Чем замечательно куриное яйцо

  • Исследовательские работы
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала чем замечательно куриное яйцо.docx
Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Размножение птиц. Чем замечательно куриное яйцо ». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлений о размножении  птиц, строение яйца. Метапредметные: Познавательные УУД:  1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала,  осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; 2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о  доступных наглядно­воспринимаемых  природоведческих отношениях.  3. осуществлять синтез как составление целого из частей; логический анализ объектов с целью  выделения признаков. Регулятивные УУД:  1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры  учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в  доступных видах познавательной деятельности; 2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в  сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и  письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Личностные УУД:  1.положительное отношение к изучению окружающего мира; интерес к изучению животного мира,  уважение и любовь к многообразию живой природы . 2.Первичные умения оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности  учебной деятельности. Коммуникативные УУД:  1.Принимать работу группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые  вопросы; контролировать свои действия; 2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других  участников учебной деятельности. Задачи: Формировать представление о строении яйца, функциональных особенностях его составных  частей; Развивать интеллектуальные и практические умения детей;  Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;  Методы:  Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения. Материалы   и   оборудование:  интерактивная   доска,   ПК,   экспериментов  Тип урока: комбинированный. Вид урока:  урок – исследование. Основные понятия: размножение, яйцо Форма работы: фронтальная, групповая   презентация,   материалы   для 1   Планируемый результат:    Знать  ­ названия и особенности составных частей яйца, их роль в развитии зародыша;     ­ значение яйца в процессе размножения птиц Уметь: ­ определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;  ­ ставить опыты с помощью учителя; ­ формулировать результат опыта; ­ устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока 2I. II. Ход урока.  Организационный момент.  Эмоциональный настрой детей. Здравствуйте, уважаемые  знатоки  окружающего  мира.  Вы уже несколько уроков говорите о наступлении весны. Какие изменения в природе  происходят весной? Какое главное событие в жизни животных происходит весной? Да, это появление  детенышей. Постановка  проблемы. Стадия вызова. Вспомните, вы все были маленькими. Как называют маленьких детей? У кошки – котёнок.  У лисы ­ … (лисёнок) У утки ­ … (утёнок) У бабочки ­ … (гусеница) У рыбы ­ … (малёк) У кузнечика ­…(личинка) Ребята, а кем в раннем детстве была лягушка? А крокодил? Змея? Почему получились разные ответы?  Вот   видите,   мы   еще   не   всё   знаем   о   том,   как   проходило   развитие   разных   групп животных. Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?  Да, мы будем изучать размножение животных. Размножаются они по­разному. Млекопитающие рождают живых детенышей, у птиц и пресмыкающихся детеныши появляются из яиц. У земноводных и рыб – из икринок. Насекомые   проходят   несколько   стадий   развития,   пока   не   появится   взрослое животное. Все это вы будете изучать на следующих уроках. Но посмотрите, что же у вас на столах? Это яйцо. Как вы думаете, почему именно  его я принесла на сегодняшний урок? Все ли вы знаете о яйце?  Поставьте вопросы. III. «Открытие» детьми нового знания. Итак, давайте поставим  цель нашего урока.  Для чего мы сегодня собрались? (Ответы  детей: для  выяснения, как устроено яйцо). Яйцо устроено очень просто, но это – одна из величайших тайн на Земле. Это  тайна жизни, ведь из неживого яйца появляется живой птенчик. Из яиц вылупляются и птицы, и пресмыкающиеся, и даже некоторые млекопитающие, но, несмотря на их различие, яйца у всех устроены практически одинаково. А как именно – мы и выясним сегодня на уроке. 3А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее  исследование.  Кстати, кто такие исследователи? Это люди, которые что­то изучают, исследуют. Значит, и мы можем назвать себя исследователями.  Так что же будет предметом нашего исследования? Мы будем исследовать яйцо. Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет яйцо, вернее его  строение. Давайте приступим к исследованию. Результатом нашего исследования должна получиться вот такая книжечка­ брошюрка.  Просмотрите текст и выясните, какую часть текста вы сможете  заполнить после проведенной работы. Если вам будет сложно, можете воспользоваться подсказкой в конверте. Также  можете использовать эту подсказку для самопроверки, если вы не уверены в  правильном результате. IV Практическая работа В каждой группе план исследования, ребята выполняют работу по пунктам. 1­3  группы исследуют куриное, 4­6 группы – перепелиное яйца. 1 и 4 группа: Внешние характеристики яйца. 1. Определи его форму. Симметрично ли оно? 2. При помощи весов измерь его массу. 3. При помощи нитки и линейки измерьте его размеры вдоль, поперек. Сравните. 4. Найдите информацию о том, какие самые большие и самые маленькие яйца  бывают. 2 и 5 группа: Изучаем скорлупу яйца. 1. При помощи весов измерь массу скорлупы.  2. Исследуй свойства скорлупы – хрупкость, твердость. 3. Рассмотри под лупой скорлупу. Что ты увидел?  Найди в учебнике информацию,  что это за мельчайшие дырочки и для чего они нужны. Определи, с какого конца –  тупого или заостренного – сосредоточено большее количество пор? 4. Найди и рассмотри подскорлупную оболочку. Как ты думаешь, для чего она  нужна? 3 и 6 группа. Внутренний состав яйца. 41. Опиши внешние свойства белка, желтка: ­ прозрачность, цвет, форма. 2. Подумай, почему они получили такое название. 3. Найди в учебнике или энциклопедии, что содержится в белке, желтке. Для чего  они нужны? 4. Как ты думаешь, почему желток сохраняет свою форму? Проколи зубочисткой  внешнюю оболочку желтка. Что ты наблюдаешь?  V. Анализ и обобщение, формулирование выводов. Итак, вы самостоятельно поработали и теперь готовы поделиться своими знаниями. Ну что же, предлагаю вам всем вместе закончить нашу книжку «Размножение птиц».  Каждая группа вставляет свою часть. Проблемный вопрос Но вначале давайте выясним, а зачем птицы вообще несут яйца?  Учеными доказано, что птицы являются родственниками пресмыкающихся —  археологами был обнаружен древний археоптерикс, имевший черты и птицы, и  ящера. Следовательно, птицы получили такой способ размножения в наследство от рептилий. Но тогда возникает вопрос, почему рептилии несут яйца? Они  тоже получили это свойство от своих предков — рыб. Большинство рыб мечет  икру. Просто яйца рептилий являются более крупными потомками икринок.  Получается, такой способ размножения приобретен птицами от их давних  предков и передавался от вида к виду в течение миллионов  лет. Нет ни одного  вида живородящих птиц. Даже у рыб и земноводных существуют виды, которые  рожают живых детенышей. Почему? Объясняется это просто — птицы летают, они не могут нести на себе большую ношу. Беременные самки становятся неуклюжими и  неповоротливыми, а птицы не могут позволить себе потерять летную форму. Читаем книгу При наступлении длительного светового дня и достаточного количества корма, птицы начинают искать себе пары. Они обычно образуются на один сезон, лишь у крупных птиц пары образуются на много лет. Самцы многих птиц поют, устраивают турниры,   демонстрируют   яркую   окраску   своего   оперения.   Всё   это   называется токованием.   Оно   служит   для   привлечения   самок,   которые   осуществляют,  сидя   в стороне, весьма непростой выбор. 5Сделав   свой   выбор,   птицы   устраивают   гнезда   и   откладывают   яйца.   Яйца различаются   по   _размеру_,     __весу____,   ____цвету____.     Но   каждое   яйцо   –   это клетка, из которой может появиться крошечный птенец. Оно   имеет   правильную   яйцевидную   форму.   Яйцо   имеет   два   конца:   тупой   и заострённый.   Снаружи   оно   одето   прочной   скорлупой,   которая   ___защищает внутреннее содержимое яйца.__  Скорлупа пронизана порами, через которые_в яйцо поступает свежий воздух. Число пор у куриного яйца более 7 тысяч, при этом они  (демонстрация сосредоточены   главным   образом   на   тупом   конце   яйца опыта).Изнутри  яйцо устлано  подскорлупной оболочкой, защищающей   желток от ударов   об   скорлупу.   Под   _тупым__   концом   яйца   содержится   воздушная   камера, которая сохраняет запас воздуха для зародыша. В   центре   яйца   находится   шарообразный  желток,   окружённый  белком.   Желток подвешен   на   особых   эластичных   канатиках   –   халазах.   Желток   –   это  зародыш будущего птенца. В нем содержатся питательные вещества, необходимые для его роста   и   развития.   Белок   –   это   запас  воды   для   зародыша.   Кроме   того   белок предохраняет желток повреждений и резких толчков. Если   яйцо   поместить   в   тепло,   то   зародыш   разовьется   в   крохотного   птенца.     У домашних птиц   и некоторых диких птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления   выйти   из   гнезда   и   даже   бегать   за   матерью.  Таких   птиц   называют выводковыми.  У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие   птенцы   называются   гнездовыми.  Родители   выкармливают   их продолжительное   время,   даже   после   того   как   они,   выскочив   из   гнезда,   начнут перепархивать   с   дерева   на   дерево.   Когда   птенцы   станут   лётными,   кормление прекращается.  Кроме насиживания, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют  ещё разнообразные заботы о потомстве – чистка гнезда от экскрементов, совместная  активная защита родительскими парами птиц своих гнёзд от врагов, часто даже  превосходящих их силой.  Подведение итогов: Итак, достигнута ли цель нашего урока? Да, мы узнали о строении яйца. 6Из каких важных частей состоит яйцо? желток, белок, скорлупа. Зачем  нужна каждая часть яйца? Что находится в желтке? какую роль играет  белок?  Рефлексия:  У   каждого   ребенка   цыпленок.   Поместите   цыпленка   на   ту   часть   лесенки   успеха, которая соответствует вашей удовлетворенности сегодняшним уроком. Оценки за урок… Спасибо за урок. 7