Развитие нравственных качеств личности ребёнка на уроках литературного чтения
Оценка 4.8

Развитие нравственных качеств личности ребёнка на уроках литературного чтения

Оценка 4.8
docx
10.10.2024
Развитие нравственных качеств личности ребёнка на уроках литературного чтения
Нравственные качества на лит-ре.docx

«Развитие нравственных качеств личности ребёнка

 на уроках литературного чтения»

Проблема воспитания молодёжи всегда была и остаётся актуальнейшей проблемой времени. Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей.

Во-вторых, в современном мире ребёнок живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Младший школьник в процессе учёбы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно. Их действия


приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретённый опыт.

Литературное чтение, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков.

Русский педагог Сергей Александрович Рачинский сказал: «От качества подрастающего поколения зависят судьбы мира». У Александра Исаевича Солженицына читаем: «Россию может спасти только духовность». Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета, по-моему, одна из приоритетных целей в преподавании литературного чтения.

По опыту своей работы я считаю, что указанная выше проблема может быть решена путём обучающего воспитания, а результат этого можно отследить за счёт изучения уровня развития коммуникативной компетенции через понимание смысла произведения, его воздействия, через изучение нравственных ориентиров обучающихся. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Содержание уроков литературного чтения, как основа формирования нравственных качеств младших школьников.

На уроках литературного чтения рассматриваются через изучение произведения такие понятия как добро, зло, смирение, искушение и формируются такие нравственные качества: дружба, помощь, ответственность и т.д. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, дети читают и обсуждают статьи, в которых ставится в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников


не редко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.

 

В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребёнок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения даёт богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности (оценивание ответов). Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Итак, формирование нравственных качеств детей происходит на уроке. И содержание уроков литературного чтения - верное средство для этого. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы.

Обязательным элементом урока нужно считать обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на мой взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать своё мнение: это формирует веру в


свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.

Литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и признано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства.

На уроках литературного чтения проводятся заочные экскурсии в картинные галереи, в художественные музеи. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть - вещи разные и редко совпадающие. Чем раньше ребёнок научится восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

Литературное чтение - это особенные уроки. Они включают целую систему прозаических, поэтических, музыкально поэтических и литературных жанров.

В течении многих веков сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа . Уроки литературного чтения, являются основой формирования нравственных качеств детей в воспитательно- образовательном процессе. Формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.

Если наши дети станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду - сможем с уверенностью сказать, что мы - учителя добились главной цели!


 

Развитие нравственных качеств личности ребёнка на уроках литературного чтения»

Развитие нравственных качеств личности ребёнка на уроках литературного чтения»

Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретённый опыт

Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретённый опыт

В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребёнок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни

В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребёнок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни

Литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и признано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание…

Литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и признано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2024