ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ
Трибунская Елена Жановна, учитель химии и биологии
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Балаково
Саратовской области»
Этап
урока
Этап
мотивации к
учебной
деятельности
учителя
Деятельность
учащихся
Приветствует
учащихся,
проверяет
готовность к уроку:
Здравствуйте, я рада
видеть вас и надеюсь,
вы готовы к
успешному и
плодотворному
сотрудничеству
сегодня на уроке
Мотивирует
учащихся к активной
учебно
познавательной
деятельности: В
Дежурный класса дает список
отсутствующих
Отвечают на вопросы, дают
определения:
Вещества органические и
неорганические, простые и
сложные, самое
распространенное на земле
вода
Планируемые результаты
предметные
систематизац
ия
и
классификац
ия материала
личностные
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю
и
одноклассникам
использовать
личный
жизненный опыт
и кругозор.
метапредмет
ные
Умение
организовать
свою
деятельность,
сформулиров
ать проблему,
оценивать
свои
достижения и
сравнивать их
с
достижениям
и других.
Умение
слушать
одноклассник ов
начале нашего урока,
давайте вспомним,
что изучает наука
Химия? На какие
группы можно
разделить вещества?
Посмотрите на
глобус.
71 % нашей
планеты занимает
вещество, без
которого не было
бы жизни на нашей
земле. Что это за
вещество?
Прослушайте
стихотворение и
скажите, какое слово
пропущено в
стихотворении
Л.Мартынова?
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Анализируют стихотворение,
обобщают и делают вывод о
2 Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться.
И это было
неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих
лоз,
Ей водорослей не
хватало
И рыбы, жирной от
стрекоз.
Ей не хватало быть
волнистой,
Ей не хватало течь
везде.
Ей жизни не хватало
Чистой –
Дистиллированной
воде!
Сделайте вывод, о
каких
веществах
пойдет сегодня речь?
А так ли часто в
повседневной жизни
Актуализация
знаний
существовании
веществ.
чистых
Особо чистые вещества
нужны в атомной энергетике,
использование
теоретических
умение
работать по
формулиров
ание
3 в
знаний
практической
деятельности;
сотрудничество
с
одноклассникам
умение
и,
работать
в
группе, слушать
вступать
в
диалог
познавательн
ой цели;
установлени
е причинно
следственны
х связей.
с
алгоритму;
работать
лаб.
оборудование
м, учебником,
контроль,
сличение с
эталоном,
коррекция
действий,
оценка
усвоенного и
что предстоит
усвоить
Этап
исследования
(в группах)
мы встречаемся с
чистыми
веществами? Как вы
думаете, где чистые
вещества находят
применение?
Дополняет ответы
учащихся: в природе
нет абсолютно
чистых веществ. В
современной химии
научились получать
особо чистые,
содержащие до 10%
примесей. Например,
в
полупроводниковой
технике применяют
сверхчистые
вещества, где
примеси составляют
всего 1 атом на
миллион атомов
основного элемента
(Si, Ge). Превышение
нормы ведет к
полупроводниковой
промышленности,
стекловолоконной оптике,
для научных исследований и
промышленности.
4 резкому ухудшению
полупроводниковых
свойств этих
веществ.
Как вы думаете,
одним или
несколькими
веществами
образованы такие
лекарственные
препараты как
суспензии и
эмульсии?
Подводит учащихся
к теме урока, цели и
задачам.
Организует учащихся
к решению
поставленной
проблемы.
Побуждает к
осознанию
противоречия между
имеющимися
знаниями и
наблюдаемыми
Этап
исследования
(в парах)
Формулируют тему,
записывают ее в
индивидуальный лист
Чистые вещества и смеси
Формулируют цель и задачи
урока.
Дать понятие чистое
вещество, смеси веществ.
Чем отличаются чистые
вещества и смеси, какие
бывают смеси, и где они
находят
практическое
применение
Аргументируют свою точку
зрения, делают вывод: у
морской воды непостоянная
температура кипения в
разные промежутки времени,
а у дистиллированной воды
температура кипения
постоянная
Учащиеся делают вывод, что
соленость морской воды
планирование
учебного
сотрудничества
со сверстниками
формулировани
е и
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации;
анализ с
целью
выделения
признаков;
подведение
под понятие,
выведение
следствий;
установление
причинно
формирован
ие умений и
навыков
практическо
й работы с
реактивами и
х/посудой
формирован
ие умений
оформлять
5 умение
выражать свои
мысли
в
соответствии с
задачами
и
условиями
коммуникации
результаты
исследовани
й
следственных
связей;
построение
логической
цепи
рассуждений;
доказательств
о;
выдвижение
гипотез и их
обоснование.
результатами.
Изучите график.
Подумайте, какой
вывод можно
сделать?
Обозначает
проблему: «Почему
у морской воды, по
сравнению с
дистиллированной,
tкип не постоянная в
разные промежутки
времени?
С помощью учителя
формулируется
определение, что
называется чистым
веществом.
Для дальнейшей
влияет на температуру
кипения.
Чистые вещества –
вещества, которые обладают
постоянными физическими
свойствами (температуры
кипения, температуры
плавления, плотность).
Примером чистого вещества
может случить
дистиллированная вода.
Вспоминают правила техники
безопасности: с веществами
необходимо работать
аккуратно, при работе со
стеклянной посудой
требуется осторожность,
чтобы не разбить и не
поранить себя
Учащиеся проводят в парах
лабораторную работу
Делают вывод из
эксперимента, и производят
запись в тетради
Свойств
а
Железо
Сера
6 работы нам
необходимо
вспомнить правила
техники
безопасности.
Организует
лабораторную работу
учащихся в паре.
Инструкция для
учащихся к опыту
«Изучение свойств
железа и серы»
1. Насыпьте на лист
бумаги отдельными
кучками порошки
серы и железа,
рассмотрите их цвет,
агрегатное состояние
вещества.
2. Возьмите
небольшую часть
каждого вещества и
проведите
1. цвет
светло
желтый
темно
серый
2.отноше
ние к
воде
тонет в
воде
всплывает
на
поверхнос
ть
не
притягива
ется
3.отноше
ние к
магниту
притягива
ется
к
магниту
Делают вывод, что сера и
железо обладают разными
свойствами.
Отвечают на вопрос,
записывают определение:
смеси – это сочетание двух и
более веществ
Делают вывод, что вещества,
смеси
находящиеся
сохраняют
свои
индивидуальные свойства.
в
7 следующие операции:
а) испытайте
магнитом;
б) опустите в стакан
с водой.
3. Смешайте
стеклянной палочкой
оба порошка на
бумаге, рассмотрите
цвет смеси.
4. Дайте
определение, что
такое смеси?
5. Проведите со
смесью те же
операции, что и с
чистыми веществами.
6. Сделайте вывод,
сохраняют ли свои
индивидуальные
свойства вещества,
которые находятся
в смеси с другими
веществами?
Дополняет ответы
учащихся:
8 Способность
веществ сохранять
свои
индивидуальные
свойства позволяет
отличать их друг от
друга в смеси, что
широко
используется
человеком:
определяется
количество железа в
руде,
различные
примеси в воде.
Организует
самостоятельное
выполнение
учащимися задания
на новую тему с
последующей
взаимопроверкой.
Организует работу с
таблицей
«Сравнительная
характеристика
чистого вещества и
Этап
организации
информации
Самостоятель
ная работа с
взаимопровер
кой
по
эталону
Работают с таблицей
Признак
и
сравнени
я
Состав
Чистое
вещество
Смесь
Постоянн
ый
Непостоя
нный
Вещества Одно и
то же
Различные
9
сотрудничество
с
одноклассникам
и,
умение
слушать
вступать
диалог;
осознание
ответственности
за
индивидуальную
работу.
в
умение
организовать
выполнение
заданий
учителя,
анализировать
, сравнивать,
умение
сделать
выбор, делать
выводы по
результатам
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанно
го текста:
определение
основной и
второстепен
ной
информации смеси».
Непостоя
нные
Постоянн
ые
Физическ
ие
свойства
Выполняют самостоятельную
работу
Производят взаимопроверку
Оценивают одноклассников
Реализация
построенного
проекта
Рассматривают
примеры
природных смесей, делают
вывод, что смеси можно
разделить на 2 группы:
однородные (гомогенные) и
неоднородные
(гетерогенные). Записывают
схему в персональном листе
ученика, дают определения
Организует работу с
коллекциями
Как Вы думаете:
нефть,
гранит,
мрамор это смесь
или
чистое
вещество?
Возьмите лупу и
попробуйте
рассмотреть
компоненты,
входящие в состав
смеси?
Задает вопрос, на
10
осознание
ответственности
за
индивидуальную
работу;
сотрудничество
с
одноклассникам
и,
умение
слушать
вступать
диалог;
в
из
работы,
применить
жизненные
наблюдения в
другой
обстановке,
использовать
информацию с
других
уроков,
разных
источников
сравнение
своих выводов
с выводами
одноклассник
ов, коррекция
знаний,
самооценка по
результатам
работы
умение
структуриро
вать учебный
материал,
выделять в
нем главное,
систематизи
ровать
и
делать
выводы Первичное
закрепление с
проговаривани
ем во внешней
речи
какие группы можно
разделить смеси?
Организует
физминутку
В каких агрегатных
состояниях могут
находиться вещества,
входящие в состав
смеси? (в мыльных
пузырях, в
природном газе?)
Показывает
видеофрагмент о
природном газе
Организует
самостоятельную
работу по учебнику.
Используя учебник
с.6768 выписать из
текста примеры
природных смесей, и
смесей,
встречающихся в
повседневной жизни.
Какое они находят
практическое
Физминутка
Делают упражнения
Отвечают на вопросы,
приводят свои аргументы,
смотрят видеофрагмент.
Работают по учебнику,
заполняют таблицу.
Агрегатное
состояние
веществ
Твердое
твердое
Твердое
жидкое
Твердое
газообразное
Жидкое
жидкое
Жидкое
Примеры
смесей
Кулинарные
смеси
Раствор соли
Пыль в воздухе
Уксусная
кислота и вода
Туман
11
умение
структуриро
вать
предложенн
ый материал
осознание
качества и
уровня
усвоения
материала,
коррекция;
участие
в
коллективном
обсуждении
планирование
учебного
сотрудничества
в
случае
затруднений;
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю
и
одноклассникам контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельност
и;
оценка,
коррекция
знаний,
применение
знаний
практике;
участие
в
коллективном
обсуждении
на
смог
газообразное
Газообразно
е
газообразное
Отвечают на вопросы
Выполняют самоанализ урока.
Прием «Для меня урок
сегодня…»
1.На уроке я
работал
2.Своей работой
на уроке я
3.Материал
урока мне был
активно
пассивно
доволен
не доволен
понятен
не понятен
полезен
бесполезен
интересен
скучен
самооценка на
основе критерия
успешности;
адекватное
понимание
причин успеха /
неуспеха в
учебной
деятельности.
Рефлексия
УД на уроке
применение
Подводит итог урока
Какая
была тема
урока?
Достигли ли мы
поставленной цели?
Каждый работал по
разному,
оцените
свою работу на уроке
«Для меня урок
сегодня…»
Учащимся дается
индивидуальная
карточка, в которой
нужно подчеркнуть
слово напротив фраз,
характеризующих его
работу на уроке
В заключение
хочется зачитать
высказывание
академика
Н. Н. Семенова о
12 значении химии:
«Все мы связываем с
химической наукой
дальнейший прогресс
в познании
окружающего нас
мира. И не может
быть в наши дни
специалиста,
который сумел бы
обойтись без знания
химии»
Кого из
одноклассников вы
бы отметили сегодня
на уроке? Почему?
Параграф
12.
Используя учебник,
с.66 выписать из
текста
примеры,
характеризующие
схему:
теломатериал
вещество.
Творческое задание
по выбору: Создание
физическое
Домашнее
задание
Записывают
задание.
домашнее
проявление
потребности к
самореализации
самооценка по
результатам
работы
анализ
проведенной
работы
13 презентации:
«Применение
методов химического
анализа в работе
криминалистов,
археологов, медиков,
искусствоведов»
Выставляет оценки Подают дневники
Подведение
итогов
14
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества и смеси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.