Приём "Корзина идей" как способ развития критического мышления
Оценка 4.8

Приём "Корзина идей" как способ развития критического мышления

Оценка 4.8
docx
09.10.2024
Приём "Корзина идей" как способ развития критического мышления
Приём Корзина идей.docx

Прием «Корзина идей» как способ развития критического мышления

План мастер-класса:

Цель:    продемонстрировать   прием    «Корзина   идей»    из                         технологии критического мышления;

Задачи: дать понятие о данном методе; через практическую работу показать применение данного метода.

1.   Введение в тему.

Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Главная цель, которая сейчас стоит перед учителем, – сформировать саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться. Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Соответственно, меняется и роль учителя. Учитель создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно через правильную организацию учебно-воспитательного процесса, применяя технологию развития критического мышления. Одним из приѐмов этой технологии является приѐм «Корзина идей».

 

2.     Сущность приѐма.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Этот приѐм позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

Цели приѐма:

·                     Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме.

·                     Обеспечивает включение каждого школьника в учебный процесс.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.   Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.

2.   Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом (1-2 мин.).

3.        Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики


должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.   Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.   Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

6.   Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Важно отметить! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения.

3.     Использование приѐма «Корзина идей» на уроке окружающего мира при изучении темы «Наши праздники».

 

-               Тема      нашего     урока:     Наши     праздники.     Что      такое      праздник?

-        Действительно,   празднование   всегда   приурочено   к   какому-либо   событию.

-                       О         каких         праздниках         мы         говорим         "наши",        "мой"?

-     Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники»                                      (1   минута)

-    Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос.                                              (1   минута)

-                      Что         у         вас         получилось?        (зачитывание        работы        пар)

-   Попробуем систематизировать полученную информацию.

Для эффективной систематизации полученной информации можно совместить приѐм "корзина идей" с каким-либо графическим приѐмом представления информации. Например, на этапе систематизации полученной информации можно нарисовать на доске кластер.

Правила применения:

Время выполнения: 7-8 минут

1   этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2     этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.


3    этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске.

Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими.

Предложения по применению приѐма на уроке:

https://fsd.compedu.ru/html/2017/12/04/i_5a2540b4db040/phpOpUHqg_priemy-kriticheskogo-myshleniya_2.png

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

4.     Выводы.

 

Достоинства метода:

Прием "Корзина идей" предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.

1. Ученики самостоятельно учатся определять цели урока.

2.    Привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. "Корзина идей" включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.


3. Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым. Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН.

На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.


 

Прием «Корзина идей» как способ развития критического мышления

Прием «Корзина идей» как способ развития критического мышления

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)

Сброс идей в корзину».

Сброс идей в корзину».

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024