Прием «Корзина идей» как способ развития критического мышления
План мастер-класса:
Цель: продемонстрировать прием «Корзина идей» из технологии критического мышления;
Задачи: дать понятие о данном методе; через практическую работу показать применение данного метода.
1. Введение в тему.
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Главная цель, которая сейчас стоит перед учителем, – сформировать саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться. Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Соответственно, меняется и роль учителя. Учитель создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно через правильную организацию учебно-воспитательного процесса, применяя технологию развития критического мышления. Одним из приѐмов этой технологии является приѐм «Корзина идей».
2. Сущность приѐма.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Этот приѐм позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
Цели приѐма:
· Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме.
· Обеспечивает включение каждого школьника в учебный процесс.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом (1-2 мин.).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики
должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Важно отметить! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.
Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения.
3. Использование приѐма «Корзина идей» на уроке окружающего мира при изучении темы «Наши праздники».
- Тема нашего урока: Наши праздники. Что такое праздник?
- Действительно, празднование всегда приурочено к какому-либо событию.
- О каких праздниках мы говорим "наши", "мой"?
- Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники» (1 минута)
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута)
- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
- Попробуем систематизировать полученную информацию.
Для эффективной систематизации полученной информации можно совместить приѐм "корзина идей" с каким-либо графическим приѐмом представления информации. Например, на этапе систематизации полученной информации можно нарисовать на доске кластер.
Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске.
Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Предложения по применению приѐма на уроке:
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
4. Выводы.
Достоинства метода:
Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.
1. Ученики самостоятельно учатся определять цели урока.
2. Привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.
3. Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН.
На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.