Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург)
Научно-практическая конференция «III Арктические Нахимовские чтения» среди обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации
ТЕМА: «ЧЕЛЮСКИН – МЫС И ЧЕЛОВЕК»
Авторы: Еремин Константин
ЕкСВУ, 11 класс
Руководитель: Корщикова Светлана Николаевна,
преподаватель географии,
магистр педагогики, ЕкСВУ
Екатеринбург
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
2 |
Глава I. Географическая справка о мысе Челюскин |
4 |
Глава II. История открытия мыса Челюскин |
11 |
Глава III. Биография Семена Ивановича Челюскина |
14 |
Глава IV. Макет слайд-шоу |
19 |
Заключение |
23 |
Список используемых источников |
24 |
Приложения Приложение 1. Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин» в честь открытия этой географической точки Приложение 2. Маршрут путешествия С.Челюскина Приложение 3. Климатические условия Приложение 4. Знаменитые исследователи, побывавшие на мысе Челюскин |
25
25 26 27 |
Введение
Тема моего проекта «Челюскин – мыс и человек».
Мыс Челюскин - крайняя северная материковая точка полуострова Таймыр, России и Евразии, открытая Семеном Челюскиным.
Мы решили познакомиться с природными особенностями территории, историей открытия мыса Челюскин и биографией Семена Челюскина.
Актуальность исследования: в 2020 году будет отмечаться 320-летие со дня рождения С.Челюскина. Данная работа поможет лучше узнать историю освоения российского севера, о вкладе Семена Челюскина в освоение территории России и о географических особенностях территории.
Мне, как будущему военному человеку, это будет полезно. Кроме того, эта работа поможет мне при изучении географии и истории. Думаю, что данная работа будет полезна для ознакомления и другим людям.
Цель работы: познакомиться с историей и географическими особенностями российского севера, вкладом Семена Челюскина в освоение северных окраин России и Евразии. Способствовать популяризации знаний о российском севере и русских землепроходцах.
Объект исследования: территория полуострова Таймыр.
Предмет исследования: территория вокруг мыса Челюскин.
Методы исследования: изучение и анализ источников, обобщение, классификация.
Этапы исследования:
1. Работа с источниками информации, поиск, анализ, отбор информации.
2. Преобразование поступившей информации – написание и оформление работы.
Практическая значимость исследования: обобщение информации об освоении и географических особенностях российского севера. Материалы исследования планируем использовать для мероприятий, посвящённых 320-летию со дня рождения С.Челюскина.
Гипотеза исследования: мыс Челюскин – район крайне сурового климата, который русские землепроходцы открыли сравнительно недавно. Открытие крайней северной точки Евразии принадлежит Семену Челюскину.
Я поставил перед собой задачи:
1. Изучить литературу по данной теме, собрать и обобщить материал и написать работу;
2. Сделать наглядную презентацию и слайд-шоу .
Все это вы можете найти в моей работе.
Глава I. Географическая справка о мысе Челюскин
Челюскин (мыс Восточно-Северный, мыс Челюскина) — северная оконечность (мыс) одноимённого полуострова, расположенного на севере полуострова Таймыр, и самая северная материковая точка Евразии, Азии и России.
Координаты 77° 42’ северной широты и 104° 19’ восточной долготы.
География
Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр (Красноярский край, Россия) и омывается проливом Вилькицкого. До ближайшего берега о-ва Большевик — 53 км. Глубина вод у мыса до 10 метров. Высота
суши менее 10 метров, берег обрывистый.
Рис.1 Мыс Челюскин
Мыс Челюскина на карте России – это географическая точка, где стыкуются 2 морские стихии: Карское и море Лаптевых. Если продвигаться далее в северном направлении, то откроется побережье ледовитого океана, а на южных территориях кругом безжизненная земля. С берегов мыса хорошо видны проплывающие айсберги, представляющие опасность для морских кораблей.
С 1932 г. здесь работает полярная станция, позднее ее оборудовали обсерваторией. В наши дни здесь активно наблюдают и изучают метеорологические условия примерно 10 российских ученых, они составляют важные сведения для навигации морских и воздушных судов.
Здесь расположен самый северный аэродром на континенте, именно отсюда улетают лайнеры к полярным станциям Арктики с запасами пищи, оборудования для разведки полезных ископаемых и ведения научной деятельности, сменой ученых.
Ландшафт местности, на которой находится мыс Челюскин, представляет собой холмистую арктическую тундру. Через него проходит Таймырская складчатость, в которой находятся многовековые отложения, преимущественно морского происхождения. Почвы имеют глинистую структуру, а на глубине 70 см уже начинается вечная мерзлота.
Климат
Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый.
Средняя температура июля и августа (самых тёплых месяцев) равна – 0,1 и – 0,9. Безморозный период на мысе отсутствует, в любой день года температура не выше чем до −2 градусов (в Оймяконе самый тёплый суточный минимум −1.5 градусов).
Зима очень суровая, тёмная и продолжительная. Снег лежит 10-11 месяцев в году (и может лежать даже круглый год). Самый холодный месяц — февраль, средняя температура которого −39.3 градуса и абсолютный минимум температуры −52 градуса. Климатическая зима длится чуть более 11,5 месяцев.
В июне на мысе Челюскин самая холодная погода в Северном полушарии, среднемесячная и минимальная температура (-3.8 и −18 градусов соответственно), на втором месте по этому показателю является Диксон, также расположенный на полуострове Таймыр, но юго-западнее.
Пик морозов происходит после первых 2 недель, к середине февраля, самая высокая среднесуточная температура — во второй половине июля.
Зимы на мысе Челюскин из-за отепляющего воздействия моря теплее, чем на юге полуострова Таймыр, а лето прохладнее.
6 месяцев в году на мысе возможны температуры ниже −40 градусов.
Единственный и самый северный из материковых станций, кроме арктических островов России, где средняя температура всех месяцев отрицательная, при этом на протяжении почти всей второй половины июля средняя температура положительная.
Полярный день длится 125 суток, с 21 апреля по 23 августа: 4 месяца и 1 сутки; полярная ночь - 109 суток, 3 месяца и 21 сутки: с 29 октября по 14 февраля,
Освещение в момент верхней кульминации светила схоже с белой ночью, и в этот период в истинный полдень при ясной погоде можно писать и читать без дополнительного освещения.
Среднегодовая температура на мысе Челюскин составляет −19.7 градусов (в Оймяконе −22.1 градусов, на Северном полюсе −22.7 градусов).
В последние годы климат значительно потеплел. Постоянный снежный покров в июле и августе отсутствовал— в летние месяцы стала появляться растительность. Ландшафт приобрел черты арктической тундры, а не арктической пустыни, какой был ещё несколько десятилетий назад. Самым теплым месяцем стал август — средняя температура августа за 2009—2018 год составила 1,9 градуса, тогда как июля — лишь 1,4. (Приложение 3)
Флора и фауна
Крайне неблагоприятные условия мыса не располагают к произрастанию обильной растительности, здесь в течение непродолжительного лета растут: мхи, лишайники и редкие виды полярного мака.
Фауна также не изобилует разнообразием живности, здесь могут обитать только те животные, которые приспособились к суровым арктическим условиям: лемминги, северные совы, тюлени, моржи, киты, касатки, белухи, северные медведи.
Достопримечательности мыса Челюскина
На небольшой территории мыса есть несколько интересных мест: памятник первооткрывателям, научная станция, гурий и другие.
Гурий
Это своеобразная
пирамида, возведенная Р. Амундсеном из остатков некогда существовавшего
памятного сооружения из сланца.
Она посвящена памяти всех погибших ученых, которые здесь побывали.
Рис.2 Гурий
Научная станция
В 1932 году экспедицией Арктического института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семен Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил Иван Дмитриевич Папанин, расширив
Рис.3 Мыс Челюскин. Научная станция
станцию до обсерватории. С тех пор ее оснащение изменилось, ее оснастили самым современным оборудованием. Здесь проводят исследования по изучению Арктики. Сейчас это радиометрический центр.
Рис.4 Радиометрический центр Ученые в условиях научного центра создают карты погоды, розу ветров, которые необходимы для навигации морских судов и воздушному транспорту.
Аэродром
Здесь когда-то располагался самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин». Его полоса принимала большинство типов воздушных судов. Одно время здесь садился пассажирский Як-40, летавший из Диксона. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, которая обслуживается военными.
Погранзастава
Самые северные рубежи России охраняет часть пограничников, для проживания воинского и гражданского состава части и несения тяжелой службы созданы все условия.
Рис.5 Погранзастава
Памятник всем первооткрывателям
На рубеже 90-х годов на мысе возведен памятник всем первооткрывателям – стела, символизирующая бревно Челюскина (оно было установлено в качестве опознавательного знака о принадлежности мыса к России).
Стелу венчает копия шлюпа «Якутск», на нем первопроходцы пытались добраться до мыса.
Рис.6 Памятник всем первооткрывателям
Путешествие на мыс Челюскина
Туристическая привлекательность мыса Челюскин чрезвычайно высока, но показывать его в таком виде нельзя.
Рис.7 Свалки мусора на мысе Челюскин
Рис.8 Свалки мусора на мысе Челюскин
Кроме того, развитие арктического туризма потребует и значительных вложений по созданию современной инфраструктуры и обеспечению безопасности туристов. В первую очередь от белых медведей, которых здесь большое количество.
Тем не менее, поселок Хатанга
Рис.9 Медведи на мысе Челюскин
в апреле месяце превращается в своеобразный туристический центр, энтузиасты Севера самостоятельно организовывают путешествия на мыс – на вездеходах, снегоходах или лыжах. В центре поселения, в отделении МЧС следует оставить памятку, что группа собирается отправиться на крайнюю северную точку. Необходимо точно указать кол-во путешественников, имеющееся снаряжение и имеющиеся средства помощи. Нужно записать контакты на случай непредвиденных ситуаций.
Перед путешествием туристам необходимо пройти адаптацию: Привыкнуть к местным погодным условиям, северным ветрам снежной пурге, которая бывает в этих местах очень часто. Изучить маршруты следования.
Есть несколько вариантов попасть на мыс Челюскина:
·Самый удобный – это вертолетом из аэропорта поселка Хатанга. Но следует учитывать – в пургу и сильный ветер рейсы отменяют.
·В составе ледокольной команды – через Северный морской путь. Ледоколы привозят продукты и необходимые предметы в самые северные области России, поэтому набирают команду из вольнонаемных сотрудников.
·На снегоходах – проложено несколько специально оборудованных для этого вида транспорта трасс.
· На автомобиле – самый долгий и неудобный вариант. Путь пролегает по замершему Енисею от пос. Дудинка до Диксона, затем по западному побережью Таймырского полуострова до мыса Челюскина.
Стоимость путешествия слишком велика, примерно 500 тыс. руб. (поездка до Хатанги, озера Таймыр, вертолет в оба конца, проживание в гостинице, гид).
Популярные места для отдыха
Многие туристы ставят утепленные палатки на берегу Вилькицкого пролива – здесь есть удобные бухты, защищенные от арктических ветров небольшими скалами. Либо выбирают берег Карского моря, ставят временное жилье и обосновываются здесь. Но придется запастись провизией и топливом – ведь доставка этих жизненно важных составляющих осуществляется на мыс крайне редко, и только для участников научных экспедиций.
Отели
На мысе Челюскина и рядом с ним Ближайший населенный пункт к мысу Челюскин – село Новорыбное. Официальных отелей и гостиниц нет, но жители села дружелюбны, смогут поселить 3-4 человека в своих домах. Расстояние до мыса на автомобиле всего 4 с небольшим км, местные жители смогут подсказать, что лучше взять с собой в путешествие.
Есть отели в районном центре Хатанга:
·«Котуй». Стоимость номера зависит от кол-ва проживающих и условий проживания. Люксовские номера со всеми современными удобствами стоят дорого, но есть жилье среднего уровня, значительно дешевле. Находится отель по ул. Таймырская, д. 27.
·«Заполярье». Расположен недалеко от аэропорта.
Интересные факты о мысе Челюскина
Установлен Православный Крест в память о завоевателях края и защитниках рубежей в наши дни.
Рис.10 Православный крест и братская могила
Символический столб из дерева, на котором прикреплена доска с начертанными координатами мыса.
На северном окончании мыса установлен кварцевый монумент, обозначающий собой окончание мыса.
Сооружена памятная плита с именами всех первопроходцев, она закреплен высоком
гранитном столбе.
Рис.11 Кварцевый монумент
Рис.12 Памятная плита на памятнике всем первопроходцам
Глава II. История открытия мыса Челюскин
«… Ему удался этот подвиг, неудавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин – бесспорно венец наших моряков, действовавших в том крае при большой настойчивости».
(А.Ф. Миддендорф)
20 мая 1742 года русский моряк и исследователь Семен Иванович Челюскин достиг самой северной оконечности Евразии, которую через сто лет назовут в его честь — Мыс Челюскин.
В 1740 году Семен Челюскин собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля 1740 года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.
Рис.13 С.Челюскин
Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание (Приложение 2).
Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги.
В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 г. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 г. они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.
К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда С. Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — А. Фофанова и А.Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей.
В апреле 1742 . они вышли к мысу Святого Фаддея, соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.
20 мая 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.
Рис.14 Памятная доска
Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента.
Сто лет спустя, в 1842 году, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. А. Миддендорф стал вторым после Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина.
С 1878 г. Челюскин получает признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.
Прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 г. экспедиция под руководством Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.
Глава III. Биография Семена Ивановича Челюскина
«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно
делались все попытки».
(А.Ф. Миддендорф)
Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны.
Годы жизни — примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы.
Рис.15 С.Челюскин
Скорее всего он родился в Калужской губернии в Перемышльском уезде в с. Борищево – в семье старинного дворянского рода (в XVII в. их фамилия писалась еще и как Челюсткины). Предки его служили воеводами, были объезжими и письменными головами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до головы московских стрельцов и был вхож в царский двор. При Петре I после подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в черный список Тайной канцелярии. Отец Семена, Иван Родионович лишился имений, влез в долги и вел с семьей скромную жизнь в захолустье.
В Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 г. — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте 7 или 10 лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.
Способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Школу математических и навигацких наук С.Челюскин окончил через 7 лет, в 1721 г., когда ему было от 14 до 17 лет. Окончил и получил назначение на корабли Балтийского флота, на должность навигатора.
Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота.
В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана.
В петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.
До подписания 17 апреля 1732 г. указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В. Беринга у Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось — на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.
В конце января 1733 г. Челюскин назначен в Великую Северную экспедицию В.И. Беринга (где пробыл до 1742 г.), с которой отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану.
Рис.16 С.Челюскин
Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.
Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин сначала работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, затем у Харитона Лаптева. В конце июня 1735 г. отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр. Им предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…
В 1736 г. корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством С.Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.
После смерти В.В. Прончищева 29 августа 1736 г. Челюскин, приняв командование экспедицией на себя, повернул в Усть-Оленекское зимовье. Рапорт об итогах экспедиции был направлен в Санкт-Петербург в Адмиралтейство, а экспедиция продолжила свою работу уже под началом Х.П. Лаптева.
23 февраля 1738г. в Адмиралтействе «слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». В частности, там говорилось, что если и далее «в определенной вояж следовать, то надлежит сделать малый ялбот». Еще он убедительно просил доставить из Петербурга новые канаты и тросы, паруса и компасы, «в чем ныне недостаток есть».
Вопреки распространившемуся среди морских офицеров мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах Челюскин высказался определенно: «Начатое свершиться должно». Таков был девиз русских моряков.
Ни гибель Прончищевых, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 г., который закончился гибелью корабля и почти 800 км пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина.
Исследования шли в суровых условиях заполярья.
Челюскин участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Енисея.
13 июля 1740 г. начался очередной этап экспедиции. Однако спустя месяц «Якутск» оказался зажат льдами вблизи бухты Прончищевой. Корабль был оставлен, а команда ушла санным путем.
Весной 1741 г. прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741–1742 гг. проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра.
Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.
За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.
Осенью 1742 года штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике.
Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время.
Умер 24.11. 1764 г. и похоронен на кладбище села Мишина Поляна Белёвского уезда, в старинном имении своих предков.
Рис.17 Могила С.Челюскина
Рис.18 Надпись на могиле С.Челюскина
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
В устье Таймырской губы - остров Челюскин.
Рис.19 Мыс и полуостров Челюскина
· В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин».
Рис.20 Пароход Челюскин
· В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
· В честь Челюскина названы улицы в городах: Мариуполь, Полтава, Харьков. Белая Церковь, Нежин, Бердянске, Каменка-Днепровская, Бровары (Украина).
· В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA. Airbus A319 «С. Челюскин»
Рис.21 Самолет Челюскин
· В городах: Ростове-на-Дону, Стерлитамак, Ижевск, Новосибирск, Казань (Россия) в честь Челюскина названа улица.
· В городах: Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
Глава IV. Макет Слайд-шоу
Мыс Челюскин СЕМЕН ЧЕЛЮСКИН |
Челюскин (мыс Восточно-Северный, мыс Челюскина) — северная оконечность одноимённого полуостровава, расположенного на севере п-ва Таймыр, и самая северная материковая точка Евразии, Азии и России. Координаты 77° 42’ северной широты и 104° 19’ восточной долготы.
|
Мыс Челюскина – это географическая точка, где стыкуются 2 морские стихии: Карское и море Лаптевых. Омывается проливом Вилькицкого, на севере Северный Ледовитый океан. |
Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый. Средняя t июля и августа – 0,1 и – 0,9. Безморозный период отсутствует, в любой день года t не выше −2 градусов. Зима очень суровая, тёмная и продолжительная. Снег лежит 10-11 месяцев в году. В феврале средняя t −39.3. Температура всех месяцев отрицательная! |
Полярный день на параллели, на которой лежит метеорологическая станция и мыс, длится 125 суток, полярная ночь – 109 суток. |
Крайне неблагоприятные условия мыса не располагают к произрастанию обильной растительности. Растут мхи, лишайники, полярный мак. |
Фауна также не изобилует разнообразием живности, здесь могут обитать только те животные, которые приспособились к суровым арктическим условиям: лемминги, тюлени, моржи, киты, касатки, белухи, белые медведи. |
Достопримечательности мыса Челюскина
Гурий - своеобразная пирамида, возведенная Р. Амундсеном из остатков некогда существовавшего памятного сооружения из сланца. Посвящена памяти всех погибших ученых, которые здесь побывали. |
Научная станция |
Вертолетная площадка (Бывший аэродром) |
Погранзастава |
Памятник Первооткрывателям |
Православный Крест в память о завоевателях края и защитниках рубежей в наши дни. |
Символический столб из дерева, на котором прикреплена доска с начертанными координатами мыса |
На северном окончании мыса установлен кварцевый монумент, обозначающий собой окончание мыса.
|
«… Ему удался этот подвиг, неудавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин – бесспорно венец наших моряков, действовавших в том крае при большой настойчивости». |
20 мая 1742 года русский моряк и исследователь Семен Иванович Челюскин достиг самой северной оконечности Евразии, которую через сто лет назовут в его честь — Мыс Челюскин. |
«Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою. |
Сто лет спустя, в 1842 году, А. Миддендорф предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина.
|
С 1878 года Челюскин получает признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах. |
«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». |
С.И.Челюскин - 1704-1764гг с. Борищево Калужской губернии. В 1714 г. зачислен в Школу математических и навигацких наук. в 1721 г. получил назначение на корабли единственного Балтику, на должность навигатора. В конце января 1733 г. назначен в Великую Северную экспедицию В.И.. 29 августа 1736 г. принял командование отрядом по исследованию полуострова Таймыр. Осенью 1742 г. вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. |
Вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга. Умер 24 ноября 1764 г. Похоронен в с. Босарево, что на Оке, неподалеку от Алексина. |
Увековечивание памяти
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин, остров и полуостров.
|
В 1933 году в его честь был назван пароход «Челюскин» |
В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA. Airbus A319 «С. Челюскин»
|
· В городах: Ростове-на-Дону, Стерлитамак, Ижевск, Новосибирск, Казань (Россия) в честь Челюскина названа улица. · В городах: Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске и Тюмени есть улица Челюскинцев. |
Спасибо за внимание! |
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Мы изучили большой объем материалов, познакомились со многими сайтами интернета по интересующей теме, отобрали интересующий нас материал, собрали воедино все данные по интересующим вопросам.
Мы научились пользоваться разными источниками информации, быстро находить необходимый материал.
Поставленные цели и задачи достигнуты.
Мы составили географическое описание крайней точки полуострова Таймыр в районе мыса Челюскин, кратко историю его открытия, биографию Семена Ивановича Челюскина.
Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента.
Мыс Челюскин – это не просто крайняя северная материковая точка России. Это доказательство того, на что способен человек ради науки, насколько далеко он может дойти в своём стремлении открыть что-то новое. И ещё – это доказательство мужества всех тех, кто изучал арктическую природу и, несмотря на суровые условия, продолжал двигаться вперёд, чтобы показать всему миру красоту Северного полюса.
Об этом и многом другом мы узнали в процессе работы над исследованием.
Материал собран интересный и нужный. Его можно использовать и на уроках и во внеклассной работе.
В процессе работы подтвердилась выдвинутая нами гипотеза – мыс Челюскин – район крайне сурового климата, который русские землепроходцы открыли сравнительно недавно. Открытие крайней северной точки Евразии принадлежит Семену Челюскину.
Список использованных источников
1.https://rusplt.ru/wins/otkryitie-myisa-chelyuskin-25032.html - Челюскин - мыс и человек
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD_(%D0%BC%D1%8B%D1%81) – мыс Челюскин
3.https://histrf.ru/biblioteka/b/brievno-kak-znak-samoi-sieviernoi-tochki-ievrazii - Семен Челюскин -экспедиция, маршрут, открытия
4.https://chrontime.com/sobytiya-otkrytie-mysa-chelyuskina - открытие мыса Челюскин
5.https://touristam.com/mys-chelyuskina.html - мыс Челюскина
6.https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 – Челюскин Семен Иванович
7.https://ruspekh.ru/people/item/chelyuskin-semen-ivanovich - С.И.Челюскин
8. https://w.histrf.ru/articles/article/show/chieliuskin_siemien_ivanovich - Челюскин С.И.
9. https://vseonauke.com/1181831940699588754/chto-za-tainstvennaya-krajnyaya-severnaya-materikovaya-tochka-rossii/ - Что за таинственная крайняя северная материковая точка России?
10. https://severin60.livejournal.com/10168.html - Енисейская Сибирь: мыс Челюскин
Приложение 1
Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин»
в честь открытия этой географической точки
Рис.22 Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин»
в честь открытия этой географической точки
Приложение 2
Маршрут путешествия
Рис.23 Маршруты путешествий С. Челюскин
Приложение 3
Климатические условия
Климат мыса Челюскина |
|||||||||||||
Показатель |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сен. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Год |
Абсолютный максимум, °C |
0,3 |
−0,5 |
−0,4 |
6,3 |
8,2 |
15,6 |
24 |
21,6 |
13,4 |
5,4 |
0,2 |
−0,6 |
24 |
Средний максимум, °C |
−25 |
−25,3 |
−23,5 |
−17,1 |
−7,5 |
0,3 |
3,5 |
3 |
−0,8 |
−8,9 |
−17,6 |
−22,7 |
−11,8 |
Средняя температура, °C |
−28,2 |
−28,4 |
−27 |
−20,5 |
−9,9 |
−1,3 |
1,4 |
0,9 |
−2,6 |
−11,4 |
−20,7 |
−25,8 |
−14,5 |
Средний минимум, °C |
−31,6 |
−31,6 |
−30,2 |
−23,6 |
−12,3 |
−2,8 |
−0,1 |
−0,5 |
−4,4 |
−14,4 |
−24 |
−28,9 |
−17 |
Абсолютный минимум, °C |
−48,8 |
−45,8 |
−45,9 |
−41,7 |
−28,9 |
−18 |
−5,7 |
−11,2 |
−21,2 |
−33,6 |
−41,9 |
−45,6 |
−48,8 |
Норма осадков, мм |
14 |
13 |
13 |
12 |
14 |
14 |
26 |
30 |
23 |
22 |
12 |
12 |
205 |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD_(%D0%BC%D1%8B%D1%81)
Период |
Температура в градусах по Цельсию |
Осадки в мм. рт. ст. |
Январь |
— 25 до — 49 |
62 |
Февраль |
— 25 до — 45 |
82 |
Март |
— 27 до — 45 |
108 |
Апрель |
— 23 до — 41 |
72 |
Май |
— 17 до -29 |
50 |
Июнь |
— 3 до -18 |
65 |
Июль |
0 до — 6 |
73 |
Август |
+1 до — 9 |
85 |
Сентябрь |
— 3 до — 21 |
66 |
Октябрь |
— 11 до -33 |
59 |
Ноябрь |
— 20 до — 41 |
38 |
Декабрь |
— 25 до — 45 |
66 |
Источник: https://touristam.com/mys-chelyuskina.html
Приложение 4
Знаменитые исследователи, побывавшие на мысе Челюскин
В августе 1878 года мыс Челюскин посетила экспедиция шведского исследователя Арктики Адольфа Эрика Норденшельда.
|
|
В августе 1893 года — норвежский исследователь Фритьоф Нансен.
|
|
В 1901 году окрестности мыс Челюскин посетила русская экспедиция Эдуарда Толля.
|
|
В 1913 году гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого.
|
|
Осенью 1918 года на мысе побывала экспедиция Руаля Амудсена на шхуне «Мод».
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.