Жили в своем доме и держали большое хозяйство. Отец умер в 1945 году, оба брата погибли в 1941 и 1942 году во время Великой Отечественной войны.   Историческая правка:  «Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года  обучения),   основная   семилетняя   общеобразовательная  школа  и  старшая  ступень общеобразовательной   школы   (всего   9­10   лет   учёбы).    Доля   просвещения   в   бюджете, доходившая в 1920 г. до 10%, в 1922 г. упала до 2—3%. С 1921 г. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 г. в городах и   поселках   городского   типа   была   введена   плата   за   обучение,   сельские   школы   были,   в основном, «договорными», т. е. существовали за счет местного населения.» [1] С сентября 1925 г. по октябрь 1929 г. был  рабочим в 8  железнодорожном околотке ст. Святославка. С октября 1929 г. по сентябрь 1933г. работал в колхозе имени Сталина и счетоводом заготовительного пункта на ст. Святославка. 1   ноября   1933г.   получил   повестку.   И     был   призван   в   ряды   Рабоче­Крестьянской 3.Служба в армии. Красной Армии в 61 стрелковую бригаду.  В сентябре 1935 г. остался на сверхсрочную службу.  С сентября 1935 г. по 1936 г. – помощник командира стрелкового взвода. С   июня   1936   г.   по   октябрь   1937   г.   обучался   в   Ульяновском   Военно­техническом     училище. После чего занимает должность зав.складом  ПФО.  С октября 1937 г. по май 1940 г. старшина стрелковой роты в/части 5378. В этой части 15 мая 1940 г. принял присягу.  Историческая справка: «Военная присяга» После   1917   года   первая   военная   присяга   РККА   (Рабоче­Крестьянская   Красная Армия)   рождалась   по   почину   самих   красноармейцев.   Тексты   ее   были   различны.   22 апреля 1918 года ВЦИК утвердил единый текст присяги для всей армии. Сама присяга тогда называлась «Формула торжественного обещания».  С тех пор клятва приобрела значение государственного документа. Состояла из 6 пунктов. Начиналась она словами «… Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики принимаю на себя звание рабочей и крестьянской армии …», и заканчивалась так: «Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да   будет   моим   уделом   всеобщее   презрение,   да   покарает   меня   суровая   рука революционного закона.» В марте 1922 года решением ВЦИК был установлен единый день принятия присяги ­ 1 Мая. А в январе 1939 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст присяги (в связи с принятием в 1936 году новой Конституции СССР). С этого момента воины   стали   принимать   присягу   в   индивидуальном   порядке   и   скреплять   ее собственноручной подписью. Впоследствии   текст   военной   присяги   изменялся   и   утверждался   Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1947 года и от 23 августа 1960 года. Текст   ныне   действующей   военной   присяги   утвержден   Законом   РФ   «   О   воинской обязанности и военной службе» (28 марта 1998 года). Ее слова звучат лаконично, по­ военному чеканно: 5 «Я, (фамилия, имя отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству, Российской Федерации. Клянусь   свято   соблюдать   Конституцию   РФ,   строго   выполнять   требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь   достойно   исполнять   воинский   долг,   мужественно   защищать   свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».[2] В   этот   период   Владимир   Васильевич   принимал   участие   в   советско­финской   войне (1939­1940гг.). Историческая справка: «Русско­финская война Официальные   причины   начала   войны   –   это   так   называемый   «Майнильский инцидент».   Правительство   СССР   направило   26   ноября   1939   года   ноту   протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который был совершен с финляндской   территории.   Ответственность   за   начало   военных   действий   была возложена полностью на Финляндию. Начало Советско­Финской войны произошло в 8 часов утра, 30 ноября 1939 года. Со стороны   Советского   Союза   целью   стало   обеспечение   безопасности   Ленинграда.   Город находился   всего   в   30   км.   от   границы.   Ранее   советское   правительство   обращалось   к Финляндии   с   просьбой   отодвинуть   свои   границы   в   районе   Ленинграда,   предлагая территориальную компенсацию в Карелии. Но, Финляндия отказалась категорически. Советско­Финская   война   1939   –   1940   годов   вызвала   настоящую   истерию   среди мировой общественности. 14 декабря СССР был исключен из Лиги Наций с серьезными нарушениями процедуры (меньшинством голосов). Под   руководством   маршала   Тимошенко   линия   Маннергейма   была   прорвана   11 февраля. Серьезный перевес в живой силе, авиации, танках позволяет советским войскам продвигаться вперед, неся большие потери. Финская армия испытывает  жесточайшую нехватку боеприпасов, а так же, людей. Правительство Финляндии, так и не получившее помощи запада, вынужденно заключает мирный договор 12 марта 1940 года. Несмотря на неутешительные для СССР итоги военной кампании, устанавливается новая граница.»  [3] Из воспоминаний Дорофеева В.В.:     «Наиболее яркий случай фронтовой жизни Командир   разведки   был   лейтенант   Гоженко,   который   кончил   специальные   курсы разведчиков.  Помощником  был назначен  я и  еще  10 человек красноармейцев.  Чуть  ли не каждую   ночь   отправлялись   в   расположение   противника.   Возвращались,   докладывали   об 6 огневых точках белофиннов, о пути подхода к дотам. Между тем мы тщательно изучали край обороны   противника:   и   в   ночных   поисках,   и   при   дневном   свете.   Перед   нами   находился мощный дот «Миллионный».  Дот, который противник считал ключом ко всему Хатиненскому узлу обороны. Командиру Гоженко было приказано добыть «языка» в районе того мощного дота. 11 января, как только стемнело, мы отправились по лесу в свой опасный путь. Уже остался позади дот №45 (тот самый, что финны называли «Миллионным»). Мы зашли в тыл противника и с фланга подобрались к намеченной огневой точке. Расставив   часть   людей   вокруг   дота   для   наблюдения   за   амбразурами,   командир   и   я направились   к   двери   дота.   Попытались   открыть   ее   ломом   –   не   удалось.   Внутри   дота послышались   голоса.   Мы   молчали.   Из   дота   раздалось   (уже   по­русски):   «Кто   там?   Что нужно?».   Командир   закричал:   «Открой   дверь!».   Я   взобрался   на   купол   дота,   охраняя   все подходы. Саперы, под руководством Гоженко, заложили под двери немного взрывчатки – лишь   бы   дверь   вылетела.   Гоженко   командует   саперам:   «Зажигай!».   Мгновение   тишины… Взрыв!   Дверь   рухнула   наземь!   Тревожно   озираясь,   выскочил   наружу   какой­то   финн.   Я бросился   на   финна   сверху   и   свалил   его   на   землю.   Гоженко   и   саперы   связали   финна, разведчики кинули несколько гранат в амбразуры и дверь дота. Пойманного финна уложили в лодку   для   перевозки   раненных,   которую   мы   захватили   с   собой,   и   ходу!   Мы   миновали передний край белофинской обороны и благополучно добрались до своей части. Финна сдали командованию   полка.   За   этот   подвиг   лейтенанту   Гоженко   было   присвоено   Звание   Героя Советского   Союза,   я   был   награжден   Орденом   Боевого   Красного   Знамени   (№502257), остальные разведчики также были отмечены наградами»     Историческая   справка:  «         сд.   Успешное   продвижение  Боевая   разведка   100­й   подразделений 100 сд дали основание разведке в направлении выс. «Язык», роща «Палец», Турта, роща «Сапог» и обеспечить подрыв ДОТ №45 и 44. 4 февраля, когда дополнительно было доставлено 3500 кг. ВВ и миллионный ДОТ был доразрушен. Захват и уничтожение ДОТ   №45   и   44   угрожали   противнику   прорывом   линии   Маннергейма   на   Хотиненском участке,   это  побудило   белофиннов   израсходовать   значительную   часть   своих   ближних резервов, в частности, дивизионные (15 пп) и таким образом облегчить общую обстановку по прорыву линии Маннергейма в полосе наступления 50 ск. Дивизия, продвинувшись вперед на 700­800 метров, создала более благоприятные позиции для решительного штурма.» [3]     7 Амбразура ДОТа № 45 Хотиненского укрепрайона. До наших дней хорошо сохранились следы от пуль советских снайперов.(  Фото: Suomi Sodassa, Reader’s Digest Ab, 1983, Finland http://fontanka.fi/reports/195/?item=8)    Разведгруппа   красноармейцев   получает   задачу.   Младший   лейтенант   отдает   приказ.(  Фото:   Suomi   Sodassa,   Reader’s   Digest   Ab,   1983,   Finland http://fontanka.fi/reports/195/?item=8) С апрель 1941 г.  по март 1942 г.  служил в Сызранском танковом училище. Становится старшиной роты курсантов.                                                Историческая справка: «Сызранское танковое училище Сформировано как Вольское пехотное училище. С 14 февраля 1941 г. согласно приказу НКО   №   060   переформировывается   в   бронетанковое   училище   по   штату   №   17/21. Переформирование   должно   было   быть   завершено   к   15   марта   1941   г.   Директивой Генштаба   от   5   мая   1941   г.   переименовано   в   Сызранское     танковое   по   месту   новой дислокации. Расформирован в 1947 г.» [4] С марта 1942 г. по август 1943 г. служит на  военной базе № 22 местечка Сердовино  Дорофеев   В.В.   сопровождает   грузы  В   это   время  старшиной   пожарной   команды.        специального назначения  на Сталинградский фронт.    Историческая справка:  «Сталинградская битва.  К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги. В   план  масштабного  наступления   на  юге  СССР   (Кавказ,  Крым)  командование Германии  включает  и  Сталинград.  Целью  Германии  было овладение  промышленным городом,   предприятия   в   котором   выпускали   военную   продукцию,   которая   была необходима;   получение   доступа   к   Волге,   откуда   можно   было   попасть   в   Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6­й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков. 8 Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Он был   создан   по   решению   Ставки   Верховного   Главнокомандования   12   июля   1942   г. (командующий — маршал Тимошенко, с 23 июля — генерал­лейтенант Гордов). Сложность также состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов. Значение   Сталинградской   битвы   трудно   переоценить.   Победа   Советских   войск   в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы. В результате этой победы   немецкая   сторона   перестала   доминировать.   Итог   этой   битвы   вызвал замешательство   в   странах   Оси   (гитлеровской   коалиции).   Наступил   кризис профашистских режимов в странах Европы.» [5]                                   С   августа   1943   г.   по   май   1949   г.   ­   помощник   коменданта   базы   №22   местечка Сердовино. Во время войны с Японией (1945г.) сопровождал грузы  военной базы №22  местечка Сердовино на фронт.           Историческая   справка:   «Чем   отличается   звание   старшина   от   должности  С мая 1949 г. по февраль 1959 г. проходил службу в 20 отдельном местно­стрелковом батальоне в должности старшины стрелковой роты. 20 февраля 1959 года уволен в запас по болезни.   старшина? В ВС России (как и в ВС СССР) термин "старшина" имеет два значения. Первое ­ это воинское   звание   сержантского   состава,   оно   старше   звания   "старший   сержант"   и последнее среди сержантов. На флоте ему соответствует звание "главный корабельный старшина" (до 1972 г. ­ мичман) . Звание старшины можно получить даже на срочной службе, обычно перед увольнением в запас. Второе значение термина "старшина" ­ это должность в роте, батарее (иногда в батальоне взводного состава) . Это должность кадрового военнослужащего в звании "прапорщик", "старший прапорщик" Старшина роты (и   ему   равный)   ­   это   главный   блюститель   порядка,   ответственный   за   внутреннюю службу, распорядок дня, снабжение солдат всеми видами довольствия и т. д. Хорошего старшину солдаты, ушедшие в запас, помнят всю жизнь.» [6] 4.Жизнь на «гражданке» Уйдя в запас, Владимир Васильевич остался работать в воинской части 62059. О том, как Дорофеев В.В. работал,   можно судить по   его трудовой книжке, где не умещаются записи о вынесении благодарностей и премии. Последние годы Дорофеев В.В. работал в клубе части в/ч 62059.  Умер Дорофеев Владимир Васильевич 5 марта 1998 года в возрасте 86 лет. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Дорофеев В.В.       награжден двумя Орденами Красной Звезды, Орденом за боевые заслуги. 5 Награды героя. 9 6. Семья. Со своей женой наш герой познакомился в далеком 1937 г. в городе Ульяновске. Звали ее Надежда Семеновна (1914 года рождения). Она работала на приборостроительном заводе бухгалтером. При переезде в г. Сызрань на военную базу  №22,  как и многие женщины, стала работницей   в   цеху   по   производству   снарядов   для   фронта.   Последнее   время   работала   на железной дороге при в/ч 62059 стрелочницей. Умерла в декабре 1988 года. Прожили супруги Дорофеевы 51 год. Вырастили двух дочерей Галину и Людмилу.   25 февраля 1940г. с женой Надеждой На   снимке   Дорофеев   Владимир   Васильевич   с   супругой   Надеждой   Семеновной, младшая   дочь   Галина   с   мужем   Мусалиным   Владимиром   и   сыновьями   Валерием   и Александром. 1988 год 7. Семейные традиции 10 Авторитет деда в семье был очень велик. Наверно поэтому его внук Мишак Валерий     выбрал для себя профессию военного.  После   8   класса   средней   школы   №16   г.   Сызрани   он   поступил   в   Свердловское суворовское     военное   училище,   затем   окончил     Хмельницкое   высшее   артиллеристское командное училище. Служил в Германии, а после вывода советских войск прибыл служить в родной город Сызрань в часть деда. Советы, беседы и опыт Владимира Васильевича помогали молодому офицеру. Сын Валерия, Максим, тоже выбрал для себя профессию настоящего мужчины.   Мишак   Максим   служит   в   95   пожарной   части   7ОГПС   МЧС   России   по   городу Сызрани,   занимается   пожарно­прикладным   спортом,   призер   и   победитель   многих соревнований. Его часто приглашают на мероприятия в родную школу №16.                                           Младший правнук Дорофеева Владимира Васильевича  Антон учится в 4 классе ГБОУ ООШ №16 г. Сызрани, но уже является кадетом Волжского казачьего кадетского корпуса имени атамана Ермака Тимофеевича станицы Сызранской.  Александров Антон с друзьями Робковым Дмитрием и Мырксиным Вадимом. III.Заключение      В процессе исследовательской работы   мною было изучено много материала о В. В. Дорофееве.   Начиная с нескольких фактов биографии на стенде музея, я узнала о судьбе целого поколения. Познакомилась с историей нашей армии, узнала, чем отличается знание старшина от должности старшина. Познакомилась с интересными людьми. По жизненному пути моего героя можно изучать историю нашей страны, сражения и битвы. История   жизни   Дорофеева   Владимира   Васильевича   тесно   связана   с   историей   моей малой родины поселка Сердовино.  1апреля 2017 года наш городок будет отмечать 100­летие нашей части, нашего арсенала. Я думаю, что эта работа будет хорошим подарком. 11 Однако столкнувшись с тем, что в различных источниках указаны разные даты, не вся информация еще доступна, у меня   остались вопросы. Я надеюсь получить ответы на них, сделав запрос в военный архив г. Подольска. А это значит, что моя работа только начинается. IV.Список используемой литературы Интернет­ресурсы 1.История   педагогики /   История   педагогики   Н. А. Константинов,   Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. «Просвещение», Москва, 1982 г. https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование в СССР 2.http://www.warheroes.ru/hero/hero.aep?Hero id=10785 3. http://pehota­infantry.narod.ru/mannerheim­1.htm 4.http://www.tankfront.ru/ussr/train/vuz/sizranskoe_tu.html 5. http://historykratko.com/kratkoe­soderzhanie­stalingradskoy­bitvy 6.http://obd­memorial.ru/html/index.html Домашний архив Мусалиной Г.В. 12

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)

"Человек в истории"(исследовательская работа по краеведению и истории)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2019