Чередование гласных в корнях ЛАГ и ЛОЖ.Данный урок способствует качественному усвоению пятиклассниками правописания гласных в корнях ЛАГ и ЛОЖ, способствует умению учащихся самостоятельно работать с материалом. Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания корней -лаг- – -лож-
Оборудование: распечатанный на каждого учащегося текст лингвистической сказки.
Правописание гласных в корнях ЛАГ и ЛОЖ
Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях лаг – лож; помочь учащимся овладеть
способом выбора а – о для грамотного написания корней лаг – лож
Оборудование: распечатанный на каждого учащегося текст лингвистической сказки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
На доске записаны слова: Водить – вожу – вождение. Свет – свеча – освещение. Друг
дружить друзья;
Выделите корни в данных словах. Что необычного, особенного в данных корнях? Как они
называются? (Корни с чередованием).
Приведите свои примеры чередующихся корней. Выделите корень в записанных словах.
3. Сообщение темы и целей урока
– Мы вспомнили корни с чередованием согласного, а в русском языке бывают корни с
чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с
чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнями
– лаг– – лож.
Запись темы урока на доске.
4. Изучение нового
– У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях –лаг лож. Давайте
ее прочитаем.
Кто такие ЛАГ и ЛОЖ ?
Лингвистическая сказка
Жили – были ЛАГ и ЛОЖ …
Кто такие? Как поймешь?
Королевич Елисей
За ответом поскорей
Поскакал в далекий путь
Разузнать хоть чтонибудь.
У кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
Свет наш солнышко, скажи
И вопросто разреши:
Корень – ЛАГ и корень – ЛОЖ
Кто такие? Как поймешь?
Красно солнце отвечало:
Про такое не слыхало.
Ты у месяца спроси.
Доброго тебе пути!
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он с мольбой за ним погнался:
Месяц, мой дружок, скажи
И вопрос мой разреши:
Корень – ЛАГ и корень – ЛОЖ
Кто такие? Как поймешь?
1Отвечает месяц ясный:
Ты задал вопрос опасный.
И боюсь я ошибиться –
Лучше к ветру обратиться!
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Аль откажешь мне в ответе?
Что такое? – взвыл тут ветер.
Корень – ЛАГ и корень – ЛОЖ
Кто такие? Как поймешь?
И признался сильный ветер:
Знаю я про все на свете,
Только корни – ЛАГ и – ЛОЖ
Не известны мне. Пойдешь
Ты к Грамматике. Она
Корни ведает одна.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал…
А рыдатьто ни к чему.
Мы ведь знаем, почему
Корень – ЛАГ и корень – ЛОЖ
Друг на дружку не похож.
И ответим мы все дружно:
Правило на это нужно
Выучить. И будет толк.
Перед Г мы пишем А,
Перед Ж мы пишем О.
Все! И больше ничего!
Ребята, под какое произведение известного русского писателя стилизована эта сказка?
Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его.
(Формулируют правило)
Попробуйте объяснить это правило на примерах, которые записаны на доске
Слагаемое, приложить, возлагать, сложение
Запишите их, выделите корень.
Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)
Какой закономерности подчиняется правописание корней лаг лож? (Формулируют
закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)
Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).
Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике.
5. Работа с учебником.
Прочитайте правило. [5, с.177] Правильно ли мы сформулировали правило?
Попробуйте повторить правило, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся повторяют
правило).
6. Закрепление.
Запись под диктовку с комментариями учащихся следующих слов: излагать, уложиться,
положение, располагаться, разложить, полагаться, положение, прилагательное.А) Вставьте
пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово:
2Самостоятельная работа
Выполните самостоятельно упр. 449
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.
8. Итог урока
Ребята, устно продолжите предложение: На уроке мне понравилось…..
Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему
понравилось (правило, задание и т.д.)
Продолжите следующее предложение: Мне было трудно……
Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему было
трудно.
Продолжите следующее предложение: На уроке я запомнил(а) правило……
9. Домашнее задание
По учебнику: Упр. 447
Творческое задание: придумать стихотворениеправило про корни ЛАГЛОЖ
Литература.
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (по программе М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской, Н.М. Шанского)/ Авт.сост. Г.М. Вялкова. – М.: Планета, 2013. –64 с.
Русский язык. 56 классы: поурочные планы по учебникам М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (компактдиск) – издательство “Учитель”, 2012.
Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред Н.М. Шанский. – 34е изд. – М.:
Просвещение, 2007. – 317 с.
3