Конспект занятия по внеурочной деятельности "Удивительный крахмал"
Оценка 4.7

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Удивительный крахмал"

Оценка 4.7
docx
16.10.2024
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Удивительный крахмал"
Удивительный крахмал.docx

Конспект занятия  внеурочной деятельности

 «Удивительный крахмал»

(естественнонаучная грамотность, 4 класс)

         Цель занятия: поиск  крахмала в продуктах питания и изучение его физических  свойств

Задачи:  

Объект исследования: крахма

Задачи:

·        расширение знаний о значении крахмала для человека;

·        обнаружение его опытным путем;

·         развитие  навыков  проведения  опытов;

·        развитие социальных навыков: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение;

·        развитие  познавательных и интеллектуальных способностей детей.

 

                        

I.Эмоциональный настрой на урок

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

 

II.Актуализация знаний

   1.  Сегодня  на  нашем занятии  я предлагаю вам стать  учеными-исследователями, я буду руководителем научной группы, а вы мои помощники. Наш класс на некоторое время  превратится в маленькую исследовательскую  лабораторию.

 

  Что делают в лаборатории? (проводят опыты)

  Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Полученные результаты своих исследований обязательно фиксируют в специальных журналах.

 

- У нас  на занятии будет работать 3 научные лаборатории.

Объектом нашего исследования будет вещество, которое  у вас на столах.

(вернёмся к нему чуть позже)

 

2.  Ребята, наше сегодняшнее исследование я хочу начать с угощения. ( на столе стоят стаканчики  с киселём)

   Предлагаю вам, попробовать то, что налито в стаканчиках.

   Что это за напиток? (кисель)

 

   3.  Да, вы без труда его узнали, это кисель.

  Я всегда удивляюсь, какой интересный этот напиток, не похож ни на какой другой.  Он может быть густым и жидким, горячим и холодным.

- Я знаю,  из чего готовят кисель.

- А вы знаете?

- Оказывается,  что основой для киселя служит такое вещество как крахмал.  

    Крахмал – это ценный пищевой продукт. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы.

 

     Крахмал – это вещество, которое имеет широкое применение. В  пищевой промышленности при приготовлении различных выпечек, соусов, кремов, колбас, майонеза и других продуктов. В  бумажной промышленности - при изготовлении бумаги,  картона и бумажной тары. В текстильной промышленности - для придания тканям плотности и для загустки красок. Картофельный крахмал служит основой для различных мазей, таблеток, порошков, присыпок, компрессов.

 

 

4. Сегодня мы  с вами попытаемся узнать, что же это за вещество и где же оно  «прячется»?

 

III. Исследования.

1. - Давайте  начнем наши исследования.   (дети сидят по группам, на каждом столе тарелка с крахмалом)

 

Будем работать по плану и выясним:

 

Критерии

Выводы

Агрегатное состояние

 

Рыхлость

 

Цвет

 

Запах

 

Растворимость

 

Вкус

 

 

 

Опыт №1.

 

  - Сравните  это вещество с полосками белого цвета. Что можно сказать о цвете крахмала?  (крахмал белого цвета)

-Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал? (крахмал хрустит)

-Что можно сказать о запахе крахмала? (крахмал без запаха)

 

Опыт №2

-Налейте  холодную воду в стакан с крахмалом, размешайте.

-Что происходит? (крахмал не растворился, а выпал в осадок)

 

Опыт №3

(Учитель наливает в стакан с крахмалом горячую воду).

-Что происходит? (образовалась вязкая масса – клейстер)

 

 

Выводы по таблице

 

Критерии

Выводы

Агрегатное состояние

твёрдое вещество

Рыхлость

рыхлый сыпучий порошок, хрустит

Цвет

белый

Запах

запаха не имеет

Растворимость

в холодной воде не растворяется;

в горячей воде густеет, образуется клейстер

Вкус

не имеет

 

2. –Где же «прячется» крахмал и как его обнаружить?

     -Продолжим  наши исследования.

     -Есть такое вещество, которое всегда даёт синий цвет, если его капнуть в крахмал.

-Какое? (йод)

Сейчас попробуем обнаружить крахмал с помощью йода.

 

Опыт №1

 (Учитель в водный раствор крахмала капает йод; видим синее окрашивание. Затем - в чистую воду капнет каплю йода – вода пожелтела).

- Какой вывод ?

 

Вывод:

присутствие крахмала во всех продуктах можно обнаружить  с помощью  йода). Запомните это!

 

Опыт  №2(проводят дети) Проверка присутствия крахмала в продуктах

 

Ι лаборатория – хлеб, печенье, колбаса, картофель

ΙΙ лаборатория – картофель, яблоко, банан, капуста

ΙΙΙ лаборатория – чудо-йогурт, сыр, рыба, картофель

- А теперь давайте заслушаем выступления представителей лабораторий.

- В каких продуктах реакция была более интенсивная, сильная? (чем больше крахмала содержится в пищевом продукте, тем интенсивнее реакция – ярче фиолетовое пятно)

- Теперь вы знаете, в каких продуктах содержится крахмал, а в каких его нет.

 

Результаты опыта:

Продукты

Наличие крахмала

Белый хлеб

+

Картофель

+

Печенье

+

Колбаса

+

Огурец

-

Яблоко

-

Йогурт

-

 

Вывод:

  Наиболее яркое окрашивание произошло на белом хлебе, картофеле,  значит, в нём содержится крахмал.

     В овощах и фруктах крахмала нет, за исключением картофеля.

 

   Выводы:

   1) Продукты растительного происхождения  (огурец, яблоко, капуста и т.д.) не содержат крахмал.

    2) Продукты животного происхождения  (мясо, курица, яйцо, йогурт и т.д.) не содержат крахмал.

3)       В продуктах смешанного происхождения  (хлеб, печенье и т.д.) крахмал не исчезает.

 

       Роль крахмала в питании человека немаловажна. Крахмал – это углевод, один из основных источников энергии для человека.  Крахмал приносит пользу, т.к быстро восполняет энергию человека. Но его избыток может принести вред.  Питание должно быть сбалансированным.  Важно, чтобы в нашем рационе присутствовали крахмалосодержащие продукты. Но их должно быть  не более 20 процентов от всей пищи – пятая часть, а не 80-90 %, как это принято сейчас.

В овощах и фруктах крахмала нет, за исключением картофеля.

3. –Причём, в разных сортах картофеля содержится разное количество крахмала.

Сейчас мы с вами попробуем это выяснить и понять. Может ли это нам пригодиться в жизни.

 

Опыт №1: выявление кол-ва крахмала в различных сортах картофеля.

 

·        натереть сырой картофель разных сортов (примерно 100гр): «Радонежский», «Розара», «Синеглазка» (работа по трём группам)

·         результат: жидкая кашица. Натертую картофельную кашицу положим в пластмассовые стаканчики, добавим 150 мл  воды и размешаем.  Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

·        результат: вода стала беловатой, мутной

·        вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

·        полученный состав процедим через ситечко  в другой стакан;

·        вывод: через некоторое время на дне стакана появился белый  осадок- крахмал. Однако количество крахмала в разных стаканах различается;

·        вывод: разные сорта картофеля содержат разное количество крахмала.

 

4. Работа в печатной тетради (с.39-40)

 

 

 Ответ: «Радонежский» - для салата, «Розара» - для жарки, «Синеглазка» - для пюре. Сажая сорта картофеля с разными характеристиками (срок созревания, степень устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным погодным факторам и т.д.) бабушка Ромы всегда будет с урожаем.

      Из рассыпчатой картошки пюре вкусное, а вот на салат она совсем не годится. Разные сорта подходят для разных блюд.

 

 

 

 

IV. Рефлексия

 

1.На занятии я узнал(а)……..(есть такое вещество «крахмал»,в каких продуктах он содержится…)

Для меня было открытием …….(как можно обнаружить крахмал в продуктах, от сорта картофеля  зависит скорость приготовления …..)

Мне было интересным………(проводить опыты, делать исследования….)

-Чем «удивил» крахмал?

2.- Назовём свойства крахмала.

 

 

 

 

 


 

Конспект занятия внеурочной деятельности «Удивительный крахмал» ( естественнонаучная грамотность, 4 класс )

Конспект занятия внеурочной деятельности «Удивительный крахмал» ( естественнонаучная грамотность, 4 класс )

Ребята, наше сегодняшнее исследование я хочу начать с угощения

Ребята, наше сегодняшнее исследование я хочу начать с угощения

Критерии Выводы

Критерии Выводы

Цвет белый Запах запаха не имеет

Цвет белый Запах запаха не имеет

В каких продуктах реакция была более интенсивная, сильная? (чем больше крахмала содержится в пищевом продукте, тем интенсивнее реакция – ярче фиолетовое пятно) -

В каких продуктах реакция была более интенсивная, сильная? (чем больше крахмала содержится в пищевом продукте, тем интенсивнее реакция – ярче фиолетовое пятно) -

Но его избыток может принести вред

Но его избыток может принести вред

Ответ: «Радонежский» - для салата, «Розара» - для жарки, «Синеглазка» - для пюре

Ответ: «Радонежский» - для салата, «Розара» - для жарки, «Синеглазка» - для пюре

IV . Рефлексия 1.На занятии я узнал(а)……

IV . Рефлексия 1.На занятии я узнал(а)……
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2024