«Развитие нравственных качеств личности ребёнка
на уроках литературного чтения»
Проблема воспитания молодёжи всегда была и остаётся актуальнейшей проблемой времени. Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей.
Во-вторых, в современном мире ребёнок живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Младший школьник в процессе учёбы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно. Их действия
приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретённый опыт.
Литературное чтение, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков.
Русский педагог Сергей Александрович Рачинский сказал: «От качества подрастающего поколения зависят судьбы мира». У Александра Исаевича Солженицына читаем: «Россию может спасти только духовность». Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета, по-моему, одна из приоритетных целей в преподавании литературного чтения.
По опыту своей работы я считаю, что указанная выше проблема может быть решена путём обучающего воспитания, а результат этого можно отследить за счёт изучения уровня развития коммуникативной компетенции через понимание смысла произведения, его воздействия, через изучение нравственных ориентиров обучающихся. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Содержание уроков литературного чтения, как основа формирования нравственных качеств младших школьников.
На уроках литературного чтения рассматриваются через изучение произведения такие понятия как добро, зло, смирение, искушение и формируются такие нравственные качества: дружба, помощь, ответственность и т.д. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, дети читают и обсуждают статьи, в которых ставится в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников
не редко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.
В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребёнок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения даёт богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности (оценивание ответов). Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.
Итак, формирование нравственных качеств детей происходит на уроке. И содержание уроков литературного чтения - верное средство для этого. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы.
Обязательным элементом урока нужно считать обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на мой взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать своё мнение: это формирует веру в
свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.
Литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и признано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства.
На уроках литературного чтения проводятся заочные экскурсии в картинные галереи, в художественные музеи. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть - вещи разные и редко совпадающие. Чем раньше ребёнок научится восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.
Литературное чтение - это особенные уроки. Они включают целую систему прозаических, поэтических, музыкально поэтических и литературных жанров.
В течении многих веков сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа . Уроки литературного чтения, являются основой формирования нравственных качеств детей в воспитательно- образовательном процессе. Формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.
Если наши дети станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду - сможем с уверенностью сказать, что мы - учителя добились главной цели!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.