Выступление на педсовете "Новые воспитательные технологии. Особенности сотрудничества семьи и школы в современных условиях.
Оценка 4.6

Выступление на педсовете "Новые воспитательные технологии. Особенности сотрудничества семьи и школы в современных условиях.

Оценка 4.6
docx
06.11.2024
Выступление на педсовете "Новые воспитательные технологии.  Особенности сотрудничества  семьи и школы в современных условиях.
Пути воспитания.docx

Новые воспитательные технологии.

Особенности сотрудничества

семьи и школы в современных условиях.

 (выступление на педсовете)

Семья по праву считается главным фактором  и условием развития и воспитания ребёнка. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается личность человека.  Тем не менее школа   была,  есть  и  будет  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения формирования и развития личности ребенка.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, согласованно решать проблемы воспитания.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям  ФГОС нового поколения.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической  готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного и воспитательного процесса.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, выдвигают единые требования к воспитанию ребенка. Воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Наше доброе общение с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Установление контактов с родителями учащихся начало всех начал.

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог готовит паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.

Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого-педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе I ступени.

В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом (а в этом направлении основная роль принадлежит именно классному руководителю) без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои.

В этом направлении можно выделить структуру работы классного руководителя:

·         изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни;

·         организация  просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований;

·         организация  просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований;

·         установление контактов с людьми, которые для ребенка являются наиболее значимыми и имеют на него положительное влияние;

·        привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя;

·         организация взаимного творчества детей и родителей;

·         поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса;

·         сотрудничество с социально-психологическими службами, обучающими семьи умению преодолевать и предупреждать семейные конфликты и развивающей рефлексивные умения родителей и детей.

Большая роль в работе  с семьей отводится и  работе с  родительским комитетом. Члены родительского комитета совместно с классным руководителем и под его руководством планируют, готовят и проводят всю совместную работу по педагогическому образованию родителей, оказывают помощь в воспитании детей класса, организуют  совместные досуговые мероприятия, анализируют, оценивают результаты данной деятельности и подводят итоги сотрудничества школы и семьи.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Оно осуществляется через школьный сайт, электронный дневник, индивидуальную и групповую работу, проведение консультаций администрацией школы, педагогами школы, родительским комитетом. Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, нужно ориентироваться на особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к делам школы и класса.

Основные формы работы с семьей: это групповые и индивидуальные формы. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей и другие.

Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.

Консультации могут быть тематическими. С родителями  консультации полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.

К групповым формам работы с семьей относятся  такие формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками или администрацией школы. Одной из основных универсальных форм сотрудничества школы с семьями учащихся являются общешкольные и классные родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни школы и класса, задачи учебно-воспитательной работы и т.д. Они могут быть организационными, тематическими или итоговыми.

Также существуют традиционные (конференции, консультации, посещения на дому, лекции)  и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения, ролевые игры) формы сотрудничества семьи и школы.  

  Одним из главных направлений взаимодействия семьи и школы должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, также формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.

Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов:

·  заместителя директора по воспитательной работе, который составляет план воспитательной работы, помогает классным руководителям в составлении планов, осуществляет контроль за их выполнением;

·  педагога-психолога, который помогают в исследовании социального фона семьи,  в определении типа семьи, дает рекомендации в составлении плана работы с каждой семьей индивидуально;

·  социального педагога, который берет на себя контроль и осуществлении коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с  отделом полиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;

·  школьного библиотекаря, который подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по данному направлению;

·  классных руководителей.

Работа с родителями должна быть целенаправленной, систематической.

         Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Семья в решении этих вопросов является нашим главным партнером.


 

Новые воспитательные технологии

Новые воспитательные технологии

Наше доброе общение с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях

Наше доброе общение с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях

Большая роль в работе с семьей отводится и работе с родительским комитетом

Большая роль в работе с семьей отводится и работе с родительским комитетом

К групповым формам работы с семьей относятся такие формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками или администрацией школы

К групповым формам работы с семьей относятся такие формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками или администрацией школы

Работа с родителями должна быть целенаправленной, систематической

Работа с родителями должна быть целенаправленной, систематической
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2024