ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Оценка 4.7

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
17.06.2017
ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
ЦЕЛЬ КУРСА: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Познакомить с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Достижение целей планируется через решение следующих задач: - обеспечить успешную адаптацию ребёнка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому - поддерживать и развивать познавательную активность детей, снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные со школой - дать ребёнку представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире - привести учащихся к осознанию и усвоению соответствующих возрасту представлений и понятий о своём организме, психике, здоровье, нравственности -готовить учащихся к выполнению широкого спектра социальных задач- развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни Программа рассчитана на 4 года , 135 часов учебного времени, по 1 часу в неделю, с 1 по 4 классы. Проведение курса планируется в течение всего учебного года.
Элективный курс Валеология.doc
1 класс Количество часов о г е с В 2 и и ц к е л 1 и т к а а р к п 1 Цели Формы проведения Образовательный продукт Сформировать понятие о гигиене тела. Беседа, работа в тетрадях рассказ Рисунок .схемы, рефераты № 1. Название темы Дружи с водой ­ Советы доктора Воды. ­ Друзья Вода и Мыло 2. Забота о глазах ­Глаза­главные   помощники человека 1 1 Развивать навыки и умения приёмах по уходу за глазами Беседа, рассказ,. Рисунок, составления рассказа Уход за ушами. ­  Чтобы уши слышали. ч 3. 2 2 1 Дать понятие о том .что  уши любят уход. беседа, рассказ, самомассаж, Опыт,  оздоровительная  минутка,  разучивание  упражнений. 4. Уход за зубами. ­Почему болят зубы 1 л л Сформировать представление о строении зубов и необходимость ­   Чтобы   зубы   были здоровыми. ­Как сохранить улыбку. 5. Уход за руками и  ногами. ­«рабочие   инструменты» человека. 6. Забота о коже. ­Зачем человеку кожа. ­ надёжная защита  организма. ­ Если кожа повреждена 2 3 1  1 2 1 ухода   за   ними. Закрепить   знания   об основных правилах гигиены полости рта Сформировать   понятия   о гигиене рук и ног. 1 1 1 Сформировать понятие о гигиене кожи тела 7 Как следует питаться. ­необходимое   ­Питание   для   жизни условие человека.   ­Здоровая   пища для всей семьи. 2 1 1 1 Расширить   представление учащихся   о   строении   и значении пищеваритель­ной системы. Беседа, рассказ, тесты, работа в Практика, схемы,  составление тетрадях. гимнастики   для укрепления дёсен. Схемы, рисунок. Беседа, рассказ, работа  в тетрадях, работа дневниках здоровья Беседа, рассказ, в   работа в в дневниках здоровья тетрадях, работа минутка, разучивание Опыт, оздоровительная упражнений.     . Беседа, рассказ,   работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья,игра   Опыт, оздоровительная минутка, разучивание упражнений. 8 Как сделать сон  полезным. ­Сон ­лучшее лекарство 9. Настроение в школе. ­Как настроение ? 1 1 1 1 Дать понятие о пользе сна для организма. Развивать   способность   к эмоциональному   Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа дневниках здоровья, игра Беседа, рассказ, в   работа в дневниках Опыт, оздоровительная минутка, разучивание упражнений Опыт, оздоровительная минутка, разучивание упражнений 10 Настроение после школы. ­Я пришёл после школы 11 Поведение в школе ­Я­  ученик. 12 Вредные привычки ­ вредные привычки 1 1 2 1 1 2 сопереживанию, совершенствовать   пластику межличностного общения. Развивать   способность   к эмоциональному сопереживанию, совершенствовать   пластику межличностного общения. здоровья, тесты Беседа, рассказ, работа в дневниках здоровья упражнений оздоровительная минутка, разучивание Беседа, рассказ, Опыт, Обобщить знания правил поведения учащихся в школе. Сформировать у детей представление о вредном воздействии табачного дыма иалкоголя на организм человека. работа в дневниках здоровья работа в дневниках здоровья оздоровительная минутка, разучивание упражнений   схемы, Беседа, рассказ, Рисунок, рефераты 13 Мышцы, кости, суставы. ­Скелет   ­   наша   опора, ­осанка ­стройная спина 14 Как закаляться. ­Если хочешь быть здоров 15 Как правильно вести себя на воде ­Правила   безопасности   на воде 16 Подвижные игры 17 Доктора природы (обобщающие уроки) 2 1 1 4 2 1 1 1 1 4 1 1 4 1 Всего часов 31 лекции 28 практики 12 Сформировать представление о скелете человека. Беседа, рассказ, работа в дневниках здоровья Рисунок, схемы, рефераты Дать понятия о приёмах закаливания: обтирание и обливание. Сформировать правила безопасного   поведения   на воде.   Беседа, рассказ, работа в дневниках здоровья Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игры Дать понятие о подвижных играх которые способствуют укреплению здоровья Беседа, рассказ, игра Обобщить знания по пройденным темам Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра Создать рисунок. Создать рисунки по правилам Рисунок, реферат. 2 класс № 1. Название темы Почему мы болеем ­Причина   болезни. ­Признаки болезни. ­ Как здоровье? Количество часов о г е с в и и ц к е л а к и т к а р п 3 1 1 1 нас от болезней. 2. Кто и как предохраняет ­   Как   организм   помогает себе сам? ­Здоровый образ жизни. 2 1 1 Цели Формы проведения Образовательный продукт Дать о причинах различных заболеваний, умение их искоренять. Беседа, рассказ, работа Тест , памятки ,выводы. тетрадях, работа в дневниках здоровья, в игра. Совершенствовать навыки по здоровому образу жизни Беседа, рассказ, работа в тетрадях Создать рисунки по правилам 3. 4. Кто нас лечит 1 1 ­ Какие врачи нас лечат. Дать понятие о профессии врача, какой врач от чего лечит Беседа, рассказ, работа в тетрадях памятки .выводы. Прививки от болезней. ­ Инфекционные болезни. ­ Прививки от болезней 2 1 1 Дать понятия об инфекционных заболеваниях и прививках от болезней Беседа, рассказ, работа тетрадях, работа в дневниках здоровья, в игра Создать рисунки по правилам,памятки .выводы. | 5. Что   нужно   знать   о лекарствах. ­ какие лекарства мы выбираем. ­ Домашняя аптечка 6. Как избежать отравлений. ­ Отравление лекарствами. ­ Пищевые отравления. 7. Безопасность   при   любой погоде. ­Если солнечно и жарко. ­ Если на улице дождь и гроза. 8. Правила безопасного поведения   в   доме,   на улице, в транспорте. ­ Опасность   в   нашем доме. ­ Как   вести   себя   на улице. безопасного 9. Правила поведения на воде  ­ Вода наш друг   2 1 1 Дать понятие что такое лекарство, как и где оно должно храниться. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Дать понятия о лекарственном и пищевом отравлении. Совершенствовать умения и навыки оказания первой помощи при отравлениях. Выработать навыки и умения безопасного поведения при любой погоде. Выработать навыки и умения безопасного поведения дома на улице, в транспорте 1 1 Сформировать правила безопасного поведения на воде Беседа, рассказ, работа тетрадях, работа в дневниках здоровья, Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, в игра игра Беседа, рассказ, работа тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра Беседа, рассказ, работа тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра в в в Беседа, рассказ, работа тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра Создать рисунки по правилам ,памятки ,выводы Создать рисунки по правилам .памятки,выводы, тесты Создать рисунки по правилам .памятки .выводы, тесты Рисунок, схемы, рефераты Рисунок, схемы, рефераты 10. Правила общения с   Чтобы   огонь   не огнём. ­ причинил вреда 1 1 Совершенствовать навыки при общении с огнём. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,   работа   в дневниках   здоровья,   и фа Рисунок, рефераты   схемы, 11. 12. Как уберечься от поражения электрическим током.   ­ электрический ток ? Чем   опасен Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. ­ Травма. 1 1 Дать понятие о  электрическом токе и  опасностях при встрече с ним. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,   работа   в дневниках здоровья, игра   Создать   рисунки   по правилам,памятки .выводы, тесты 1 1 1 Совершенствовать умения   и   навыки   при травмах. Беседа, рассказ, работа в   работа   в тетрадях, дневниках здоровья, игра   Создать   рисунки   по правилам .памятки,выводы, тесты 13. Как защититься от насекомых. ­ Укусы насекомых. 14. Предосторожности при обращении с животными. ­ Что мы знаем о собаках и кошках ? 15 16. перегревании и тепловом Первая помощь при ударе, при ожогах и обморожении ­ Как помочь себе при тепловом ударе. ­ Если ты  обморозился. Первая помощь при  отравлении  жидкостями, пищей,  парами, газом. ­  Отравление ядовитыми веществами. ­Отравление угарным газом. 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 Дать понятие о защите от различных насекомых. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,, игра Создать   рисунки   по правилам,памятки .выводы, Совершенствовать умения   и   навыки   при обращении с животными. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,   работа   в дневниках здоровья, игра   Создать   рисунки   по правилам,памятки .выводы, тесты Совершенствовать умения и навыки оказания первой помощи при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Дать   правила   оказания первой   помощь   при отравлении жидкостями, парами, газом.   пищей, Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра Создать рисунки по правилам ,памятки ,выводы, тесты Создать рисунки по правилам .памятки ,выводы, тесты 17. Первая помощь при травмах ­Растяжение   связок   и вывихах костей. ­Переломы   ­   Если   ты ушибся или порезался.   3 1   1 1 Совершенствовать умения   и   навыки оказания первой помощи   при   различных травмах.   Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. ­Если в глаз, ухо. нос посторонний предмет горло попал 1 1 Дать       понятие о оказании первой помощи   при   попадании инородных   тел   в   глаз, ухо, нос. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра Создать рисунки по правилам ,памятки ,выводы, тесты Создать рисунки по правилам ,памятки ,выводы, тесты 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. ­укус змеи 1 1 20 Сегодняшние заботы 3 медицины. ­ Расти здоровым. ­ Воспитай себя. 1 1 Совершенствовать навыки   по   оказанию первой   помощи   при укусах насекомых, змей, собак и кошек.   Совершенствовать навыки по   здоровому   образу жизни Беседа, рассказ, работа тетрадях, работа в дневниках здоровья, в игра Создать рисунки по правилам,памятки. Беседа, рассказ, работа Создать рисунки по в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра правилам,памятки ,выводы, тесты ­ Я выбираю движение 1 Всего часов 34 лекции 30 практики 5 № 1. 3 класс цели Формы проведения Образовательный продукт Тема Количество часов и и ц к е о и « и « л а к и т к а р п 1 2 2 1 1 1 1 1 Воспитывать в себе уверенность и бесстрашие Учить делать добро. Воспитывать в себе положительные качества Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Создать рисунки по правилам тест, памятки. Создать рисунки по правилам тест,памятки. Воспитывать   в   себе положительные качества, говорить правду. умения   Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Создать рисунки по правилам тест,памятки. Чего не надо боятся. —   Как   воспитывать уверенность и бесстрашие?   2. Добрым быть приятнее, чем   злым,   завистливым и жадным. ­ Учимся думать. ­ Спеши делать добро. 3. Почему   мы   говорим   не правду. ­ Поможет   ли   нам обман? ­ « Неправда ­ лож» в  пословицах и  поговорках. 2 1 1 4. Почему мы не слушаем ли к родителей? ­ Надо   прислушиваться   советам родителей? ­ Почему   дети   и родители   не   всегда понимают друг друга? Воспитывать любовь к родителям,   развивать умения прислушиваться   мнению родителей. к Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Создать рисунки по правилам тест, памятки . 5. Надо ли сдерживать себя. ­Все ли желания выполнимы? ­Как воспитывать в себе сдержанность. 6. Не грызи ногти, не  ковыряй в носу. ­ Как  отучить  себя  от вредных привычек 7. Как относиться к  подаркам. ­ Я принимаю подарок. ­ Я дарю подарки. 8 Как следует относиться к наказаниям. ­ Наказание 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 Воспитывать   в   себе сдержанность. 1 Дать   понятия   о преодолении   вредных привычек Совершенствовать умения и навыки как принимать   и   дарить подарки. Дать   понятие   о наказаниях   и   как   к ним относиться. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,работа в дневниках здоровья, игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,работа в дневниках здоровья, игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,работа в дневниках здоровья, Создать рисунки по правилам, памятки . Создать рисунки по правилам памятки . Создать рисунки по правилам, памятки . Тест, памятки ,создать рисунки по правилам. игра. Прививать   умения одеваться по погоде и по обстоятельствам. Совершенство   вать умения   и   навыки   в общении с незнакомыми людьми. Дать   понятие   о болей   как   вести   себя при ней.   Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Тест, памятки ,создать рисунки по правилам. Создать рисунки по правилам памятки. Создать рисунки по правилам памятки. 1 Дать правила поведения за столом. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,работа в дневниках здоровья, . Тест, памятки .создать рисунки по правилам. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 9. Как нужно одеваться. ­ Одежда 10. Как вести себя с незнакомыми людьми. ­Ответственное поведение. и. Как вести себя, когда  что­то болит. ­Боль 12. Как вести себя за  столом ­ Сервировка стола. ­ Правила поведения за  столом 13 Как вести себя в  14. гостях. ­Ты идёшь в гости Как вести себя в общественных местах. ­Как   вести   себя   в транспорте и на улице. ­   как   вести   себя   в театре, кино, школе. Дать правила поведения в гостях 2 1 1 Дать   правила поведения   в транспорте, на улице, в общественных местах. Беседа, рассказ, работа в тетрадях,работа в дневниках здоровья, Беседа, рассказ, работа в тетрадях,работа в дневниках здоровья, игра. игра. Тест, памятки .создать рисунки по правилам. Создать рисунки по правилам ,памятки . 15. 16 17   «Нехорошие слова». Недобрые шутки. ­Умеем ли мы вежливо общаться. ­умеем разговаривать телефону? Что делать, если не хочется в школу. ­Помоги себе сам. Чем заняться после школы.   ли по 1 1 1 1 ­Умей   организовать свой досуг. 2 1 1 Совершенствовать умения   и   навыки поведения, общения. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Дать   рекомендации по   одолению   стресса и контроля за своими поступками Совершенствовать умения организовывать   свой досуг. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. игра. Создать рисунки по правилам ,памятки . Тест, памятки ,создать рисунки по правилам. Создать рисунки по правилам ,памятки . 18. Как выбрать  друзей. ­   Что   такое   дружба. ­Кто может считаться 2 1 Дать   понятие   о дружбе   и   кто   есть друг. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, Создать рисунки по правилам ,памятки. настоящим другом? 19 Как помочь  родителям. ­ родителям радость?   Как   доставить 1 1 1 Воспитывать любовь к родителям. игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Тест, памятки .создать рисунки по правилам. 2 1 1 3 1 1 20. Как помочь больным  и беспомощным  ­Если кому­нибудь  нужна твоя помощь  ­Спеши делать добро 21 Повторение   ­Огонёк здоровья ­Путешествие в страну здоровья ­Культура   здорового образа жизни Воспитывать любовь и уважение к больным и беспомощным, спешить делать добро. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Создать рисунки по правилам ,памятки. 1 Повторить   правила образа   здорового жизни. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Тест, памятки .создать рисунки по правилам. Всего часов Лекции Практики 34 32 2 № Тема 4 класс о г е с в 3 3 цели Формы проведения и и ц к е л а к и т к а р п 1   1 1 Дать понятие о здоровье, поступках и чувствах 1 1 1 Совершенствовать умения   и   навыки   по сохранению   здоровья, умения находить причину   последствия событий.   Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Образовательный  продукт Тест, памятки ,создать рисунки по правилам. Создать рисунки по правилам ,памятки . 2. Как Наше здоровье.   ­Что здоровье? такое   ­Чувства поступки. такое   ­Что эмоции? и   помочь   себе   сохранить здоровье. ­ Учимся думать и  действовать.  ­Учимся нходить  причину и 1. последствия событий. ­ Умей выбирать. 3. Что зависит от моего решения? ­Принимаю решение.     Я отвечаю   за   своё решение. ­ 2 1 1   Учить принимать решение   и   отвечать   за своё здоровье Беседа, рассказ, работа в тетрадях, работа в дневниках здоровья, игра. Тест, памятки ,создать рисунки по правилам. 4. Злой волшебник 1 табак. Дать понятие о вреде Беседа, работа в тетрадях, дневниках   рассказ, Создать рисунки по   работа   в правилам .памятки . ­Что мы знаем о курении. 5. Почему некоторые 4 привычки называются вредными. ­Зависимость. ­Умей НЕТ. ­ Как сказать НЕТ. ­Почему вредной привычке     сказать ты курения, табак.   что   такое здоровья, игра. Беседа, работа в тетрадях, дневниках   рассказ,   работа   в здоровья, игра. Тест, памятки,создать рисунки правилам.   по Дать понятие о вредных привычках, как с ними бороться. 1 1 1 1 1 скажешь нет? ­Я умею выбирать ­ тренинг безопасного поведения Помоги себе сам 1 ­Волевое поведение Злой волшебник 3 6 7 алкоголь ­Алкоголь ­Алкоголь ­ошибка ­Алкоголь ­ сделай выбор 8 Злой волшебник 2 наркотик ­Наркотик ­   Наркотик 1 1 1 1 1 1 1 Дать   понятие   о   воле, что такое поведение волевое     понятие   о Дать алкоголе, кокой врд приносит он и какие   последствия бывают Беседа, работа в тетрадях, дневниках   рассказ, Создать рисунки по   работа   в правилам ,памятки . здоровья, игра. Беседа, работа в тетрадях, дневниках   рассказ,   работа   в здоровья, игра. Тест, памятки,создать рисунки правилам.   по   понятие Дать наркотиках и о вреде его применения.   о Беседа, работа в тетрадях, дневниках   рассказ, Создать рисунки по   работа   в правилам,памятки. здоровья, игра. ­тренинг безопасного поведения 9 Мы одна семья 2 ­Мальчишки и девчонки. ­Моя семья. 1 1 10 Повторение( 11 и и 1 1 1 1 Тест, памятки,создать рисунки по правилам. Дать понятие о семье, о взаимодействия вней 1 1 Повторить понятия 1 1 включающие в понятие « здоровый образ жизни»   праздник, Утренник, КВН, тренинги, игра, анкетирование. нестандартные уроки и уроки праздники ­Дружба ­« День здоровья» ­Умеем ли мы правильно питаться? ­Я выбираю кашу ­Чистота здоровье ­ Откуда берутся грязнули ­Чистота порядок ­Будем делать хорошее   и   не будем плохое ­ Наше здоровье ­   Я   сберегу ­ сам себе я помогу ­ Будьте здоровы здоровье 1 1 1 Всего часов 34 лекций 31 практика 3

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2017