Чередования гласных и согласных в словах
Оценка 4.6

Чередования гласных и согласных в словах

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
10.12.2017
Чередования гласных и согласных в словах
познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, с понятием «беглые гласные», правописанием корней, на которых отразились эти явления. Формировать представления о чередующихся гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе; ввести в активный словарь учащихся новые термины. Развивать умения анализировать и сравнивать слова; уметь находить корни с чередованием; уметь находить ответы на вопросы, делать выводы, уметь оценивать свои способности.
Чередование гласных и согласных.doc
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС Чередование гласных и согласных в словах Цель   урока:  познакомить   учащихся   с   чередованием   гласных   и   согласных   звуков,   с понятием «беглые гласные», правописанием корней, на которых отразились эти явления.  Задачи урока:  Обучающие: формировать представления о чередующихся гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе;  ввести в активный словарь учащихся новые термины.  Развивающие:  уметь   анализировать   и   сравнивать   слова;   уметь   находить   корни   с чередованием; уметь находить ответы на вопросы, делать выводы,  уметь оценивать свои способности.  Воспитывающие: воспитывать чувства взаимопомощи, дружбы, сотрудничества;   воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь контролировать себя во время работы, следить за своей осанкой. 1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Здравствуйте, ребята!  Ход урока: Девиз сегодняшнего урока: «Только  вперед,  ни  шагу  назад,  знания  школьные  ­  это   наш  клад!»  2. Открытие нового Послушайте отрывок из стихотворения, подберите к выписанным словам однокоренные. Вот старый дуб. А в нем дупло.  Дуб вырос на лужайке.  В дупле в дождь сухо и тепло,  И белка там хозяйка.  Пух, ветки, травка, мох, листва  В хозяйстве пригодятся.  Весной пять­шесть слепых бельчат  У белочки родятся.  А через восемь­девять дней  Открылись глазки у детей,  Покрылись детки шерсткой  С черненькой бороздкой.  ­Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Ожидаемый результат: Сухо — сухой, сушь.  Пух — пушистый, пуховой.  Мох — моховой, мшистый.  Учитель: Обозначьте корни в этих словах.  ­Какое языковое явление вы наблюдали? (Чередование – очередь звуков)  ­Какие звуки чередуются? (согласные) ­А какую главную особенность вы заметили при чередовании, если обратить внимание  на  корни в этих  словах? (Значение корня не меняется). ­Обратите внимание на пару слов МОХ – МШИСТЫЙ. Чередование каких звуков  происходит в этом слове? о//с нулём звука. ­Можете привести свои примеры?  (пень­пня, угол­угла, узел//узла, кусок//куска)  Какова же будет тема сегодняшнего урока? Чередование гласных и согласных в словах. Какая будет цель? Изучить чередование гласных и согласных звуков. Какие задачи стоят перед нами на уроке?  1. Научиться находить чередующиеся гласные и согласные в словах. 2. Научиться определять, в какой морфеме происходит чередование. Откройте учебник на странице 109­й, упр. 304­е. Таблица №1. (На слайде) Прочитайте название таблицы. На сколько граф она разделена? Прочитайте название  каждого столбца. (Чтение вслух информации о чередовании в приставке, в корне, в  суффиксе. Обратите внимание, как обозначается чередование звуков. Выполним упражнение  304­е.  Я буду произносить слово, а вы должны подобрать ему пару  и определить, в какой морфеме происходит чередование. Если в приставке, хлопает в  ладоши первый ряд, если в корне, то второй ряд, если в суффиксе – третий ряд. Басня  Башня Флажка Клочка Черешня Угла Угля Подрыват Сынка Подсылать Лбы Льда Черешен Уголь Подорвать Клочок Подослать Лёд Кавказца  Угол Городка Сорвать Сынок Башен Кавказец Срывать Городок Лоб Флажок Басен  Физминутка (См. ниже) 2. Работа с Таблицей №2. Ребята, на столах у вас лежат таблицы. Как называется  таблица?   3. Знакомство с таблицей чередований.  Чередование согласных в корне Чередование к//ч к//ч//ц х//ш г//ж г//ж//з т//ч//щ д//ж д//ж//жд з//ж с//ш т//щ ск//ст//щ ц//ч б//бл в//вл п//пл м//мл ф//фл Примеры река­речка казак­казачий­казацкий ухо­ушной снег­снежинка друг­дружеский­друзья свет­свеча­освещение обида­обижаться водитель­вожу­вождение указать­укажет просить­прошу прекратить­прекращу блеск­блестеть­блещет огурец­огуречный любить­люблю ловить­ловлю купить­куплю сломить­сломлю графа­разграфлю Игра «Змейка»  На доске написаны слова, нужно подобрать слово с указанным чередованием. Какой ряд  подберет быстрее, тот выиграл. Учащиеся выходят к доске по очереди. Если учащийся не  знает, какое слово записать, пропускает очередь.  г//ж  к//ч  х//ш  Пирог,  ухо, смех, стог, мука, сук, тихо, порог, облака, клок, верх, берегу,  долг, высоко, стерегу, слух, пеку, орех. Учитель:  Вот ещё одно преданье: Выручит чередованье. Город, золото и берег Исторически проверим: Град и злато, брег высокий – Здесь слова не одиноки. Оро//ра и оло//ла ­ дружат парами слова. Ере//ре ­ чередованье Помогает в написанье. Словом, маленький секрет, А ошибок больше нет! Учитель: Какое чередование происходит в этих словах? Ко многим словам в русском языке с полногласием можно найти соответствующее  слово с неполногласным сочетанием. Иногда их значения совершенно различны, а иногда  родство даёт о себе знать. Задание: Подберите к неполногласным сочетаниям пару с полногласием:          Врата ­ ворота Глава ­ голова Здравие ­ здоровье Младший ­  молодой  VIII. Включение в систему знаний и повторение. ­Чему был посвящён сегодняшний урок? ­Ребята, давайте ещё раз вернёмся к девизу, который был у нас вначале урока.  ­ Какими новыми знанием мы пополнили свой «сундучок с кладом»?  ­ Все ли задачи решили, которые стояли перед нами в начале урока?  ­ Какие затруднения мы испытали?  Домашнее задание: 1. Работа с таблицей. Выделить корни в словах, подчеркнуть чередующиеся согласные. Дополнительные задания: 2. Кого заинтересовало историческое чередование (полногласие и неполногласие), выполнит  упражнение 302, стр. 108. 3. Задание для умников и умниц.  Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и  могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» и придумаю рассказ по теме « Зимой в   лесу» и включу в него слова с чередующимися гласными и согласными. 5. Физминутка. – Встали, вышли из­за парт. Если вы услышите беглую гласную в корне – встаете на носочки и поднимаете руки вверх,  если услышите в суффиксе – то приседаете. Начинаем. 1. Мешочек – мешочка, день – дня, узелок – узелка, угол – угла, орешек –  орешка, лоб– лба. Из ­ за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко.

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах

Чередования гласных и согласных в словах
Скачать файл