Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы
Оценка 4.7

Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы

Оценка 4.7
docx
10.10.2024
Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности  учащихся начальной школы
Читательская грамотность.docx

«Читательская грамотность как основа формирования

функциональной грамотности учащихся начальной школы»

 

«Читать – это ещё ничего не значит:

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело».

К. Д. Ушинский

С 1 сентября 2022 года в школах России начал действовать обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт.  Особая роль в обновленных ФГОС отводится достижению метапредметных результатов, включающих такие умения, как овладение навыками работы с информацией, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Одним из важнейших показателей  образовательных достижений учащихся является владение функциональной грамотностью.

Функциональная грамотность- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Научное понятие понятия «функциональной грамотности» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

      Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Функциональная грамотность включает в себя:

·        Читательская грамотность

·        Математическая грамотность

·        Естественнонаучная грамотность

·        Финансовая грамотность

·        Глобальные компетенции

·        Креативное мышление

 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.

 

Таким образом:

Читательская грамотность

 

Техника чтения                       Смысловое чтение                Использование информации,                                         полученной из текста

 

 

      На современном этапе развития общества формирование читательской грамотности младших школьников стоит на первом месте при обучении литературному чтению в начальной школе. От уровня сформированности читательской грамотности младшего школьника зависит его уровень успеваемости в старших классах.

      Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения.

Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

    Давайте ответим на вопрос: «Умеют ли читать наши дети?» Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: «Конечно же, ДА!» Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик.

Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же. Вопрос о грамотном чтении остаётся в центре внимания.

Можно выделить основные виды читательской грамотности:

коммуникативная грамотность -

·        свободное владение всеми видами речевой деятельности;

·        способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

·        самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

информационная грамотность -

·        умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность -

·        это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку.

 

Какие же  умения входят в понятие «читательская  грамотность»?

·        Поиск информации в тексте

Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.

·        Понимание смысла

    Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

·        Оценивание качества и достоверности

    Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).

·        Осмысление содержания и формы

      Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

·        Обнаружение и устранение противоречий

Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.

 

Существует 3 уровня грамотности чтения:

·        уровень  первый: найти и извлечь;

·        уровень  второй: интегрировать и интерпретировать;

·        уровень третий: осмыслить и оценить.

 

Формирование и развитие читательской грамотности учащихся – задача учителя при изучении разных предметов. На уроках литературного чтения мы используем следующие приемы:

 

Факторы, влияющих на формирование читательской  грамотности младших школьников

·        олимпиады и конкурсы разного уровня;

·        классные соревнования по домашнему чтению с регулярным награждением победителей;

·        выставки лучших ученических и творческих работ;

·        использование портфолио детских работ и достижений;

·        дополнительные занятия по программам и пособиям повышенной сложности

·         

Использование современных технологий для развития ЧГ

·        технологии продуктивного чтения и проблемного обучения;

·        технологии развития критического мышления с использованием приемов «Синквейн», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Кластер» и т.д. на разных стадиях занятия;

·        ИКТ;

·        игровые и проектные технологии.

 

Приемы, используемые для общего понимания текста и ориентации в тексте:

·        Приём «Викторина»

·        Приём «Путаница»

·        Приём «Книжная полка»

·        Прием «Верные и неверные утверждения»

·        Приём «Навигатор»

·        Приём «Чтение с пометками»

 

Для глубокого и детального понимания содержания текста, используются приемы:

·        Приём «Путешествие по главам»

·        Приём «Чтение с остановками»

·        Приём «Учебный диалог»

·        Приём «Вслед за персонажем»

·        Прием «Паспорт героя»

·        Приём «Моделирование»

·        Приём «Иллюстратор»

·        Приём «Сравнение произведений»

·         

Приемы для использования информации из текста для различных целей:

·        Приём «Синквейн»

·        Приём «Аннотация»

·        Приём «Составь задание»

·        Приём «Карта путешествий литературного героя»

·        Приём «Проба пера»

·        Групповые проекты: 

ü Театрализация

ü Реклама книги

ü Создание сборника на определённую тему

 

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение - важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

  • умение найти и извлечь информацию из текста;
  • умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
  • умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических, жизненных;
  • умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной в основную школу, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.

    Поэтому задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами- формировать читательские умения и навыки.

Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения и смогут успешно пройти все необходимые испытания.

Можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы» «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот…

Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы» «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот…

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность

Давайте ответим на вопрос: «Умеют ли читать наши дети?»

Давайте ответим на вопрос: «Умеют ли читать наши дети?»

Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного

Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного

Использование современных технологий для развития

Использование современных технологий для развития

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста

Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы

Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности  учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2024