Педагогические мастерские появились в начале 90х годов ХХ века. "Педагогическая мастерская" -это тип занятия, основанный на особых отношениях, особых целях и т.д. *1 Это образовательная технология.
Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому открытию путем самостоятельного или коллективного общения.*2
По типам мастерские бывают творческого письма, построения отношений, ценностных ориентаций и др.
Этапы технологии мастерской совпадают с технологией критического мышления. поэтому возможно совмещение в одном уроке этих двух технологий.
В конспекте урока литературы "Чичиков 19-21. "Нам бы про душу не забыть…"" этапы технологии критического мышления называются стадиями: вызова, смысловой стадией и рефлексией. алгоритм построения мастерской следующий: индуктор, деконструкция и реконструкция, социализация, обращение к новой информации, итоговая социализация и рефлексия.
*1 - Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: диссертация. - СПб., 2000.
*2 - Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская?\\И.А.Мухина, Т.Я.Яремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного традиционного опыта: Книга для учителя. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002.
Конспект урока.docx
Автор
Предмет
Класс
Тема урока
Тип урока
Время
Гайдакова Елизавета Павловна
Г. ПетропавловскКамчатский
МБОУ «Средняя школа № 15»
Литература
9
Чичиков 1921. Нам бы про душу не забыть…
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (с
применением технологии критического мышления)
45 минут в классе, знакомом с технологией проведения мастерских,
90 минут – в неподготовленном классе
Планируемые образовательные результаты:
личностные: совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание
чувств любви, уважительного отношения к русской литературе;
метапредметные: понимать проблемы, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;
самостоятельно организовывать работу в группе, брать на себя инициативу в
организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
владеть монологической и диалогической формами речи;
предметные:
анализировать литературное произведение,
понимать пафос
произведения, формулировать собственное отношение к произведению и его героям,
писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений.
Формы
организаци
и
взаимодей
ствия
5
Групповая
Этапы
урока
1
1.Стадия
вызова
(индуктор)
.
1.1.Мотиви
рование
учащихся
на
дальнейшу
ю
деятельнос
ть.
Обучающие
развивающие
компоненты,
задания
упражнения
2
и
Деятельность учителя
Деятельност
ь учащихся
и
3
4
Подготовка
учащихся к работе
мастерской,
на
обращение
к
жизненному
опыту, работа с
ассоциациями.
Здравствуйте,
ребята!
думаю,
что наш урок
пройдет в располагающей к
общению
душевной
обстановке.
Работают
заданием
группах
группы)
с
в
(3
Напишите: «Душа – это…»
Сформулируйте
словом,
словосочетанием,
предложением.
Подумайте, какой звук,
цвет, жест соответствует
этому понятию.
Проме
жуточ
ный
контро
ль
7
Устные
ответы с
обоснов
анием
предста
вителей
каждой
группы.
Формируемые
умения (УУД)
6
Познавательные
: осознают учебно
познавательную
задачу,
устанавливают
причинно
следственные
связи через анализ
и
сравнение;
личностные:
имеют мотивацию
к
учебной
деятельности;
коммуникативн
ые: формулируют
и обосновывают
свои
мысли,
общаются
и
взаимодействуют с
партнерами по О чем пойдет речь сегодня
на уроке? (О душе.) Тема
сегодняшней мастерской –
«Нам бы про душу не
забыть…»
Запишите вопрос,
на
который бы вы хотели
получить ответ в ходе
урока.
Зачитайте свои вопросы.
Если вам понравился вопрос
товарища, вы можете его
записать.
Придумайте эпиграф к
уроку.
совместной
деятельности или
обмену
информацией.
Коммуникативн
ые: формулируют
и обосновывают
свои
мысли,
личностные:
устойчивый
познавательный
интерес.
Индивидуал
ьная.
Работают
индивидуально,
обдумывают и
записывают
вопрос(ы).
с
в
Работают
заданием
группах.
Обсуждают,
вспоминают
известные
высказывания о
душе
или
придумывают
свое
высказывание.
Записывают на
листах.
Групповая. Познавательные
: систематизируют
знания,
коммуникативн
ые:
общаются
и
взаимодействуют с
партнерами по
совместной
деятельности;
регулятивные:
принимают
сохраняют
учебную задачу.
и
с
на
Обдумывают
ответы
вопросы,
работают
заданием.
Формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою
зрения.
точку
Фронтальна
я,
индивидуал
ьная.
Коммуникативн
ые:
строят
небольшие
монологические
высказывания;
личностные:
ориентация
системе
моральных норм и
ценностей и их
иерархизация.
в
занимались
Вами
прочитаны
произведения Н.В.Гоголя и
М.А.Булгакова, их анализом
на
мы
предыдущих уроках.
Я
предлагаю вам рассмотреть
высказывание
В.В.Кожинова:
«Чичиков
понастоящему сильная
личность, что особенно
ярко раскрывается в
заключительной
главе
«Мертвых душ».
Докажите
правильность\неправильност
ь высказывания.
Все
вопросы
зачитыв
аются.
Листы с
эпиграф
ами
вывешив
аются,
предста
вителям
и
от
групп
объясня
ются,
выбирае
тся
наиболе
е
удачный
.
Устные
ответы,
заполне
ние
кластер
а
на
интерак
тивной
доске
(обычно
й доске,
листе
ватмана
…)
на
Постановка
вопросов,
которые
обязательно надо
найти ответ.
Обращение
к
полученным ранее
знаниям и к
жизненному опыту
учащихся.
Воспроизведение
ранее изученного,
сопоставительный
анализ,
применение знаний
в новых ситуациях.
Эвристическая
беседа.
1.2.Опора
на личный
и
опыт
связь
с
дельнейшей
деятельнос
тью.
1.3.Актуал
изация
знаний.
2.Смысло
вая стадия
2.1.Деконст
рукция и
реконструк
ция
на
основе
частичного
сопоставит
ельного
анализа
героев
произведен
ий
Н.Гоголя и
М.Булгако ва.
2.2.Социа
лизация.
Воспроизведение
ранее изученного,
установление
преемственных
связей прежних и
новых знаний и
применение их в
новых ситуациях.
кластер
Составьте
«Чичиков 19 века»
«Чичиков 20 века».
Качества,
записали,
сильной личности? (Да.)
которые вы
свойственны
Есть у героя слабое место?
Где оно? (Отсутствие
души.)
Прав ли В.Кожинов? Что
бы вы изменили в
высказывании? (Опустить
слово «понастоящему».)
В чем особенность образа
Чичикова?
(Противоречивость
образа.)
Инсценируйте ситуацию на
тему «Чичиков 21 века». Во
просмотра
время
инсценировок
группы
должны
приготовить
толстые и тонкие вопросы
к выступающему.
К какому выводу пришли?
(Вечный образ.)
2.3.Обраще
ние к новой
информаци
и.
Обобщение
систематизация
знаний.
и
2.4.Итогова
я
социализац
ия.
Обобщение
полученных на
уроке сведений.
Как вы думаете, применимо
ли утверждение из Библии о
том, что мёртвой души быть
не может, так как она
бессмертна,
к
произведениям Гоголя и
Булгакова?
Категоричны ли писатели в
душевном
омертвлении
своих героев? (Нет, шанс
остаётся.)
Напишите синквейн,
в
котором первое слово
ДУША, 4я строка – вопрос,
заданный одним учеником из
группы.
Составление
кластера
1
9
2
0
Групповая.
в
Работают
группах.
Разрабатывают
ситуацию,
в
которую мог
попасть
современный
Чичиков.
с
на
Обдумывают
ответы
вопросы,
работают
заданием.
Формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою
зрения.
В
составляют
синквейн,
выбирая
наиболее
удачные
строчки
группах
точку
Групповая.
Фронтальна
я,
индивидуал
ьная.
Инсцени
рование:
группов
ая
разрабо
тка,
индивид
уальное
предста
вление.
Работа с
тонким
и
и
толст
ыми
вопроса
ми от
групп
для
уточнен
ия
информ
ации.
Устные
ответы.
и
Регулятивные:
оценивают свою
работу и работу
товарищей,
исправляют
объясняют
ошибки,
контролируют
учебные действия;
познавательные:
приобретают
умения
использовать
полученные знания
и умения в
практической
деятельности;
коммуникативн
ые: осуществляют
совместную
в
деятельность
группах с у чётом
учебно
познавательных
задач.
Коммуникативн
ые: формулируют
собственные
мысли,
высказывают
обосновывают
свою точку зрения.
и
Групповая.
Коммуникативн
ые: осуществляют
совместную
деятельность
в
группах с учётом
учебно
Синквей
ны
зачитыв
аются,
обсужда
ются. участников
группы.
познавательных
задач;
личностные:
понимают
значение
моральных качеств
человека.
Письмен
ная
работа.
Пишут
сочинение,
отвечают на
вопросы.
Индивидуал
ьная,
аудиторная.
В качестве эпиграфа к
вашим творческим работам
предлагаю взять слова
самого
Н.В.Гоголя:
«Будьте не мёртвые, а
живые души…» Как это
высказывание связано с
темой урока? (Посыл с
будущее.
с
прошлым.)
Связь
Напишите миниатюру, в
которой вы ответите на
вопрос, поставленный вами
в начале урока.
Или
Ответьте на вопрос: что я
открыл сегодня – в себе, в
герое, в окружающих?
3.
Рефлексия
.
Письменная
работа.
точку
Коммуникативн
ые: формулируют
собственные
мысли, письменно
высказывают
и
обосновывают
свою
зрения;
познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
прослушанных
объяснений
учителя,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные
знания;
регулятивные:
самостоятельно
оценивать
корректировать
текст.
и
Чичиков 19-21. "Нам бы про душу не забыть…"
Чичиков 19-21. "Нам бы про душу не забыть…"
Чичиков 19-21. "Нам бы про душу не забыть…"
Чичиков 19-21. "Нам бы про душу не забыть…"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.