ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК БАЗОВЫЙ НАВЫК
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Подготовила Алескерова Любовь Ивановна
учитель английского языка
МКОУ «СОШ №14» имени В. И. Слядневой
Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Древние греки ещё не умели так красиво и заумно формулировать и не знали, что «то, что пригодится детям, когда они вырастут», много веков спустя, их далёкие потомки назовут термином «функциональная грамотность». (Слайд 2)
Что же такое «функциональная грамотность»? Это - ни что иное, как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – в синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. (Слайд 3)
Между прочим, термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это, прежде всего, умение работать с информацией. А информации вокруг нас с каждым годом становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Соответственно, функциональная грамотность школьников становится важным показателем качества образования и определённым залогом их дальнейшего жизненного благополучия. (Слайд 4)
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности. (Слайд 5)
Важнейшей частью и фундаментальной базой функциональной грамотности является читательская грамотность, ибо, про какого рода информацию мы бы ни говорили, всё упирается в чтение, и любое задание, прежде чем выполнить, необходимо прочитать и понять. На любом уроке нам приходится работать с информацией, которая представлена в виде текста. (Слайд 6)
В исследованиях PISA читательская грамотность определяется как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В Федеральных Государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения, способствующий развитию когнитивных умений.
При формировании читательской грамотности выделяют три группы читательских умений: (Слайд 7)
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.). Однако, отличительной особенностью формирования читательской грамотности на уроках английского языка является другая языковая среда, совершенно незнакомая ученику. Помимо основной задачи общего понимания смысла текста и извлечения из него необходимой информации, перед учеником стоит первоочередная задача перевода слов на родной язык и определение грамматического времени, в котором ведется повествование. Поэтому важнейшим умением, которое надо формировать с самого начала обучения смысловому чтению на ИЯ является осознание того, что иноязычные тексты можно читать по-разному, адаптируя под поставленные цели (или решаемые коммуникативные задачи) вид чтения, применяемые приемы и скорость чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие: (Слайд 8)
• Изучающее чтение (intensive reading)
• Просмотровое чтение (skimming)
• Поисковое чтение (scanning)
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
Для формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка можно использовать упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов:(Слайд9)
- сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма);
- не сплошные (таблицы, графики);
- смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате);
- составные, (например, несколько сайтов разных туристических компаний), а также с использованием разных ситуаций (составляющих заданий):
- личные (личные письма, биография);
- учебные (школьный учебник);
- общественные (официальные документы, блоги).
(Слайд 10)
Для формирования и развития читательской грамотности учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания. Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.