Читаем, говорим, пишем (7 класс)
Тема: Зачем я убил коростеля
Цели: формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать мировоззренческие выводы; развитие эмоциональной отзывчивости; развитие критического мышления.
Задачи: привлечь внимание к нравственным проблемам, поднятым в тексте; совершенствовать умения и навыки анализа текста;
Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, текст.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Слово учителя.
Знакомство с текстом упражнения 139.
Задания, данные в учебнике: 1. Прочитайте рассказ В.Астафьева. Выпишите сначала семь переходных глаголов вместе с тем словом, которое обозначает предмет, на который направлено действие. Поставьте к этому слову вопрос. Затем выпишите семь словосочетаний из непереходных глаголов с тем словом, которым оно управляет. Поставьте вопрос к этому слову.
Образец: 1) Увидел (кого?) птицу (в.п.); возвращался (откуда?) с рыбалки (род.п.).
2. Объясните правописание выделенных орфограмм.
3. Ответьте на вопрос автора: «…отчего, почему, как заслышу скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце..?»
4. Напишите план и краткое изложение рассказа.
Практические упражнения.
Учитель. Не всякий человек знает правду об охоте, ее романтику, душу настоящего охотника, пытливого наблюдателя природы, ценителя и охранителя ее. Только он, бережливый, настоящий охотник заинтересован в том, чтобы сохранилось то, что приносит ему самую большую радость.
Что означает «настоящий охотник»?
Настоящая охота – не стрельба по живой мишени. Охотнику мало владеть оружием и быть метким стрелком – свое желание пострелять и продемонстрировать снайперское мастерство он может и на стенде в стрельбе по тарелочкам. Охотник должен знать «в лицо» деревья, травы и всех, не только промысловых, птиц и зверей, различать их повадки, голоса – только в этом случае он будет чувствовать себя в природе, как «свой в своем», и получать от охоты высшее духовное удовлетворение. В поведении человека на охоте, как и в его отношении к природе, проявляется подлинная, не показная, внутренняя культура – не зависящая непосредственно от полученного образования. на охоте человек остается наедине с природой и ведет себя так, как подсказывает ему только его совесть. Любая охота должна иметь моральное обоснование.
Учитель. Не насмотреться, не налюбоваться на косача: так густа и нежна его, переходящая в дымную синь, чернота, так тонки старинные виньетки хвоста, так притягивающее красив он весь своей великолепной охотничьей красотой!
Глухарь
Брови – пламя. Кратко, гордо,
Словно гордый человек,
В птичье пение аккордом,
Словно точку, ставит – «тэк».
А потом средь рыжих сосен
На понятном языке
Полилось в разноголосье
Окрыленное «тэке…»
Я опомнился не скоро,
И, внимая глухарю,
Не заметил, как над бором
Бровью он зажег зарю.
В.Максимов.
- Гуманное, нравственное отношение к природе – это основная мысль рассказа В.Астафьева «Зачем я убил коростеля?». Охотничье увлечение должно скрашивать трудовые будни, давать радостное чувство причастности к природе, ее благотворной силе, красоте и щедрости. Его герои относятся к природе совестливо. Это трудно. Для этого нужно осознать, что ты, человек, - существо мыслящее, что мыслью своей ты должен понять законы природы и признать их справедливыми».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.