Конспект занятия внеурочной деятельности
«Удивительный крахмал»
(естественнонаучная грамотность, 4 класс)
Цель занятия: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его физических свойств
Задачи:
Объект исследования: крахма
Задачи:
· расширение знаний о значении крахмала для человека;
· обнаружение его опытным путем;
· развитие навыков проведения опытов;
· развитие социальных навыков: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение;
· развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей.
I.Эмоциональный настрой на урок
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
II.Актуализация знаний
1. Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам стать учеными-исследователями, я буду руководителем научной группы, а вы мои помощники. Наш класс на некоторое время превратится в маленькую исследовательскую лабораторию.
Что делают в лаборатории? (проводят опыты)
Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Полученные результаты своих исследований обязательно фиксируют в специальных журналах.
- У нас на занятии будет работать 3 научные лаборатории.
Объектом нашего исследования будет вещество, которое у вас на столах.
(вернёмся к нему чуть позже)
2. Ребята, наше сегодняшнее исследование я хочу начать с угощения. ( на столе стоят стаканчики с киселём)
Предлагаю вам, попробовать то, что налито в стаканчиках.
Что это за напиток? (кисель)
3. Да, вы без труда его узнали, это кисель.
Я всегда удивляюсь, какой интересный этот напиток, не похож ни на какой другой. Он может быть густым и жидким, горячим и холодным.
- Я знаю, из чего готовят кисель.
- А вы знаете?
- Оказывается, что основой для киселя служит такое вещество как крахмал.
Крахмал – это ценный пищевой продукт. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы.
4. Сегодня мы с вами попытаемся узнать, что же это за вещество и где же оно «прячется»?
III. Исследования.
1. - Давайте начнем наши исследования. (дети сидят по группам, на каждом столе тарелка с крахмалом)
Будем работать по плану и выясним:
Критерии |
Выводы |
Агрегатное состояние |
|
Рыхлость |
|
Цвет |
|
Запах |
|
Растворимость |
|
Вкус |
|
Опыт №1.
- Сравните это вещество с полосками белого цвета. Что можно сказать о цвете крахмала? (крахмал белого цвета)
-Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал? (крахмал хрустит)
-Что можно сказать о запахе крахмала? (крахмал без запаха)
Опыт №2
-Налейте холодную воду в стакан с крахмалом, размешайте.
-Что происходит? (крахмал не растворился, а выпал в осадок)
Опыт №3
(Учитель наливает в стакан с крахмалом горячую воду).
-Что происходит? (образовалась вязкая масса – клейстер)
Выводы по таблице
Критерии |
Выводы |
Агрегатное состояние |
твёрдое вещество |
Рыхлость |
рыхлый сыпучий порошок, хрустит |
Цвет |
белый |
Запах |
запаха не имеет |
Растворимость |
в холодной воде не растворяется; в горячей воде густеет, образуется клейстер |
Вкус |
не имеет |
2. –Где же «прячется» крахмал и как его обнаружить?
-Продолжим наши исследования.
-Есть такое вещество, которое всегда даёт синий цвет, если его капнуть в крахмал.
-Какое? (йод)
Сейчас попробуем обнаружить крахмал с помощью йода.
Опыт №1
(Учитель в водный раствор крахмала капает йод; видим синее окрашивание. Затем - в чистую воду капнет каплю йода – вода пожелтела).
- Какой вывод ?
Вывод:
присутствие крахмала во всех продуктах можно обнаружить с помощью йода). Запомните это!
Опыт №2(проводят дети) Проверка присутствия крахмала в продуктах
Ι лаборатория – хлеб, печенье, колбаса, картофель
ΙΙ лаборатория – картофель, яблоко, банан, капуста
ΙΙΙ лаборатория – чудо-йогурт, сыр, рыба, картофель
- А теперь давайте заслушаем выступления представителей лабораторий.
- В каких продуктах реакция была более интенсивная, сильная? (чем больше крахмала содержится в пищевом продукте, тем интенсивнее реакция – ярче фиолетовое пятно)
- Теперь вы знаете, в каких продуктах содержится крахмал, а в каких его нет.
Результаты опыта:
Продукты |
Наличие крахмала |
Белый хлеб |
+ |
Картофель |
+ |
Печенье |
+ |
Колбаса |
+ |
Огурец |
- |
Яблоко |
- |
Йогурт |
- |
Вывод:
Наиболее яркое окрашивание произошло на белом хлебе, картофеле, значит, в нём содержится крахмал.
В овощах и фруктах крахмала нет, за исключением картофеля.
Выводы:
1) Продукты растительного происхождения (огурец, яблоко, капуста и т.д.) не содержат крахмал.
2) Продукты животного происхождения (мясо, курица, яйцо, йогурт и т.д.) не содержат крахмал.
3) В продуктах смешанного происхождения (хлеб, печенье и т.д.) крахмал не исчезает.
Роль крахмала в питании человека немаловажна. Крахмал – это углевод, один из основных источников энергии для человека. Крахмал приносит пользу, т.к быстро восполняет энергию человека. Но его избыток может принести вред. Питание должно быть сбалансированным. Важно, чтобы в нашем рационе присутствовали крахмалосодержащие продукты. Но их должно быть не более 20 процентов от всей пищи – пятая часть, а не 80-90 %, как это принято сейчас.
В овощах и фруктах крахмала нет, за исключением картофеля.
3. –Причём, в разных сортах картофеля содержится разное количество крахмала.
Сейчас мы с вами попробуем это выяснить и понять. Может ли это нам пригодиться в жизни.
Опыт №1: выявление кол-ва крахмала в различных сортах картофеля.
· натереть сырой картофель разных сортов (примерно 100гр): «Радонежский», «Розара», «Синеглазка» (работа по трём группам)
· результат: жидкая кашица. Натертую картофельную кашицу положим в пластмассовые стаканчики, добавим 150 мл воды и размешаем. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
· результат: вода стала беловатой, мутной
· вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
· полученный состав процедим через ситечко в другой стакан;
· вывод: через некоторое время на дне стакана появился белый осадок- крахмал. Однако количество крахмала в разных стаканах различается;
· вывод: разные сорта картофеля содержат разное количество крахмала.
4. Работа в печатной тетради (с.39-40)
Ответ: «Радонежский» - для салата, «Розара» - для жарки, «Синеглазка» - для пюре. Сажая сорта картофеля с разными характеристиками (срок созревания, степень устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным погодным факторам и т.д.) бабушка Ромы всегда будет с урожаем.
Из рассыпчатой картошки пюре вкусное, а вот на салат она совсем не годится. Разные сорта подходят для разных блюд.
IV. Рефлексия
1.На занятии я узнал(а)……..(есть такое вещество «крахмал»,в каких продуктах он содержится…)
Для меня было открытием …….(как можно обнаружить крахмал в продуктах, от сорта картофеля зависит скорость приготовления …..)
Мне было интересным………(проводить опыты, делать исследования….)
-Чем «удивил» крахмал?
2.- Назовём свойства крахмала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.