Конспект урока математики в 1 классе
УМК «Планета знаний»
Учителя начальных классов МОБУ СОШ №2
Васильевой Н.Л.
Тема урока: Число и цифра 7
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: знакомство с числом и цифрой 7 и с образованием числа 7
Задачи:
Обозначение количества предметов цифрой 7;
Употребление цифры в соответствии с числом предметов;
Обобщение знания чисел натурального ряда, навыков счёта в пределах 6;
Совершенствование вычислительных навыков
Упражнение в написании цифры 7;
Развитие связной устной речи
Воспитание интереса к предмету; навыков самостоятельной работы
Методы обучения: словесные и наглядные
Оборудование:
картинный материал «Белоснежка и семь гномов», карточки-снежинки, карточка с цифрой 7, разрезные карточки с цифрами и знаками - + =, картинки-раскраски с изображением гнома по количеству детей.
Ход урока
Организационно- подготовительный этап
1. Мотивация к учебной деятельности
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
11. Актуализация знаний. (Устные упражнения.)
- Сегодня к нам на урок пришла Белоснежка. Она потеряла своих друзей гномов и без вашей помощи не может их найти. Поможем Белоснежке найти её гномов?
Работа с числовым рядом.
- Давайте немного пошумим, вдруг кто-то из гномов нас услышит. Сейчас вы будете считать сколько раз я стукнула в бубен, такую цифру и покажете (2, 4, 1) .
Молодцы! Вот и нашёлся первый гном. (картинка гнома на доске)
- Ребята, гном говорит, что его друга злая волшебница закрыла в клетке, а чтобы ее открыть, нам нужно выполнить такое задание:
Сосчитайте количество точек на картинке и положите у себя на парте такую цифру (1 ученик у доски считает точки и под ними прикрепляет цифру: 3, 5, 4, 1, 2, 6)
- Посмотрите внимательно на цифры, что вы заметили? (они стоят не по порядку)
- Помогите восстановить числовой ряд. (1 ученик у доски, остальные у себя на партах) .
-Назовите последующее число числу 2. (3)
- Назовите предыдущее число числу 6. (5)
- Какое число стоит между числами 5 и 3? (4)
- Назовите соседей числа 2. (1, 3)
Какое число самое наименьшее в этом числовом ряду? (1) Наибольшее? (6)
-Молодцы вы справились с заданием, и освободили второго гнома. (картинка гнома на доске)
-О, ужас! Он мне только что сказал, что третий гном попал в капкан, и чтобы его освободить, мы должны решить задачу:
«6 весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
-Как узнали? (6- 1=5)
-Молодцы, третий гном тоже с нами! (картинка гнома на доске)
Физминутка
Гномы утром рано встали (потянулись)
И уборку делать стали
Моют окна, (имитация движения, стоя прямо)
Моют пол, (имитация движения, наклонившись)
Чистят коврик, («подметают» пол)
А потом…
Приглашают в дом друзей, (прыжки на двух ногах)
Чтобы было веселей!
III. Работа над новым материалом
Постановка цели урока
Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели)
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!» (Радуга)
- Что общего в загадках? (В них встречается число 7.)
-Какая же тема нашего урока? (Тема нашего урока число и цифра 7.)
- Какая цель появляется перед нами? (Узнать, как получается число7 и его состав)
- Назовите дни недели (считают, загибая пальцы)
Кто знает цвета радуги? Назовите их по- порядку
- Правильно. Вот и 4 гном. (картинка гнома на доске)
- Посмотрите, какую цифру нам принёс гном.
«Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога. » (показ цифры 7)
- Ребята, посмотрите, сколько снежинок у вас на партах! Слышите, кто-то зовет на помощь? Это пятого гнома снегом засыпало! Давайте посчитаем снежинки, и освободим гнома.
- Сколько снежинок вы насчитали? (6)
-положите еще 1 снежинку. Сколько стало?
- За каким числом идёт число 7? (6)
-На сколько число 7 больше 6? (на 1)
-Молодцы, посмотрите, пятый гном освободился из- под снега ! Он хочет узнать, знаете ли вы, где можно встретить цифру 7? (номер дома, квартиры, автобуса)
- А ещё цифра 7 встречается в сказках, вспомните эти сказки и назовите их. («Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»)
- И это не случайно. Оказывается, в древности семёрка была окружена большим почётом. Наверное, поэтому существует много пословиц, в которых употребляется это число.
- Назовите такие пословицы. ( Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Лук от семи недуг. Семь бед – один ответ).
Вот такое загадочное число.
- Молодцы, посмотрите, кто к нам идет? (шестой гном)
- Он принёс вам новое задание, если вы справитесь с ним, то гном останется с нами, если же нет, то ему придется уйти обратно в лес, так ему сказала злая колдунья.
-Вы должны узнать, как можно получить число 7.
- Разложите у себя на партах 6 снежинок и справа добавьте еще одну. Сколько снежинок стало? Давайте сосчитаем хором. (7)
-Какой пример можно составить? (6+1=7 записываю на доске)
- Положите 4 снежинки и добавьте ещё 3. Сколько снежинок стало? Какой пример можно записать? (4+3=7 записываю на доске)
-А сейчас отложите 5 снежинок, а справа ещё 2. Сколько стало снежинок? Составьте пример. (5+2=7 записываю на доске)
-Прочитайте хором примеры.
-Значит, 7 – это сколько и сколько? (7=1+6 7=2+5 7=3+4)
-Молодцы! И этот гном остается с нами! Давайте посчитаем гномов, все ли собрались около Белоснежки? (дети считают хором 1, 2, 3, 4, 5, 6.) Сколько гномов не хватает? (одного) Как вы узнали? (7-6=1)
Работа в тетрадях.
А вот и седьмой гном, но что это? Почему гном такой грустный? А-а, он говорит, что мы с вами не написали цифру 7 в тетрадях!
Посмотрите внимательно на доску, как я буду вписывать в клеточку цифру семь.
Начинаем писать левее и чуть ниже верхней границы клетки, ведём плавную линию в правый верхний угол клетки, далее ведём наклонную линию до центра нижней границы клетки, остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку.
- А сейчас возьмем в руки воображаемые ручки и пропишем в воздухе цифру семь.
Откройте тетради, сядьте правильно и пропишите по карандашу цифру 7. (проверяю)
-Попробуйте самостоятельно прописать эту цифру.
- Молодцы! Вот мы и помогли гномам встретиться с их любимой Белоснежкой!
Закрепление полученных знаний
Решение примеров.
Давайте покажем Белоснежке и гномам, как мы умеем решать примеры?
Решают на доске 1 ученик, остальные в тетрадях.
1+6=7 (на счётах)
3+4= 7 (на палочках)
2+5=7 (на снежинках)
- Молодцы, гномы и Белоснежка очень вами довольны. Они благодарят вас за то, что вы помогли им встретиться, справившись со всеми заданиями.
Итог урока. Рефлексия.
- Скажите, с каким новым числом сегодня познакомились? (7) Расскажите все, что узнали об этом числе
- Давайте ещё раз вспомним, как можно получить число 7? (читаем на доске 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7)
- В чем было затруднение? Над чем еще надо поработать?
- Оцените свою работу. У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было легко и я справился со всеми заданиями.
Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь
- В знак благодарности гномы дарят каждому из вас рисунок с цифрой 7. Дома вы раскрасите цифру 7 и гнома, и оставите себе на память, чтобы хорошо запомнить цифру 7
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.