Чему учил китайский мудрец Конфуций

  • docx
  • 06.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 09.12.docx

Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=DlHJZW3MVXU

Прочитать параграф 22

Ознакомиться с информацией на диске

Конфуцианство — этико-религиозное учение, разработанное Конфуцием (553–480 г. до н. э.) и распространённое на территории Китая.

Учение Конфуция

Конфуций появился на свет в знатной, но бедной семье. Он рано потерял отца, и семья жила очень скромно. С детства Конфуций проявлял любознательность в обучении ремёслам и много трудился. В молодости ему представился шанс проявить себя на государственной должности, чем он и воспользовался, продемонстрировав окружающим обширные знания. Конфуций стал уважаемым человеком, к которому часто обращались за советом. Постепенно у него появились свои ученики, с которыми он путешествовал по Китаю. Когда Конфуций вернулся домой, его назначили наместником города, а затем верховным судьёй княжества.  Последние годы жизни мудрец провёл в своём родном городе в спокойном общении с учениками, которых, по преданиям, у него было более трёх тысяч. Для обучения молодёжи правильному поведению он открыл школу.

В сочинениях учеников до нас дошли изречения Конфуция, которые легли в культуру и жизнь китайского общества, сам же мыслитель не составлял записей своих бесед. В основу его учения, называемого конфуцианством, вошли идеи о том, что люди должны придерживаться древних обычаев и уважать старших. Вскоре конфуцианство превратилось в государственную религию.

Уважительное отношение к предкам стало основой жизни Китая — в каждой семье был свой храм, посвящённый предкам. Младшие братья должны уважать старших, а дети выказывать почтение родителям.

Из почитания старших, по мнению Конфуция, происходит порядок и стабильность в обществе, ведь если слово отца является законом для семьи, то и распоряжение императора должно быть строгим законом для целой страны. Таким образом, государство уподоблялось большой семье, где подданные относятся к правителю как к своему отцу. В то же время император должен относиться к населению как к своим детям. Разумному правителю нужно избегать жестоких наказаний, воспитывать людей прежде всего на собственном примере, показывая образец терпения и человечности.

Чтобы общество не разрушалось, в нём должны сохраняться традиции и принятые ещё в древности обряды. Эти обряды Конфуций воспринимал не как попытку снискать расположения богов и духов, а как элемент самодисциплины. Мудрец говорил так: «Я подражаю старине, а не сочиняю».

Также Конфуций полагал, что воспитанный и учтивый китаец должен быть вежлив со всеми, никому не грубить и ни перед кем не заискивать. 

Перед входом в дом вежливый китаец снимает туфли и идёт босиком. Сидит приличный китаец обязательно подогнув пятки под себя, так как свешивать ноги или вытягивать их вперёд невоспитанно. 

Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru